Рабочая программа по литературе. 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Аюкаева Фарида Садыковна

Программа составлена в соответсвии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature._11_klass.doc405 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Литература» для 11 Б класса (3 часа в неделю, 102 часа в год)

Составитель: Аюкаева Ф.С.  (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

2020 г.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

Выпускник на базовом уровне научится

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться

Русская

литература

-демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литера-туры, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

-в устной и письменной форме обобщать и анали-зировать свой читательский опыт, а именно:

-обосновывать выбор худо-жественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

-использовать для раскры-тия тезисов своего выска-зывания указание на фраг-менты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

-давать объективное изло-жение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведе-ния, показывать их разви-тие в ходе сюжета, их вза-имодействие и взаимовли-яние, в итоге раскрывая сложность художествен-ного мира произведения;

-анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элемен-тов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

-определять контекстуаль-ное значение слов и фраз, используемых в художес-твенном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художествен-ную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысло-вой наполненности, эстетической значимости;

-анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произве-дения, выбор между счаст-ливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

-анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (напри-мер, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

-осуществлять следующую продуктивную деятель-ность:

-давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие ре-цензии на самостоятельно прочитанные произведе-ния, демонстрируя целос-тное восприятие художес-твенного мира произве-дения, понимание принад-лежности произведения к литературному направле-нию (течению) и культур-но-исторической эпохе (периоду);

-выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обосно-ванные интерпретации литературных произведе-ний.

-давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

-анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

-анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

-анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

-оценивать возможные послед-ствия достижения поставленной цели в деятельности, собствен-ной жизни и жизни окружаю-щих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

-ставить и формулировать соб-ственные задачи в образова-тельной деятельности и жиз-ненных ситуациях;

-оценивать ресурсы, в том чис-ле время и другие нематериаль-ные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

-выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптими-зируя материальные и немате-риальные затраты;

-организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

-сопоставлять полученный ре-зультат деятельности с постав-ленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять разверну-тый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

-критически оценивать и интер-претировать информацию с разных позиций,  распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

-использовать различные мо-дельно-схематические средства для представления сущест-венных связей и отношений, а также противоречий, выявлен-ных в информационных источниках;

-находить и приводить критические аргументы в отношении действий и сужде-ний другого; спокойно и разум-но относиться к критическим замечаниям в отношении соб-ственного суждения, рассма-тривать их как ресурс собственного развития;

-выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целе-направленный поиск возмож-ностей для  широкого переноса средств и способов действия;

-выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со сторо-ны других участников и ресур-сные ограничения;

-менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-осуществлять деловую комму-никацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбир-ать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

-при осуществлении групповой работы быть как руководите-лем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступа-ющий, эксперт и т.д.);

-координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинирован-ного взаимодействия;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языко-вых средств;

-распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

-ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

-готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответствен-ной деятельности;

-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответ-ствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой россий-ской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживаю-щих в Российской Федерации.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

-мировоззрение, соответствующее совре-менному уровню развития науки и общес-твенной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общест-венного сознания;

-готовность обучающихся к конструктив-ному участию в принятии решений, затра-гивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоор-ганизации, самоуправления;

-приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;  

-готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, наци-ональным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

-нравственное сознание и поведение на осно-ве усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поли-культурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелатель-ное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

-способность к сопереживанию и формиро-вание позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возмож-ностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетен-тное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

-формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способ-ности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

-развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

-мировоззрение, соответствующее современ-ному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информа-цией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтере-сованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

-готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к не-прерывному образованию как условию успешной профессиональной и обществен-ной деятельности;

-эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

-ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

-положительный образ семьи, родительства интериоризация традиционных семейных ценностей.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

-уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

-осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

-готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возмо-жности участия в решении личных, общест-венных, государственных, общенациональ-ных проблем;

-потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добро-совестное, ответственное и творческое отно-шение к разным видам трудовой деятель-ности;

-готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязан-ностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

-физическое, эмоционально - психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать -о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

-о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

-о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

-об историко-культурном подходе в литературоведении;

-об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

-о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

-имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

-о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Список А. Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

М. Горький.  Пьеса «На дне»

4

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

2

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

1

А.И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича»

2

Список В. Стандарт. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

И.А. Бунин

Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Темные аллеи», «Чистый понедельник»

4

М. Горький

Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

2

А.А. Блок

Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…»,  «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…»,   «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»,  «Рожденные в года глухие…»,  «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»,  «Пушкинскому Дому», «Скифы»

3

А.А. Ахматова

Стихотворения: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…».) «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»

3

С.А. Есенин

Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…»,  «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…»

4

В.В. Маяковский

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно»,  «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям».

