«Активизация интеллектуальной деятельности учащихся c применением ИКТ-технологий на уроках литературы в 5 классе (на материале сказок А.С. Пушкина)»
методическая разработка по литературе (5 класс)

В современных  условиях непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует как от преподавателя, так и от ученика совершенствования интеллектуальных средств ее приема, обработки и передачи. Сегодня особенно остро стоит проблема мотивации учащихся к обучению, поэтому мы считаем необходимым обратиться к игре как к средству развития познавательного интереса и активизации творческого мышления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc42.5 КБ
PDF icon u_lukomorya_compressed.pdf2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Активизация интеллектуальной деятельности учащихся

c применением ИКТ-технологий

на уроках литературы в 5 классе

(на материале сказок А.С. Пушкина)

Методическая разработка: «Активизация интеллектуальной деятельности учащихся c применением ИКТ-технологий на уроках литературы в 5 классе (на материале сказок                          А.С. Пушкина)».

Цель: раскрытие  творческого и интеллектуального  потенциала школьников  через работу с текстами сказок А.С. Пушкина.

Задачи:

  • создание игровой ситуации, способствующей активизации знаний учащихся;
  • создание информационно-коммуникативной среды на уроках;
  • использование художественного аспекта в образовательном процессе;
  • использование текста как средства создания развивающей речевой среды;
  • создание положительного настроя к активной познавательной деятельности;
  • развитие умения пятиклассников работать в  группах;
  • развитие внимания и памяти учащихся;
  • эстетическое развитие учащихся.

Аннотация:

В современных  условиях непрерывно растущий объем информации, и ее качественное разнообразие требует как от преподавателя, так и от ученика совершенствования интеллектуальных средств ее приема, обработки и передачи. Сегодня особенно остро стоит проблема мотивации учащихся к обучению, поэтому мы считаем необходимым обратиться к игре как к средству развития познавательного интереса и активизации творческого мышления учащихся.

Для реализации поставленных  задач  используются специально разработанные нами демонстрационные материалы «У Лукоморья»  (игровая интеллектуальная деятельность на уроках литературы в 5 классе)». См. Приложение 1.

В процессе работы используются следующие педагогические технологии:

  • игровое обучение;
  • метод моделирования - совершенствование речевых навыков школьников;
  • моделирование на уровне текста (восстановить деформированный текст; развернуть текст в соответствии с темой, составить текст по иллюстрации, рисунку, схеме, создать текст по опорным словам и др.);
  • технология объяснительно-иллюстративного обучения;
  • использование кластеров;
  • технология индивидуального обучения (использование разноуровневых дидактических материалов, работа с текстовой информацией).

Мы предлагаем несколько  игровых приемов с использованием созданных нами демо-материалов.

Эти и другие игры могут быть реализованы на разных этапах урока литературы при изучении творчества А.С.Пушкина:

Игра

Правила

Задача

«Продолжи фразу»

Учитель выдает участнику игры  карточку из предложенного материала, ученик читает вслух, пропуская фрагмент текста.

Восстановить недостающий фрагмент стихотворного отрывка.

«Алфавит»

Участник игры выбирает карточку с определенной буквой.

Вспомнить как можно больше героев, волшебных предметов, фрагментов из сказок А.С. Пушкина, начинающихся на данную букву.

«Угадай героя»

Участнику игры выдается карточка с  иллюстрацией.

Отгадать имя героя сказки, о котором идет речь.

«Волшебный предмет»

Участнику игры выдается карточка с  иллюстрацией.

Вспомнить сказку и назвать волшебные предметы, которые в ней упоминаются.

«Угадай сказку»

Участнику игры выдается карточка с  иллюстрацией.

Вспомнить название сказки.

              Правила игр  могут быть усложнены и дополнены в случае, если класс разделен на несколько групп. Элемент соревнования  позволяет  поддержать интерес к игре  и побуждает детей  к более активной интеллектуальной  деятельности.

              Кроме того, в работе  могут быть использованы кластеры, позволяющие систематизировать  и лучше усвоить предлагаемый материал. См.Приложение 2, 3.

Данная методическая разработка также может быть использована для проведения интегрированных уроков в 5 классе (литература + искусство).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Мастер- класс по применению интерактивных технологий на уроке литературы (5 класс)

Цель урока Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с текстом.Основное содержание темы, термины, п...

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики /из опыта работы/

Активизация познавательной деятельности учащихся путём применения межпредметных связей на уроках математики. Из опыта работы учителя математики первой квалификационной категории....

Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики.

Методическая тема: Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных информационно - коммуникативных технологийЦель: совершенствование образовательного процесса, формирование об...