Разработка урока "Кутузов и Наполеон" продолжение изучения романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
методическая разработка по литературе (10 класс)
Методическая разработка урока литературы в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kutuzov_inapoleon.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: 1. Выявить функциональную сущность противопоставления образов Кутузова и Наполеона для романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир».
2. Формировать умение анализировать текст художественного произведения.
3. Закрепить навык сопоставительного анализа образов.
Оборудование:
1. Текст романа «Война и мир».
2. Таблица «Образы Кутузова и Наполеона».
3. Фрагменты фильма «Война и мир» (реж. С. Бондарчук).
Ход урока
I. Вхождение в тему урока
– Мы с вами продолжаем работать с романом-эпопеей Л. Н. Толстого. Какой прием положен в основу этого произведения? (антитеза).
– Докажите. (в названии романа заложена антитеза; композиционно роман тоже можно разделить на две противопоставленные части – описание жизни людей в мирное время и люди на войне; большинство героев, даже второстепенных, имеют своего антагониста, т. е. противопоставлены друг другу по внешним и внутренним характеристикам).
– Назовите мне примеры таких парных героев. (Наташа и Элен, граф Ростов и князь Василий Курагин, московские барыни и общество Анны Павловны Шерер, Кутузов и Наполеон).
– Итак, Кутузов и Наполеон. А почему они противопоставлены? (потому что они противники в войне, один возглавляет русскую армию, а другой – французскую).
– Замечание верное и логичное – они соперники. Но это – внешнее противопоставление, которое лежит на поверхности. Чтобы сделать такой вывод совсем, не обязательно обращаться к роману Толстого. Наша задача на сегодня – понять, по каким критериям противопоставлены они в романе, и, самое главное, зачем. Поэтому мы будем работать непосредственно с текстом романа и на основе своих наблюдений оформим таблицу, в которой наглядно покажем противопоставление образов Кутузова и будем работать непосредственно с текстом романа и на основе своих наблюдений оформим таблицу, в которой наглядно покажем противопоставление образов Кутузова и Наполеона. Итак, откройте тетради, оформите запись и разделите лист на две половины. Первая половина – Кутузов, вторая, соответственно, Наполеон.
II. Объяснение новых знаний
– Анализ любого героя начинается с портретной характеристики. Найдите описание внешности Кутузова и Наполеона. На какие детали обращает наше внимание Толстой? («пухлое, изуродованное раной лицо», «умное, доброе и вместе с тем тонко-насмешливое выражение светилось на пухлом лице», «сидел, понурив седую голову», «физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал», …).
– Уже исходя из тех черт, которые подчеркивает Толстой в своем герое, мы можем сделать вывод, как писатель относится к Кутузову? (да; Кутузов предстает каким-то дряхлым, но чрезвычайно мудрым, почти полумифическим старцем; его сонное состояние вызвано тем, что он будто бы все знает и видит наперед; для себя он решил и исход сражения, и исход всей войны, поэтому даже во время военного совета он дремлет; он прекрасно знает, что сражение всегда идет своим чередом и детально прописанная диспозиция вовсе не решает его судьбу).
– Если внимательно понаблюдать за всеми деталями, которые сопровождают изображение Кутузова на страницах романа, мы увидим, что Толстой практически идеализирует мудрую пассивность и созерцательную жизненную позицию старого военачальника. А теперь найдите описание Наполеона («он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. … Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие»).
– Даже этого короткого фрагмента вполне достаточно, чтобы сказать, какого мнения о Наполеоне сам Толстой? (Толстой презирает «маленького, ничтожного человека», во всех эпизодах; где он дает описание героя, видно, насколько жалок «великий Буанапарте»; этот человек не достоин быть чьим-либо кумиром; он приземленный, живет только своими мелочными интересами).
– Помимо портрета героя характеризует речь. Сравните, как и что говорит Кутузов, а как – Наполеон (Кутузов немногословен, его замечания предельно кратки; обращаясь к войску, он говорит с народом как равный, не умаляя роли всей армии; его речь ласкова, эмоциональна, он может и пошутить, и сурово выказать свое недовольство, но во всем проявляется его добродушие и природная миролюбивость; Наполеон обращается к армии с красноречивой прокламацией, но Толстой подчеркивает насколько то, что говорит император далеко от его собственных целей).
– Обратимся к Бородинскому сражению. К чему призывают свою армию оба военачальника? (Кутузов призывает к защите Отечества, а Наполеон обещает денег, почестей, славы, т. е. всего того, чему ему саму надо от этой войны).
– Какое значение имеют слова обоих полководцев для армии? (Кутузову удается вселить в свой народ веру в победу, в жизненную необходимость этой победы любой ценой, благодаря ему Россия одерживает «победу нравственную, ту, которая убеждает своего противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии»; слова Наполеона – пустота, и не он ведет армию, а армия идет сама, гонимая голодом, долгим походом и изможденностью; «ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо»).
– То есть и сама армия Наполеона живет низменными, животными инстинктами и потребностями, как и ее предводитель. Могла ли такая армия, по мысли Толстого, победить народ, ведомый чувством всеобщего патриотизма, который огнем разгорается в каждой груди? (конечно, не могла; Толстой говорит об абсолютном нравственном превосходстве русской армии, которая «с простотой и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью»).
– Однако, Толстой не умаляет качеств Наполеона как блистательного стратега, ведь так? (да, Наполеон детально продумал план и ход операции, его беда была только в том, что «не Наполеон распоряжался ходом сражения»; «Выписанная здесь диспозиция нисколько не была хуже, а даже лучше всех прежних диспозиций, по которым выигрывались сражения», но «Наполеону казалось только, что все дело происходит по его воле»).
