Задания для олимпиады по литературе
олимпиадные задания по литературе по теме

Аржанухина Людмила Александровна

Олимпиадные задания по литературе. 5-1 классы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_po_literature.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературе

5 класс

1. Какие жанры относятся к фольклору: рассказ, загадка, авторская сказка, былина, народная сказка?

2. Кому из литературных героев принадлежат следующие предметы или свойства? Назовите героя, произведение и автора.

Говорящее чудесное зеркало

Только серая дырявая свитка

Горошина

Белый мраморный мальчик

Острый сверкающий нож и меховая муфточка    

3. Закончите пословицу:

  1. Семь раз отмерь ………
  2. Не спеши языком …….
  3. Делу время ………..
  4. Слово не воробей, ………….
  5. Не имей ста рублей, а  ………..
  6. Как аукнется, так …….
  7. Не в свои сани …….

4. Распредели жанры в 2 столбика: поэзия – проза:

Рассказ, стихотворение, басня,  повесть, поэма, гимн, роман.

5. К какому жанру относится произведение?

На качелях

В саду вечернем, где звенят цикады, (крылатые насекомые)

Летают звезды, точно птичий пух.

Я на качелях. Я парю над садом.

Как у меня захватывает дух!

На небе месяц – лодка на причале.

Поднявши якорь, он плывет ко мне,

И я, забыв про всякие печали,

Качаюсь и качаюсь в тишине.

Какое настроение у героя? Меняется ли оно от начала к  концу текста? Приведите доказательства, подтверждающее  ваше мнение.

6. Назовите два произведения А.С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 человек. Каковы ее функции?

7. Какой из трех литературных жанров является самым древним: басня, народная сказка, стихотворение?  

8. . Вы, конечно, знаете Тенитолкая, саблезубых тигров, василисков, фениксов. Придумайте волшебное животное или зверя, которого еще нигде никогда не было. Опишите его внешний вид, происхождение, среду обитания, привычки, волшебные свойства. Придумайте небольшую историю, которая помогла бы нам его представить.

6 класс

  1. В названии  произведений  каких писателей упоминаются дети или их имена? Приведите не менее 5 примеров.

2.Закончите афоризмы  из басен И.А. Крылова:

-А ларчик просто …..                                    

  1. Ты все пела? Это дело; так поди же …..

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а …..

-Ай, Моська, знать она сильна, что ……

- А Васька слушает, да …..

-У сильного всегда бессильный ……

3.Определите, к какому жанру фольклора относятся приведенные тексты:

  1. Шла  Саша по шоссе и сосала соску.  
  2. Сделал дело – гуляй смело.
  3. Я хожу, а он остается.

ППриди, киса, ночевать, приди  ВаВВасеньку качать.  

–Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко.    

4.Укажите источник крылатых слов: вавилонское столпотворение, всемирный потоп, краеугольный камень, козел отпущения, блудный сын. Кратко объясните одно из них.

5. Определите рифму в следующих отрывках:

А)  Вот в Сочельник в самый, в ночь,

Бог дает царице дочь.          

Б)  Еще в полях белеет снег              В) Как весел грохот летних бурь,                      

     А воды уж весной шумят –               Когда, взлетая прах летучий,

     Бегут и будят сонный брег,               Гроза, нахлынувшая тучей,

     Бегут и блещут и гласят.                   Смутит небесную лазурь …

6. Узнай персонажа  и произведение:

- … мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья.

  1. Я делывал с ними грибные набеги:

    Раскапывал листья, обшаривал пни,
   Старался приметить грибное местечко….

  1. … заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого.
  2. Орехами рыбаков снабжал … . Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днем приходилось забираться все дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет.
  3. Пока … уплетал свой ужин, пользуясь всяким удобным случаем, чтобы стянуть кусок сахару, тетя Поля задавала ему всякие вопросы, полные глубокого коварства, надеясь, что он попадет в расставленные ею ловушки и проболтается.

