Урок внеклассного чтения в 6 классе. «Война в жизни моего села»
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Знакомство учащихся с героической прошлой советских людей в годы Великой Отечественной войны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок внеклассного чтения. | 33.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ ДУДАРОВА АМИРА РАСУЛОВИЧА С. КИЗЛЯР МОЗДОКСКОГО РАЙОНА РСО-АЛАНИЯ
Урок внеклассного чтения в 6 классе.
«Война в жизни моего села»
Учитель русского языка и литературы,1 категории,
Умаханова Р.И.
Урок внеклассного чтения в 6 классе.
Тема урока: «Война в жизни моего села»
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям;
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
( А.Т.Твардовский)
Цель урока: познакомить учащихся с героической прошлой советских людей в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
обучающие:
- дать представление о Великой Отечественной войне как огромной трагедии и великом подвиге русского народа;
- познакомить с детей с жизнью советских людей в военные годы;
- показать роль поэзии в годы войны;
развивающие:
- способствовать развитию речи;
- продолжить развитие умения анализировать стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности;
- развивать образно-ассоциативные способности детей через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла (литература, история, музыка, изобразительное искусство);
- активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению, гордость за свой народ, свою Отчизну, ответственность перед Родиной.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, выставка книг о Великой Отечественной войне, репродукции картин, портреты фронтовиков, выставка рисунков учащихся, выставка экспонатов из школьного музея.
Ход урока
l.Вступительное слово учителя. Здравствуйте, ребята!
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как отразилась Великая Отечественная война в жизни нашего села. Будем читать и анализировать стихотворения поэтов-фронтовиков, послушаем песни военных лет.
Более полувека отделяет нас от времен Великой Отечественной войны. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия Всем известно, что на войне не до искусства было, но поэзия вдохновляла людей, пробуждала героический дух.
ll.Беседа по вопросам
-Что вам известно о Великой Отечественной войне?
-Почему она называется Великая Отечественная?
-Когда она началась?
-Сколько времени она длилась?
-Кто напал на Советскую страну?
-За что воевали советские граждане?
-У кого прадедушки и прабабушки были участниками войны?
lll.Прослушивание песни.
«Журавли» Авторы песни композитор Ян Френкель на стихи Расула Гамзатова
(Ученики слушают песню «Журавли»)
Беседа по вопросам. История создания песни «Журавли»
-Почему автор назвал песню «Журавли»?
(Она посвящена солдатам, погибшим во время военных действий)
-В каком году она написана?
(Написано в 1965 году во время полета из Токио в Дагестан. Расул Гамзатов посещал мемориал, посвященный жертвам Херосимы и Нагасаки. Там был памятник девочке ,в руках которой был журавлик. Поэта поразила история девочки ,и так родился образ «белых журавлей».
-На каком языке было написано стихотворение?
(На аварском)
-Кто является переводчиком стихотворения на русский язык?
(Друг поэта Наум Гребнев)
-Кого напоминают белые журавли?
(Погибшие солдаты)
-Каким настроением пронизано это стихотворение?
(Атмосферой грусти, тоски, при этом и сам герой понимает, что и сам когда-то уйдет из жизни и обретет свое место в вечности)
-Найдите строки, в которых говорится об этом.
(…Настанет день ,и с журавлиной стаей ,Я поплыву в такой же сизой мгле…)
-Какие средства художественной выразительности присутствуют в этом произведении?
(эпитет (в сизой мгле, клин усталый, с кровавых полей)
Риторический вопрос (Не потому ль так часто и печально. Мы замолкаем ,глядя в небеса?)
Метафора (Настанет день ,и с журавлиной стаей. Я поплыву в такой же сизой мгле)
Сравнение(Летят своим определенным строем, Как по полям людьми они брели..)
lV.Чтение стихотворения Ульяна Денисовича Шамурзаева (пота-односельчанина)
«Не дайте вновь пылать войне»
Шагал по полю я, любуясь
Лучом, пробившимся сквозь мглу,
О чем-то пела рожь, волнуясь,
Но было грустно…Почему?
Там, в стороне, где рожь кончалась,
Была не вспахана земля
И по обочине тянулась
Каких-то холмиков гряда.
