Урок внеклассного чтения по рассказу Нины Дашевской "Весенняя соната"
план-конспект урока по литературе (6, 7, 8 класс)

Белоконева Ирина Павловна

Урок внеклассного чтения по современной литературе для учащихся 6-8 классов. Основной прием на уроке знакомства с рассказом - чтение с остановками. Ученики не просто читают новый текст, а по ходу отвечают на вопросы, анализируют проблемы, поднимаемые автором.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«ЛИЦЕЙ № 9

имени заслуженного учителя школы Российской Федерации А.Н. Неверова

Дзержинского района  Волгограда»

400137, Россия, г. Волгоград, ул. 8 Воздушной Армии, 26а. Тел.: (8442) 53-63-98, факс –53-62-70

E-mail- Liseum9@yandex.ru, Сайт- Liseum9.ru

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе

Знакомство с рассказом Нины Дашевской

«Весенняя соната»

подготовила

 учитель русского языка и литературы

Белоконева Ирина Павловна

Волгоград  2020

Урок внеклассного чтения

Тема. Знакомство с рассказом Нины Дашевской «Весенняя соната».

Цель. Познакомить учеников с рассказом Нины Дашевской «Весенняя соната», совершенствовать навыки анализа текста.

  Ожидаемые результаты:

  • личностные – 1) готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению;
  • метапредметные – 1) способность определять цель урока; 2) умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; 3) умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
  • предметные – 1) формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; 2) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; 3) овладение смысловым анализом текста.

Оборудование: компьютер, видеопроектор; раздаточный материал (распечатка фрагментов текста рассказа), презентация.

  Методические приемы: чтение с остановками, беседа по вопросам, пересказ, элементы анализа текста, устное рисование.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Актуализация вопроса.
  3. Целеполагание
  4. Усвоение нового материала через чтение и анализ.
  5. Рефлексия деятельности.

Ход урока

В прошлом году мы познакомились с повестью Нины Дашевской «Скрипка неизвестного мастера». Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством современной писательницы.

- Что мы уже знаем о ней? (музыкант, профессионал, играет на скрипке в оркестре, пишет произведения: повесть "Скрипка неизвестного мастера" - лауреат Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков "Книгуру" в 2013 году. В 2014 году сразу две книги Нины Дашевской были отмечены литературными наградами: сборник подростковых рассказов «Около музыки» победил в номинации «Воспитание чувств» на конкурсе «Новая детская литература» и занял первое место на конкурсе «Книгуру», а повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию).

Я предлагаю вам обратиться на уроке к одному из рассказов сборника «Около музыки»    «Весенней сонате».

- А что такое соната? (Данным итальянским словом, произошедшим от латинского «sonare» и в переводе означающим «звучать», именуется один из ведущих жанров камерной инструментальной музыки. Соната представляет собой многочастную композицию, состоящую из контрастирующих по темпу и характеру разделов, тем не менее связанных между собой единым художественным замыслом)

- Как вы думаете, о чем будет произведение с таким названием? (Возможно, о молодости, о новом этапе жизни – «весна», о любви; что-то легкое, веселое, теплое; о весне, о музыке)

- Запишите тему урока. Попробуйте сформулировать цель нашего урока, глядя на тему. (Цель – познакомиться с рассказом «Весенняя соната», понять, почему он так называется)

- Обратимся к тексту.

Чтение учителем: Переезжать не хотелось. Даже не просто не хотелось — просто не укладывалось в голове, что они вот так возьмут, и уедут. Насовсем. И никогда сюда не вернутся…

Лишь когда грузчики вынесли на ремнях пианино, и за ним обнаружился квадрат тёмных обоев — только тогда Лёлька поняла: да, на самом деле уезжают. Насовсем. Переезжают к дяде Лёне — и у мамы с ним теперь начнётся совсем другая, новая жизнь. Но почему для этого нужно было разваливать её собственную жизнь, Лёлькину?! Её даже и не спросил никто…

- От чьего имени ведется рассказ?

- Кто является главным героем?

- Что мы узнаем о Лельке?

