Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_lit._2017.docx106.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хиславичская СШ»

Рассмотрено на заседании

методического объединения

учителей русского языка и литературы

«  » августа 2017 г.

Рук. РМО____Т.В. Сафонова

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета

Протокол №1

от « 28 » августа 2017 г.

Утверждаю

Приказ № 78

от «28»    августа 2017 г.

 Директор МБОУ «Хиславичская СШ»

___________ Е.И.Адашан

Рабочая программа по литературе

9«Б» класс

Учитель:  Адашан Е.И.

Квалификационная категория:  высшая

2017- 2018 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Рабочая программа по литературе для обучающихся 9 «Б» класса создана на основе:
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
  • Примерной учебной программы основного общего образования по литературе;
  • Основной образовательной программы МБОУ «Хиславичская СШ».
  • Учебника для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях, В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина.  М. Просвещение, 2015.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  •  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  •  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  •  поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  •  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  •  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
  •  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  •  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
  •  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  •  обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  •  установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
  •  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
  •  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
  •  выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
  •  организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
  •  участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
  •  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  •  социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
  •  сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  •  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  •  формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  •  ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  •  признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся:
  •  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  •  разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  •  осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  •  выразительное чтение художественного текста;
  •  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  •  ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  •  заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  •  анализ и интерпретация произведения;
  •  составление планов и написание отзывов о произведениях;
  •  написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  •  целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
  •  индивидуальная и коллективная проектная деятельность.

Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе

Личностные результаты:

  •  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  •  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения. устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  •  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  •  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  •  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  •  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  •  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  •  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  •  собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  •  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  •  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  •  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  •  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  •  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  •  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. Содержание деятельности по предмету в 9 классе

В 9 классе начинается линейный курс на историко - литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе. В этой возрастной группе идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы. активизируется связь курса литературы с  формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко- литературной основе.

Общая характеристика учебного предмета

Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

Содержание курса литературы в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе —  литература и её роль в духовной жизни человека.

В  программе соблюдена системная направленность — курс 9 класса представлен разделами:

  1. Древнерусская литература.
  2.  Русская литература XVIII века.
  3.  Русская литература XIX века.
  4.  Русская литература XX века.
  5.  Зарубежная литература.
  6.  Обзоры.
  7.  Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—6 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Распределение учебных часов по разделам программы

Введение — 1 ч.

Из древнерусской литературы — 3 ч.

Из русской литературы XVIII в. - 8 ч.

Из русской литературы XIX в. - 58 ч (в т. ч. 4 К.Р., 11 P.P., 1 В.Ч.).

Из русской литературы XX в. — 28 ч (в т. ч. 31К.Р., 5P.P., 1 В.Ч.).

Из зарубежной литературы — 5 ч (в т. ч. 1 Р.Ч).

Итоговый контроль — 2ч.

Место предмета

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в  9 классе —102 ч. (3 раза в неделю).

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела,

тема урока

Дата проведения

Корректировка

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

2

Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

3

Р.Р.Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины в «Слове…»

4

К.Р. №1 по теме «Древнерусская литература»

5

М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…».

6

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».»

7

Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В.Ломоносова.

8

Г.Р.Державин Стихотворение «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего

9

Г.Р.Державин Обращение к античной поэзии в стихотворении «Памятник». Тема поэта и поэзии. Оценка собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

10

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы Утверждение человеческих ценностей в повести

11

Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма.

12

Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного-двух произведений).

13

Р. Р. В.А.Жуковский – зачинатель русского романтизма. «Море». «Невыразимое». Границы невыразимого в слове и чувстве

14

Баллады в творчестве В.А.Жуковского. Новаторство поэта. Баллада«Светлана».

15

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. История создания «Горе от ума»»

16

Р.Р.Смысл названия и проблема ума в комедии   «Горе  от  ума».Анализ  первого  действия.

17

Фамусовская Москва в комедии «Горе т ума». Анализ второго действия.

18-19

Р.Р. Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий.