Я понял: здесь мое рожденье,
Под этим холмиком лежит,
Мое начало, продолженье
Далеким голосом твердит:
«Мы здесь стояли в сорок третьем,
Забыть преступно вам о нас,
Мы пали здесь, России дети,
В боях за Северный Кавказ.
На юность нашу выли пули,
Но мы горды своей судьбой.
Мы пух усов впервые сбрили,
Вступая в свой последний бой.
Любили мы бродить лугами,
Любили землю ,целый свет.
Нам повелели стать рабами,
Мы пожелали умереть!
Но умереть не рабской смертью,
Не покоренным в землю лечь,
А в смерти, обретя бессмертье,
Огнем сердца живых зажечь.
Мы над планетой тенью ходим,
Как память сердца, дань беде,
И с жгучей болью людям вторим:
«Не дайте вновь пылать войне».
V. Мгновения большой войны
Выступления учащихся. Рассказы о жителях с. Кизляр Моздокского района, ветеранах войны и тыла.
1й ученик. Выступает с докладом.
В двенадцати километрах от г. Моздока на правом берегу реки Терек, широко раскинулось селение Кизляр.
На Северном Кавказе кумыки появились во время великого переселения народов с востока на запад, т.е. с Алтая. Так они и жили, занимаясь хлебопашеством и скотоводством. Зловещая весть о начале войны облетела все дома селении Кизляр.
Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания .Не обошла стороной и наше село. Вероломное нападение Германии на СССР и и начало Великой Отечественной войны нарушили покой сельчан. С 1 сентября 1942 года по 3 января 1943 года с.Кизляр находилось в немецкой оккупации. Днем и ночью в селе шли кровопролитные оборонительные бои, зачастую переходящие в рукопашные штыковые схватки. Добровольцами на фронт ушли 984 человека. Вернулись 189 человек, пропали без вести 545.Терские кумыки с честью выполнили долг, защищая свою страну. О героизме солдат-защитников села напоминает памятник во дворе средней школы №1..
Мы, молодое поколение, должны помнить о прошлом, чтобы страшные злодеяния не повторились вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы.
2й ученик.
Фронтовик Джантемиров Ахмед Абдулвагапович
Хочу рассказать о нашем земляке Джантемирове Ахмеде Абдулвагаповиче. Родившись в крестьянской семье, Ахмед рано приобщился к труду, а в 14 лет, после окончания 7 классов, стал работать на строящейся на окраине с.Кизляр водокачке. Это было в 1937 году. Затем он стал работать в колхозе трактористом. С поля и забрали его в Красную Армию. Вместе с ним дорогами войны от хребтов Кавказа до берлина прошли еще четверо кизлярцев- Ильяс Сатубалов, Идрис Кашешов, Сейпатал Алиев и Махмуд Исаов. Счастливое совпадение: все пятеро вернулись домой- кто-то с контузией, кто-то с ранением, но живыми ,с наградами.
Но вернемся к Джантемирову. Самое страшное было под Сталинградом. Здесь накал войны достиг апогея, а плотность огня была так велика, что связь между подразделениями за сутки обрывалась по нескольку раз. Ахмед и его однополчане действовали отважно и быстро, так что ни днем ,ни ночью, ни в дождь, ни в снежную пургу штабы без связи надолго не оставались. За действия под Сталинградом Джантемиров получил первое боевое призвание-Благодарность от верховного главнокомадующего.
..Это было на территории Германии. Небольшому подразделению была дана команда под покровом ночи перебраться через речку и закрепиться на противоположном, занятом врагами, берегу. Ахмед с товарищами на лодке тянули провод связи. Немцы обнаружили связистов и открыли шквальный огонь. Лодка перевернулась, и двое товарищей Ахмеда погибли. Но, несмотря на все трудности, связь удалось наладить. Другой эпизод связан со взятием Берлина. В этих боях Ахмед обслуживал штурмовую группу знаменитого голубоберетника Калганова ,в том числе и при взятии рейхстага. Он своими глазами видел первый красный флаг над логовом фашистов, к концу боя таких флагов развевалось много.
Домой Джантемиров вернулся весной 1947 года, все это время он работал на восстановлении Праги.
