Рабочая программа по литературе. 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)
Программа составлена в соответсвии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature._11_klass.doc | 405 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по предмету «Литература» для 11 Б класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)
Составитель: Аюкаева Ф.С. (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)
2020 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Выпускник на базовом уровне научится | Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться | |||
Русская литература | -демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литера-туры, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; -в устной и письменной форме обобщать и анали-зировать свой читательский опыт, а именно: -обосновывать выбор худо-жественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты); -использовать для раскры-тия тезисов своего выска-зывания указание на фраг-менты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; -давать объективное изло-жение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведе-ния, показывать их разви-тие в ходе сюжета, их вза-имодействие и взаимовли-яние, в итоге раскрывая сложность художествен-ного мира произведения; -анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элемен-тов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; -определять контекстуаль-ное значение слов и фраз, используемых в художес-твенном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художествен-ную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысло-вой наполненности, эстетической значимости; -анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произве-дения, выбор между счаст-ливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом); -анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (напри-мер, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.); -осуществлять следующую продуктивную деятель-ность: -давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие ре-цензии на самостоятельно прочитанные произведе-ния, демонстрируя целос-тное восприятие художес-твенного мира произве-дения, понимание принад-лежности произведения к литературному направле-нию (течению) и культур-но-исторической эпохе (периоду); -выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обосно-ванные интерпретации литературных произведе-ний. | -давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.); -анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; -анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); -анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст. | Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; -оценивать возможные послед-ствия достижения поставленной цели в деятельности, собствен-ной жизни и жизни окружаю-щих людей, основываясь на соображениях этики и морали; -ставить и формулировать соб-ственные задачи в образова-тельной деятельности и жиз-ненных ситуациях; -оценивать ресурсы, в том чис-ле время и другие нематериаль-ные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; -выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптими-зируя материальные и немате-риальные затраты; -организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; -сопоставлять полученный ре-зультат деятельности с постав-ленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: -искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять разверну-тый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; -критически оценивать и интер-претировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; -использовать различные мо-дельно-схематические средства для представления сущест-венных связей и отношений, а также противоречий, выявлен-ных в информационных источниках; -находить и приводить критические аргументы в отношении действий и сужде-ний другого; спокойно и разум-но относиться к критическим замечаниям в отношении соб-ственного суждения, рассма-тривать их как ресурс собственного развития; -выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целе-направленный поиск возмож-ностей для широкого переноса средств и способов действия; -выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со сторо-ны других участников и ресур-сные ограничения; -менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: -осуществлять деловую комму-никацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбир-ать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; -при осуществлении групповой работы быть как руководите-лем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступа-ющий, эксперт и т.д.); -координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинирован-ного взаимодействия; -развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языко-вых средств; -распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. | Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: -ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; -готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответствен-ной деятельности; -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответ-ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): -формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой россий-ской идентичности и главным фактором национального самоопределения; -воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживаю-щих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: -мировоззрение, соответствующее совре-менному уровню развития науки и общес-твенной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общест-венного сознания; -готовность обучающихся к конструктив-ному участию в принятии решений, затра-гивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоор-ганизации, самоуправления; -приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; -готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, наци-ональным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: -нравственное сознание и поведение на осно-ве усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поли-культурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; -принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелатель-ное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; -способность к сопереживанию и формиро-вание позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возмож-ностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетен-тное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; -формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способ-ности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); -развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: -мировоззрение, соответствующее