Блок и символизм. "Стихи о Прекрасной Даме"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (11 класс)
Материал знакомит с поэтическим миром А. А. Блока, раскрывает сложность и драматизм жизненного и творческого пути, помогает оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной позиции в судьбе человека. Даётся анализ стихотворений Блока, который развивает умение работать с поэтическим текстом, воспитывает читательскую культуру, эстетический вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Блок. "Стихи о Прекрасной Даме" | 736.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Трилогия вочеловечения» Это собрание стихотворений в трёх частях. Именно Блок выделил три этапа, называемых периодами «тезы», «антитезы», «синтеза» О, я хочу безумно жить: Все сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить , Несбывшееся — воплотить! Что значит вочеловечить ? Найти земное воплощение всем великим истинам, идеалам, не прибегая к помощи описательного реализма, не перечисляя события.
«Стихи о прекрасной даме» Прекрасная Дама - “Царица чистоты”, “Вечерняя Звезда”, средоточие всего Вечного и Небесного. Аналитическая работа с текстами стихотворений А. А. Блока из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» (выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися в сопровождении музыки С. В. Рахманинова, аналитическая беседа)
«Вхожу я в тёмные храмы» Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Какова цветовая гамма стихотворения? Прорисован ли облик Прекрасной Дамы? Обратите внимание на несвойственную русскому языку форму – «жду Прекрасной Дамы». Каков смысл такой форм ы? Проследите рождение образа? Как называет её? Восхищается ей? Почему в храмы? Романтический мир « Стихов о прекрасной даме»
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Ее: «Там жду я Прекрасной дамы / В мерцанье красных лампад». Форма родительного падежа вместо винительного придает особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня от конкретности. Передается молитвенно-возвышенное, даже экстатическое состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Ее . С лова, обозначающие образ Прекрасной Дамы, написаны с заглавной буквы. Ожидание так напряженно, что «В тени у высокой колонны / дрожу от скрипа дверей». Прекрасная дама предстает в неясном туманном облике: « А в лицо мне глядит озаренный / только образ, лишь сон о Ней». «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая» — благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой. Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным — Богоматери, животворящего начала. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, / Но я верю: Милая — Ты».
« Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения? Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения? Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине? В чём особенность композиционного повторения отдельных строк? В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит? Как эпиграф связан со смыслом стихотворения? Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается ? Романтический мир «Стихов о прекрасной даме » Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живёт ожиданием, предчувствием появления Её. Звучит мотив тоски , страха, тревоги. Поэт боится, что Её « привычные черты» вдруг изменятся , он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном
Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения ? Каким предстаёт лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние ? Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли земные черты облика героини? Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении? «Я, отрок, зажигаю свечи …» Прекрасная Дама кажется уже вполне земной , приобретает некоторые осязаемые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой , но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения
В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями В. С. Соловьёва. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности . Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты. Вывод
Основными чертами символистской лирики Блока становятся Музыкальность ; Возвышенность тематики; Многозначность; Мистическая настроенность; Недосказанность; Расплывчатость образов Эстетическая система символизма Блока 1.Идея Вечной женственности и культ Прекрасной Дамы проходит через всё творчество. 2.Поэзия ассоциаций. «Плачет ребёнок под лунным светом» 3.Поэия намёков. «Девушка пела в церковном хоре». 4. Целостная система символов. Рыцарь и Прекрасная Дама. 5.Цветовая гамма.
Как биография А. А. Блока связана с его творчеством? В каких стихах Блока особенно ярко проявилось влияние В. С. Соловьёва? Найдите подтверждение высказываниям поэтов-символистов и самого Блока в его раннем творчестве. В чём идейное и художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»? Каково их место в творчестве Блока? Подведение итогов урока Обобщающая беседа
Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“ Земное ” и “неземное” в “Стихах о Прекрасной Даме” А. А. Блока ». Д.З.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Романтический мир "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока
Данная презентация предназначена для урока литературы в 11 классе по творчеству А. Блока...
Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"
Презентация "А. Блок. Стихи о Прекрасной Даме"...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»
Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...
Презентация по литературе "О сборнике А.Блока ""Стихи о Прекрасной Даме" для учащихся 11 класса
Данная презентация дает предстваление о творчестве русского поэта А.Блока и его работе над сборником "Стихи о Прекрасной Даме"...
А.А.Блок. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности.
...
Литературно-музыкальная композиция «Всё в облике одном предчувствую Тебя…» (образ Прекрасной Дамы в творчестве А.А. Блока)
Эволюция образа лирической героини в творчестве А. Блока. Путь от Прекрасной Дамы до Катьки. Женщина-Мечта, Вечная Жена и земная женщина....
А.Блок и его "Прекрасные Дамы"
Презентация к уроку литературы в 11 классе....