- Как сложится жизнь Лельки на новом месте?

Новый дом, новая школа — ничего здесь ей не нравилось. Даже своя комната — впервые по-настоящему своя! — казалась чужой. С видом на гаражи… И каштаны здесь не растут.

Лёльке здесь плохо. Плохо! — и она купила в переходе чёрную куртку с черепом во всю спину. Оказалось — очень удобно; на любую погоду. Назвала её «моя черепуха», и носила, не снимая. Джинсы — подарок дяди Лёни — порезала ножницами. Ещё постриглась — совсем. То есть абсолютно, под «ноль». Мама всё молчала, только когда увидела лысую Лёлькину голову — кажется, заплакала. Ну и пусть — у неё теперь своя жизнь, а у Лёльки — своя.

- Как вы думаете, сможет ли Лелька примириться с новой жизнью, найти общий язык с родителями?

- Что для этого нужно?

- Будет ли Лельке комфортно в новой школе? Почему? Как сложатся ее отношения с одноклассниками?

- Можно ли по внешности судить о человеке?

- Как вы думаете, могли ли одноклассники предположить об интересах Лельки?

- Что нужно, чтобы найти общий язык с новым человеком в коллективе?

Чтение учениками: В новом классе пытался познакомиться некто Серый — долговязый нескладный парень, тоже весь в черепах. Лёлька так его отшила, что сама испугалась. Пыталась начать курить, но не понравилось. К тому же, курили все — оказалось даже как-то оригинальней не курить. Серый всё не отвязывался — пытался найти с Лёлькой общий язык. Спрашивал, например, какую Лёлька музыку любит.

— Бетховена, — отрезала Лёлька.

— Это чего — группа такая? — завертел Серый ушастой головой.

— Нет — это такой композитор! Людвиг Ван. Малоизвестный, в общем…

…Новая классная вдруг попросила Лёльку поговорить после уроков — удивилась, как это новенькая «девочка с большой дороги» написала лучшее в классе сочинение. И по содержанию, и по всем запятым… Не случилось ли у неглупого человека Лёльки чего в жизни — может, ей помощь нужна?

Хотелось ответить — отстаньте. Но Лёлька сдержалась и  отвесила вежливым голосом вот что:

— Я очень ценю Ваше участие, Вера Сергеевна, но у меня всё в порядке. Абсолютно.

Так-то! Совершенно не хотелось, чтобы кто-то лез в её жизнь. Вернее, в главную часть её жизни, настоящую. Это был её секрет. Вот удивилась бы Вера Сергеевна, если бы узнала, куда Лёлька ездит каждую неделю!

- Что же является главной, настоящей частью жизни Лельки?

- Куда она ездит каждую неделю?

Чтение учениками: Куда-куда, домой, конечно. На старое место. Не прямым путём — автобус — метро с пересадкой — автобус, а хитрым: на электричке. Есть такие электрички, которые въезжают в Москву с одного края, и, обогнув центр, выезжают с другой стороны. Станция — прямо возле нового дома. Лёлька прыгала в полупустую электричку, и тут начинались превращения.

«Черепуха» снималась, под ней обнаруживался приличный полосатый свитер; на лысую голову — тюбетейка, Антошкин подарок. Из электрички выходила совсем другая Лёлька, и шла не в свой старый дом — там давно чужие люди; и даже не во двор. Шла в старинное здание красного кирпича, прямо за железной дорогой. Серый бы дар речи потерял, если бы узнал. Сумасшедшая Лёлька шла в музыкальную школу.

- Как вы думаете, где Лелька настоящая – там, в новой квартире, в новой школе,  или здесь, когда возвращалась в музыкальную школу? Аргументируйте свой ответ.

Школу она окончила как раз в прошлом году, но Анна Самойловна говорила — приходи! В любой день — найдём время, позанимаемся.

Она и приходила — не то чтобы заниматься, а просто — поиграть музыку. А потом — это главное! — приходил сын Анны Самойловны, Антон.