7. Перечислите известные вам  поэтические жанры

8.В названиях произведений русских писателей все слова заменены «перевертышами». Восстановите исходное название и укажите авторов произведений.

«Черный сенбернар»

«Несколько худых»

«Черный зуб»

«Воспитательнице»

«Трио»

9. Попробуйте с помощью сравнений описать море. Не забудьте, что сравнение выражается, во-первых, с помощью слов «как», «словно», «будто», во-вторых, существительным в творительном падеже, в-третьих, описательными оборотами: похожий на, подобный и т.д. .

7  класс

1. Найдите литературные приемы, которые были использованы народом в былинах, пословицах и поговорках. Вспомните, из каких былин отрывки? Выпишите эпитеты, гиперболы и другие приемы, встретившиеся вам в отрывках:

А)Из того ли из города из Мурома.                   Г) В славном в Ново-граде

    Из того села да с Карачарова                              Как был Садко-купец,богатый гость.    

    Выезжал удаленький добрый молодец              А прежде у Садка имущества не было:

    Он стоял заутреню в Муроме,                            Одни были гусельки яровчаты;

Ай к обеденке поспеть хотел                              По пирам ходил-играл Садко…

В стольный Киев-град.                                   Д) Снег глубок – год хорош.

Б)Когда воссияло солнце красное                           Без дела жить – только небо коптить.

На тое ли да небушко на яное,                           У матушки –сошки золотые рожки.

Тогда зарождался молодой Вольга,                   Купил, не купил, поторговаться можно.

Молодой Вольга Святославович…                    Коси, коса, пока роса, роса долой – и

С о л о в е й Б у д и м и р о в и ч.                        ты домой.                  

Высота ли, высота поднебесная,                        Один с сошкой, а семеро с ложкой.

Глубота, глубота, океан-море,                            Всяк держи свои рубежи.

Широко раздолье по всей земле,                        Царство разделится – скоро разорится.                  

Глубоки омуты Днепровские!..

2.  Назовите  жанры произведений, из которых взяты отрывки, а также сами произведения и их авторов.

- У сильного всегда бессильный виноват.

- Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел.

- Мой первый друг, мой друг бесценный…

- В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей…

- Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, то я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

3.Назовите время и исторические события, описанные в следующих произведениях: «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя; «Песня про купца Калашникова …» М.Ю. Лермонтова; «Полтава» А.С. Пушкина

4. Что такое композиция ?

5. Определите рифмы в следующих отрывках:

А) О вы, которых ожидает                                   В) Науки пользует везде,

Отечество от недр своих                                       Среди народов и в пустыне

И видеть таковых желает,                                     В градском шуму и наедине

Каких зовет от стран чужих                                  В покое сладки и в труде.

Б) Елисавета здесь воздвигла зрак Петров                              

К утехе россов всех, но кто он был таков,

Гласит сей град и флот, художества и войски,

Гражданские труды и подвиги геройски

6.  Допишите названия произведений, их авторов.

- Зимнее ….              Барышня ….       Неизвестный …..     Алые …

- Бежин …                Уроки ….            Маленький …..        Приключения …

7. Восстановите подлинные названия литературных произведений и укажите имя их автора:

- Выстрел покойного гробовщика в станционную барышню.

- Пожилой человек строит дорогу из железа.

- Олег на коне из меди едет  на битву в Полтаву

8. Напишите небольшой рассказ, используя пословицы и поговорки:.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Терпенье и труд все перетрут. Грамоте учиться - всегда пригодится. Друзья познаются в беде. Как снег на голову. Легок на помине. Чужими руками жар загребать.

8 класс

1. Перечислите известные вам жанры древнерусской литературы, приведите

примеры произведений

2. Из какого произведения и кто произносит слова:

  1. «Не хочу учиться, хочу жениться»;  - «Вот злонравия достойные плоды!»

