Творчество М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»
презентация к уроку по литературе (9 класс)
Презентация содержит основные сведения из биографии Михаила Шолохова, а также анализ рассказа "Судьба человека".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Шолохов_Судьба_человека | 727.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краткая биография писателя Родился 24 мая 1905 (по новым научным данным 1904) года на хуторе в Донецком округе (ныне Ростовская область). В детстве стал свидетелем Вешенского восстания (выступление донских казаков против власти большевиков в 1919 г.). В числе прочего в юности работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Первая публикация М. Шолохова вышла в газете «Юношеская правда» в сентябре 1923 г. Это был фельетон «Испытание». Первый рассказ, «Родинка», был опубликован в 1924 г., первый сборник «Донские рассказы» - в 1926 г.
Краткая биография писателя С 1925 по 1927 гг. работал над первой частью романа «Тихий Дон». Завершить это монументальное произведение писателю удалось к 1940 году. Роман получил широкое признание читателей и стал одним из шедевров мировой литературы XX века. В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов работал военным корреспондентом главных советских газет «Правда» и «Красная звезда», публиковал очерки и рассказы. В 1945 году демобилизовался, закончил романы «Поднятая целина» и «Они сражались за Родину». В 1965 году Шолохову присудили Нобелевскую премию в области литературы с формулировкой «за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время». Михаил Шолохов скончался в 1984 году в станице Вешенской на 79-м году жизни.
Рассказ «Судьба человека» Рассказ был опубликован в главной советской газете «Правда» 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. Произведение вызвало сильный читательский резонанс. Сам рассказ был написан за 7 дней. Основа: встреча Шолохова в 1946 году на охоте с неким человеком, фамилию которого он не узнал или не запомнил, но этот знакомый стал прототипом Андрея Соколова.
После печати рассказа Шолохов получал много писем от читателей со всей страны. Некоторые указывали, что тоже попали в плен под Лозовеньками, под Харьковом. Отрывок одного из писем читателей Шолохову: «Я капитан запаса 1911 года рождения, шёл на войну солдатом. Многое видел, много перенёс. Разом со мной воевали два сына, сбежавшие от матери в эвакуации. Ваш труд, не литературно, а жизненно оценивая его, должен сказать, неоценим. Вы показали русского человека, которого не согнуло в зверстве плена. Таков наш человек, такова наша Родина < … > Ваш рассказ красочен и прост как наш народ».
Сюжет рассказа «судьба человека» Рассказчик встречает на переправе через реку Андрея Соколова с Ванюшкой. В ожидании лодки Соколов решает рассказать случайному собеседнику историю своей жизни. В довоенное время он женился на хороше й, доброй девушке Ирине, вскоре у них родилось трое детей. Когда сыну шёл семнадцатый год, началась Великая Отечественная война. Служил Соколов шофёром, был дважды легко ранен. Через год попал в плен, где провёл два года. В итоге он смог сбежать к своим, прорвавшись через линию фронта на машине, и захватив с собой немецкого офицера. В госпитале он узнал, что его жена и две дочки погибли от бомбёжки, а сын находится на фронте. Ему удалось связаться с сыном, но встречи не получилось, точно в День Победы, 9 мая, сына убил снайпер. Вернувшись с фронта, Соколов устроился у бывшего однополчанина, а работать пошёл шофёром. Около чайной, куда он часто заезжал пропустить стаканчик, он увидел голодного мальчика Ванюшку. Соколов решил усыновить мальчика, потерявшего всех родных. Соколов представился сироте родным отцом, и они стали жить вместе.
Композиция произведения «Судьба человека» представляет собой «рассказ в рассказе». Структура монолога Андрея Соколова: Довоенная жизнь Прощание с семьей Плен Сцена в церкви Неудачный побег Поединок с Мюллером Освобождение Известие о гибели семьи Мирная жизнь Встреча с «новым сыном»
Ключевые сцены в рассказе Прощание с семьей, с которой Соколов больше никогда не увидится. «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передергивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шел, а Ирина моя… Такой я ее за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. < … > «Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой… Андрюша… Не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете… < … > «Зло меня тут взяло! Силой я разнял ее руки и легонько толкнул в плечи. < … > «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!..»