Антон — скрипач. Они полжизни просидели за одним столом в коридоре, за уроками. Тогда ещё первоклассница Лёлька ждала тут свою маму, а он — второклассник — свою. Анна Самойловна занималась тут же, за дверью. Если у неё не было урока, то она пускала ребят в класс — Лёлька учила там математику, Антон занимался на скрипке.

За первые четыре года они обменялись едва ли десятком слов. Пока Антошка вдруг не предложил:

— Может, подыграешь мне? Тут аккомпанемент вроде несложный…

Лёлька, смущаясь, села за рояль — и перепутала с испугу больше половины нот. Но Антошку это не смутило: ещё разочек! И ещё! А давай посмотрим — что тут ещё есть интересного?

…Так началась их «читка с листа». Читать с листа — значит, играть незнакомую музыку, в первый раз. Как бы на черновик. Потом — ещё раз, третий — и всё, хватит, дальше не интересно. Следующая страница!

Антошкина учительница скрипки ругала его за эту «читку» — что это за игра, тяп-ляп — и готово! Лучше бы гаммы играл, следил за руками! …А вот Анна Самойловна как будто и не замечала, что они «читают с листа»— зато в классном шкафу откуда-то появлялись всё новые ноты…

Они переиграли весь учебный репертуар, потом взялись за Гайдна, Моцарта…

Больше всего Лёлька любила сонаты — такую музыку, где пианист не просто аккомпаниатор, но — на равных со скрипачом. Для них ничего не было «слишком сложно» или «ещё рано» — играли Шуберта, Грига, Рахманинова…

Только однажды Тошка смутился — когда на полке появился толстый том сонат Бетховена.

— Это, наверное, нам не по зубам пока, — и поставил Бетховена на место.

Лёлька окончила музыкальную школу с четвёркой по специальности, но Анна Самойловна сказала:

— Четвёрка — это ерунда. Техника, конечно, тебя подводит. Но ты, Лёлька, музыкант — настоящий. Ты приходи ко мне ещё, и главное — играй. Скучно тебе, плохо; или наоборот, радость. Играй! Знаешь… Люди, они всякие бывают. И в жизни бывает всякое. А твой инструмент не предаст никогда.

- Как вы думаете, как будут развиваться события?

- Какую роль сыграет музыка в новой жизни Лельки?

Чтение учителем: И они играли. Антошка уже учился в музыкальном училище, но всё равно забегал в школу. И в этом году они начали-таки Бетховена. Тошка относился к нему с благоговением, Лёлька не могла понять — что он там такого нашёл? Гайдн — чистый, как вода из горной речки. Бах — сложный, умный; кажется, что старую-старую тяжёлую книгу читаешь; и вдруг понимаешь, что там… Моцарт — что тут скажешь, это сама музыка… Летит, не касаясь земли. Это, конечно, Антошкины слова, но и Лёлька с ним полностью согласна. Только что он нашёл в этом Бетховене?

Играли, конечно, кое-как — такое Лёльке сразу не осилить. Добрались с грехом пополам до пятой сонаты, Весенней…

И вдруг — сразу, с первых нот; Лёлька даже и не думала, что может быть так, в один миг — как с Джоном! С первых же нот показалось — не может быть, чтобы вообще была такая музыка. И чтобы — так просто, у Антошки под пальцами — и ответ пианино, и теперь — она, Лёлька, и опять Антон, и они вместе, и дальше, дальше… Вот так Бетховен — глухой, сумасшедший, как он сумел — такое?! А Лёлька-то всегда думала, что Бетховен — революционер: пятая симфония: та-да-да-дааам! Та — та — та — дааамммм! … судьба стучится в дверь! Прячьтесь все!… А тут — Весенняя соната. Такая нежность. Да, это правильное слово, хоть и странно произносить — нежный Бетховен…

Чтение учениками: Начался ноябрь, загнал Лёльку, наконец, домой, в новую комнату. А комната оказалась с сюрпризом, да ещё с каким!