20

Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Мастерство автора в создании речевых характеристик

21

Р.Р.Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

22

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С.Пушкина.Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар»

23

Одухотворённость и чистота любви в стихотворениях А.С.Пушкина «На холмах Грузии», «Я вас любил»

24

Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С.Пушкина «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

25

Обзор содержания романа  А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

26-27

Р.Р.Образы главных героев романа А.С. Пушкина. Основная сюжетная линия и лирические отступления

28

Татьяна - нравственный идеал А.С. Пушкина

29

Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина

30

Автор как идейно – композиционный и лирический центр романа «Евгений Онегин»

31

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в зеркале критики

32

А.С Пушкин.Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства

33

Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах трагедии А.С.Пушкина 2 Моцарт и Сальери» Проект

34

К.Р №4 по творчеству А.С.Пушкина

35

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания

36

«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе о незаурядной личности

37

Главные и второстепенные герои в романе

38

Печорин - самый любопытный предмет своих наблюдений

39

Печорин и Максим максимыч. Печорин и доктор Вернер

40

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери

41

Повесть Лермонтова «Тамань» .Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение

42

Поэзия М.Ю.Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского

43

Основные мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Стихотворения «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно».Чувство трагического одиночества

44

М.Ю.Лермонтов Стихотворения «Дума», « Поэт», «Родина», «Пророк».Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Проект

45

М.Ю.Лермонотв. Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Предсказание», «Молитва» и др. Харатер лирического героя лермонтовской поэзии.

Проект

46

К.Р №5 по творчеству М.Ю.Лермонтова

47

Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел  названия поэмы.

48

Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах»

49

Чичиков-«приобретатель» как новый герой эпохи

50

Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.

51

Соотношение поэмы «мёртвые души2 с «Божественной комедией»Данте.Жанровое своеобразие поэмы

52

Причины незавершённости поэмы Н.В.Гоголя.Чичиков как антигерой

53

Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы

54

Эволюция образа автора поэмы от сатирика к проповеднику Проект

55

. Поэма в оценке критики. Подготовка к проекту

56

Проект

57

Р.Р.Подготовка к сочинению

58

К.Р. №6 по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

59

Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского

60

Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи».

61

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».

62

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского

63

Проект

64

А.П.Чехов Расскаэ «Смерть чиновника» Истинные и ложные ценности героев рассказа

65

Эволюция образа «маленького человека в литературе 19 в.

66

Чеховское отношение к  «маленькому человеку»

67

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества в многолюдном городе

68

Проект. Составление коллективного иллюстративного электронного сборника рефератов на тему «Образ “маленького человека” в русской литературе XIX в.»

69

Р. Р. Написание сочинения «Боль и тоска в изображении А.П. Чехова

70

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

71

Богатство и разнообразие жанров и направлений в русской литературе XX в.

72

И.А. Бунин. Жизнь и творчество (обзор)

73

Рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи». Печальная история любви

74

«Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи»

75

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести

76

Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Система образов повести

77

Умственная, нравственная и духовная недоразвитость «ша- риковщины» в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Поэтика Булгакова- сатирика

78

Прием гротеска в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

79

М.А. Шолохов. Жизнь и творчество(обзор).Смысл названия рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»        

80

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество (обзор). Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»

81

Контрольная работа № 7 по творчеству А. П. Чехова, М.А. Булгакова,М.А. Шолохова и А.И. Солженицына

82

Вершинные направления русской поэзии XX в.

83

А.А. Блок. Стихотворения «Ветер принес издалёка…», « О, весна без конца и без краю…»

84

Своеобразие лирических интонаций А.А. Блока. Стихотворение «О, я хочу безумно жить…» Цикл «Родина»

85

Сквозные образы в лирике С.А. Есенина. Стихотворения «Вот уж вечер. Роса...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...»

86

Тема России — главная в поэзии С.А. Есенина. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...»