 - «Без наук люди живут и жили».    – «Люди  не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель так же своих завистников имеет».

Согласны ли вы с третьим высказыванием? Кратко изложите свое мнение.

3. Перечислите средства характеристики героя в художественном произведении.

Какое средство характеристики литературного героя перед вами, что можно сказать о герое?

    Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

  1. Проанализируйте значение прилагательного «железный» в отрывках из произведений А.А.Блока. Запишите для каждого из них синоним. Определите рифму во втором отрывке. Какие еще рифмы вам известны?

А) Век девятнадцатый, железный

Воистину железный век!

Б) И чем он громче спорит с мглою будней,     Тем кажется железней, непробудней

  Сей праздный звон,                                   Мой мертвый сон.

В) Так мчалась юность бесполезная,        Тоска дорожная, железная

В пустых мечтах изнемогая,                 Свистела, сердце разрывая …

5. Прочитайте отрывок из произведения (какого?). Найдите в нем эпитеты, сравнения и метафоры.

На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду – и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

  1. В чем отличие юмора от сатиры. Приведите примеры юмористических и сатирических произведений.
  2. С какими историческими событиями связаны сюжеты данных ниже  произведений. Какие реальные исторические лица стали героями этих произведений?

«Слово о полку Игореве»; «Медный всадник»; «Капитанская дочка»;«Полтава»

  1. Эпиграф – это изречение или цитата, поставленная перед текстом или главами литературного произведения, отражающая основную мысль, которую развивает автор в повествовании. Напишите свое произведение (заглавие, жанр выбирайте сами), эпиграф к которому подберите из приведенных ниже цитат.

«Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно …» (В.Маяковский) «Кто ходит в гости по утрам,  тот поступает мудро!…» (из песенки Вини-Пуха)

                          Мечта разыскивает путь – закрыты все пути;

Мечта разыскивает путь – намечены пути;

Мечта разыскивает путь – открыты все пути.  А.Грин

9 класс

1. Вспомните 5 фразеологизмов, пришедших из мифов Древней Греции.

2. Назовите жанр произведений:

А) Н.А. Некрасов «Дедушка»

Б) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

В) А.С. Пушкин «Арап Петра Великого»

Г) В.А. Жуковский  «Лесной царь»

Д) Д.И. Фонвизин «Недоросль»

3. Что такое аллитерация? Дайте определение этому понятию и приведите пример.

4. По описанию места действия, определите,  где происходят события и какие герои в них принимают участие. Назовите литературное произведение и его автора.

«Боже мой! Стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали, кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мельками по стенам, досягая головою труб и крыш».

«Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; с другой скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными… У ворот я увидел чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большую часть покрыты соломою»  

5. Какие тропы, стилистические фигуры, явления художественного языка лежат в основе названия следующих литературных произведений:

- В.Катаев – «Трава забвения»;                       И. Бунин – «Грамматика любви»

- С. Кржижановский – «Клуб убийц букв»;   В.Набоков – «Изобретение Вальса»

- М. Пришвин – «У стен града невидимого»;

6. Помните ли вы …

А) Как называлось орудие наказания в рассказе Л.Н.Толстого  «После бала»

Б) Сколько дней отсутствовал лермонтовский Мцыри в монастыре?

В) В каком чине был гоголевский Хлестаков?

Г) Я вторую, брат, войну

На веку воюю …                     В каких войнах участвовал герой? Кто он?

  1. С именем каких писателей и поэтов связаны литературные места в России:

а) Ясная Поляна;                                                          д) Тарханы

б) Архангельская губерния, Холмогорский уезд;    е) Мелихово

в) Спасское-Лутовиново;                                            ж) Карабиха

г) Нежин;                                                                      з) Михайловское

8.  Дайте интерпретацию стихотворения русского поэта ХХ века Д. Самойлова «Слова».

Красиво падала листва,                                 Взрывает потрясенный гений.        