За стенкой жила скрипка. Как это она раньше её не слышала?! Настоящая скрипка, взрослая — уж Лёлька-то в этом понимает. Скрипка играла разную музыку — со временем Лёлька выучила её наизусть. Это, кажется, Бах — а это, похоже, Чайковский. Одну пьесу Лёлька знала точно: «Кампанелла» Паганини. Антон говорил, это дико сложно — он пока ещё так не научился. Уж если Тошка не научился…

Всю зиму Лёлька слушала скрипку за стенкой и ездила к Тошке в музыкальную школу. К марту волосы у неё отросли — и уже совсем не хотелось стричь их! К тому же, облачко коротеньких волос ужасно шло ей. Это даже Серый заметил. Оказалось, он не такой уж и Серый — стихи пишет… И хорошие, представьте, стихи! Всё-таки нельзя человеку считать себя несчастным, если ему пишут стихи, да ещё у него есть скрипка за стенкой, Тошка с Бетховеном и где-то там ещё — Джон…

Первого марта Лелька встретилась с Джоном, который «зацепил ее» еще осенью, на остановке.

То есть не то чтобы встретились — Джон стоял сам по себе и смотрел на небо, а Лёлька смотрела в стекло припаркованного джипа. Потому что в стекле отражался он, Джон, и смотреть на него можно было сколько хочешь…

А вечером случилось чудо – Лелька узнала, что у нее будет брат:

Дядя Лёня, смущаясь, стал говорить что-то невнятное о том, что надо бережнее к маме относиться… Лёлька долго не могла ничего понять и по привычке надулась. А потом дошло — у неё будет брат! Надо же, настоящий брат!

- Изменилась ли Лелька?

- Оправдались ли ваши прогнозы?

Чтение учениками:

— Можете на меня рассчитывать. Ну там, гулять, или что ещё нужно, — пробурчала Лёлька, и, зачем-то хлопнув дверью, сбежала в свою комнату. Дядя Лёня, конечно, решил — она переживает. А Лёльке хотелось побыть одной. Брат будет! Уже в этом году, осенью. Листья будут, и Лёлька будет его в коляске возить, наушники в уши, и ходить-ходить бесконечно по улицам с коляской этой… Клетчатую бы купить.

… И тут за стенкой заиграла скрипка. Лёлька замерла — этого просто не могло быть! Скрипка играла Весеннюю сонату Бетховена.

Скрипку, видно, тоже накрыло весеннее настроение — ведь март же, первое число! И там, где мелодию подхватывает пианино — Лёлька открыла крышку пианино и вступила. Играла и прислушивалась — здесь ли скрипка? Здесь, здесь!

… Всё-таки они сбились, и скрипка стала играть зачем-то одну ноту. А, ну конечно — просит «ля»! Пианино у Лёльки расстроенное, на полтона ниже… Подстроились, и снова — Весенняя соната! На этот раз — от начала до конца первой части. Надо же, Лёлька помнит всё наизусть!

Какая же это музыка — волшебная, нежная, тонкая, весенняя!!!

- Почему по-другому стал восприниматься мир?

- А как вы думаете, путь к себе или путь к другому – что важнее?

- О чем же произведение Нины Дашевской? Почему оно так называется?

( Произведение о сложном внутреннем мире подростка, о взрослении, о взаимоотношениях с родителями и другими людьми, о зарождении первой симпатии, о музыке, которая помогает понять героя.

Название – 1) прямое значение: «Весенняя соната» Бетховена, которую играют герои рассказа;

2) переносное: сам рассказ построен как соната, состоит из 3 смысловых частей:

внешний мир, состоящий из 2 частей: новая жизнь Лельки – жизнь до переезда,

внутренний мир Лельки, связанный с музыкой (часть, которая объединяет 1-ю и 2-ю).

- Как вы понимаете смысл финала рассказа?

Чтение учениками:

А потом у Антошки был концерт в училище. Какой-то очень важный — играют только самые лучшие! И среди них — Антон. Лёлька приехала в училище пораньше, стояла в фойе и рассматривала старые фотографии. И тут она увидела их вдвоём.

Клетчатое пальто с Джоном стояли вместе. Не просто стояли — они были вместе, это сразу видно. У Джона была её скрипка — вот она, наконец-то Лёлька её увидела.