– В чем самая большая ошибка Наполеона? (он не был со своим народом).
– А Кутузов? (он ни на минуту не покидал своей армии, он был частью народа в эти решающие для России минуты).
– Именно это – причастность к общему делу – и есть залог успеха. Бородинское сражение было как раз тем общим делом, причастностью к которому и определяется Толстым мера патриотического чувства. Вспомните, как и что говорили о Кутузове в салоне Шерер (высший свет его осуждал; говорили, что слепой генерал – это смешно; хотя никто из этих людей не приложил никаких усилий к победе отечества; все они были далеки от народа, они не были причастны к общему великому делу).
– Но они ведь и Наполеона осуждают! Почему? (потому что он для них – символ революции и падения Бурбонов, в то время как они сами ведут как раз ту самую пустую и безнравственную жизнь, которую вел высший свет Парижа; Наполеон для них опасен не как полководец, а как цареубийца и революционер; они боятся за себя, за свое богатство, имя, но не за народ и Отечество).
– Отношение высшего света, пожалуй, то немногое, что роднит Кутузова и Наполеона. Но все же они абсолютные противоположности: внешность – у одного приятная, естественная, у другого – почти омерзительная, речь, поведение во время сражения и перед ним, отношение к своему народу… Давайте все выводы, к которым мы пришли в течение урока, в таблицу.
III. Выводы по уроку.
КУТУЗОВ | НАПОЛЕОН |
В бородинском сражении не имеет никакой заранее составленной диспозиции. | Начинает «игру», руководствуясь составленной диспозиции. |
Немногословен, но искренен. | Обращается к войску с лживой прокламацией, суля достатка и славы. |
Спокоен во время сражения. | Нервничает. |
Руководствуется высшей целью –спасением Отечества. | Заряжает солдат жаждой убийства. |
Отказывается от всего личного, подчиняет свои интересы интересам народа, ему не важны награды и почести. | Воплощение личного начала, представления о себе как о творце истории, определяющем судьбы народа, Европы. Жаждет славы. |
Народный характер деятельности, носитель народного начала; причастен к общему делу. | Антинародный характер деятельности, находится далеко от народа во всех смыслах. |
Скромен, прост. | Высокомерен, тщеславен, любит лесть и стремится к роскоши. |
Естественен в своем поведении, мимике, жестах. | Лицемер и позер. |
Великодушен и сострадателен к побежденным. | Проявляет насилие, вероломство, жестокость. |
Верен своему долгу и армии. | Предает свою армию. |
Относится к войне как к бесчеловечному и злому делу, признает справедливость только оборонительной войны | Относится к войне как к средству порабощения народов и создания мировой империи. |
Выводы по таблице.
1. В портрете Кутузова Толстой отмечает и тучность, и грузность, и старческую слабость, но именно эти детали делают его облик естественным, близким, потому что отражают нравственные качества «простоты, добра и правды».
Внешний вид Наполеона дан в сатирических красках: маленький человечек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки, круглый живот, бесцветные глаза и т.д.
В поведении Кутузова нет ничего показного. Речь его проста, понятна каждому солдату.
Одна из главных черт Наполеона – актерство, позерство. Он любит эффектные ситуации. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.
2. Кутузов показан Толстым опытным полководцем, который своими распоряжениями укрепляет «дух войска». Он верит в патриотизм русского народа, в его силу перед лицом захватчиков.
Для Наполеона война – это игра, люди – пешки в этой игре. Его армия вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а сам Наполеон – идеей мирового господства.
3. В самые тяжелые дни России Кутузов вместе с народом, с солдатами.
Наполеон же бежит от геройской армии, что Толстой называет «последней степенью подлости».
4. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам.
Наполеон же показан самовлюбленным, высокомерным и тщеславным, глубоко равнодушным к судьбам окружающих.
– А теперь предлагаю вам посмотреть несколько фрагментов из фильма «Война и мир» и порассуждать, насколько точно режиссер передал точку зрения и особенности авторской позиции Толстого по отношению к созданным им образам Кутузова и Наполеона? (смотр войск, Аустерлицкое и Бородинское сражение). (режиссер показал, насколько смешна, карикатурна фигура Наполеона и как прекрасен, благороден, честен со всеми и велик Кутузов).
– Дома я прошу вас письменно в виде эссе ответить на вопрос: «Как решает Толстой вопрос о роли личности в истории?» (основная мысль – личность поистине велика и способна творить историю тогда и только тогда, когда она является частью своего народа; личность в истории – пешка, которая мнит себя королем, если за ней не стоит великий народ). Кроме того, еще раз пролистайте все главы, к которым мы с вами обращались, в том числе главы о Кутузове и Наполеоне, и выделить в них все, что относится к теме истинного и ложного в романе. На следующем занятии мы попытаемся выявить спектр мотивов, которые соотносятся с этой темой.
Всем спасибо за работу, всего доброго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическое пособие "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне". Часть 2.
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Приложение к методическому пособию "Система уроков по изучению романа И.С.Шмелева "Лето Господне".
Методическое пособие для учителей русского языка и литературы средней школы, представляющее собой сборник сценариев уроков по изучению романа И. С. Шмелева «Лето Господне», разработанных и апроб...
Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"
Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ....
Разработки уроков по изучению романа А.С.пушкина "Евгений Онегин"
Уроки, направлены на реализацию деятельностного подхода в обучении. Прилагаются презентации....
Методическая разработка к изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Анализ эпизода "Понтий Пилат и Га-Ноцри" романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".Прием зеркального оражения....
Методическая разработка по изучению романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Этапы изучения.
Методическая разработка по изучению романа Тургенева "Отцы и дети" в 10 классе. Этапы изучения....