Красиво плыли пароходы ,                           И ветер необыкновенный,    

Стояли ясные погоды,                                   Когда он ветер, а не ветр.      

И праздничные торжества                                                      

Справлял сентябрь первоначальный,         Люблю обычные слова,

Задумчивый, но не печальный.                    Как неизведанные страны.

                                                                        Они понятны лишь сперва,

И понял я, что в мире нет                             Потом значенья их туманны.            

Затертых слов или явлений.                         Их протирают, как стекло,      

Их существо до самых недр                         И в этом наше ремесло.                          

 

10 класс

  1. Соотнесите название литературных произведений с жанровыми определениями: элегия, баллада, дружеское послание.

«Кюхельбекеру», «Эолова арфа»,  «К Языкову», «Падение листьев», «Вечер», «Рыцарь на час»,  «Три пальмы»,  «Ахилл»,  «Сельское  кладбище»,  «Песнь о вещем Олеге»,  «К Чаадаеву»,  «Воздушный корабль»

2. Какие из перечисленных в правом столбике тропов и стилистических фигур вы смогли найти в отрывке из стихотворения А.Ахматовой:

Я не знаю, ты жив или умер, -

На земле тебя можно искать

Или только в вечерней думе

По усопшим всегда горевать.


Все тебе: и молитва дневная,

И бессонницы млеющий жар,

И стихов моих белая стая,

И очей моих синий пожар.

метонимия

метафора

перифраз

полисиндетон

инверсия

оксюморон

антитеза

анафора

эпифора

3. Ответьте на вопросы:

- Какая  комедия А.Н. Островского имела несколько названий? Как называли ее зрители?

- Сколько романов написал  И.А. Гончаров? Назовите их.

4. Дайте определение литературоведческого понятия «Прототип»

5.   Откуда «крылатые слова»? Назовите автора и название произведения:

1) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?

2) Начнут гладью, а кончают гадью.

3) Все смешалось в доме Облонских.

4) А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было.

5) Что за мученье! Хоть бы смерть скорее пришла!

6) В жизни всегда есть место подвигам .

6. Три рассказа А.П. Чехова, связанные между собой сюжетом, идеей, персонажами, называют  «маленькой трагедией». Какие рассказы входят в этот цикл?

7. Сравнительный анализ стихотворений

              Silentium!                                                    Silentium!

Молчи, скрывайся и таи                                      Она еще не родилась,

И чувства и мечты свои –                                   Она – и музыка, и слово,

Пускай в душевной глубине                               И потому всего живого

Встают и заходят оне.                                          Ненарушаемая связь.

Безмолвно, как звезды в ночи –                          Спокойно дышат моря груди,              

Любуйся ими – и молчи.                                      Но, как безумный, светел день,              

Как сердцу высказать себя?                                 И пены бледная сирень

Другому как понять тебя?                                    В черно-лазуревом сосуде.

Поймет ли он, чем ты живешь?                           Да обретут мои уста

Мысль изреченная есть ложь –                            Первоначальную немоту,

Взрывая, возмутишь ключи.                                Как кристаллическую ноту,

Питайся ими – и молчи.                                       Что от рождения чиста!

Лишь жить в себе самой умей –                         Останься пеной, Афродита,

Есть целый мир в душе твоей                             И, слово, в музыку вернись,

Торжественно-волшебных дум –                       И, сердце, сердца устыдись,

Их оглушит наружный шум,                              С первоосновой жизни слито!

Дневные разгонят лучи –                                                      О. Мандельштам

Внимай их пенью – и молчи!

         Ф.И. Тютчев

11 класс

1. Кто это говорит? Укажите героя и название произведения.

1) Э, соколик, не тужи, - сказал он с нежно-певучею лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить! Вот так-то, милый мой. А живем тут, слава богу, обиды нет. Тоже люди и худые, и добрые есть.