Поэма «Облако в штанах», «Первое вступление к поэме «Во весь голос»

4

М.И. Цветаева

Стихотворения: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…».   «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…»

2

О.Э. Мандельштам

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»,  «Мы живем под собою не чуя страны…»,  «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Я не слыхал рассказов Оссиана…»,  «Notre Dame»

2

Б.Л. Пастернак

 Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..»

1

Е.И. Замятин

Роман «Мы»

1

М.А. Булгаков

Роман  «Мастер и Маргарита»

4

А.П. Платонов

Повесть  «Котлован», «Сокровенный человек»

2

М.А. Шолохов

Роман-эпопея «Тихий Дон», «Донские рассказы»

7

В.В. Набоков

Рассказы «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»

1

А.И. Солженицын

Книга «Архипелаг ГУЛаг»

1

В.Т. Шаламов

Рассказы: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева»

1

И.А. Бродский

Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…»

1

В.М. Шукшин

Рассказы «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»

1

Список С. Стандарт

Количество

часов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Реализм ХХ века

А.И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» 

В.Г. Распутин.  «Живи и помни», «Прощание с Матерой»

В.П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты», «Царь-рыба»

5

Модернизм начала ХХ века

В. Я. Брюсов. Стихотворения: «Антоний», «Сумерки», «Я»,  «Сонет»

Н.С. Гумилев. Стихотворения: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы»

И. Северянин. Стихотворения «Поэзоконцерт», «Ананасы в шампанском», «Я, гений Игорь-Северянин»

3

Литература советского времени

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

И.Э. Бабель. Книга рассказов «Конармия»

В.В. Быков. Повести «Обелиск», «Сотников»

Б.Л. Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

А.Т.Твардовский. Стихотворения и поэмы

Н. М. Рубцов. Стихотворения

Б. Ш. Окуджава, В. С. Высоцкий. Стихотворения

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота»

9

Родная (региональная) литература

М. Джалиль. Стихотворения

1

Литература народов России

Мустай Карим. Стихотворения

1

Мировая литература

Дж. Б. Шоу. Пьеса  «Дом, где разбиваются сердца»

Э. М. Хемингуэй.  «Старик и море»

Э. М. Ремарк. Роман «Три товарища»

Д. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»

Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту»

5

Вводные уроки

8

Уроки развития речи

9

Уроки внеклассного чтения

7

Годовая контрольная работа

1

ИТОГО

102 часа

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УМК: В.Я.Коровина. Литература. 11 класс. Москва, «Просвещение» 2020г.

Изучаемый раздел, тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Плани-руемые сроки

Факти-ческие

сроки

Введение – 1 ч.

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

1

2.09

Составляют  представление об основных тенденциях в литературе конца XIX — начала XX вв.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса.

Реализм начала 20 века – 15 ч. (из них 2 р/р)

И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики. Стихотворения: «Аленушка», «Вечер», «Дурман», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «У зверя есть гнездо …».

1

5.09

Называют основные этапы творчества И. А. Бунина; обозначают сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии; раскрывают синтетическую природу художественного мышления Бунина; участвуют в аналитической беседе, в обсуждении проблемных вопросов.

И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан - Франциско»: история создания, смысл названия, символика. Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни.

1

7.09

Составляют  тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа.

Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник».

1

9.09

Анализируют рассказы в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей.

«Потерянный рай» И. А. Бунина на примере рассказа  «Антоновские яблоки».

1

12.09

Анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу, комментируют названия прочитанных рассказов в связи с идеей.

А. И. Куприн: жизнь и творчество. Идейно-художественный замысел повестей «Поединок» и «Олеся».

1

14.09

Раскрывают  идейно-художественный замысел повестей; анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов.

1

16.09

Определяют  особенности композиции рассказа в раскрытии авторского замысла; оценивают роль романтических мотивов; анализируют рассказ в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека».

1

19.09

Принимают  участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту повести.

Р/р. Сочинение по творчеству И.Бунина и/или А.Куприна.

1

21.09

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей.

Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы. Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств.