Ключевые сцены в рассказе Убийство предателя в плену «И слышу я рядом с собой такой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты, взводный, не прячься! Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет!» < … > «Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: «Ты – взводный?» Он ничего не ответил, только головою кивнул. «Этот хочет тебя выдать?» – показываю я на лежачего парня. Он обратно головою кивнул. < … > «…держи ему ноги, чтобы не брыкался! Да поживей!» – а сам упал на этого парня, и замерли мои пальцы у него на глотке. < … > Готов предатель, и язык на боку! До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил…»
Ключевые сцены в рассказе «Поединок» с Мюллером «Он встал и говорит: «Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься». – «Воля ваша», – говорю ему. «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия». «Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: «Благодарствую за угощение, но я непьющий». Он улыбается: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель». «Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». Но он смотрит внимательно так и говорит: «Ты хоть закуси перед смертью». Я ему на это отвечаю: «Я после первого стакана не закусываю». Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не трогаю, на отвагу бью…» «Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два Железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты – настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду.»
Ключевые сцены в рассказе Побег из плена «Утром двадцать девятого июня приказывает мой майор везти его за город, в направлении Тросницы. Там он руководил постройкой укреплений. Выехали. Майор на заднем сиденье спокойно дремлет, а у меня сердце из груди чуть не выскакивает. Ехал я быстро, но за городом сбавил газ, потом остановил машину < … > Достал я гирьку, открыл дверцу пошире. Толстяк откинулся на спинку сиденья, похрапывает, будто у жены под боком. Ну, я его и тюкнул гирькой в левый висок. < … > Для верности я его еще раз стукнул, но убивать до смерти не захотел. Мне его живого надо было доставить < … > Вынул я у него из кобуры «парабеллум», сунул себе в карман, монтировку вбил за спинку заднего сиденья, телефонный провод накинул на шею майору и завязал глухим узлом на монтировке. Скоренько напялил на себя немецкий мундир и пилотку, ну, и погнал машину прямиком туда, где земля гудит, где бой идет. < … > В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор попороли пулями… Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем…»
Ключевые сцены в рассказе Весть о гибели жены и дочерей «На третьей неделе получаю письмо из Воронежа. Но пишет не Ирина, а сосед мой, столяр Иван Тимофеевич. Не дай бог никому таких писем получать!.. Сообщает он, что еще в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод и одна тяжелая бомба попала прямо в мою хатенку. Ирина и дочери как раз были дома… Ну, пишет, что не нашли от них и следа, а на месте хатенки – глубокая яма…» Весть о гибели сына на войне «Командир моей роты говорит: «К тебе, Соколов», – а сам к окну отвернулся. Пронизало меня, будто электрическим током, потому что почуял я недоброе. Подполковник подошел ко мне и тихо говорит: «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Пойдем со мной!»
Ключевые сцены в рассказе Встреча Соколова с Ванюшкой «На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». «Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». – «А мама?» – «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» – «Не знаю, не помню…» – «И никого у тебя тут родных нету?» – «Никого». – «Где же ты ночуешь?» – «А где придется». Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я – твой отец».Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь. Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром.»
Содержательная канва рассказа крепко переплела судьбу отдельного человека с ужасами большой войны. Сквозным жизнеутверждающим мотивом рассказа стали воспевание подвига, дорога, ведущая только вперед, вера в человека. М.А. Шолохов раскрывает перед читателем неведомые ранее связи между духовным и материальным, между окружающим миром и жизнью простого русского человека. Идея рассказа состоит в том, что любовь спасает человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Тема и идея рассказа
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос (на выбор) в форме рассуждения: Что помогает человеку преодолеть тяготы жизни? Почему Шолохов назвал рассказ «Судьба ЧЕЛОВЕКА», а не «Судьба Андрея Соколова»? Чему вас научил рассказ М. Шолохова «Судьба человека»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по литературе. Тема: Человеческая красота, художественно воплощенная М. Шолоховым в рассказе "Судьба человека".
Анализ рассказа М.Шолохова "Судьба человека"....
Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"
Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию....
Предмет: Русская словесность 7 класс Тема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
Предмет: Русская словесность 7 классТема урока: М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».Цель урока:Образовательная: помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова ...
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова.
Тема урока: М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека». Особенности сюжета и композиция рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Цели. 1. Продолжить изучение рассказа ...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение изученного по рассказу "Судьба человека". Образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи
Маршрутный лист дистанционного урока...
разработка урока 9 класс литература «М.А. Шолохов: страницы жизни. Рассказ «Судьба человека».
в конспекте раскрывается значение рассказа и смысл его названия...