2) Несомненно, может вы и правы. (Вздыхает). Но, конечно, если взглянуть с точки зрения, то вы, позволю себе так выразиться, извините за откровенность, совершенно привели меня в состояние духа. Я знаю свою фортуну, каждый день со мной случается какое-нибудь несчастье, и к этому я давно уже привык, так что с улыбкой гляжу на свою судьбу.

3) Что же вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем другое дело.

2. Соотнесите героев тургеневского романа с их социальным положением:

А) «Эмансипе».    Б) Русский аристократ.     В) Полковой лекарь.   Г) Студент-барич

Д) Студент- демократ

3. 1. После Октябрьской революции 1917 года многие писатели покинули Россию. Причины, заставившие Ивана Алексеевича Бунина покинуть Родину, нашли отражение в опубликованном в эмиграции дневнике. Какое название он носил?

2. О какой из своих поэм В.В. Маяковский сказал : «Четыре крика четырех частей»?

3. О каком своем рассказе А.И. Куприн писал Ф.Д. Батюшкову: «… ничего более целомудренного я еще не писал».

4. Определите художественные средства выразительности, используемые поэтом С.А. Есениным для создания образов:

1) Рассвет рукой прохлады ровной                  3) Как сережки зазвенит девичий смех.

Сшибает яблоки зари.                                   4) В водах ложных звенящая борозда

2) Синь то дремлет, то вздыхает.                      5) Звонко чахнут тополя.

5. Найдите в каждой цепочке «четвертый лишний» и объясните свой выбор:
а) пролог- эпилог – эпиграф – экспозиция;

б) золото волос – шелк песка – тень забора – половодье чувств

6. Назовите литературных героев, которых характеризуют следующие детали:

1) зеленый драдедамовский платок;   2) широкий боливар;   3) бекеша со смушками;

4) фрак брусничного цвета с искрой;  5) этакое богатое тело – хоть сейчас  в анатомиче-ский театр; 6) экипаж, не похожий не на тарантас, ни на коляску, ни на бричку, а, скорее, на толстощекий арбуз, поставленный на колеса; 7)старое, ветхое, студенческое пальто;

8) шляпка с огненным пером;  9) «В сверкающий иней одета,  стоит, холодеет она»;

10) настоящий восточный халат…без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный.

7. Прочитайте стихотворение И.А. Бунина. Дайте свое толкование стихотворения.

Как в апреле, по ночам в аллее,

И все тоньше верхних сучьев дым,

И все легче, ближе и виднее

Побледневший небосклон за ним.

Этот звук в созвездьях, в их узорах,

Дымчатый, воздушный и сквозной,

Этих листьев под ногами шорох,

Эта грусть – все то же, что весной.

Снова накануне. И с годами

Сердце не считается. Иду

Молодыми, легкими шагами –

И опять, опять чего-то жду.    Октябрь, 1917

     

Ответы.

5 класс

1. загадка,  былина, народная сказка – 5 баллов

2. Говорящее чудесное зеркало – мачеха (Пушкин Сказка о мертвой царевне…»;

Только серая дырявая свитка – Петрусь (повесть Гоголя «Ночь накануне Ивана Купала»);

Горошина – сказка Андерсена «Принцесса на горошине»);

Белый мраморный мальчик русалочка (сказка Андерсена «Русалочка»);

Острый сверкающий нож и меховая муфточка – маленькая разбойница  (сказка Андерсена  «Снежная королева»). – 10 баллов (по 2 за каждый правильный ответ)

3.Семь раз отмерь – один отрежь

Не спеши языком – спеши делом

Делу время – потехе час

Слово не воробей, вылетит не поймаешь

Не имей ста рублей, а  имей сто друзей

Как аукнется, так  и откликнется

Не в свои сани не садись   - 8 баллов ( по 1)

4.поэзия:  стихотворение,  поэма, гимн, басня; проза: рассказ, басня, повесть, роман   - 7 баллов