современ-ному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информа-цией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтере-сованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; -готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к не-прерывному образованию как условию успешной профессиональной и обществен-ной деятельности; -эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: -ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; -положительный образ семьи, родительства интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: -уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, -осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; -готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возмо-жности участия в решении личных, общест-венных, государственных, общенациональ-ных проблем; -потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добро-совестное, ответственное и творческое отно-шение к разным видам трудовой деятель-ности; -готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязан-ностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: -физическое, эмоционально - психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. |
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать -о месте и значении русской литературы в мировой литературе; -о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы; -о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет; -об историко-культурном подходе в литературоведении; -об историко-литературном процессе XIX и XX веков; -о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений; -имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре; -о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | ||
Список А. Стандарт | Количество часов | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
М. Горький. Пьеса «На дне» | 4 | |
А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» | 2 | |
А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» | 1 | |
А.И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича» | 2 | |
Список В. Стандарт. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
И.А. Бунин | Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…» Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник» | 4 |
М. Горький | Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль» | 2 |
А.А. Блок | Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы» | 3 |
А.А. Ахматова | Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» | 3 |
С.А. Есенин | Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…» | 4 |
В.В. Маяковский | Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям». Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос» | 4 |
М.И. Цветаева | Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…» | 2 |
О.Э. Мандельштам | Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Мы живем под собою не чуя страны…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…», «Notre Dame» | 2 |
Б.Л. Пастернак | Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..» | 1 |
Е.И. Замятин | Роман «Мы» | 1 |
М.А. Булгаков | Роман «Мастер и Маргарита» | 4 |
А.П. Платонов | Повесть «Котлован», «Сокровенный человек» | 2 |
М.А. Шолохов | Роман-эпопея «Тихий Дон», «Донские рассказы» | 7 |
В.В. Набоков | Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте» | 1 |
А.И. Солженицын | Книга «Архипелаг ГУЛаг» | 1 |
В.Т. Шаламов | Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева» | 1 |
И.А. Бродский | Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» | 1 |
В.М. Шукшин | Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик» | 1 |
Список С. Стандарт | Количество часов | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | ||
Реализм ХХ века | А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Прощание с Матерой» В.П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты», «Царь-рыба» | 5 |
Модернизм начала ХХ века | В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Антоний», «Сумерки», «Я», «Сонет» Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» И. Северянин. Стихотворения «Поэзоконцерт», «Ананасы в шампанском», «Я, гений Игорь-Северянин» | 3 |
Литература советского времени | Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» И.Э. Бабель. Книга рассказов «Конармия» В.В. Быков. Повести «Обелиск», «Сотников» Б.Л. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие» А.Т.Твардовский. Стихотворения и поэмы Н. М. Рубцов. Стихотворения Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий. Стихотворения А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» | 9 |
Родная (региональная) литература | М. Джалиль. Стихотворения | 1 |
Литература народов России | Мустай Карим. Стихотворения | 1 |
Мировая литература | Дж. Б. Шоу. Пьеса «Дом, где разбиваются сердца» Э. М. Хемингуэй. «Старик и море» Э. М. Ремарк. Роман «Три товарища» Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи» Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» | 5 |
Вводные уроки | 8 | |
Уроки развития речи | 9 | |
Уроки внеклассного чтения | 7 | |
Годовая контрольная работа | 1 | |
ИТОГО | 102 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УМК: В.Я.Коровина. Литература. 11 класс. Москва, «Просвещение» 2020г.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |
Плани-руемые сроки | Факти-ческие сроки | ||||
Введение – 1 ч. | |||||
Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в. | 1 | 2.09 | Составляют представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса. | ||
Реализм начала 20 века – 15 ч. (из них 2 р/р) | |||||
И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики. Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо …». | 1 | 5.09 | Называют основные этапы творчества И. А. Бунина; обозначают сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии; раскрывают синтетическую природу художественного мышления Бунина; участвуют в аналитической беседе, в обсуждении проблемных вопросов. | ||
И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан - Франциско»: история создания, смысл названия, символика. Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни. | 1 | 7.09 | Составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа. | ||
Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник». | 1 | 9.09 | Анализируют рассказы в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей. | ||
«Потерянный рай» И. А. Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки». | 1 | 12.09 | Анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей. | ||
А. И. Куприн: жизнь и творчество. Идейно-художественный замысел повестей «Поединок» и «Олеся». | 1 | 14.09 | Раскрывают идейно-художественный замысел повестей; анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу. | ||
