Урок на тему "Медный всадник"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данный урок по литературе в 9 классе ЗПР включает в себя три цели:
образовательные
- обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
- показать два лика Петербурга в поэме;
- показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;
развивающие
- формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Медный всадник" | 50.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Над морем город основался…
А.С. Пушкин
Цели урока:
образовательные
- обучить обучающихся анализу лироэпического произведения;
- показать два лика Петербурга в поэме;
- показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;
развивающие
- формировать у обучающихся умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
работа с учебными понятиями:
- поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;
работа с метопредметными понятиями:
- милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).
Тип урока: урок-формирование.
Методы обучения: беседа, слово преподавателя, исследование, постановка проблемных вопросов.
Формы работы с обучающимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.
План урока.
1. Вступительное слово преподавателя: постановка проблемных вопросов.
2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.
3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.
3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.
4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.
Ход урока
1-й слайд
1. Вступительное слово преподавателя
Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.
И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.
Анализируя поэму, ответим на вопросы:
Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.
Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.
Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие?
- Кто виновен в трагедии Евгения?
- К чему привели петровские преобразования?
- Что включает в себя понятие «маленький человек»?
( Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права).
- Для кого «маленький»? Для других людей? Для себя? Для общества? Кто, что сделало его «маленьким»?
- Над этим вопросом мы будем размышлять в ходе занятия и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)
- - Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей»?
(А. Пушкин. «Станционный смотритель». Н. Гоголь. «Шинель».)
- -Герои этих произведений?
(- Самсон Вырин, Акакий Акакиевич Башмачкин).
- - Правильно. Каковы приемы создания образа «маленького человека»?
( Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)
2. Индивидуальное сообщение.
Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.
- Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
- Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?
Как вы понимаете авторскую позицию – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение протеста?
Ответы обучающихся
Вывод.
Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.
Ответы обучающихся
3. Анализ поэмы “Медный всадник”.
История публикации
«Высочайший цензор» Пушкина, Николай I потребовал переделки ряда мест. 14 декабря 1833 года Пушкин записал в дневнике: «Мне возвращен «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурой. Стихи: «И перед младшею столицей//Померкла старая Москва,//Как перед новою царицей//Порфироносная вдова»,- вымараны. Во многих местах поставлен (?)». Поэт предпочел отказаться от опубликования поэмы; позднее начал было вносить исправления, но бросил это. При его жизни была напечатана в 1834 г. лишь часть вступления под названием «Петербург». Отрывок из поэмы в журнале «Библиотека для чтения».
«Медный всадник» был напечатан лишь после смерти Пушкина в «Современнике» 1837 г. с рядом вынужденных, в соответствии с требованиями Николая I, поправок Жуковского. Полный текст поэмы впервые полностью опубликован только в советское время.
Переходим к образу самого Петербурга, работаем с жанром, к понятию «Петербургская повесть» и поэма. Как вы думаете, почему подзаголовком прописано, что «Медный всадник» - это петербургская повесть, а не поэма? Почему «Петербургская повесть? Ваше мнение.
- Действия разворачиваются в городе, возведенном Петром Великим, Петербурге;
- Петербург не только место действия, но и действующее лицо, образ Петербурга, как и образ Невы, присутствует постоянно на станицах произведения.
Давайте посмотрим, что представляет собой поэма? Что такое повесть?
Поэма – это повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.
Повесть – это «средний» жанр эпического рода литературы. По объему, как правило, меньше романа, но больше рассказа, новеллы. Если в романе центр тяжести заложен в целостном действии, в фактическом и психологическом движении сюжета, то в повести основная тяжесть переносится на статичные компоненты произведения – положения, душевные состояния, описания.
Таким образом, петербургская повесть – это повествование, в котором очень емко, зачастую, неоднозначно представлен образ города Петербурга как неотъемлемая часть художественного целого.
Прозвучало, что, так или иначе, в таких повестях присутствует образ города, города на Неве – Петербурга. В самом имени города запечатлелось то время, когда русский язык перерабатывал потоки иноязычных слов, сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность, обретая новые степени свободы и выразительности. В названии присутствует и латынь - "санкт" (sanctus - священный), и греческий - "Пётр" (petra - камень), и немецкий - "бург", (Burg - крепость).
Я вам предлагаю посмотреть фрагменты видового фильма «Санкт-Петербург и пригороды» для создания полноценного образа города и затем уже перейти к тексту поэмы «Медный всадник».
(Просмотр фрагментов видового фильма).
Переходим к работе с текстом, смотрим, как образ Петербурга реализовался в художественном произведении. Итак, зачитаем предисловие. С какой целью введено предисловие? (Содержит указание на источник, на реальность описываемых событий).
Вступление. Ребятам было дано индивидуальное задание выучить наизусть вступление. Пожалуйста.