После войны он прожил до глубокой старости, Воспитал 11 детей,30 внуков и 10 правнуков. Его все уважали и почитали.
3й ученик
Фронтовик Магометов Чодый Куликович
Родился Чодый Куликович в 1920 году в с.Кизляр Курпского района в семье крестьянина-бедняка. Окончил начальную сельскую школу. С детства трудился по дому, с образованием колхозов работал подростком в полеводческой бригаде, на ферме. Накануне войны призван райвоенкоматом в ряды Красной Армии. Учился в полковой школе артиллеристов, по окончании которой был зачислен в артиллерийские части Белорусского особого военного округа. Там и застала его война.
Первое сражение принял под г.Бобруйском на реке Березина, которую форсировали немецкие танки. Силы были неравные, Красная Армия отступила с большими потерями. Магометов Чодый был и оператором противотанковых систем и стрелком. Был ранен ,едва вылечившись, снова встал в строй.
Воевал под Воронежем, на Дону, принимал активное участие в освобождении Украины, Молдавии. В одном из сражений Чодый Куликович был ранен второй раз. Долго лежал в госпиталях, а потом военно-врачебной комиссией был комиссован и по ранению и демобилизован.
Вернулся домой, когда война уже закончилась. Сначала участвовал в восстановлении народного хозяйства, потом работал в колхозе.
За ратный подвиг в годы Великой Отечественной войны награжден орденом Отечественной войны ll cтепени, медалями «За боевые заслуги»,»За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941- 1945гг.».За добросовестный труд награжден медалью «Ветеран труда».Солдаты Победы кумыкского села никогда не пасовали перед трудностями ,и тем самым снискали себе уважение среди сельчан. Они и после своего ухода остались в сердцах близких, друзей, сельчан.
Vl. Выразительное чтение стихотворения.
3й ученик. Автор стихотворения Евгений Инюшкин.
Мы помним
Мы помним беды злой войны; как отступали,
Концлагеря, блокада, смерть несли,
Зато потом мы гитлеровце гнали,
Сметая мразь с отеческой земли.
Не ради славы бились вы, не за награды,
А за себя, за близких ,за народ,
За Русь святую сгинуть были рады,
Лишь бы она не ведала невзгод.
И вот медали той поры вы вновь достали,
Мы на груди их все запечатлим,
Чтобы враги и впредь не забывали:
Такой народ, как вы,- непобедим!
Vll. Релаксация.
«Снежинки»
Представьте себе, что вы, попали в волшебный зимний лес. Чудесный морозный день. Вам приятно, вы чувствуете себя хорошо, дышите легко и свободно. Вообразите, что вы легкие, легкие – это тонкие лучики снежинки. Ваше тело тоже легкое, как будто оно снежное. Подул легкий ветерок и снежинки полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше поднимаетесь над волшебным лесом. Ласковое ветерок нежно гладит маленькие, легкие снежинки. Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться домой.
А теперь потянитесь и на счет «три» откройте и улыбнитесь ласковому ветерку и хрупкой снежинке.
Vlll. Рефлексия
Учитель:
– Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
Помните!
Через века, Через года,
Помните! О тех,
Кто уже не придет никогда,
Помните!!!
lX. Звучит песня «День Победы»
X. Домашнее задание.
1)Выучить понравившееся стихотворение о войне.
2)Написать сочинение «Мы не хотим войны»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)
Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».
По произведениям М.А.Осоргина «Пенсне», И.С.Шмелёва «Как я стал писателем», Тэффи «Жизнь или воротник», М.М.Зощенко «История болезни», отрывки из «Всеобщей истории», обработанной журналом ...
Урок внеклассного чтения «Писатели улыбаются, или Мелочи жизни».
Цели урока:•познакомиться с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке;• выявить общую проблематику рассказов;• развивать коммуникативную и речевую компете...
Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»
методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...
Урок внеклассного чтения в 10 классе о жизни и творчестве известного тамбовского поэта С.С. Милосердова. "Звезды. Вечность. И миг моего бытия."
Урок знакомит с основными этапами жизни известного тамбовского поэта С.С. Милосердова, дает представление о тематике его творчества, развивает поэтический вкус старшеклассников, воспитывает любовь к р...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...