87

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Послушайте!», «А вы могли бы?».Новаторство Маяковского-поэта

88

В.В. Маяковский о труде поэта. Своеобразие стиха ритма, словотворчества В.В. Маяковского Стихотворение «Люблю» (отрывок)

89

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихотворения о поэзии, о любви «Идешь,на меня по хожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной»

90

Особенности поэтики М.И. Цветаевой. Стихотворения «Откуда такая нежность?», «Родина», стихи о Москве

91

Н.А. Заболоцкий. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о человеке и природе «Я не ищу гармонии в природе», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст»

92

Н А. Заболоцкий. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философская глубина обобщения поэта-мыслителя

93

А.А. Ахматова. Жизнь и творчество(обзор).  Стихотворные произведения из книг «Чётки»,«Белая стая»,«Пушкин». Особенности поэтики А.А. Ахматовой

94

А.А. Ахматова. Стихотворные произведения из книг «Подорожник», «Аппо Domini»,«Тростник»,«Ветер войны»

95

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака

96

Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л. Пастернака. Стихотворения «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво»

97

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения о Родине, о природе. «Урожай», «Весенние строчки»,«Я убит подо Ржевом...»

98-99

Контрольная рабата  в формате ОГЭ

100

Песни и романсы на стихи поэтов Х1Х-ХХ вв. (обзор)

101

Античная лирика. Гораций. Стихотворение «Я воздвиг памятник...»

102

Данте Алигьери. Поэма «Божественная комедия». Множест

венность смыслов поэмы У. Шекспир Трагедия «Гамлет» И.В. Гёте. «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения


Приложение

Контрольная работа по литературе (9 класс)

                                1 вариант

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Крылов И.А.

Подчеркните  художественный прием, который лежит в основе басни: метафора, аллегория, гипербола, эпитет.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Пушкин А.С.

Какое учебное заведение окончил А.С.Пушкин?

Кому из друзей-лицеистов А.С.Пушкин посвящал стихи?

Лермонтов М.Ю.

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Гоголь Н.В.

Из скольких действий состоит комедия «Ревизор»?

Укажите особенности комедии «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Как Салтыков-Щедрин М.Е. назвал народ, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Лесков Н.С.

Почему во многих произведениях Лесков Н.С. описывает криминальную сторону жизни?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какой основной художественный прием использован в рассказе «После бала»?

Какова историческая основа рассказа Толстого Л.Н. «После бала»?

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

Пушкин А.С.                                                                              «Бородино»

Фонвизин Д.И.                                                        «Левша»

Рылеев К.Ф.                                                                «Капитанская дочка»

Лесков Н.С.                                                                                   «Шинель»

Гоголь Н.В.                                                                     «Смерть Ермака»

Лермонтов М.Ю.                                                                           «Недоросль»

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Варенька -

Швабрин –

Митрофан –

Германн –

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский –

Акакий Акакиевич Башмачкин -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Роняет лес багряный свой убор.

 (А.С.Пушкин)

В глуши, во мраке заточения

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновения,

Без слез, без жизни, без любви.

(А.С.Пушкин)

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть;

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

(М.Ю.Лермонтов)

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерёв

Прозрачной зеленью листов.

(М.Ю.Лермонтов)

Контрольная работа по литературе (9 класс)

                        2 вариант

Что такое летопись?

Крылов И.А.

Какие басни И.А. Крылова знаете? Перечислите

Что такое мораль басни?

Пушкин А.С.

По чьему приказу был открыт Царскосельский лицей, в котором обучался А.С.Пушкин?

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Лермонтов М.Ю.

Что такое Тарханы? Как это слово связано с жизнью Лермонтова М.Ю.?

Из скольких глав состоит поэма Лермонтова М.Ю. «Мцыри»?

Гоголь Н.В.

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Салтыков-Щедрин М.Е.

Как называется город, описанный в романе «История одного города»?

Кого высмеивает Салтыков-Щедрин М.Е. в романе «История одного города»?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Лесков Н.С.

В каких газетах печатался Лесков Н.С.?

Почему рассказ Лескова Н.С. назван «Старый гений»?

Какие проблемы поднимаются в рассказе Лескова Н.С. «Старый гений»?

