Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Литературная мастерская «Будь человеком! За добро плати добром»
методическая разработка по литературе (8 класс)
Понимание главной проблемы произведения - содержание моральных ценностей (милосердие, совести, доброты, человечности); умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портрет; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_kl_literaturnaya_masterskaya_po_rasskazu_paustovskogo_telegramma.docx | 42.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Литературная мастерская
«Будь человеком! За добро плати добром»
Планируемые результаты обучения:
Предметные: понимание главной проблемы произведения - содержание моральных ценностей (милосердие, совести, доброты, человечности); умение анализировать текст; характеризовать героев, составлять их словесный портрет; понимание авторской позиции; формулирование собственного отношения к анализируемому произведению и оценка его; создание самостоятельного устного высказывания на предложенные вопросы; выявление художественной ёмкости слова писателя, изобразительно-выразительной силы деталей.
Метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; структурирование материала; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; самостоятельная организация работы с текстовым материалом, её отбор, оценка, систематизация, анализ.
Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание моральных качеств; формирование целостного мировоззрения.
Виды учебной деятельности:
Репродуктивная: осмысление содержания произведения, изображённых в нём событий и характеров;
Продуктивная творческая: характеристика героев произведения, развёрнутый монологический ответ на поставленные вопросы с элементами цитирования.
Поисковая: самостоятельный поиск материалов для ответа.
Ход урока
(Слайд 1) Учитель: - Сегодня наш урок литературы будет представлять собой литературную мастерскую, в которой каждый из вас будет творцом, созидателем. Ведь вы выбрали задание по желанию. Я надеюсь, что работа в литературной мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.
- (Слайд 2) Вам нужно расшифровать Кроссенс. Этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского означает «пересечение слов». Ваша задача - объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку.
- Какому писателю посвящен кроссенс? Как вы это определили?
(Слайд 3) Учащийся: - Константину Георгиевичу Паустовскому. 1. Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика. 2017 год – 125 лет со дня рождения. 2. Паустовский учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете. 1. Первая мировая война заставила его прервать учебу, он стал работать на санитарном поезде. 3. Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал Александр Грин. Константин Георгиевич стал писателем. 4. Со сказкой «Стальное колечко» мы познакомились в начальной школе. 5. Произведения «Заячьи лапы» и «Теплый хлеб» изучали в 5 классе. 6. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями. 7. «Золотая роза» – повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найденного слова.
Учитель: В повести «Золотая роза» есть глава, названная “Зарубки на сердце”, в которой автор рассказывает, на основе чего он написал рассказ “Телеграмма”.
Предысторию рассказа «Телеграмма» читает подготовленный ученик:
«Я поселился поздней осенью в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная её дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в два месяца присылала Катерине Ивановне деньги…
Позади двора … шумел на ветру большой и такой же запущенный, как и дом, сырой и озябший сад. Однажды Катерина Ивановна попросила проводить её в сад, - в нём она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой. Хочется мне напоследок посмотреть сад. В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. Да и кое-какие деревья я посадила сама…
Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.
Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о нее рукой и заплакала. Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
- Не дай вам Бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам Бог!
Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мать!»
Учитель: - Ребята, это тот писательский житейский материал, из которого рождается проза… Так появился рассказ «Телеграмма».
Итак, тема сегодняшнего урока (Слайд 4-5)
«БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ! ЗА ДОБРО ПЛАТИ ДОБРОМ» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»)
Обращаем внимание на эпиграф урока:
Чти отца своего и матерь твою
да благо ти будет,
и долголетен будеше на земле.
Пятая заповедь Божия
Учитель: - Скажите, о чем рассказ «Телеграмма»? Какую извечную проблему поднимает в нем Паустовский?
(Об одинокой старушке, которая доживала свой век и ее дочери Насте)
Итак, в рассказе Паустовского поднята извечная проблема всех времен: взаимоотношение детей и родителей.
- Обратимся к тексту рассказа. С чего начинается рассказ? Какая картина представляется? Учащимся 8 класса было дано творческое задание: проиллюстрировать начало рассказа – картину пейзажа и интерьер Катерины Петровны в соответствии с текстом с помощью кроссенса. Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь. Осень». (Слайд 6). Попросим их представить свои работы.
Защита кроссенса (сравнение с текстом рассказа) (Слайд 7-8)
Учитель: 1) - Какая деталь, словно оживляет представляемое?
Учащиеся: “Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”.