1

23.09

Рассказывают  о жизни и творчестве Максима Горького; выявляют стилистические особенности романтических произведений раннего этапа творчества Максима Горького; анализируют рассказ, обобщают и делают выводы.

Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

1

26.09

Анализируют  текст, раскрывающий силу воли, жажду жизни, накал страстей и стремление к подвигу; объясняют значение композиции в выявлении позиции автора; раскрывают роль антитезы как средства противопоставления романтического идеала и суровой реальности; дискутируют.

Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально - философская драма. Система образов.

1

28.09

Комментируют фрагменты из пьесы, раскрывающие жизнь обитателей ночлежки; комментируют фрагменты пьесы, раскрывающие умонастроения персонажей; характеризуют героев, раскрывая смысл их высказываний (ведут диалог).

Пьеса Максима Горького «На дне». «Что лучше — жалость или истина», или спор о правде и мечте?

1

30.09

Анализируют  сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы.

Пьеса Максима Горького «На дне». Сатин и Лука — антиподы или родственные души?

1

3.10

Дают  собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы.

Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе и их трагическое столкновение.

1

5.10

Анализируют  сцены споров персонажей пьесы, выявляя авторскую позицию; дают собственную оценку героям; делают выводы о гуманизме пьесы и способах его выражения; делают выводы об идейном содержании пьесы.

Р/р. Сочинение-рассуждение по пьесе М.Горького «На дне».

1

7.10

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Модернизм конца XIX – ХХ века – 13 ч. (из них -  2 вн.чт., 1 р/р)

«Серебряный век» как культурно - историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций.

1

10.10

Составляют  тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; интерпретируют избранные стихотворения.

В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова. Стихотворения: «Антоний», «Сумерки», «Я»,  «Сонет» и др.

1

12.10

Обосновывают  право Брюсова называться теоретиком русского символизма; рассказывают о значении творчества В. Я. Брюсова; обозначают ведущие черты его лирики; читают и комментируют стихотворения поэта.

Вн.чтение. Избранные страницы творчества поэтов-символистов: К.Д.  Бальмонта, А. Белого и др.

1

14.10

Обозначают  ведущие черты лирики; выразительно читают наизусть и комментируют стихотворения поэтов - символистов.

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

17.10

Выступают с сообщениями по теме урока; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов-акмеистов.

Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество. Проблематика и поэтика лирики. Стихотворения: «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Шестое чувство» и др.

1

19.10

Рассказывают о творчестве Н. С. Гумилёва; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения.

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина. Стихотворения «Поэзоконцерт», «Ананасы в шампанском», «Я, гений Игорь - Северянин».

1

21.10

Раскрывают  историю происхождения понятия «футуризм», его содержание; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в тёмные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…».

1

24.10

Рассказывают о творчестве А. А. Блока; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения.

Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Незнакомка», «В ресторане».

1

26.10

Выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

Тема Родины в лирике А. А. Блока. Стихотворения «На железной дороге», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…».  Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом».

1

28.10

Выразительно читают, комментируют и анализируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

1

31.10

Демонстрируют знания о жанре, стиле и композиции поэмы; комментируют название поэмы; объясняют многозначность её идейно - образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека.

А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать».

1

9.11

Объясняют  многозначность  идейно-образного содержания поэмы; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; принимают участие в беседе.

Вн.чтение. Художественные и идейно - нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество.

1

11.11

Демонстрируют знания о художественных и идейно - нравственных аспектах новокрестьянской поэзии; самостоятельно готовят выступления о творчестве Н. А. Клюева; определяют место творчества Н. А. Клюева в русской крестьянской поэзии; выразительно читают и комментируют стихотворения.

Р/р. Сочинение по теме «Серебряный век»  как культурно - историческая эпоха» (об одном стихотворении «Серебряного века»).

1

14.11

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Литература советского времени.

Русская литература 20-ых годов 20 века – 14 ч. (из них –  1 вн.чт., 1 ч. р/р)

Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

1

16.11

Составляют  тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации России в 1920-е гг., об основных тенденциях развития русской литературы этого периода.

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель. «Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне.

1

18.11

Анализируют  новеллы из сборника рассказов «Конармия», дают разъяснения о своеобразии композиции и образной структуры этого произведения.

Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в. Роман - антиутопия Е. И. Замятина «Мы».

1

21.11

Принимают  участие в обсуждении одного из произведений (романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»).

