Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
статья на тему
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 51.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Реализация метапредметной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом»
Порохненко Татьяна Александровна
МБОУ СОШ № 105
учитель биологии и географии
В ФГОС ОО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом.
Смысловое чтение отличается от другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом чтении происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составить свою систему образов, осмысливать информацию т. е. осуществлять познавательную деятельность.
Одним из путей развития читательской грамотности является подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение-вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции УУД (Асмолов А.Г. , Бурменская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входит мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- В регулятивные УУД -принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
В познавательные УУД -логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимают как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение стратегии смыслового чтения включает в себя приобретение навыков:
- различения типов содержания сообщений — факты, мнения, суждения, оценки;
- распознавание иерархии смыслов в рамках текста -основная идея, тема и ее составляющие;
- собственное понимание-процесс рефлексивного восприятия культурного смысла информации.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия-это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя.
Чтение является важнейшим средством социализации учеников. Окружающая среда не всегда формирует у ребенка потребность думать, переживать. Решающее влияние на качество чтения, по выводам экспертов, оказывает досуговое чтение. Учащиеся, которые читают каждый день для удовольствия, показывают значительно более высокие результаты по грамотности речи, чем их не читающие сверстники.
Сегодня, когда одним из главных критериев успеха становится доступ и информации, умение эффективно ее перерабатывать, мы, педагоги, особо нуждаемся в развитии тех качеств, которые еще вчера казались естественными и не требующими специального понимания. Именно сейчас умение быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развитие своих потенциальных и расширение имеющихся способностей, а также формирование навыков стратегиального чтения могут стать залогом успеха каждого учителя.
Вот такой план-программу я разработала по биологии для 5 класса по УМК Пасечник В.В. изд. «Дрофа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"
В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей умения правильно читать предложенный текст....
Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов
Читать – это ещё ничего не значит;что читать и как понимать читаемое –вот в чём главное дело....
Методическая разработка "Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов".
Методическая разработка по формированию навыков смыслового чтения разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего об...
Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»
Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся Задачи:...
Обучение стратегиям смыслового чтения и работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»
Обучение стратегиям смыслового чтенияи работа с текстом как способ достижения метапредметных результатов»...