Задания для проведения олимпиады по литературе
олимпиадные задания по литературе (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Литература – школьная дисциплина особой значимости. Она направлена прежде всего на получение знаний о «языке» произведений словесного творчества, освоение общекультурных навыков чтения, понимания, выражения себя в слове, а также на развитие эмоциональной сферы личности, её воображения и образного мышления.
Именно через литературу осуществляется передача от поколения к поколению нравственного и эстетического опыта русской и мировой культуры.На внутреннем  этапе студенты приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определённые требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

                                                     

                                                                                                                                     

                                                                                                                                             

задания для проведения  первого тура олимпиады по литературе

для обучающихся 1 и 2 курсов

Пояснительная записка

Олимпиада обучающихся по литературе способствует выявлению и развитию творческих способностей учащихся, интереса к научно-исследовательской деятельности, созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганде научных знаний, формированию и развитию духовно-нравственных качеств личности.

Важная задача внутреннего этапа - выявление одаренных в филологическом отношении детей для участия в городском этапе олимпиады.

Задания для внутреннего этапа олимпиады по литературе разработаны с учетом методических рекомендаций предметно-методических комиссий и направлены на выявление  уровня литературного развития учащихся, одаренности, чуткости  к слову.  

Для проведения  внутреннего этапа  олимпиады по литературе предлагается работа, состоящая из 25 заданий по темам курса 9-10 классов:

  1. Задания  1-22 с вариантами  ответов   носят  репродуктивный  характер (проверяется знание и понимание содержания произведения, художественной идеи, проблематики произведения, знание биографии писателя или поэта, читательский кругозор обучающихся). Оцениваются в 1 балл.

  1. Задания  23 – 25 (без вариантов ответов),  предлагается   ответить на вопросы  и записать ответы.  Каждое задание оценивается в 4 балла.

         Работы оцениваются исходя из максимального количества баллов. Все задания оцениваются по ключам.

Задания могут выполняться в любой последовательности, при этом переписывать задания не нужно, достаточно указать их номер.  

На выполнение всех заданий отводится 60 минут.

Если участник использовал черновик, то он сдаёт его вместе  с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника олимпиады.

        При подготовке к олимпиаде по литературе необходимо перечитывать тексты изученных литературных произведений, повторять теоретико-литературные понятия в объёме, определённом обязательным минимумом содержания образования, используя  при этом учебники и учебные пособия по литературе, имеющие гриф Министерства образования РФ.

Олимпиада по литературе

1 вариант.

  1.  «Лучом света в тёмном царстве» Добролюбов назвал:

а) Кулигина;

б) Катерину;

в) Бориса.

  1.  Кто из героев драмы «Гроза» не относится к жертвам «тёмного царства»?

а) Катерина;

б) Борис;

в) Дикой.

  1.  Главного героя романа Гончарова «Обломов» звали:

а) Илья Иванович;

б) Илья Ильич;

в) Илья Васильевич.

  1.  В детстве в Илье Обломове:

а) воспитывали трудолюбие;

б) ограждали от трудностей;

в) приучали к самостоятельности.

  1.  Нигилистом называет себя в романе «Отцы и дети:

а) Павел Петрович Кирсанов;

б) Аркадий;        

в) Базаров.

  1.  Идейные споры в романе «Отцы и дети идут между»:

а) Базаровым и Аркадием;

б) Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым;

в) Павлом Петровичем и Николаем Петровичем.

  1.  Н.А. Некрасов пишет о судьбе русской женщины в стихотворении:

а) «Зелёный шум»;

б) «Элегия»;

в) «Тройка».

  1.  В центре Некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо»:

а) собирательный образ русского дворянства;

б) собирательный образ русского крестьянства;

в) царь и его приближённые.

  1.  С большущей сивой гривою,

Чай 20 лет не стриженной,

С большущей бородой.

Дед на медведя смахивал.

Это портрет:

а) Якима Нагого;

б) Ярмила Гирина;

в) Савелия.

  1. Кто из героев не относится к борцам за народ?

а) Гриша Добросклонов;

б) Князь Переметьев;

в) Яким Нагой.

  1. Главная причина преступления Раскольникова:

а) хотел помочь матери и сестре;

б) хотел добыть средства, чтобы закончить университет;

в) хотел проверить, к какому типу людей он относится.