Поэзия 20-х гг. XX в.

1

23.11

Составляют  тезисы лекции учителя; участвуют в аналитической беседе, в мини-дискуссии.

С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь, моя родная…», «Письмо матери».

1

25.11

Рассказывают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; конспектируют лекцию учителя; принимают участие в аналитической беседе.

Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина: «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь»,  «О Русь, взмахни крылами…»,  «Не жалею, не зову, не плачу..»,  «Сторона ль ты моя, сторона!», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…» и др.

1

28.11

Выразительно  читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта.

Тема любви в лирике С. А. Есенина. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Никогда я не был на Босфоре…», «Золото холодное луны».

1

30.11

Демонстрируют знания о динамике развития любовной лирики С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации.

Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Песнь о собаке», «Мы теперь уходим понемногу…».

1

2.12

Выразительно  читают и комментируют стихотворения
поэта, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах.

В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм. Поэма «Облако в штанах»; стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

1

5.12

Выразительно  читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. Пьесы «Клоп», «Баня»; стихотворения «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Левый марш».

1

7.12

Выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; принимают участие в дискуссии.

В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике: «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник».

1

9.12

Выразительно  читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского: стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Необычайное приключение…», «Сергею Есенину», вступление в поэму «Во весь голос».

1

12.12

Выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; выполняют сопоставление поэтических
текстов.

Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского.

1

14.12

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Вн.чтение. Русская эмигрантская сатира.

1

16.12

Определяют основные направления в русской сатирической литературе начала XX в.; дают краткий обзор жизненного и творческого пути Тэффи, выявляют особенности её творчества; анализируют поэтический и прозаический тексты.

Русская литература 30-ых годов 20 века – 26 ч. (из них – 3 р/р)

Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб.

1

19.12

Используя  дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении.

М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга.

1

21.12

Определяют  место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории.

М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско - библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита.

1

23.12

Отмечают  особенности композиции романа; формулируют проблемы; комментируют фрагменты текста, относящиеся к библейской сюжетной линии; анализируют текст, в котором художественно представлена эпоха гигантского социального эксперимента в 20–30-х гг. XX в.; раскрывают значение фантастических и сатирических приёмов изображения.

М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью.

1

26.12

Формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести.

1

11.01

Формулируют проблемы, поднятые писателем; комментируют фрагменты текста, относящиеся к сюжетной линии об истории любви главных героев романа; принимают участие в дискуссии; делают выводы о нравственных уроках романа.

Р/р. Сочинение по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

13.01

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор).

1

16.01

Определяют  место А. П. Платонова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории.

Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован».

1

18.01

Демонстрируют знания о замысле, истории создания, смысле названия, символике повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания повести; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу по тексту повести.

А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы. Стихотворения «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Смуглый отрок бродил по аллеям…».

1

20.01

Рассказывают  о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения.

А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин. Стихотворения «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Молитва», «Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Приморский сонет».

1

23.01

Выразительно  читают стихотворения и анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы лирики А. А. Ахматовой; выполняют сопоставительную работу; участвуют в беседе.

А. А. Ахматова. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием».

1

25.01

Выразительно  читают стихотворения, анализируют их; имеют представление о поэме А. А. Ахматовой «Реквием», о жанре, композиции, о месте этой поэмы в творчестве поэта, о биографическом и литературном контексте произведения; принимают участие в аналитической беседе.

А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя».

1

27.01

Определяют  мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в после военные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирического героя в поэзии А. А. Ахматовой.

О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Стихотворение «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Адмиралтейство», «На площадь выбежав, свободен..».

1

30.01

Выразительно  читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи.  Стихотворения
«За гремучую доблесть грядущих веков…»,  
«Я вернулся в мой город…».

1

1.02

Выразительно  читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой. Стихотворения  «Кто создан из камня…», «Молитва», «Идёшь, на меня похожий…», «Стихи к Пушкину».

1

3.02

Рассказываю о творчестве М. Цветаевой; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта. Стихотворения  «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией угас…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина» и др.

1

6.02

Определяют  основную мысль цикла «Стихов о Москве»; выразительно читают и комментируют стихотворения; анализируют их; принимают участие в аналитической работе, в мини-дискуссии.

Р/р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой.

1

8.02

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция Гражданской войны в «Донских рассказах».