5.Лирика   - 2 балла  

6.Поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о царе  Салтане»; охранять владения   - 5 баллов

7.народная сказка  - 2 балла

8.до 20 баллов    Макс. балл – 59

6 класс

1.«Мальчики» А.П. Чехова, «Малыш и Карлсон» А. Линдгрен, В. Гауфа «Путешествие Нильса с дикими гусями» и др. – 5 баллов

2.А ларчик просто  открывался

Ты все пела? Это дело; так поди же  попляши

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник

Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона

А Васька слушает, да ест

У сильного всегда бессильный виноват   - 6 баллов

3.Шла  Саша по шоссе и сосала соску  - скороговорка  Сделал дело – гуляй смело -  пословица

- Я хожу, а он остается – загадка  -Приди, киса, ночевать, приди  Васеньку качать - пестушка

-Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко -   закличка  - 5 баллов

4. Мифы. 10 баллов

5. А) парная;  Б) перекрестная; В) опоясывающая  - 5 баллов

6. Поэтические жанры: стихотворение, поэма, гимн, басня, элегия и др. – 3 б. (если перечислено хотя бы 3 жанра)

7.Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья  - Герасим, Тургенев «Муму»

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко -  автор(помещик), Некрасов «Крестьянские дети»

… заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого - Костылин, Толстой «Кавказский пленник»

Орехами рыбаков снабжал … . Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днем приходилось забираться все дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнет  - Васютка. Астафьев  «Васюткино озеро»

Пока … уплетал свой ужин, пользуясь всяким удобным случаем, чтобы стянуть кусок сахару, тетя Поля задавала ему всякие вопросы, полные глубокого коварства, надеясь, что он попадет в расставленные ею ловушки и проболтается – Том Сойер, М. Твен «Приключения Тома  Сойера» -   5 баллов ( по 1 за каждый верный ответ).

8. «Черный сенбернар» - Куприн «Белый пудель». «Несколько худых» - Олеша «Три толстяка»

«Черный зуб» - Лондон «Белый клык».  «Воспитательнице» - Пушкин «Няне».  «Трио» - Крылов «Квартет»  -   5 баллов

9.20 баллов     Макс. кол-во – 64 б.

7 класс

1. Не менее 5, за каждый пример по 2 балла – 10 баллов

2.- У сильного всегда бессильный виноват – басня, Крылов «Волк и Ягненок».

- Есть в земле Российской город, называемый Муром. В нем, как рассказывают, правил князь по имени Павел - былина.

- Мой первый друг, мой друг бесценный… А.С. Пушкин «Пущину»

- В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переяславль-Залесского, осиротели двое детей… повесть, Паустовский «Кладовая солнца»

- Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, то я бы этим весьма счастливый

 был и гордился, а того мастера сейчас же  благородным бы сделал. - сказ Лесков «Левша» -

5 баллов

3.«Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – конец 16 –начало 17 в., эпоха национальной борьбы Украины против польского владычества; «Песня про купца Калашникова …» М.Ю. Лермонтова – эпоха Иоанна Грозного; «Полтава» А.С. Пушкина - конец 17 –начало 18 в., Русско-шведская борьба, Полтавская битва.  – 5 баллов

4.Композиция – построение произведения       2 балла

5.А)Перекрестная; Б) парная; В) опоясывающая     3 балла

6.«Зимнее утро»  А.С. Пушкин; «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкин; «Неизвестный цветок» А.Платонов; «Алые  паруса» А. Грин; «Бежин луг» И.Тургенев;   «Уроки  французского»

В. Распутин; «Маленький принц» Экзюпери;  «Приключения Тома Сойера» М.Твен - 7баллов

7.«Выстрел»,  «Гробовщик»,  «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкин.