  1. К «сильным мира сего» не относится:

а) Лужин;          б) Мармеладов;       в) Свидригайлов.

  1. После преступления Раскольников страдает от того:

а) что убил человека;

б) что оказался «тварью дрожащей»;

в) что не смог помочь матери и сестре.

  1. Мать Бориса Друбецкого звали:

а) Анна Михайловна;

б) Марья Ивановна;

в) Лидия Васильевна.

  1. Роман «Война и мир» - это:

а) социально-психологический роман;

б) исторический роман;

в) роман-эпопея.

  1. Показывая Наполеона и Кутузова, Наташу и Элен, Толстой применяет такой приём, как:

а) антитеза;

б) гротеск;

в) гипербола.

  1.  «Олицетворением духа простоты и правды» кажется Пьеру:

а) Тихон Щербатый;

б) Тушин;

в) Платон Каратаев.

18. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

а) русский человек совсем справится

б) русский человек всегда стремится к опасности

в) только в экстремальных ситуациях раскрывается человек

19. Псевдопатриотизм, полная оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных

а) А.П.Шерер

б) Дома Ростовых

в) Дома князей Болконских

20. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе

а) сноска           б) ремарка              в) пояснение                  г) сопровождение

21. Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

в) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

22. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

а)        JI. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б)        Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

в)        И. А. Гончаров «Обломов»

г)        И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Олимпиада по литературе

2 вариант

1. К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?

а) комедия      б) трагедия         в) драма        г) лирическая драма

2. Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?

а) страх перед свекровью                                                      

б) чувство стыда

в) желание искупить вину перед Богом и муки совести    

г) желание уехать с Борисом

3. Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:

а) расставание Катерины с Тихоном              

б) признание Катерины перед жителями города в неверности

в) встреча с Борисом                                        

г) сцена с ключом

4. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

а) бедность                    

б) болезнь                    

в) отсутствие цели              

г) воспитание и закономерности жизни

5. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

6. Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения                б) антитезы              в) дополнения              г) взаимного исключения

7. Вслед за Гоголем Гончаров использует предметно – бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

а) книга          б) рояль         в) письменный стол       г) халат            д) трость

8.Кто из героев романа приближен к авторскому идеалу?

а) Обломов                            б) Штольц                в) Пшеницына         г) Захар

9. Роман «Отцы и дети» был посвящен:               

а) Чернышевскому     б) Некрасову      в) Добролюбову     г) Писареву    д) Белинскому

10.Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

а) ссора между Базаровым и П. П. Кирсановым

б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов

г) борьба между либеральными монархистами и народом

11. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных  вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

а) об отношении к культурному наследию                               б) об искусстве, науке

в) о нравственных принципах и системе поведения человека

г) о положении крестьян                                  

д) об общественном долге, о воспитании

12. Кто был главным оппонентам Е.Базарова в спорах?

а) Аркадий         б) П.П.Кирсанов    в) А.Одинцова           г) Н.П. Кирсанов         д) В.И.Базаров

13 .Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:

а) любовь к Одинцовой        

б) разрыв с Аркадием            

в) спор с П.П. Кирсановом            

г) посещение родителей

14. «Очарованный странник» - произведение, составленное из отдельных эпизодов. Что или кто объединяет эти части?

а) сквозной сюжет          

б) автор-повествователь            

в) цыганка Груша                  

г) Флягин

15. Почему Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви                            

б) чтобы Груша не вернулась к князю

в) чтобы спасти ее от греха самоубийства        

г) это произошло случайно.

16.Эзопов язык – это:      

а) художественное преувеличение;                  

б) иносказание      

 в) художественное сравнение

17. Салтыков – Щедрин использовал жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности

в) сказка – аллегорический жанр, позволяющий в сжатой, лаконической форме поставить и решить самые сложные и запретные проблемы

18. Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться                            

б) желания отомстить Алене Ивановне                                            

в) желания проверить теорию                

г) необходимости помочь близким

19. Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?

а) в спешке забыл взять деньги            

б) деньги не являлись целью преступления

в) из-за страха быть разоблаченным    

г) герой забыл место тайника

20. Характерными чертами высшего общества («Война  и  мир») являются (найдите лишнее)

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие.  

б) патриотизм, боль за судьбу Родины.