1

10.02

Рассказывают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания и публикаций сборника «Донские рассказы», используя знания, полученные на уроках истории.

М. А. Шолохов «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох.

1

13.02

Демонстрируют знания о творческой истории создания и публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон», используя знания, полученные на уроках истории, учитывая сегодняшние оценки революционного времени; участвуют в аналитической беседе.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны.

1

15.02

Комментируют  текст, изображающий особенности жизненного уклада донского казачества, картины войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова через призму событий Гражданской войны.

1

17.02

Раскрывают особенности становления характера главного героя романа через призму событий Гражданской войны; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова.

1

20.02

Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе.

1

22.02

Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе народа в эпоху революций и Гражданской войны.

1

24.02

Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Р/р. Сочинение по роману М. Шолохова «Тихий Дон».

1

27.02

Показывают  уровень понимания содержания, идейно - художественных особенностей изученных произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

Литература русского зарубежья. В.В. Набоков. «Событие души» в рассказах «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте».

1

1.03

Анализируют идейно-образное содержание рассказов; принимают участие в дискуссии; пересказывают и комментируют отдельные фрагменты; делают выводы о нравственных уроках рассказов.

Русская литература 40-90-ых годов 20 века – 22 ч. (из них – 1 вн.чт., 1 р/р)

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия (обзор).

1

3.03

Составляют  тезисы лекции учителя; знают о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость Родины; участвуют в аналитической беседе, в решении проблемных вопросов, выполняют исследовательскую работу в парах.

В.В. Быков. Нравственные истоки героизма в повестях «Обелиск», «Сотников».

1

6.03

Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев повестей; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Б.Л. Васильев. «Суровая правда войны» в повести «А зори здесь тихие».

1

10.03

Демонстрируют целостное представление об особенностях характера и перипетиях судьбы главных героев повести; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют главы в соответствии с поставленным заданием.

Русская литература II половины XX в. (обзор).

1

13.03

Составляют  тезисы лекции учителя; знают об основных тенденциях развития русской литературы II половины XX в.; принимают участие в аналитической беседе.

Р/р. Семинар по теме : «Оттепель. Поэзия 1960-х гг.».

1

15.03

Выступают с сообщениями об основных темах и направлениях поэзии 1960-х гг.; принимают участие в аналитической беседе.

Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг. XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты».

1

17.03

Составляют  тезисы лекции учителя; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов текста с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста; решают проблемные вопросы.

А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины.

1

20.03

Демонстрируют знание биографии поэта; знают об основных темах и направлениях поэзии А. Т. Твардовского; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах.

А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта о вечном долге перед  павшими на полях сражений.

1

31.03

Раскрывают  воплощённый поэтом трагизм в содержании стихотворений о войне; принимают участие в аналитической беседе; выразительно читают стихотворения А. Т. Твардовского о войне; выполняют сопоставительную работу в парах.

Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы.
лирики. Философский характер лирики.

1

3.04

Выразительно  читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.

Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»: история создания, проблематика романа. Тема интеллигенции в романе.

1

5.04

Демонстрируют знания о творческой истории создания романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», об особенностях композиции романа; формулируют проблемы, поднятые автором в романе; анализируют и комментируют эпизоды романа в соответствии с поставленным заданием.

А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича».

1

7.04

Рассказывают  о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают историю создания повести «Один день Ивана Денисовича»; определяют сюжетно-композиционные особенности повести; принимают участие в аналитической беседе.

А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции.

1

10.04

Комментируют  фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; анализируют образ героя, сохранившего высокие духовно-нравственные качества; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни.

А. И. Солженицын. Роман «Архипелаг ГУЛаг» как летопись страданий человека.

1

12.04

Комментируют  фрагменты романа; принимают участие в его обсуждении; принимают участие в аналитической беседе; делают выводы о значении литературы в соврем. обществе.

В.Т. Шаламов.  «Колымские рассказы» как «панорама антижизни»: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин» и др.

1

14.04

Комментируют  фрагменты текста, раскрывающие пребывание человека в нечеловеческих условиях; принимают участие в диалоге о незыблемости нравственных основ человеческой жизни, утверждаемой автором в рассказах.

«Деревенская проза» в русской современной литературе (обзор). Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба».

1

17.04

Раскрывают  взаимоотношения человека и природы в произведениях В. П. Астафьева; обозначают место и роль образа автора в художественной структуре повествований»; оценивают авторскую позицию и образно-символическую насыщенность повествования; участвуют в аналитической беседе.

