«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
План-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba_vasi_valeka_i_marusi_po_povesti_v.g._korolenko_v_durnom_obshchestve.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект урока литературы в 6 классе
Тема: «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Разработал: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Фащевка Трунова Н.Н.
Раздел – «Русская литература XX века».
Тип урока – урок формирования и закрепления знаний.
Вид урока – урок - диалог
Цель: - выявить проблематику художественного произведения.
Задачи урока:
- показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным качествам: честности, доброте, отзывчивости, милосердию;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать нравственные качества;
- научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;
- прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову;
- раскрыть роль дружбы в жизни героев;
- развивать монологическое высказывание;
- показать проблему взаимоотношений детей.
Опережающее задание:
Дома подготовить иллюстрации к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе», подобрать пословицы о дружбе.
Оборудование: выставка рисунков, подборка пословиц, компьютерная презентация Power Point.
ТСО: проектор, экран.
В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу все равно,
что лишить мир солнечного света.
Цицерон
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке литературы. А для того, чтобы наше настроение было еще лучше, давайте подарим друг другу самое прекрасное – улыбку. Ведь именно улыбка помогает нам преодолеть все трудности, и я думаю, что улыбка поможет нам сегодня на уроке.
II. Объявление темы и цели урока.
Сегодня мы продолжаем говорить о повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».
Тема нашего урока – «Дружба Васи, Валека и Маруси» (слайд 1).
III. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
( Дети защищают рисунки к повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»,
читают подобранные ими пословицы о дружбе).
IV. Изучение нового материала.
1. Слово учителя: Мы часто задаем себе вопросы:
-Зачем мы читаем?
-Что дает нам чтение?
- Чему может научить нас книга?
Читая художественное произведение, мы стараемся понять то главное, что хотел донести до нас автор. Писатели пытаются пробудить в наших душах добрые и искренние чувства, бережное отношение к окружающим.
Каков мир, в котором ты живешь? Нам всегда жалко маленького котенка, который, сжавшись в комочек, сидит под дождем. Мы готовы прийти на помощь маленькому птенчику, выпавшему из гнезда. А всегда ли мы готовы прийти на помощь людям, которые вынуждены жить на улице, просить милостыню, нуждаются в нашем милосердии, сострадании.
(звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Ребята под звуки песни на импровизированном маршруте прокладывают тропинку милосердия).
Слово учителя: В.Г. Короленко сумел проникнуть в тайны человеческой души, посочувствовать им, разделить с ними радость, горе, одиночество. А самое главное, он дал нам понять, что такое дружба.
- Как вы считаете, какова основная тема повести «В дурном обществе»?
- А как вы понимаете слово дружба? Что это такое?
- Эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона:
«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 2).
О дружбе мы и поведем сегодня разговор.
К данной теме обращались не только писатели, но и поэты. Какие вы знаете стихотворения о дружбе?
(Дети читают стихотворения).
Дружба — это тёплый ветер, | Никогда не меняйте друзей. Никогда не теряйте друзей, И не стоит друзей обижать — Нужно дружбу беречь всегда. | А разве друга надо звать, |
2. Работа со словарем
Обращаясь к словарю Сергея Ивановича Ожегова, давайте прочитаем, что же такое дружба? (слайд 3). (Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности отношений).
- Какие ассоциации вызывает у вас слово дружба? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд.
Каждый даст определение слову дружба (ответы детей). Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это…(слайд 4).
3. Эвристическая беседа: Ребята, мы с вами говорим о сострадании, милосердии, помощи, любви, скажите, почему Короленко обращается к теме обездоленных детей?
Ответы детей:
-На примере повести он показал, чтобы голод, безвыходность, одиночество исчезло из жизни детей.
-Он хотел, чтобы мы глазами Васи увидели страшный мир обездоленных детей.
-Чтобы мы, встретив таких детей на улице, протянули им руку помощи, были к ним милосердны.
4. Слово учителя: Ребята, подумайте, что бы вы им хотели пожелать?
(Ответы детей)
5. Исследовательская работа с текстом.
Слово учителя:
- Когда произошло первое знакомство Васи и Валека? Почему это знакомство так увлекло Васю?
6. Обращение к определению портрета.