в) интриганство, светское злоязычие                                    

г) паразитизм и праздность

21.Во время какого сражения  состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:

а) Аустерлицкое сражение                      

б) Шенграбенское сражение

в) Бородинское сражение                        

г) Красненское сражение

22. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

а)        JI. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б)        Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

в)        И. А. Гончаров «Обломов»

г)        И. С. Тургенев «Отцы и дети»

                                             Олимпиада по литературе

3  вариант

1. Какое произведение не принадлежит Гончарову:

а) «Обыкновенная история»    

б) «Невский проспект»

в) «Обломов»                            

г) «Обрыв»

2. Что мешает Обломову быть деятельным человеком?

а) бедность                          

б) болезнь                      

в) отсутствие цели

г) воспитание и закономерности жизни

3. Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы:

а) расширить представление о барской жизни

б) объяснить происхождение героя

в) объяснить причины апатии и бездеятельности героя

4. Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова

а) Андрей Штольц                    б) Владимир Ленский

в) Пьер Безухов                        г) Акакий Башмачкин

5.Какой момент в биографии Е.Базарова стал переломным в осознании своей личности:

а) любовь к Одинцовой                       б) разрыв с Аркадием

в) спор с П.П.Кирсановыи                  г) посещение родителей

6. Как звали друга Евгения Базарова

а) Андрей Штольц            

б) Владимир Ленский

в) Пьер Безухов              

г) Аркадий Кирсанов

7. Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть «маленьким человеком»?

а) Василий Иванович Базаров            б) Аркадий Николаевич Кирсанов

в) Николай Петрович Кирсанов         г) Павел Петрович Кирсанов

8. Споры героев романа велись вокруг разных  вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

а) об отношении к культурному наследию                                  б) об искусстве, науке

в) о нравственных принципах и системе поведения человека   г) о положении крестьян                                  

д) об общественном долге, о воспитании

9. Почему Одинцова не ответила на любовь Евгения Базарова?

а) он был ей неинтересен                   б) она была влюблена в другого

в) Базаров был ниже по социальному положению     г) спокойная жизнь ей была дороже

10.Определите характер повествования в «Очарованном страннике»:

а) объективно – повествовательный          

б) дневниковая форма

в) сказовый, от первого лица                    

г) эпистолярный

11.С каким былинным богатырем сравнивает И.С. Флягина автор

а) Алеша Попович                   б) Добрыня Никитич

в) Илья Муромец                    г) Савелий – богатырь Святорусский

12 .Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться

б) желания отомстить Алене Ивановне

в) желания проверить теорию

г) необходимости помочь близким

13.Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?

а) в спешке забыл взять деньги                          б) герой забыл место тайника

в) из-за страха быть разоблаченным                  г) деньги не являлись целью преступления

14. После совершенного преступления Раскольников ищет сочувствия у Сони потому, что:

а) она тоже «переступила» нормы человеческой морали;

б) нуждается в чьем – либо участии, ведь он «как ножницами отрезал себя» от всего мира;

в) она не выдаст его;

г) ему больше некуда идти.

15. Произведение «Кому на Руси жить хорошо?»

а) роман-эпопея        б) рассказ-эпопея          в) поэма-эпопея        г) повесть-эпопея

16. Кого Некрасов называет счастливым в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

а) купчину толстопузого                      б) Григория Добросклонова

в) попа                                                     г) мужиков

17. О каком персонаже идет речь?

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

а) проворная Орефьевна, бурмистрова кума           б) Ненила Власьевна

в) княжна Переметьева                                             г) Матрена Тимофеевна

18. Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе

а) сноска         б) ремарка           в) пояснение               г) сопровождение

19. К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

а) «лишний человек»                  б) герой-резонер

в) «маленький человек»             г) «самодур»

20. Кто написал критическую статью «Луч света в темном царстве» о «Грозе»?

а) В. Г. Белинский                                б) Н. Г. Чернышевский

в) Н. А. Добролюбов                             г) Д. И. Писарев

21. Идея художественного произведения – это

а)  обобщающая мысль литературного произведения, отражающая отношение автора к действительности

б) зримое представление облика человека, явления, предмета

в) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические  характеры и ситуации, отображенные автором и преображенные в системе данного произведения

22. Определите, из какого произведения взят следующий отрывок.

Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

а)        JI. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

б)        Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

в)        И. А. Гончаров «Обломов»

г)        И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Задания 23-25 оцениваются в 4 балла

23. Ответьте на вопросы по истории литературы.

  1. Сколько романов написал И.А. Гончаров? Назовите их.
  2. Какие литературно-критические статьи посвящены «Грозе» А.Н. Островского и комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова?
  3. В обороне какого города участвовал Л.Н. Толстой, в какую войну это было?
  4. О своей повети «Степь» А.П. Чехов в одном из писем писателю Григоровичу говорил: «Я знаю... на том свете на меня рассердится. В нашей литературе он степной царь. Я залез в его владенья…». Кого из писателей Чехов считал непревзойденным мастером в изображении степи? Назовите автора и его произведение, в котором есть описание степи.
  5. Назовите авторов следующих произведений: «Очарованный странник», «Дворянское гнездо», «Арап Петра Великого», «Братья Карамазовы», «Три сестры».

     24.  Определите, кому из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» принадлежат следующие характеристики:

А. непосредственный, честный, смелый, добры, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный;

Б. «эталон идеальных фразёров», не способных ни к действительному добру, ни к действительному злу, недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, фальшивый, завистливый, человек с необоснованным самомнением;

В. разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критически мыслящий; высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой;

Г. непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно-любящая.

        25. В чем разница между гиперболой и гротеском? Какую роль они играют в художественном произведении?

 

Олимпиада по литературе

ОТВЕТЫ

1 вариант

2 вариант

3 вариант

№ задания

ответ

№ задания

ответ

№ задания

ответ

1

Б

1

В

1

Б

2

В

2

В

2

Г

3

Б

3

Г

3

В

4

Б

4

Г

4

А

5

В

5

В

5

А

6

Б

6

Б

6

Г

7

В

7

Г

7

А

8

Б

8

Б

8

А

9

В

9

Д

9

Г

10

Б

10

Б

10

В

11

В

11

А

11

В

12

Б

12

Б

12

В

13

Б

13

А

13

Г

14

А

14

Б

14

А

15

В

15

В

15

В

16

А

16

Б

16

Б

17

В

17

В

17

Г

18

А

18

В

18

Б

19

А

19

Б

19

Г

20

Б

20

Б

20

В

21

В

21

В

21

А

22

Г

22

Г

22

Г

23

а) «Обыкновенная история». «Обломов». «Обрыв»;

б) Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы», И.А. Гончаров «Миллион терзаний»;

в) Севастополь. Крымская война;

г) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»;

д) Лесков, Тургенев, Пушкин, Достоевский, Чехов.

24

а) Максим Максимыч;

б) Грушницкий;

в) Вернер;

г) Бэла.

25

Гипербола преувеличивает силу, размер, вид изображаемого, чтоб усилить, усугубить впечатление читателя, затронуть его сознание и чувства. Если же художник с этой целью придумывает искусственные, фантастические, мистические явления, события, детали, то это гротеск: резко преувеличенное изображение, в котором причудливо сочетаются реальное и фантастическое, вымышленное.

ШКАЛА ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ:

«5» - 34 – 28 балла (86%-100%)

«4» - 27 – 21 баллов (60%-85%)

«3» - 20 - 14 баллов  (40%-59 %)

«2» - 13 – 0 баллов (менее 39%)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе для 5 класса...

Задания для олимпиады по литературе

Олимпиадные задания по литературе. 5-1 классы....

Олимпиадные задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса

Задания и ответы по литературе для учащихся 9 класса...

Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.

Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе....

Олимпиадные задания школьного уровня по литературе для 9-11 классов с ответами

В публикации представлены олимпиадные задания по литературе для учеников 9-11 классов (авторская разработка) с ответами.Всего олимпиада состоит из 30 вопросов, в том числе 18 из них с выбором варианта...

Задания для Олимпиады по литературе среди неслышащих учащихся 5-8 классов. тест по произведениям Л.Н. толстого "Филипок", "Как мужик гусей делил".

Тестовые задания разработаны для неслышащих учащихся по произведениям Л.Н. Толстого. Данный тест предлагается выполнить глухим детям на Олимпиаде по литературе. Предварительно учащиеся знакомятся с эт...