Лёлька даже не расстроилась. Конечно, девушка его намного старше; но она такая красивая! Странная, конечно, пара — скейт и французская машина…Эх, Джон, Джон! Ну, значит — так надо. Они очень разные; и вместе с тем — как будто в чём-то совсем одинаковые. Оба как будто с другой планеты, и оба такие красивые.

— Ну, не переживай, — сказал ей Джон. — Надо ехать — значит, надо…

А она сказала:

— Удачи, Джон! — и пошла к выходу.

И вдруг он догнал её:

— Мама, стой! Ключи забыла…

Мама?!! Вот этого точно не может быть. Она же совсем не взрослая как будто…

… Выходит, он тоже живёт у Лёльки за стенкой?! И слышал их Весеннюю сонату?

… А кто теперь объяснит, почему скрипка осталась у Джона?!

Откуда ни возьмись — Антошка:

— Лёлища, ты уже здесь! — и Джону: — Привет, Джон, играешь сегодня? — тот кивнул. — «Кампанеллу», да?

— Опять «Кампанеллу», — развёл руками Джон.

Джон! Играет сегодня!

— Лёлька, а там пустой класс есть — пойдём, поиграем! — обернулся Тошка к опешившей Лёльке.

— У тебя же концерт вроде бы…

— Да что концерт — через час ещё; что же мне, целый час сидеть и дрожать? Пойдём, правда, поиграем — что же я, зря тащил с собой Бетховена?! Давай, я мигом — только ключ от класса возьму!

Он умчался, а Лёлька смотрела на Джона и не могла поверить. Она даже сейчас не могла представить его со скрипкой (хотя потом, на концерте, оказалось — ему так же ловко со скрипкой, как и со скейтом). А он смотрел на неё — и тоже не мог поверить; Лёлька и Бетховен! — тоже было не так и просто представить её за роялем.

«Неужели — ты?» — спросил он одними глазами.

«Ага, я», — ответила Лёлька, тоже глазами.

А может, никакого такого разговора и не было, а Лёлька всё придумала.

Тогда Джон спросил по-другому, не глазами. Но и не словами. Он улыбнулся и засвистел Весеннюю сонату.

И в первый раз увидел, как Лёлька широко улыбается ему в ответ.

Рефлексия.

- На что обратили внимание сегодня на уроке?

- Какие размышления вызывает рассказ?

- Захотелось ли прочитать другие рассказы из сборника «Около музыки»?

Домашнее задание: написать отзыв на рассказ Н.Дашевской «Весенняя соната»


Методический комментарий.

Урок внеклассного чтения можно проводить в 6-8 классах. Основной прием на уроке знакомства с рассказом – чтение с остановками. Текст заранее не знаком учащимся, на столах – распечатка фрагментов рассказа. Ученики не просто читают новый текст, а сразу по ходу отвечают на вопросы, анализируют проблемы, поднимаемые автором. В процессе обсуждения ученики обращаются к тексту, пересказывают отдельные эпизоды, делают выводы, подтверждая свои рассуждения цитатами

Литература.

  1. Биография писателя [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://readly.ru/author/15703146/
  2. Данилова, О.А. Прием «медленного чтения» на уроках по современной прозе: рассказ Нины Дашевской «Ой, то не вечер». Филологический класс 1(47)/ 2017
  3. Дашевская, Н.С. Около музыки. Весенняя соната [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://litra.pro/okolo-muziki/dashevskaya-nina/read/2
  4. Гутрина, Л.Д. Современная проза на уроках литературы: книга Н. Дашевской «Около музыки» Филологический класс, 4(42)/2015
  5. Знакомство с рассказом Нины Дашевской "Наушники". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zhivye-litsa.com/?Met=4
  6. книгуру.рф
  7. https://soundtimes.ru/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"

Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...

Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе

Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"

Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе.    Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"

Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка". Тема урока:"Я поведаю вам свою боль..."

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу В.П.Астафьева "Белогрудка" помогает учителю пробудить интерес к чтению. Ранее я опубликовала презентацию к нему. Этот урок я проводила на районном семина...