А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов. | 1 | 16.09 | Определяют особенности композиции рассказа в раскрытии авторского замысла; оценивают роль романтических мотивов; анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу. | ||
А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». | 1 | 19.09 | Принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту повести. | ||
Р/р. Сочинение по творчеству И.Бунина и/или А.Куприна. | 1 | 21.09 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей. | ||
Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств. | 1 | 23.09 | Рассказывают о жизни и творчестве Максима Горького; выявляют стилистические особенности романтических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; анализируют рассказ, обобщают и делают выводы. | ||
Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа. | 1 | 26.09 | Анализируют текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; дискутируют. | ||
Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально - философская драма. Система образов. | 1 | 28.09 | Комментируют фрагменты из пьесы, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний (ведут диалог). | ||
Пьеса Максима Горького «На дне». «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте? | 1 | 30.09 | Анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы. | ||
Пьеса Максима Горького «На дне». Сатин и Лука — антиподы или родственные души? | 1 | 3.10 | Дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы. | ||
Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. | 1 | 5.10 | Анализируют сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы. | ||
Р/р. Сочинение-рассуждение по пьесе М.Горького «На дне». | 1 | 7.10 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
Модернизм конца XIX – ХХ века – 13 ч. (из них - 2 вн.чт., 1 р/р) | |||||
«Серебряный век» как культурно - историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. | 1 | 10.10 | Составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; интерпретируют избранные стихотворения. | ||
В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова. Стихотворения: «Антоний», «Сумерки», «Я», «Сонет» и др. | 1 | 12.10 | Обосновывают право Брюсова называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта. | ||
Вн.чтение. Избранные страницы творчества поэтов-символистов: К.Д. Бальмонта, А. Белого и др. | 1 | 14.10 | Обозначают ведущие черты лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов - символистов. | ||
Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. | 1 | 17.10 | Выступают с сообщениями по теме урока; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов. | ||
Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество. Проблематика и поэтика лирики. Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Шестое чувство» и др. | 1 | 19.10 | Рассказывают о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения. | ||
Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. Стихотворения «Поэзоконцерт», «Ананасы в шампанском», «Я, гений Игорь - Северянин». | 1 | 21.10 | Раскрывают историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения. | ||
А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в тёмные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…». | 1 | 24.10 | Рассказывают о творчестве А. А. Блока; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения. | ||
Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Незнакомка», «В ресторане». | 1 | 26.10 | Выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие. | ||
Тема Родины в лирике А. А. Блока. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…». Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом». | 1 | 28.10 | Выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие. | ||
А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени? | 1 | 31.10 | Демонстрируют знания о жанре, стиле и композиции поэмы; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно - образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека. | ||
А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать». | 1 | 9.11 | Объясняют многозначность идейно-образного содержания поэмы; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; принимают участие в беседе. | ||
Вн.чтение. Художественные и идейно - нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество. | 1 | 11.11 | Демонстрируют знания о художественных и идейно - нравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения. | ||
Р/р. Сочинение по теме «Серебряный век» как культурно - историческая эпоха» (об одном стихотворении «Серебряного века»). | 1 | 14.11 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
Литература советского времени. Русская литература 20-ых годов 20 века – 14 ч. (из них – 1 вн.чт., 1 ч. р/р) | |||||
Особенности русской литературы 20-х гг. XX в. | 1 | 16.11 | Составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации России в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода. | ||
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне. | 1 | 18.11 | Анализируют новеллы из сборника рассказов «Конармия», дают разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения. | ||
Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман - антиутопия Е. И. Замятина «Мы». | 1 | 21.11 | Принимают участие в обсуждении одного из произведений (романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»). | ||
Поэзия 20-х гг. XX в. | 1 | 23.11 | Составляют тезисы лекции учителя; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии. | ||
С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери». | 1 | 25.11 | Рассказывают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; конспектируют лекцию учителя; принимают участие в аналитической беседе. | ||
Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина: «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «О Русь, взмахни крылами…», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…» и др. | 1 | 28.11 | Выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта. | ||
Тема любви в лирике С. А. Есенина. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Никогда я не был на Босфоре…», «Золото холодное луны». | 1 | 30.11 | Демонстрируют знания о динамике развития любовной лирики С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации. | ||
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Песнь о собаке», «Мы теперь уходим понемногу…». | 1 | 2.12 | Выразительно читают и комментируют стихотворения | ||
В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм. Поэма «Облако в штанах»; стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». | 1 | 5.12 | Выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства. | ||
В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. Пьесы «Клоп», «Баня»; стихотворения «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Левый марш». | 1 | 7.12 | Выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; принимают участие в дискуссии. | ||
