Методическая разработка к изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
методическая разработка по литературе по теме
Анализ эпизода "Понтий Пилат и Га-Ноцри" романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".Прием зеркального оражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_epizoda_po_master_i_margarita.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации при изучении романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита».
По календарно-тематическому планированию эта глава романа М. А. Булгакова предлагается для внимательного прочтения и обязательного анализа эпизода, занимающего важное место в системе уроков литературы по данной теме. Тема добра и зла, развиваемая автором, раскрывает в этом фрагменте ключевые понятия учащимся.
В портретной характеристике Иешуа наиболее часто употребляемым словом является "ЧЕЛОВЕК", а , значит, именно оно является ключевым в данном эпизоде. Только в одном абзаце при первом знакомстве это слово употребляется в 5 предложениях трижды. Сначала: "человек двадцати семи лет", (указание на возраст) далее: "человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон" (первое впечатление и социальное положение) и "под глазом у человека был большой синяк". В последнем подчеркивается подчеркивается уязвленность человеческого существа. Но не кроется ли в этом описании намек на "Святую троицу" - Отца, Сына и Святого Духа? Если думать так, то налицо противоречие: слабость физического (человеческого) пребывания и наличие источника силы человека в его духовности.
Затем к слову "человек " прибавляется эпитет "ДОБРЫЙ". По мнению Иешуа, все люди-ДОБРЫЕ. Именно в этой истине скрыта вся суть человечества. Именно этого первого определения избегает Понтий Пилат в диалоге с Иешуа, так как считает это человеческой слабостью. С этого момента начинает «оживать» Понтий Пилат: сначала сидел «каменный», потом «дернул щекой», ему «захотелось замереть», «брезгливо слушал», «усмехнулся», «поднял глаза», «поднялся с кресла», затем «дьявольский огонь сверкал в глазах» и… снова «мертвые глаза». Мы видим, что Иешуа возвращает Пилата к жизни и веру его в Человека, но ненадолго. Он жив, но уже «мертв». .. Противоречие…
По велению прокуратора исчезают слова "добрый человек", по воле Булгакова появляются: "арестованный", "связанный". Писатель начинает развивать тему власти и отсутствия "человеческого" в Пилате. Человечность же Иешуа, опять же , в уязвленности и слабости : "мгновенно рухнул наземь", "подрубили ноги", "захлебнулся воздухом", "как пустой мешок". Булгаков, скорее всего, напоминает нам о близкой возможности смерти и зависимости человеческого существа. Наряду с этим состояние Пилата тяжело: у него "мутные" глаза и "болит голова, он "мучительно" разговаривает, имеет "мученический взгляд" и на лице его "ужас". Затем у него больше не болит голова. Получается, Пилат, стал зависим от арестованного, так как тот избавил его от боли. Получается, властный - не властен, а арестованный – имеет власть.
Еще одно противоречие. Свобода - еще одна истина, о которой идет речь в данном эпизоде. Как же выражается эта свобода Иешуа? В начале эпизода у него" связаны руки". Он пленник. Но говорил "живо, охотно, поспешно, торопливо, благожелательно". Фраза "твоя жизнь скудна", обращенная к Пилату," развязывает руки" Иешуа. Из них двоих пленник уже тот, кто служит власти и "ненавидит город". Да и разговаривать стал тихо Понтий, не Иешуа, к концу диалога, что наблюдаем мы в авторских ремарках. Булгаков использует здесь прием зеркального отражения.
Пилат (а вместе с ним и читатель) начинает понимать, что доброта, страх и свобода - это проявления качеств Человека. Диалог с Иешуа привел Пилата к мысли о том, что человек сам себя ограничивает и боится собственных откровений. Открыв в себе вновь человеческие слабости, Пилат решает помиловать странника, признавая, пусть неоктрыто, его правоту, и возлагает надежды на спасение Иешуа, ведь проповедует он справедливость и мысль о том, что в человеке должно победить его естественное начало. В диалог возвращается словосочетание «Добрый человек». И Пилат не противится уже сказанному.
Целесообразно на уроке продемонстрировать учащимся видеофрагмент с ласточкой, влетевшей под колоннады дворца, нацелив на просмотр заданием вопроса: что собой символизирует полет ласточки? После предложить написать сочинение –миниатюру, ответив на вопрос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""
Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...
Учебно - методическое пособие по проведению урока-семинара в 11 классе на тему: "Философско-этическая проблематика романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Три мира в романе"
В ходе семинара постараться понять замысел писателя, заметить и осмыслить перекличку линий романа....
Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
Тип урока: проблемный урок-исследование с элементами «погружения»Метод: творчески-поисковыйЦель:...
Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...
Методическая разработка занятия по литературе "ТРИ МИРА В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»"
Методическая разработка. Дисциплина: "Литература "....
Методическая разработка "М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» . История создания, сюжет, композиция, герои"
Познакомить с творческой историей и судьбой романа...
Статья "Методические рекомендации к проведению итогового урока по роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" в игровом формате"
Игра проводится в качестве подведения итогов изучения романа "Мастер и Маргарита"....