Толстой Л.Н.

Какие произведения написал Толстой Л.Н.?

Укажите особенности рассказа Толстого Л.Н. «После бала».

Почему рассказ назван автором не «Бал», а «После бала», хотя описание бала занимает основную часть рассказа?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

Фонвизин Д.И.                                                                     «Обоз»

Рылеев К.Ф.                                                                               «Левша»

Лесков Н.С.                                                                                                «Недоросль»

Крылов И.А.                                                                                               «Капитанская дочка»

Гоголь Н.В.                                                                                    «Смерть Ермака»

Пушкин А.С.                                                                                                «Шинель»

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов –

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Варенька -

Петр Гринев -

Митрофан –

Германн –

Вор-новатор –

К какому литературному направлению (классицизм, реализм, романтизм) принадлежит творчество писателей:

Фонвизин Д.И. -

Пушкин А.С. -

Лермонтова М.Ю. -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы.

Указать, в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

В томлениях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

(А.С.Пушкин)

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ.

(М.Ю.Лермонтов)

………………….ветерок

Сырые шевельнул листы,

Дохнули сонные цветы.

(М.Ю.Лермонтов)

Роняет лес багряный свой убор.

 (А.С.Пушкин)

Контрольная работа по литературе (9 класс)

                        2 вариант

Класс_______________       Фамилия уч-ся________________________

Что такое фольклор?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что знаете о таком жанре как житие?

Что обозначают древнерусские слова?

Сеча –

Ланиты –

Гривна-

Распря –

Десница –

Кого высмеивает древнерусская повесть «Шемякин суд»?

Перечислите отрицательных героев произведения «Недоросль».

Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Пушкин А.С.                                                                     а)  «Шинель»

2) Крылов И.А.                                                 б) «История одного города»

3) Салтыков-Щедрин М.Е.                                                   в)  «Пиковая дама»

4) Гоголь Н.В.                                                                        г)  «Левша»        

5) Фонвизин Д.И.                                                  д)  «Квартет»

6) Лесков Н.С.                                                                        е)  «Недоросль»

Укажите жанры литературных произведений:

Н.В.Гоголь «Ревизор» -

С.Н.Лесков «Старый гений» -

И.А.Крылов «Слон и Моська» -

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Береги честь смолоду.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Перечислите положительных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка».

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»?

Кто подсказал Гоголю Н.В. сюжет комедии «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему  человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Один из тех людей, которых называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

-«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

-«Чёрт побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы».

-«Один раз меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьём».

 Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Простаковы –

Митрофанушка –

Савельич –

Маша Миронова-

Добчинский -

Акакий Акакиевич Башмачкин –

Вор-новатор -

Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза –

Аннотация –

Басня –

Гротеск –

Диалог –

Тема –

Композиция –

Летопись –

Олицетворение –

Псевдоним –

Хорей -

        Контрольная работа по литературе (89класс)

                        1 вариант

Класс_________                              Фамилия уч-ся_____________________

Что такое устное народное творчество?

Произведения  каких веков относятся к древнерусской литературе?

Подчеркните жанры древнерусской литературы: повесть, житие, сказание, частушка, наставление, стихотворение.

Что обозначают древнерусские слова?

Десница –

Перст –

Вирши –

Глагол –

Баталия –

О каком суде говорят «шемякин суд»?

Какому историческому событию посвящена басня И.А.Крылова «Обоз»?

Перечислите положительных героев произведения «Недоросль».

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Фонвизин Д.И                                                а) «История одного города»

2) Пушкин А.С.                                                                     б)  «Стрекоза и Муравей»

3) Лесков Н.С.                                                                       в) «Недоросль»

4) Крылов И.А.                                                                      г)  «Пиковая дама»

5) Гоголь Н.В.                                                                        д)  «Шинель»

6)Салтыков-Щедрин М.Е        .                                                е)  «Левша»

        

Укажите жанры литературных произведений:

И.А.Крылов «Слон и Моська» -

Н.В.Гоголь «Ревизор» -

Н.С.Лесков «Старый гений» -

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»  -

 М.Ю.Лермонтов «Мцыри» -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Перечислите отрицательных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка»

Кому посвящено стихотворение А.С.Пушкина «19 октября»?