«Железная дорога» Н.А. Некрасов,  «Песнь о вещем Олеге», «Медный всадник», «Полтава» А.С. Пушкин  - 8 баллов

8.20 баллов

8 класс

1. Слово, повесть, поучение, житие  и др. – 5 баллов (не менее 5 произведений)

2.Фонвизин «Недоросль» Митрофанушка, Правдин, Скотинина, Стародум + высказывание –

10 баллов

3.Портрет, поступки, описание одежды, отношения с другими героями, речь и т.л. – 10 баллов

4.А) Век девятнадцатый, железный

Воистину железный век! – суровый, жестокий

Б) И чем он громче спорит с мглою будней

Сей праздный звон,

Тем кажется  железней,  непробудней

Мой мертвый сон.  -  крепкий

В) Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая

Тоска дорожная, железная

 Свистела, сердце разрывая…сильная, неизбывная

Б) Перекрестная (парная, опоясывающая)  - 5 баллов

5.Платонов  как дедушка-сеятель- сравнение; мертвая глина -  метафора; голый пустырь – эпитет  и др. – 5 баллов

   6.7 баллов

7. «Слово о полку Игореве» - поход князя Игоря против половцев в 1185 году;   – реальное историческое лицо кн. Игорь, Святослав, Всеволод

«Медный всадник» (Пушкин) наводнение 1824 г. в Петербурге; реальное лицо – царь

Александр 1, генералы Милорадович и Бенкердорф.

«Капитанская дочка» (Пушкин) восстание Пугачева 1773-1775; реальное историческое лицо – Пугачев, Екатерина 2  ;  «Полтава» (Пушкин)- конец 17 –начало 18 в., Русско-шведская борьба, Полтавская битва; реальное исторические лица царь Петр 1, Карл – 10 баллов

8.20 баллов

9 класс

1.Авгиевы конюшни, между Сциллой и Харибдой, яблоко раздора, нить Артемиды, прокрустово ложе, ящик Пандоры, ахиллесова пята, рог изобилия и т.п.   5 баллов  (по 1)

2.А) Н.А. Некрасов «Дедушка» - поэма

Б) Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» - повесть

В) А.С. Пушкин «Арап Петра Великого» - роман

Г) В.А. Жуковский  «Лесной царь» - баллада

Д) Д.И. Фонвизин «Недоросль» - комедия – 5 баллов (по 1)

3.Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее стиху особенную выразительность и подчеркивающее ее смысл:

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой  ...     А.С.Пушкин   - 5 баллов

4.Н. Гоголь «Ночь перед рождеством»; Петербург, Вакула и черт

А. Пушкин «Капитанская дочка»; Белогорская крепость; Петр Гринев  3 балла (По 1 баллу за каждое название произведение; по 0,5 балла за имя автора)

5. - В.Катаев – «Трава забвения» - метафора;

- С. Кржижановский – «Клуб убийц букв» - ассонанс на «у», аллитерация на «б», метафора;

- В. Набоков – «Изобретение Вальса» - каламбур ;

- М. Пришвин – «У стен града невидимого» - инверсия;

- И. Бунин – «Грамматика любви» -  метафора

За каждое определение изобразительно-выразительных приемов – по 1 баллу

6.А) Шпицрутены. Б) Три дня В) Коллежский регистратор. Г) В Великой Отечественной войне, в советско-финляндской войне (1939-1940). Теркин – по 5 баллов (по 1 б.)

7.а) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;

б) Архангельская губерния, Холмогорский уезд – М,В, Ломоносов;

в) Спасское-Лутовиново – И. С. Тургенев;

г) Нежин – Н.В. Гоголь;

д) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

е) Мелихово – А.П. Чехов;
ж) Карабиха – Н.А. Некрасов;

з) Михайловское – А.С. Пушкин  - по 1 баллу за пример

8.20 баллов

10 класс

1.Элегия: «Падение листьев», «Вечер», «Рыцарь на час»,  «Сельское  кладбище»

Баллада: «Эолова арфа»,  «Три пальмы», «Ахилл»,  «Песнь о вещем Олеге»,  «Воздушный корабль»  Дружеские послания: «Кюхельбекеру», «К Языкову»,   «К Чаадаеву»