Портрет — изображение внешности героя (черт лица, фигуры, мимики, жестов, одежды), одно из художественных средств его характеристики, описания.
- Какая деталь в портретной характеристике Валека больше всего поразила Васю?
«…худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязную рубашонку, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Темные курчавые волосы лохматились над черными задумчивыми глазами»
(ребята из учебника зачитывают портретную характеристику)
- Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?
«Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
- Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?
«…была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту».
- О чем заставило задуматься героя невольное сравнение Маруси с сестрой Соней?
(Вася впервые задумался о жестокой несправедливости царивших в жизни законов, обрекавших на гибель невинных и беззащитных детей).
- Чем эти дети отличаются от детей из той жизни, в которой живет Вася?
- Какое впечатление произвела на вас крепость?
Старая часовня «стояла, грустно понУрясь, среди поросших травою могил, скромных крестов, полуразвалившихся каменных гробниц».
«Внутренность высокого, узкого здания была лишена всяких украшений». «Старые, ободранные стены». «Углы были затканы паутиной».
«Предметы, еле выделявшиеся на полу странными очертаниями».
(ребята зачитывают описание крепости)
- Почему у Валека и Маруси не было настоящих друзей?
(Их называют «дурным обществом»)
- Какие чувства вызывают у вас такое понятие «серый камень»?
(дети называют: жестокость, голод, страх, ужас, черствость, равнодушие, несправедливость)
Вывод: Серый камень является символом жестокости и несправедливости законов общества)
-Что переживает Вася, узнав, что его друзья нищие, воруют, чтобы прожить?
- Что Вася смог своей дружбой дать детям подземелья?
(Герой обрел новую семью. Маруся заменила Васе сестру, с которой ему не разрешали играть. Он чувствовал себя старшим братом и как мог заботился о детях.)
- Что дала дружба с Васей Валеку и Марусе?
(Валек и Маруся перестали чувствовать себя отверженными: Вася дарил им лакомства, которые они редко видели, затевал веселые игры, рассказывал Марусе сказки. Для Валека Вася был единственным товарищем, с которым можно поговорить, поиграть. Он очень дорожил дружбой с Васей).
Вывод: Если бы люди жили по законам человеческого сердца, поступали, как велит им совесть, то не было бы серых камней.
V. Обобщение и систематизация
Учитель: Мы сегодня с вами много говорили о добре, о дружбе, о милосердии, и я думаю, что мы еще на шаг приблизились к тому, что хотел довести до наших сердец писатель, помог увидеть мир глазами детей, лишенных ласки, любви, помощи взрослого человека.
И в заключении я хочу спросить у вас: «Вы до сих пор считаете Валека и Марусю «дурным обществом»?
Ученик: Нет. Вася живет по законам своего сердца и откликается на сердечное участие, тепло и внимание того, кого называют «дурным обществом»
VI. Подведение итогов
1. Рефлексия:
Учитель: Ребята, запишите в своих тетрадях ответ на вопрос:
«Самое главное, что я сегодня понял на уроке»?
(звучит песня «Дружба», дети исполнят куплет и припев)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий верный друг.
(под звуки этой же песни дети читают стихотворения)
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек!
VII. Домашнее задание.
Прочитать главы VI, VII, VIII.
Дифференцированные задания.
Подготовить пересказ на тему: "Последняя осень Маруси”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"
Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...
Урок в 5 кл. Роль дружбы в жизни Васи и других героев повести (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
На уроке мы рассуждаем о роли дружбы в жизни Васи, Валека, Маруси. Мы обобщаем, систематизируем знания о главном герое повести В.Г. Короленко, обучаем частичному анализу художественного про...
«Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе»)
Конспект урока по литературе в 6 классе на тему «Дружба Васи, Валека и Маруси» (по произведению В. Г. Короленко «В дурном обществе») с использованием технологии развития критического мышления чер...
Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Технологическая карта урока литературы по теме: "Подготовка к сочинению « Сравнительная характеристика Маруси и Сони» (По повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»...
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"...
Презентация и технологическая карта урока литературы «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Технологическая карта урокаКласс: 5 Предмет: ЛитератураТема урока: «Путь Васи к правде и добру» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе...
Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...