Урок на тему "Медный всадник"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дубинина Наталья Александровна

Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели:

образовательные

  • обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Медный всадник"50.64 КБ

Предварительный просмотр:

Над морем город основался…

А.С. Пушкин

Цели урока:

образовательные

  • обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
  • показать два лика Петербурга в поэме;
  • показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;

развивающие

  • формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа

работа с учебными понятиями:

  • поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;

работа с метопредметными понятиями:

  • милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).

Тип урока: урок-формирование.

Методы обучения: беседа, слово преподавателя, исследование, постановка проблемных вопросов.

Формы работы с обучающимисяиндивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.

План урока.

1. Вступительное слово преподавателя: постановка проблемных вопросов.

2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.

3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.

3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.

4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.

Ход урока

1-й слайд

1. Вступительное слово преподавателя

Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.

И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.

Анализируя поэму, ответим на вопросы:

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?

  1. Кто виновен в трагедии Евгения?
  2. К чему привели петровские преобразования?
  3. Что включает в себя понятие «маленький человек»?

( Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права).

  1. Для кого «маленький»? Для других людей? Для себя? Для общества? Кто, что сделало его «маленьким»?
  2. Над этим вопросом мы будем размышлять в  ходе занятия  и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)
  3. - Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»?

(А. Пушкин. «Станционный смотритель». Н. Гоголь. «Шинель».)

  1. -Герои этих произведений?

(- Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин).

  1.   - Правильно. Каковы приемы создания образа «маленького человека»?

( Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)

2. Индивидуальное сообщение.

Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.

  1. Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
  2. Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?

Как вы понимаете авторскую позицию – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение протеста?

Ответы обучающихся

Вывод.

Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.

Ответы обучающихся

3. Анализ поэмы “Медный всадник”.

История публикации

«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».

«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.

Переходим к образу самого Петербурга, работаем с жанром, к понятию «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть? Ваше мнение.

  1. Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
  2. Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.

Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?

Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.

Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.

Прозвучало, что, так или иначе, в таких повестях присутствует образ города, города на Неве – Петербурга. В самом имени города запечатлелось то время, когда русский язык перерабатывал потоки иноязычных слов, сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность, обретая новые степени свободы и выразительности. В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).

hello_html_7e8acfca.gif

Я вам предлагаю посмотреть фрагменты видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды» для создания полноценного образа города и затем уже перейти к тексту поэмы «Медный всадник».

(Просмотр фрагментов видового фильма).

Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие? (Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий).

Вступление. Ребятам было дано индивидуальное задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.

Вопросы и задания к вступлению

  1. Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос?

(Возвышенный. Пафос, от греч. страдание, воодушевление, страсть, т.е. это эмоциональная направленность произведения).

  1. На какие композиционные части его можно разделить?

(1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).

  1. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее? (1 – 43 строки).
  2. Какова авторская позиция в гимне городу? (44 – 84 строки).
  3. Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?

Итог: во вступлении А.С.Пушкин скупо, почти ничего, говорит о главном герое Евгении, но много и с увлечением – о Петре. Но, тем не менее, уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается? (Конфликт между человеком и властью).

  1. Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
  2. Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
  3. Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?

Дискуссия  об учающихся.

Три исторические эпохи.

В чем смысл композиции?

Анализ вступления.

  1. Какими красками рисует Пушкин город Петра?
  2. Какая лексика преобладает?
  3. Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
  4. Как автор относится к городу?

4. Анализ основной части.

1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.

К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?

Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?

Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?

2) Работа с текстом.

Описание наводнения (чтение): “Ужасный день…”

Беседа.

  1. Какие детали картины вас поразили?
  2. Кто больше всего пострадал?
  3. Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
  4. Какую роль играют глаголы?

Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.

Вывод.

В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?

Чтение отрывка.

Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?

  • В каком значении использует автор слово “железный”?
  • Какова авторская позиция?

5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).

Чья оценка ближе вам?

Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).

Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.

Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.

Споры о сложном произведении “Медный всадник”.

9-й слайд

Кто виновен в бедах Евгения?

Выводы.

“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).

Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.

Петербург сегодня.

Современность и актуальность произведения.

6.Рефлексия

Евгений: смысл жизни и финал жизни…

«Соколиный глаз» 1.Месяц и год наводнения? 2. Вставьте слово: Нева металась, как …. В своей постеле беспокойной. 3.Откуда в тот день пришел Евгений? 4.Где в Петербурге живет герой? 5. Вставьте слово: что ….(чем-то?) Он должен был себе доставить И независимость и честь;

6. Вставьте слова : Что ведь есть Такие праздные…., Ума недальнего, ленивцы, 7. Что служит он всего … Он также думал, что погода 8. Но что ж, я молод и здоров, …. день и ночь готов; 9.И станем жить, и так до … Рука с рукой дойдем мы оба, 10. Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился…., Не за…

2.Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.

Подведение итога урока:

Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

Написать эссе на тему:

  • Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

  • В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

  • Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».

  • Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

  • Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».

  • Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».

Для того, чтобы подчеркнуть контрастность и противоположность основных образов, их «раздвоение», разделимся на три группы по рядам:

1 ряд – представляет два образа Петра;

2 ряд – представляет два образа Евгения;

3 ряд – представляет два образа Петербурга;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"

Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...

Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"

Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....

урок литературы А.С.Пушкин "Медный всадник"

Презентация к уроку литературы по теме "А.С.Пушкин "Медный всадник"...

презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"

презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...

Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

Урок по литературе А.С.Пушкин "Медный всадник".

Идейное содержание и анализ произведения  поэмы «Медный   всадник»....