Учитель: 2) - Зачитайте детали интерьера Катерины Петровны, которые дополняют картину пейзажа.
Учащиеся: Запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищеный самовар и картины на стенах…
Картины потускнели от времени, на них ничего нельзя было разобрать. Но Катерина Петровна только по памяти знала, что вот это - портрет отца, вот это-маленькая, в золотой раме - подарок Крамского, эскиз к его «Незнакомке в бархатной шубке…»
Учитель:
Ощущается неухоженность, запущенность.
Учитель: К. Г. Паустовского считают мастером детали. На дом вам были предложено ответить на три важных вопроса. Давайте-ка обратимся к ним:
(Слайд 9) Творческое задание № 1
Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях? Ответ обоснуйте.
Текст 1. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Примерный ответ: Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.
Учитель: - Расскажите, что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
(Слайд 10) дом Катерины Петровны
Примерный ответ: Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.
Учитель: - Давайте зачитаем эпизод, где особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?
Как-то, в конце октября, ночью кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.
Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла на улицу. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.
Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:
-Кто стучит? – Но за забором никто не ответил. – Должно быть, почудилось, сказала Катерина Петровна и побрела назад.
(Слайд 11) Творческое задание№ 2 - изображение клена
- Подумайте, какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны? Ответ обоснуйте.
Текст 2. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери.
Учитель: - Какое средство выразительности использует автор при описании клена? (Олицетворение – озябший, некуда было уйти.)
Учитель: Катерина Петровна пожалела клен, потрогала шершавый ствол, побрела в дом…Что же поняла Катерина Петровна во время непосильной прогулки?
(Дни ее сочтены).
И она написала письмо дочери (читаю письмо):
(Слайд 12) Письмо
“Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень”.
Учитель: Творческое задание № 3
Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенном выражении? Ответ обоснуйте.
Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
(Слайд 13) Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.
Учитель: - Что узнаем о жизни и занятии Насти?
(Слайд 14) Примерный ответ: Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад.
Учитель: - Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).
Вывод. Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
Учитель: Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”.
На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась,- сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.
Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
(Слайд 15) Сольвейг
Сольвейг – это героиня пьесы Ибсена «Пер Гюнт». Она является образцом верности, преданности, доброты. На эту пьесу Эдвардом Григом была написана одноименная сюита. Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Согласны вы с этим?
- Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным. Глаза – зеркало человеческой души. Что-то подобное мы и ожидали. Холодные глаза – о жестоком сердце.
Учитель: - Давайте посмотрим, как Настя относится к художникам?
Расскажите мне о скульпторе Тимофееве. О том, как помогла ему Настя?
(монологический рассказ учащихся)
Учитель: - Выставка удалась? Чья это заслуга? Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она?
(Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку, незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
Учитель: - Как вы думаете: Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптурный портрет Гоголя? (связь с телеграммой, полученной во время выставки)
(Слайд 16) Текст: Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой».
Примерный ответ: Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена.
(Слайд 17) Гоголь
- Почему именно Гоголь?
-Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.
«Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый человек. Настя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка.», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока»).
Учитель: - В душе героини происходит внезапный перелом в психологическом состоянии. Отступило суетное, сиюминутное – осталось главное: мать и ее одиночество.
Учитель: - Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны?
(И молодой талантливый скульптор, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание).
Учитель: - Случайна ли цифра 3 во фразе, вложенной автором в уста Тимофеева: «Ночи не спишь! Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся»?
( 3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, 3 года проводит в творческих муках и безызвестности Тимофеев, и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо».)
Учитель: Творческое задание № 4 - Давайте обратимся к эпизоду «Настя под хмурым небом».
(Этот внутренний монолог героини – кульминация рассказа. Зачитываю отрывок).
Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу… Подморозило. Выпал первый снежок.
Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя,- вспомнила Настя недавнее письмо.- Ненаглядная!»
Настя села на скамейку в сквере… и горько заплакала. Снег таял на лице, смешиваясь со слезами.
Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
- Поздно! Маму я уже не увижу,- сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово - «мама».
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо?
«Что ж это, мама? Что?- думала она, ничего не видя. – Мама! Как же это могло так случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет, и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Учитель: - Успела ли Настя приехать к живой матери?
(Слайд 18-19) Кладбище было за селом….
(Нет. Настя опоздала на три дня и приехала уже после похорон. Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести». Мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины.)
Учитель: - Для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
(Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.)
- Какая черта есть у неё и отсутствует у Насти?
(Душевность, добросердечие.)