В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар».

1

19.04

Определяют  основную идею повестей; определяют систему персонажей в соотношении с основным конфликтом повестей; выражают своё отношение к ним.

В.М. Шукшин. «Чудики» в рассказах писателя «Срезал», «Забуксовал», «Чудик».

1

21.04

Определяют  основную идею рассказов; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране и мире перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1

24.04

Рассказывают о жизни и творчестве Н. М. Рубцова; раскрывают неповторимость лирического содержания его стихотворений; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие.

И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики.

1

26.04

Рассказывают о жизни и творчестве И. А. Бродского; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; принимают участие в беседе, в аналитической работе в группах.

Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого.

1

28.04

Принимают  участие в аналитической беседе; комментируют отдельные стихотворения (песни).

Вн.чтение. Внутренний мир личности и её взаимоотношения с различными аспектами реальности в повести Ю. В. Трифонова «Обмен».

1

3.05

Рассматривают  городскую прозу Ю. В. Трифонова как индивидуально-авторский вариант «московского текста» русской литературы; раскрывают философский смысл повести «Обмен»; выясняют нравственные основы повести.


Темы и проблемы современной русской драматургии. Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота».

1

5.05

Составляют  тезисы лекции учителя; знают о темах и проблемах современной русской драматургии; принимают участие в аналитической беседе; выполняют анализ эпизодов пьесы с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста.

Современный литературный процесс – 4 ч. (из них – 3 вн.чт.)

Р/р. Семинар по теме «Основные направления в современной российской литературе».

1

8.05

Составляют  тезисы лекции учителя; принимают участие в аналитической беседе; выступают с сообщениями по теме семинара.

Вн.чтение. Правда о войне в романе С. Алексиевич «Цинковые мальчики».

1

10.05

Определяют  основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

Вн.чтение. Образ Дома и его обитателей в романе Мариам Петросян «Дом, в котором…».

1

12.05

Определяют  основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

Вн.чтение. Соблазн квазибытия в современном школьном романе (по роману «Крошки Цахес» Е. Чижовой).

1

15.05

Определяют  основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведений с общественной потребностью осознания происходящих в стране перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

Родная литература - 1 ч.

«Твой подвиг не забудется в веках…». Судьба, личность, творчество Мусы Джалиля.

1

17.05

Рассказывают о жизни и творчестве татарского поэта Мусы  Джалиля; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; самостоятельно анализируют и интерпретируют стихотворения поэта; принимают участие в беседе.

Литература народов России - 1 ч.

«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима.

1

19.05

Рассказывают о жизни и творчестве башкирского поэта Мустая Карима; выделяют основные направления его творчества; определяют связь его творчества с русской и мировой культурой; анализируют и интерпретируют стихотворения Мустая Карима; принимают участие в беседе.

Мировая литература - 5 ч.

Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

1

19.05

Рассказывают о жизни и творчестве Дж. Б. Шоу, о художественных особенностях и идейном своеобразии пьесы «Дом, где разбиваются сердца»; принимают участие в аналитической беседе; выполняют сопоставительную работу в парах с целью понимания авторской позиции и художественной значимости текста пьесы.


Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество. Роман «Три товарища»: герои романа как представители
«потерянного поколения».

1

22.05

Рассказывают о жизни и творчестве Э. М. Ремарка; объясняют, как в творчестве писателя раскрывается тема «потерянного поколения» (на примере романа «Три товарища»); выражают своё отношение к проблемам, поднятым в романе; участвуют в аналитической беседе.


Э. М. Хемингуэй: судьба, личность, творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи.

1

22.05

Рассказывают о главных вехах жизненного и творческого пути писателя и месте в нём повести-притчи; дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, аргументируя свою точку зрения примерами из текста.

Становление личности в романе Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».

1

24.05

Определяют  основную идею произведения; связывают представление о теме и идее произведения с общественной потребностью осознания происходящих перемен; выражают своё отношение к ним; участвуют в аналитической беседе.

Р. Брэдбери. «451 градус по Фаренгейту» как  социально-философская антиутопия, или книга-предупреждение.

1

24.05

Определяют  понятие «антиутопия»; объясняют значение завязки действия; комментируют ключевые эпизоды романа с выражением собственной оценки изображённых в нём событий; формулируют проблемы, поставленные автором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....