Какова реакция зрителей и императора на постановку пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

-«Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове…»

-«Человек, прочитавший пять или шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не ходит».

-«Толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при этом проныра и плут».

-«Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему  человек. Хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

Кто из героев произведения Гоголя «Ревизор» говорит:

-«Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»

-«Ужасно как есть хочется! Немного прошёлся, думал, не пройдёт ли аппетит, - нет, не проходит. Если бы я в Пензе не покутил, осталось бы денег доехать домой».

-«Я с Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну, что, брат Пушкин?»

-«У нас больные, как мухи, выздоравливают».

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Вральман –

Петр Гринёв –

Вор-новатор -

Маша Миронова-

Швабрин –

Бобчинский-

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория –

Афоризм –

Былина –

Гипербола –

Монолог –

Идея –

Летопись –

Метафора –

Сатира –

 Эпиграф –

Ямб –

Контрольная работа по литературе (9 класс)

                        1 вариант

Класс_________                        Фамилия уч-ся_____________________

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Пушкин                                                                 а)  «Мцыри»

2) Фонвизин                                                  б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Капитанская дочка»

4) Лесков                                                  г) «Шинель»

5) Гоголь        .                                         д)  «После бала»

6) Лермонтов                                          е) «Недоросль»

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-    

К каким литературным направлениям (классицизм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина –

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Фонвизин                                 а) Николай Васильевич

  2) Пушкин                                    б) Денис Иванович                                          

  3)Лермонтов                                в) Лев Николаевич                            

  4) Крылов                                                г) Александр Сергеевич                              

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович                            

  6)Салтыков-Щедрин                              е) Иван Андреевич

  7)Толстой                                        ж) Михаил Юрьевич

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-           7)-  

Как оценили зрители пьесу  «Недоросль», поставленную в 1782 году на сцене петербургского театра?

                                               

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Лука Лукич Хлопов –

Акакий Акакиевич Башмачкин -

Варенька -

Петр Гринев -

Вральман–

Германн –

Вор-новатор –

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин  в своих произведениях?

Контрольная работа по литературе (9 класс)

                2 вариант

Класс_________                        Фамилия уч-ся_____________________

Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Фонвизин                                 а) Николай Васильевич

  2) Пушкин                                    б) Денис Иванович

  3)Лермонтов                                в) Лев Николаевич

  4) Крылов                                                г) Александр Сергеевич

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович

  6)Салтыков-Щедрин                              е) Иван Андреевич

  7)Толстой                                        ж) Михаил Юрьевич

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-           7)-  

Как оценил царь Николай 1  пьесу  «Ревизор», поставленную в 1836 году на сцене петербургского театра?

Какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин М.Е. в своих произведениях?

Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1)Гоголь                                                                          а)  «Шинель»

2) Лермонтов                                                 б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Капитанская дочка»

4) Лесков                                                  г) «Недоросль»

5) Пушкин        .                                         д)  «После бала»

6) Фонвизин                                                 е)  «Мцыри»

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-    

К каким литературным направлениям (классицизм,  сентиментализм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина

Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

Иван Александрович Хлестаков –

Швабрин-

Митрофан –

Германн –

Вор-новатор –

Варенька -

Акакий Акакиевич Башмачкин -

К каким произведениям (название и автор) данные слова взяты эпиграфом?

Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

Вкусая, вкусив мало меда, и се аз умираю.

Береги честь смолоду.

На зеркале неча пенять, коли рожа крива.