- Составьте СИНКВЕЙН «Настя» и «Учительница»
- Какой прием использует автор, сопоставляя Настю и учительницу? (Антитеза)
Учитель: - Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это? (Монологичные ответы):
Сторож Тихон - рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване. По речи видно, что она не очень грамотная, простая девочка, но понимает, что человек в беде – надо помогать. Тихон, предостерегая ее, говорит: “ За добро плати добром, не будь пустельгой ”. Что значит “пустельгой”?
(Слайд 20) Пустельга.
(Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте.)
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор?
(Не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного. Это и авторское напутствие читателям.)
Это простые люди, которых любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но не пройдут мимо чужого горя.
Учитель: - Какую Библейскую заповедь нарушает Настя?
(Слайд 21) На доске: «Чти отца своего и матерь свою, да благо ти будет,
и долголетен будешь на земле» (Пятая заповедь Божия)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
(читает подготовленный ученик)
Любили тебя без особых причин.
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.
Учитель: В русской литературе немало различных пословиц и поговорок о матери. В них заключается самый сокровенный смысл, такого дорогого каждому из нас слова «Мама»
(ученики зачитывает пословицы о матери)
(Слайд 22) Пословицы о матери
-Материнская молитва со дна моря достанет
-Материнское сердце в детях, а детское - в камне
-Материны глаза слепы
-Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет
-Нет милее дружка родной матушки
Учитель:
Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.
- Какова основная мысль рассказа? (Помни о родителях, пиши, навещай – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь).
Хочется напомнить стихотворение Р. Гамзатова «Берегите матерей»
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова:
Знайте – дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать умрёт, и боли не унять.
Заклинаю: берегите маму,
Дети мира, берегите мать.
Учитель:
- Как автор относится к своей героине?
Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Не случайно значение имени
Настя ( греч.) – воскрешающая
*Воскресить – восстановить, возродить утраченное, забытое.
Учитель: - А что бы вы хотели сказать Насте? На дом вам было предложено еще одно творческое задание «Написать письмо Насте».
(Прослушивание писем)
(Слайд 23) Не случайно великая немецкая актриса Марлен Дитрих специально приехала в Советский Союз, упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку…
- Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях, поэтому пусть ваши раскаяния будут вовремя. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.
(Слайд 24) Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас
(Слайд 25)
(Чтение отрывков из текстов писем-покаяний «Поступок, за который я себя осуждаю»)
Я думаю, что у вас есть большое желание стать настоящими людьми, готовность пройти самое главное испытание – испытание на истинную человечность.
Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений
Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы, мы остаемся детьми
Стихотворение
Я вас прошу – и ныне, и всегда
Вы матерей своих жалейте милых.
Не то, поверьте мне, вас ждёт беда,
Себя вы не простите до могилы.
А я вдруг задыхаюсь среди дня,
Вдруг просыпаюсь с криком среди ночи,-
Мне чудится, что мать зовёт меня,
Мне кажется, я слышу голос: «Дочка»!
Все, приходящие ко мне сейчас,
Велик ли прок от ваших взглядов слёзных?
Своих живых – я заклинаю вас -
Жалейте матерей, пока не поздно.
Учитель: (рефлексия)
Что вы вынесите для себя с сегодняшнего урока?
1. На уроке мне было сложно:
• сдержать слезы;
• я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
• не заплакать;
• понять Настю.
2. Урок помог задуматься:
• о том, как страшно потерять маму;
• об одиночестве, доброте и милосердии;
• о человечности, об отношении к маме;
• о моих родных;
• о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
• почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме.
3. Я понял:
• нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных, навещать их;
• я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не поступлю так, как Настя;
• старые люди нуждаются в нашей поддержке;
• я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять;
• нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно;
• я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок пресс - конференция по литературе в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского " Телеграмма"
урок закрепления материала в 8 классе в форме пресс - конференции...
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Конспект урока литературы "Образ осени в рассказе К.Г.Паустовского "Жёлтый свет."Свет и звук"
Данный материал содержит конспект урока по литературе по творчеству К.Г.Паустовского...
Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Предлагаю разработку урока литературы для 8 класса по программе Беленького Г.И. по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма». Раздел учебника: Литература ХХ века....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
урок содержит конспект, презентацию...
Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"
Конспект урока "Зарубки на сердце" по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма"...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 8 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"
Данная презентация может быть использована учителями литературы при подготовке к урокам по творчеству К. Г. Паустовского....