За каждое правильное название – 0,5 баллов

2. Метафора: белая стая стихов,  пожар очей

Полисиндетон: повтор союза «и»

Инверсия: молитва дневная

Оксюморон: светло горевать

Антитеза: жив или умер – по 1 баллу за верно найденный троп

3.1)«Свои люди – сочтемся!», зрители – «Купеческие «Мертвые души»

  1. Три: « Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»  3 балла ( по 1 баллу за ответ)

4.Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. В одних случаях писатель обобщает в литературном типе черты, рассеянные в массе людей определенного социального слоя, в других  - отправляется от прототипа, а иногда изображает реальных людей под их истинными именами.    3  балла

5. 1) Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? –Н.В. Гоголь «Ревизор»

2) Начнут гладью, а кончают гадью - Н.В. Гоголь «Мертвые души».

3) Все смешалось в доме Облонских – Л.Н. Толстой «Анна Каренина».

4) А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было – А.Н. Островский «Гроза».

5) Что за мученье! Хоть бы смерть скорее пришла! – И.А. Гончаров «Обломов»

6) В жизни всегда есть место подвигам – М.Горький «Старуха Изергиль» 6 баллов ( по 1)

6. «Человек в футляре», «О любви», «Крыжовник» - по 1баллу за название

7. 20 баллов

11 класс

1. 1) Платон Каратаев, «Война и мир» Л.Н. Толстой 2) Епиходов, «Вишневый сад» А.П. Чехов 3) Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин, «Ревизор» Н.В. Гоголь 0,5 баллов – за героя, 0,5 баллов –

за название

2. А) «Эмансипе» - Кукшина.  

Б) Русский аристократ – П.П. Кирсанов.

В) Полковой лекарь – В.И. Базаров.

Г) Студент-барич – А.Кирсанов

Д) Студент- демократ – Е. Базаров  - по 1 баллу

3. 1)«Окаянные дни» 2) «Облако в штанах» 3) «Гранатовый браслет» - по 2 балла

4. 1) Олицетворение 2) Метафора 3) Сравнение 4) Эпитет  5) Звукопись – по 1 баллу

5) а) экспозиция, т.к. все остальные понятия – внесюжетные элементы композиции;  б) тень забора – не метафора ( оба слова употреблены в прямом значении).   2 балла  (по 1)

6.1) Соня Мармеладова; 2) Евгений Онегин; 3) Иван Иванович ( Гоголь «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»); 4) Чичиков; 5)Анна Сергеева Одинцова 6) экипаж Коробочки; 7) Раскольников; 8) Сонечка Мармеладова; 9) Дарья (Некрасов «Мороз, Красный нос») 10) Обломов –по 0,5 баллов за правильный ответ

7. до 30 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе для 5 класса...

Задания для Олимпиады по литературе среди неслышащих учащихся 5-8 классов. тест по произведениям Л.Н. толстого "Филипок", "Как мужик гусей делил".

Тестовые задания разработаны для неслышащих учащихся по произведениям Л.Н. Толстого. Данный тест предлагается выполнить глухим детям на Олимпиаде по литературе. Предварительно учащиеся знакомятся с эт...

Тест по биографии Л.Н. Толстого (задания для Олимпиады по литературе, 5-8 класс школы глухих)

Тест разработан как задание для Олимпиады по литературе (изучение творчества Л.Н. Толстого). Тестовые задания  составлены  по  пройденным учащимися биографическим сведениям о Л.Н. Толст...

Творческие задания на олимпиаде по литературе

Примеры выполнения творческого задания 7 класс...

Задания для олимпиады по литературе

Задания для олимпиады по литературе для 8 класса предназначены для школ-интернатов с дифференцированным обучением....

Творческие задания для олимпиады по литературе

Творческие задания для олимипиады 8-11 классы...