Методическая разработка.В помощь учителю литературы при изучении романа А.Н.Толстого "Пётр Первый"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Данный материал поможет учителю при работе с романом А.Н.Толстого "Пётр Первый".Также в методической разработке есть примерные темы сочинений и темы творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Дидактический материал в помощь учителю при изучении романа      

Алексея Николаевича Толстого «Пётр Первый».

            Книга первая.

1.Как в 1 главе описана жизнь крестьян? О чём говорят между собой Цыган и Ивашка Бровкин?

2.Легко ли живётся  служивым дворянам? На что жалуется Василию Волкову Михайла Тыртов?

3.Какой показана старинная допетровская Москва в главе первой?

4.Что говорит  о жизни посадский человек Данила Меньшиков?

5.В чём сходятся почти все русские люди? Какова общая мысль всех этих описаний? Что хочет особенно подчеркнуть А.Толстой? О чём говорят купцы- , Воробьёв, Жигулин? Почему все убеждены, что необходимо изменить жизнь?

6.Во что вылилось недовольство стрельцов и других служилых людей? Как описан стрелецкий бунт в конце 1 главы первой книги романа?

7.Изменилось ли что-нибудь после выступления стрельцов?

8.О каких преобразованиях думал Василий Голицын? Найдите в романе сцену его разговора с де Невиллем и выразительно прочитайте. Как вам кажется, не предвосхищают ли замыслы Голицына то, что позднее было сделано Петром? Поняли ли бояре замыслы Голицына? Разделяет ли их Софья?

9.Как Софья добивается осуществления своих замыслов?

10.Составьте устный рассказ о приключениях Алексашки Меньшикова и Алёшки Бровкина. Сравните их детство и детство Петра.

11.Чем поразила Кукуйская слобода юного царя?

12.Как Пётр впервые попытался развлечь иноземцев? Удалось ли это ему?

13.Какие новые серьёзные интересы появились у Петра после посещения немецкой слободы?

14.Сопоставьте описание походов под Азов Василия Голицына и Петра Первого. Почему все великие замыслы Голицына ничем не закончились? Кто из них более образован- Пётр или Голицын?

15.В чём же причина неудач Голицына?

16.Почему параллельно с описанием походов Василия Голицына Толстой показывает, как взрослел Пётр?

17.Какую роль в становлении Петра, как преобразователя России, сыграли его собственные Азовские походы?

18.начал ли Пётр нововведения после того, как одолел Софью?

19.О чём говорили молодому царю иностранцы и свои русские люди? Прочитайте сцену разговора Петра с думным дьяком Андреем Виниусом в главе 5.Что начинает все яснее осознавать Пётр?

20.Что говорит А.Толстой о невозможности жить по-старому в начале гл.7? Как углубляются противоречия между старым и новым на протяжении этой главы?

21.Чем вызвано решение Петра отправиться за границу? Какое впечатление он произвёл на иностранцев? Как вёл он себя там, чем занимался?

           Книга вторая.

1.Как комически описал А.Толстой день князя Романа Борисовича Буйносова? Как он старается приспособиться к новому?

2.Какие заботы одолевают теперь Петра? Почему он решил завоёвывать балтийское море?

3.Как описан во второй книге триумф молодого русского флота?

4.Как проводил свои дни Пётр, готовясь к походу?

5.Чем молодой шведский король Карл похож на Петра?

6.Как во второй книге романа изображена жизнь простых людей? Как сложилась судьба иконописца из Палехи Андрея Голикова? Нашёл ли он в ските душевный покой? Какая мечта пробуждается в его душе после возвращения из скита?

7.Как чувствовала себя Александра Волкова, попав в Европу? Сравните её поведение, манеру держаться  с чувствами Василия Волкова, её мужа.

8.Как во второй книге расширяется историческая панорама романа? Для чего А.Толстой вводит в книгу европейские события?

9.Как начинались боевые действия под Нарвой? С какими трудностями столкнулся Пётр? Как он решил поступить, чувствуя, что Карл непременно его разобьёт?

10.Обескуражила ли Петра неудача под Нарвой?

11. С какого момента тон повествования меняется? Как описана победа русского оружия?

              Книга третья.