В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике: «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник». | 1 | 9.12 | Выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства. | ||
Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского: стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Необычайное приключение…», «Сергею Есенину», вступление в поэму «Во весь голос». | 1 | 12.12 | Выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; выполняют сопоставление поэтических | ||
Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. | 1 | 14.12 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
Вн.чтение. Русская эмигрантская сатира. | 1 | 16.12 | Определяют основные направления в русской сатирической литературе начала XX в.; дают краткий обзор жизненного и творческого пути Тэффи, выявляют особенности её творчества; анализируют поэтический и прозаический тексты. | ||
Русская литература 30-ых годов 20 века – 26 ч. (из них – 3 р/р) | |||||
Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб. | 1 | 19.12 | Используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении. | ||
М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга. | 1 | 21.12 | Определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории. | ||
М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско - библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита. | 1 | 23.12 | Отмечают особенности композиции романа; формулируют проблемы; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента в 20–30-х гг. XX в.; раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения. | ||
М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью. | 1 | 26.12 | Формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа. | ||
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. | 1 | 11.01 | Формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа. | ||
Р/р. Сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 1 | 13.01 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор). | 1 | 16.01 | Определяют место А. П. Платонова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории. | ||
Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован». | 1 | 18.01 | Демонстрируют знания о замысле, истории создания, смысле названия, символике повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания повести; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу по тексту повести. | ||
А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы. Стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Смуглый отрок бродил по аллеям…». | 1 | 20.01 | Рассказывают о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения. | ||
А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин. Стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Молитва», «Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Приморский сонет». | 1 | 23.01 | Выразительно читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе. | ||
А. А. Ахматова. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием». | 1 | 25.01 | Выразительно читают стихотворения, анализируют их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе. | ||
А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя». | 1 | 27.01 | Определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в после военные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой. | ||
О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Стихотворение «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен..». | 1 | 30.01 | Выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе. | ||
О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи. Стихотворения | 1 | 1.02 | Выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе. | ||
М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. Стихотворения «Кто создан из камня…», «Молитва», «Идёшь, на меня похожий…», «Стихи к Пушкину». | 1 | 3.02 | Рассказываю о творчестве М. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе. | ||
М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта. Стихотворения «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией угас…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина» и др. | 1 | 6.02 | Определяют основную мысль цикла «Стихов о Москве»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе, в мини-дискуссии. | ||
Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой. | 1 | 8.02 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах». | 1 | 10.02 | Рассказывают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания и публикаций сборника «Донские рассказы», используя знания, полученные на уроках истории. | ||
М. А. Шолохов «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. | 1 | 13.02 | Демонстрируют знания о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени; участвуют в аналитической беседе. | ||
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны. | 1 | 15.02 | Комментируют текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны. | 1 | 17.02 | Раскрывают особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова. | 1 | 20.02 | Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе. | 1 | 22.02 | Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны. | 1 | 24.02 | Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
Р/р. Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон». | 1 | 27.02 | Показывают уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения. | ||
Литература русского зарубежья. В.В. Набоков. «Событие души» в рассказах «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте». | 1 | 1.03 | Анализируют идейно-образное содержание рассказов; принимают участие в дискуссии; пересказывают и комментируют отдельные фрагменты; делают выводы о нравственных уроках рассказов. | ||
Русская литература 40-90-ых годов 20 века – 22 ч. (из них – 1 вн.чт., 1 р/р) | |||||
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор). | 1 | 3.03 | Составляют тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах. | ||
В.В. Быков. Нравственные истоки героизма в повестях «Обелиск», «Сотников». | 1 | 6.03 | Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев повестей; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
Б.Л. Васильев. «Суровая правда войны» в повести «А зори здесь тихие». | 1 | 10.03 | Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев повести; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием. | ||
Русская литература II половины XX в. (обзор). | 1 | 13.03 | Составляют тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе. | ||
Р/р. Семинар по теме : «Оттепель. Поэзия 1960-х гг.». | 1 | 15.03 | Выступают с сообщениями об основных темах и направлениях поэзии 1960-х гг.; принимают участие в аналитической беседе. | ||
Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг. XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты». | 1 | 17.03 | Составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста; решают проблемные вопросы. | ||
А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины. | 1 | 20.03 | Демонстрируют знание биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах. | ||
А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед павшими на полях сражений. | 1 | 31.03 | Раскрывают воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах. | ||
Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы. | 1 | 3.04 | Выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе. | ||
Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика романа. Тема интеллигенции в романе. | 1 | 5.04 | Демонстрируют знания о творческой истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», об особенностях композиции романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием. | ||
А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича». | 1 | 7.04 | Рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; принимают участие в аналитической беседе. | ||
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. | 1 | 10.04 | Комментируют фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; анализируют образ героя, сохранившего высокие духовно-нравственные качества; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни. | ||
А. И. Солженицын. Роман «Архипелаг ГУЛаг» как летопись страданий человека. | 1 | 12.04 | Комментируют фрагменты романа; принимают участие в его обсуждении; принимают участие в аналитической беседе; делают выводы о значении литературы в соврем. обществе. | ||
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы» как «панорама антижизни»: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин» и др. | 1 | 14.04 | Комментируют фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни, утверждаемой автором в рассказах. | ||
«Деревенская проза» в русской современной литературе (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба». | 1 | 17.04 | Раскрывают взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева; обозначают место и роль образа автора в художественной структуре повествований»; оценивают авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; участвуют в аналитической беседе. | ||
В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар». | 1 | 19.04 | Определяют основную идею повестей; определяют систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повестей; выражают своё отношение к ним. | ||
В.М. Шукшин. «Чудики» в рассказах писателя «Срезал», «Забуксовал», «Чудик». | 1 | 21.04 | Определяют основную идею рассказов; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе. | ||
Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики. | 1 | 24.04 | Рассказывают о жизни и творчестве Н. М. Рубцова; раскрывают неповторимость лирического содержания его стихотворений; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие. | ||
И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики. | 1 | 26.04 | Рассказывают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах. | ||
Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого. | 1 | 28.04 | Принимают участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни). | ||
Вн.чтение. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности в повести Ю. В. Трифонова «Обмен». | 1 | 3.05 | Рассматривают городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрывают философский смысл повести «Обмен»; выясняют нравственные основы повести. | ||
| 1 | 5.05 | Составляют тезисы лекции учителя; знают о темах и проблемах современной русской драматургии; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов пьесы с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста. | ||
Современный литературный процесс – 4 ч. (из них – 3 вн.чт.) | |||||
Р/р. Семинар по теме «Основные направления в современной российской литературе». | 1 | 8.05 | Составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в аналитической беседе; выступают с сообщениями по теме семинара. | ||
Вн.чтение. Правда о войне в романе С. Алексиевич «Цинковые мальчики». | 1 | 10.05 | Определяют основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе. | ||
Вн.чтение. Образ Дома и его обитателей в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…». | 1 | 12.05 | Определяют основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе. | ||
Вн.чтение. Соблазн квазибытия в современном школьном романе (по роману «Крошки Цахес» Е. Чижовой). | 1 | 15.05 | Определяют основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе. | ||
Родная литература - 1 ч. | |||||
«Твой подвиг не забудется в веках…». Судьба, личность, творчество Мусы Джалиля. | 1 | 17.05 | Рассказывают о жизни и творчестве татарского поэта Мусы Джалиля; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения поэта; принимают участие в беседе. | ||
Литература народов России - 1 ч. | |||||
«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима. | 1 | 19.05 | Рассказывают о жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; анализируют и интерпретируют стихотворения Мустая Карима; принимают участие в беседе. | ||
Мировая литература - 5 ч. | |||||
Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца». | 1 | 19.05 | Рассказывают о жизни и творчестве Дж. Б. Шоу, о художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Дом, где разбиваются сердца»; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста пьесы. | ||
| 1 | 22.05 | Рассказывают о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; объясняют, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); выражают своё отношение к проблемам, поднятым в романе; участвуют в аналитической беседе. | ||
| 1 | 22.05 | Рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нём повести-притчи; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, аргументируя свою точку зрения примерами из текста. | ||
Становление личности в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». | 1 | 24.05 | Определяют основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведения с общественной потребностью осознания происходящих перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе. | ||
Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» как социально-философская антиутопия, или книга-предупреждение. | 1 | 24.05 | Определяют понятие «антиутопия»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды романа с выражением собственной оценки изображённых в нём событий; формулируют проблемы, поставленные автором. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....