Контрольная работа по литературе (9 класс)

1 вариант                                        Фамилия уч-ся_____________________

1.Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Булгаков                                        а) Антон Павлович

  2) Салтыков-Щедрин                              б) Михаил Александрович

  3) Бунин                                        в) Лев Николаевич

  4) Крылов                                                г) Николай Васильевич

  5) Гоголь                                                   д) Михаил Евграфович

  6) Блок                                        е) Иван Андреевич

  7) Толстой                                        ж) Иван Алексеевич

  8) Чехов                                        з) Александр Александрович

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-           7)-         8)-          

2.Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Полиграф Полиграфович Шариков –                                        

2) Настенька-

3) Борменталь –

 4) Алёхин –

5) Глуповцы - 6)

6) Николай Евграфович Алмазов -

7) Амос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин -

3. Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1) Булгаков                                                                         а)  «Мцыри»

2) Бунин                                                      б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Кавказ»

4) Лесков                                                  г) «Собачье сердце»

5) Куприн                                                 д)  «После бала»

6) Лермонтов                                          е) «Куст сирени»

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-    

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм,  романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Бедная Лиза» Карамзина -

- «Капитанская дочка» Пушкина –

- «Недоросль» Фонвизина –

5. Кому из писателей присуждена Нобелевская премия?

6. Какой символ использует Блок при описании Родины?

7.Что обозначают литературоведческие термины?

Аллегория –

Сатира –

Гипербола –

Инверсия –

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Цветы последние милей

Роскошных первенцев полей.      (А.С.Пушкин)

Река раскинулась. Течёт, грустит лениво

        И моет берега.                  (А.А.Блок)

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

 И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.             (А.А..Блок)

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!                   (А.А.Блок)

Дорога, как змеиный хвост,

Полна народу, шевелится.                (А.С.Пушкин)

Контрольная работа по литературе (9 класс)

2 вариант                                        Фамилия уч-ся_____________________

1.Соотнесите фамилию писателя с его  именем:

  1) Гоголь                                а) Михаил Евграфович                            

  2) Блок                                  б) Михаил Александрович

  3)Куприн                                в) Иван Андреевич

  4) Крылов                                       г) Антон Павлович

  5) Булгаков                                            д) Александр Александрович

  6) Салтыков-Щедрин                      е) Лев Николаевич                            

  7) Толстой                                ж) Александр Иванович

  8) Чехов                                 з) Николай Васильевич

 

1)-       2)-             3)-           4)-           5)-           6)-           7)-         8)-              

2. Указать, из каких произведений (название и автор) взяты герои:

1) Головотяпы-                                        

2) Варенька -

3) Николай Евграфович Алмазов -

4) Иван Александрович Хлестаков -

5) Филипп Филиппович Преображенский –

6) Акакий Акакиевич Башмачкин –

3.Соотнесите фамилию писателя с его  произведением:

1)Бунин                                                                       а)  «Мцыри»

2) Куприн                                                 б) «Старый гений»

3) Толстой                                                 в) «Кавказ»

4) Лесков                                                  г) «Собачье сердце»

5) Булгаков        .                                         д)  «После бала»

6) Лермонтов                                                е) «Белые ночи»

7) Достоевский                                          е) «Куст сирени»

1)-               2)-             3)-           4)-           5)-           6)-     7)-

4. К каким литературным направлениям (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)  относятся произведения:

- «Недоросль» Фонвизина –

- «Бедная Лиза» Карамзина -

- «Мцыри» Лермонтова –

- «Капитанская дочка» Пушкина –

5.Кто из писателей получил медицинское образование?

 6. Почему Блок свои стихи «На поле Куликовом» назвал циклом?

7. Что обозначают литературоведческие термины?

Антитеза –

Гротеск –

Деталь –

Интерпретация -

8.Указать (подчеркнуть или обвести), в каком отрывке используются такие художественные приемы как градация, эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболы:

Поле зыблется цветами…

В небе льются света волны…

Вешних жаворонков пенья

Голубые бездны полны.               (А.Н.Майков)

Журавль у ветхого колодца,

За ним, как кипень, облака,

В полях скрипучие воротца,

И запах хлеба, и тоска.                (А.А.Ахматова)

Не жалею, не зову, не плачу.

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увядания золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.                 (С.А.Есенин)

Под нами грохотом чугунныи

Мосты мгновенные гремят.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....