1.Какой описана Москва в начале 3 книги? Чем это описание непохоже на начало 1 и 2 книги?

2.Представляет ли теперь старина опасность для Петра?

3.Как сложилась жизнь Бровкиных- Алексея, Якова и Гаврилы? Как держит себя Меньшиков с братьями Бровкиными?

4.Что испытывает Пётр за ужином у Меньшикова? О чём говорит со своим единомышленником?

5.О чём говорит ночью Пётр с мужиком в избе, куда позвал его Андрей Голиков? Понимают ли простые люди царя?

6.Как складывается обстановка в Европе у короля Августа? Как меняется стиль повествования, когда речь заходит о польском короле? Как писатель подчёркивает мелкость притязаний августа? Почему Толстой особенно заостряет внимание на его любовных похождениях?

7.Как Пётр изменил судьбу Голикова? Чувствовал ли тот себя счастливым, возвращаясь с Гаврилой в Москву?

8.Что подчеркнуто в последних главах романа в характере Петра? Как он обошёлся с Мишкой Блудовым?

9.Как Пётр отнесся к словам маршала Огильви о русском мужике? Какие его слова противопоставлены мнению Огильви? Отыщите их в тексте в главе 6 и выразительно прочитайте.

10.Какие сцены романа свидетельствуют о талантливости людей из народа? Подготовьте самостоятельно анализы образов кузнеца Воробьёва и Андрея Голикова, Жемова.

11.как в третьей книге романа раскрывает Толстой патриотизм Петра, дальновидность государственного деятеля. Его полководческий талант?

12.Какие черты характера русского солдата проявляются при штурме Юрьева и Нарвы?

                    Примерные темы сочинений и творческих работ.

1.Составьте письменную сравнительную характеристику героев романа-Петра и Меньшикова, Петра и Голицына, Софьи и Натальи, Петра и Карла, Петра и Августа.

2.Новая Россия в романе «Пётр Первый».

3.Москва в историческом романе А.Толстого «Пётр Первый».

4.Какие страницы романа мне запомнились и почему?

5.Образ Петра Первого в одноименном романе А.Толстого.

6.Военные сцены в изображении А.Толстого.

                                        Обобщающие вопросы.

1.Какие сцены из романа «Пётр Первый» вам более всего запомнились?

2.В каких эпизодах Пётр нарисован Толстым наиболее убедительно, ярко?

3.Какие исторические события изображены в романе? Какое участие принял в них Пётр?

4.Как изображает Толстой допетровскую Русь? Какие сцены и авторские отступления подчёркивают насущную необходимость петровских реформ?

5.Как показана в романе борьба Петра с варварством варварскими средствами?

6.В каких картинах Толстой наиболее убедительно показал творческую роль народа в исторических преобразованиях петровской эпохи?

7.Как проявляются в образе Петра черты русского национального характера? Какие сцены романа свидетельствуют о том, что он- сын своего времени?

8.Почему Пётр, а не Голицын, смог стать преобразователем страны?

9.Как раскрывает Толстой социальные противоречия эпохи и в каких сценах?

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам литературы по изучению романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация содержит иллюстративный материал к урокам по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"....

Методические разработки в помощь учителю.

Материал разработан в помощь учителям русского языка и литературы.Знакомит с основными видами ошибок....

Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)

Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...

Методическая разработка по предмету "Музыкальная литература" для первого года обучения "Музыкальные жанры"

На музыкальных жанрах строится весь учебный материал по музыкальной литературе, начиная от строения произведения заканчивая музыкальными формами....

Некоторые методические разработки в помощь учителю

Контрольная работа для 7 класса в конце изучения темы "Позвоночные животные"Презентация для 11 класса по происхождению человека...

Давайте читать вместе! Методическая разработка в помощь учителю испанского языка (испанский как второй)

Небольшая презентация (сравнительная характеристика), включающая правила чтения. Начальный этап. В помощь учителю на уроке....

Методическая разработка "«Отечественная война 1812 года по мотивам романа Льва Толстого «Война и мир» ( история, литература и французский язык) для учащихся 10 класса

Данный урок относится к  нестандартным урокам.Это метапредметный урок, урок  обобщения и систематизации знаний, урок – дискуссия с применением технологии  интегрированного и метап...