Почему басни долго живут?
материал по литературе
Почему же басням суждено долго жить? Да потому, что в баснях мудрость, мораль. Они воспитывают нас. Это лучший учитель жизни, правил хорошего тона, речевого этикета и общественного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Басни | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему басни долго живут?
Почему же басням суждено долго жить? Да потому, что в баснях мудрость, мораль. Они воспитывают нас. Это лучший учитель жизни, правил хорошего тона, речевого этикета и общественного поведения.
Прошло уже более двух веков, как басни Крылова полюбились нами и остаются любимыми, лучше его басен пока нет.
Есть басни Кузьмы Пруткова, Демьяна Бедного, советского поэта Сергея Михалкова, но басни дедушки Крылова нам всегда ближе.
И.А.Крылов написал более 200 басен, где изображает жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя, поэтому он высмеивает человеческие пороки через образы животных.
Басня состоит из нескольких частей:
- зачин (вступление),
- произведение построено как диалог, и
- оканчивается произведение моралью.
Басни заключают в себе мудрости жизни и обладают чудодейственной силой. Есть разные типы басен: социальные, философские, исторические, бытовые и т.д. во всех баснях действуют звери. Образ каждого животного у баснописца – это аллегория какой-либо черты характера человека.
Например, обезьяна, свинья – аллегория невежества;
лиса – аллегория хитрости;
волк – жадности;
змея – коварства;
осел – глупости;
кот – хитрости;
петух, кукушка – бездарности и т.д.
Аллегоричность образов животных берет начало свое еще из басен Эзопа.
Аллегория - иносказательное изображение понятия или явления при помощи конкретного образа.
Эзопов язык – речь, которая изобилует иносказаниями, недомолвками и другими приемами для скрытия прямого смысла.
Басни ценны и актуальны и в наше время, потому что они воспитывают нас, не только детей, но и взрослых.
Мораль басни – краткое заключение, где разъясняется основная поучительная мысль.
Например, басня «Свинья под дубом». Свинья не поняла, в чем ее упрекают, потому что не видит дальше своего рыла. Она не видит связи между дубом, его корнями и его плодами; пользуется только готовой пищей, которая валяется у нее под ногами.
Свинья – невежда, это образ малообразованного человека, неуча. Она вызывает отвращение и возмущение. Она не только глупа, не отесана, она – воплощение воинствующего, наглого невежды. Автор использует грубую, просторечную лексику: до отвала, продравши, рыло, жирею.
Басня «Осел и мужик». Глупые поступки совершали все герои басни: Мужик, потому что нанял Осла стеречь огород, а еще потому, что наказал Осла за свою же недальновидность; Осел в своем рвении потоптал весь огород; те, кто кричал: «Скотине поделом!», потому что они не поняли глупости Мужика.
Осел - аллегория глупости.
Мораль басни: не связывайся с глупцами, не поручай им ответственных дел.
Строка «Осел был самых честных правил» означает, что он, хоть и был глуп, но не воровал, не брал чужого. Другое дело по своей глупости Осел уничтожил весь хозяйский урожай.
2. Попробуем сопоставить басни Эзопа, Жана де Лафонтена и И.А.Крылова «Лисица и виноград» по следующему плану:
1) Тема басни.
2) Герои басни.
3) События и действия героев.
4) Цель басни.
5) Мораль.
6) Художественные особенности (изобразительно-выразительные средства).
Эзоп: Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!».
Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.
Жан де Лафонтен:
Лис - гасконец, а может быть, лис-нормандец
(разное говорят),
Умирал с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен-
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?
И.А.Крылов:
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко;
Отколь и как она к ним не зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд – то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тот час оскомину набьешь.
Что общего между баснями:
• Общая тема и общий герой;
• Басня кратко изображает событие, которое имеет поучительный смысл, а поступки животных напоминают поступки людей;
• В басне высмеиваются людские пороки;
• Басня имеет мораль, поучение.
Что различного в баснях:
Басня Эзопа (6 век до н.э.) написана в виде небольшого рассказа, притчи. Она содержит мораль.
Басня Жана де Лафонтена (17 век) более развернута: действие переносится во Францию (Лис-гасконец, Лис – нормандец); желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду; виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса. Ж. де Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда: «Пусть им кормится всякий сброд». Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня И.А.Крылова (19 век) еще более развернута. Она напоминает русскую сказку. В ней действует «кума Лиса» и автор употребляет простонародные и устаревшие слова: кумушка, яхонты, отколь, око, неймет, попусту. Действия Лисы описаны подробно. Прямой морали нет, но она содержится в русской пословице «Хоть видит око, да зуб неймет», которую И.А.Крылов иллюстрирует своей басней.
Облик басни Эзопа «Лисица и виноград» практически не изменился. Название сохранилось без изменения.
В 21 веке появилось много баснописце: Сергей Владимирович Михалков, Владимир Шебзухов, Владимир Иванович Холменко. Это говорит о том, что жанр басен остается актуальным, т.к. и недостатки человеческие еще более развиваются.
В заключение хочу сказать, что басни актуальны и долго живут, потому что они точны и просты для восприятия. Многие строки басен вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Важен в баснях и воспитательный момент. Нравоучения помогут нам стать лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Басни. И. А Крылов: "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».
Урок литературы в 5 классе по программе Г.И. Беленького.Тема урока: «Басни. И. А Крылов. "Звери мои за меня говорят". Басня "Волк на псарне"».Цели: познакомить с биографией И. Крылова,...
И.А.Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Свинья под дубом».
-знакомство с биографией И.Крылова;-знакомство с жанровыми признаками на примере басни «Свинья под дубом»...
Знакомство с жанром басни. Мораль в басне. И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Урок литературного чтения для учащихся 3 класса, обучающихся по системе Л.В.Занкова. Урок может использовать учитель, работающий и по другим системам обучения....
Мы очень любим и чтим память погибших ,немногих живых ветеранов. Тем, кто остался в живых, желаем долгих-долгих лет жизни, крепкого здоровьяТех,кто остался на полях боёв-вечная память!. Спасибо Вам за наше мирное время!
Наткнулась на фамилию одного человека.Не могу утверждать точно,но внутри что то ёкнуло,все совпадает с моим дедушкой ,которого я совершенно не знала,т.к. только родилась,но некоторые все же данн...
Долг. Человек долга
помочь осознать социальное и личностное значения понятия "долг"...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция).
Методическая разработка урока литературы в 6 классе на тему «Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг (уровневая дифференцифция)....
Урок-киносценарий по повести Мустая Карима «Долгое-долгое детство»
В нетрадиционном уроке в течении одного урока совместно с учениками набросать сценарий фильма к повести «Долгое-долгое детство» М.Карима (выявить идею, построить комп...