Вопросы и задания к вступлению
- Каков пафос вступления в поэме? Что такое пафос?
(Возвышенный. Пафос, от греч. страдание, воодушевление, страсть, т.е. это эмоциональная направленность произведения).
- На какие композиционные части его можно разделить?
(1 – история строительства города; 2 – гимн городу от лица поэта; 3 - пожелания городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 – финал, в котором пафос величия сменяется повествованием об «ужасной поре»).
- В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга? Как противопоставляется прошлое и настоящее? (1 – 43 строки).
- Какова авторская позиция в гимне городу? (44 – 84 строки).
- Как в третьей части («Красуйся, град Петров..») закладывается основной конфликт поэмы? Обратите внимание на эпиграф. Почему в последних строках происходит контрастный слом настроения?
Итог: во вступлении А.С.Пушкин скупо, почти ничего, говорит о главном герое Евгении, но много и с увлечением – о Петре. Но, тем не менее, уже во вступлении автор ставит проблему между человеком и стихией, ставятся точки основного конфликта поэмы. Посмотрите на эпиграф, в чем этот конфликт заключается? (Конфликт между человеком и властью).
- Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
- Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
- Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?
Дискуссия об учающихся.
Три исторические эпохи.
В чем смысл композиции?
Анализ вступления.
- Какими красками рисует Пушкин город Петра?
- Какая лексика преобладает?
- Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
- Как автор относится к городу?
4. Анализ основной части.
1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.
К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?
Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?
Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?
2) Работа с текстом.
Описание наводнения (чтение): “Ужасный день…”
Беседа.
- Какие детали картины вас поразили?
- Кто больше всего пострадал?
- Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
- Какую роль играют глаголы?
Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.
Вывод.
В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?
Чтение отрывка.
Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?
- В каком значении использует автор слово “железный”?
- Какова авторская позиция?
5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).
Чья оценка ближе вам?
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).
Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.
Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.
Споры о сложном произведении “Медный всадник”.
9-й слайд
Кто виновен в бедах Евгения?
Выводы.
“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).
Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.
Петербург сегодня.
Современность и актуальность произведения.
6.Рефлексия
Евгений: смысл жизни и финал жизни…
«Соколиный глаз» 1.Месяц и год наводнения? 2. Вставьте слово: Нева металась, как …. В своей постеле беспокойной. 3.Откуда в тот день пришел Евгений? 4.Где в Петербурге живет герой? 5. Вставьте слово: что ….(чем-то?) Он должен был себе доставить И независимость и честь;
6. Вставьте слова : Что ведь есть Такие праздные…., Ума недальнего, ленивцы, 7. Что служит он всего … Он также думал, что погода 8. Но что ж, я молод и здоров, …. день и ночь готов; 9.И станем жить, и так до … Рука с рукой дойдем мы оба, 10. Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный Евгений. Он страшился…., Не за…
2.Евгений в гибели Параши винит Петра Первого: если бы он не основал город, не было бы наводнения и она бы не погибла. С ее гибелью рушится его мир, он теряет смысл жизни. Евгений понимает, что все дела ничто под влиянием силы рока. Петр Первый, Петербург, наводнение – символ неостановимого хода истории, где гибнет простой человек.
Подведение итога урока:
Ответы на вопросы: С какой поэмой Пушкина познакомились на уроке? Ее основная тема, конфликт? С образами кого связан данный конфликт?
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Написать эссе на тему:
- Герои поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
- В чём смысл противопоставления Петра I и «бедного» Евгения в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
- Герои и проблематика поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник».
- Образ Петра Великого в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
- Петербург глазами А.С.Пушкина по поэме «Медный всадник».
- Проблема личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.
«Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности».
Для того, чтобы подчеркнуть контрастность и противоположность основных образов, их «раздвоение», разделимся на три группы по рядам:
1 ряд – представляет два образа Петра;
2 ряд – представляет два образа Евгения;
3 ряд – представляет два образа Петербурга;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"
Презентация к уроку литературы по тексту Вступления к поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"...
Урок литературы на тему "Образы Петербурга и его создателя в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник"
Урок литературы в 9 классе, основанный на применении проблемной, дифференцированной технологий. Содержит элементы интегрированного урока....
Конспект урока в 10 классе "Образ Петра Первого как царя преобразователя в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Социально-философские проблемы поэмы. Диалектика пушкинских взглядов на историю России".
Подробный конспект урока с приложением презентации....
урок литературы А.С.Пушкин "Медный всадник"
Презентация к уроку литературы по теме "А.С.Пушкин "Медный всадник"...
презентация к уроку литературы по поэме "Медный всадник"
презентация к уроку по литературе. А.С. Пушкин. "Медный всадник"...
Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.
https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....
Урок по литературе А.С.Пушкин "Медный всадник".
Идейное содержание и анализ произведения поэмы «Медный всадник»....