Мастер - класс "Стилистический анализ псевдотекста"
методическая разработка по литературе
Мастер-класс по формированию читательской грамотности на основе составного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс по формированию читательской грамотности | 48.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Текст Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. Каких только названий не придумали для одуванчика люди: кульбаба , молочай, пустодуй , ветродуйка , еврейская шапка, русский цикорий, зубной корень, пушица, подойничек , придорожь , полая трава, плешевец . И за каждым названием своя глубина, своя неповторимая история…
Примеры заданий Задание 1: Прочитайте текст. О чём он? Задание 2 : Сколько авторов рассказывают об одуванчиках? Разделите текст на части в зависимости от авторства, запишите в таблицу. Задание 3: Определите, кем является автор каждого текста (биолог , географ, историк, журналист, писатель, поэт, и т.д .). Ответ обоснуйте и запишите в таблицу (средства выразительности, наличие терминологии, основная мысль текста) Задание 4: Определите у каждого текста: - стиль речи (докажите принадлежность к определённому стилю, указав отличительные признаки каждого текста); тип речи (укажите характерные признаки каждого текста). Заполните таблицу
Текст Текст 1 Я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым. Михаил Пришвин. Золотой луг Текст 2 На вершине вытянутого носика семянки имеется множество волосков, с их помощью плод одуванчика может перелетать в воздушных потоках на большие расстояния. Все части растения содержат густой белый млечный сок. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Одуванчик Текст 3 Каких только названий не придумали для одуванчика люди: кульбаба , молочай, пустодуй , ветродуйка , еврейская шапка, русский цикорий, зубной корень, пушица, подойничек , придорожь , полая трава, плешевец . И за каждым названием своя глубина, своя неповторимая история… https://infourok.ru/publicisticheskaya-statya-v-zaschitu-prirodi-oduvanchiksimvol-dobroti-1328854.html Автор Автор текста п исатель, т.к. для текста характерно наличие средств выразительности, основная мысль текста – показать красоту и необычность одуванчика. Автор текста – биолог, т. к. цель данного текста – познакомить читателя со строением одуванчика, средства выразительности отсутствуют, наличие специальной терминологии. Автор текста – п ублицист , т. к. он стремится повлиять на читателя, беседует с адресатом, информация представлена для широких слоёв общества. Стиль речи Художественный стиль (наличие тропов : олицетворение – «сжал свои лепестки», «раскрывают ладони»; эпитеты – золотой луг; сравнение – одуванчик сравнивается с пальцами) Научный стиль (использование терминов – носик семянки, воздушные потоки, млечный сок. Отсутствие образных средств, прямой порядок слов. Слова используются в прямом значении ) Публицистический стиль (для текста характерна эмоциональность, оценочность, воздействие на читателя, смешение книжных и разговорных слов) Тип речи Описание с элементами повествования (описание одуванчика +действия героя) Описание (внешний вид одуванчика) Рассуждение (текст построен по схеме: тезис – доказательство – вывод)
Содержание и функция приема Псевдотекст – это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников . Задача учеников – выделить смысловые и стилистические части, обнаружить первоисточники, из которых был составлен текст. При работе с данным приёмом учащиеся должны различить «голоса» авторов и дать характеристику текстам по заданным критериям: характеристика текстов с точки зрения их стилевой принадлежности, характеристика образа автора, принадлежность автора к определенной сфере деятельности, коммуникативное намерение автора, наличие/отсутствие средств выразительности. Читательские умения, формируемые с помощью данного приёма: 1 группа – н аходить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста. 2 группа – п онимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста ), ф ормулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста. 3 группа – оценивать форму текста (структуру, стиль), высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу. Предметные умения: анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли; опознавать различные выразительные средства языка; определять стиль речи, тип речи; н аходить текстообразующие элементы каждого отрывка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Анализ лингвистического стихотворения М.Цветаевой "Рубили рябину зорькою..."
на данном поэтическом тексте исследовать язык художественного произведения; расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключённую в нём образну...
Мастер-класс.Лингвистический анализ стихотворения М.Цветаевой "Рябину рубили зорькою..."
На данном материале можно исследовать язык художественного произведения;расшифровать поэтический текст через стилистические особенности синтаксических конструкций и найти заключён-ную в нём образную и...
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
Оныта алмыйм балачакның Гамьсез, рәхәт вакытын” мастер-класска анализ.
мастер-класска кыскача анализ....
Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар
Мастер-класс Анализ заданий ЕГЭ районный семинар...
Мастер-класс "Анализ художественного произведения""
Дать полный анализ художественному произведению с помощью схем, владеть основными терминами. В средних калассах он имеет упрощенную форму, а в старших - более сложную.В своей работе я хотела представи...