План урока "Пушкин Ахматовой и Цветаевой"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Материалы урока литературы в 11 классе "Пушкин в творчестве А.Ахматовой и М.Цветаевой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_literatury_v_11_klasse_pushkin_ahmatovoy_i_tsvetaevoy.docx | 29.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 11 классе.
Пушкинская тема в творчестве Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.
Анна Ахматова
Пушкин
Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил онправо,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
7 марта 1943
Ташкент
Анна Ахматова и Александр Сергеевич Пушкин.
- Для сравнения мы послушаем и прочитаем два стихотворения Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям»
Каким увидела юного поэта Анна Ахматова?
Перед нами образ поэта двояко представлен: мы видим Пушкина живым : «здесь лежала его треуголка» и одновременно он – великий, наш гений, наша гордость: «и столетие мы лелеем…».
Какие слова раскрывают отношение поэтессы к нему?
Давайте немного пофантазируем, нарисуем воображаемую встречу Ахматовой и Пушкина в Царскосельском парке. Каким вы представляете себе разговор двух поэтов?
2. Выразительное чтения стихотворения поэтессы, по-своему переосмыслившей пушкинские сюжеты, — «Царскосельская статуя». Сравним его со стихотворением Пушкина «Урну с водой уронив…».
Стихотворение Ахматовой помещено в сборнике « Белая стая» (1917). Пушкин свое написал в Болдинскую осень.
О чем эти стихотворения? Чертим три окружности - методика «Вижу. Слышу. Чувствую».
Вся лирика 1830 года - попытка прощания с прошлым и ощущения неотторжимости его. «Прощальной рукой» Пушкин пишет о дорогих для него людях и событиях. Каждая строка пушкинского стихотворения – звено сюжет.
Первая - о том, что предшествовала видимому: «Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила». Мы не знаем, что было причиной неловкого жеста: беспечность или, напротив, завороженность чем-то, задумчивость. Лаконичность Пушкина не допускает здесь мотивировки события, драматизм которого подчеркнут столкновением хрупкости и твердости (урна - утес). Фонетическая близость глагола и существительного (Урну- уронив) будто подчеркивает роковую предопределенность происшествия. Ведь Пушкин мог выбрать другое название сосуда (ваза, кувшин и т.д.).
Вторая строка прямо называет чувство, которое владеет девой сейчас: «Дева печально сидит, праздный держа черепок». Эпитет праздный подчеркивает ненужность обломка, названного тепло черепок. И в жесте, проявленном словом держа, скользят растерянность, недоумение… (Тоже «прощальная рука».) Жест не комментируется, что дает читателю пространство для воображения.
В третьей строке происходит неожиданный, неоправданный обыденный логикой поворот сюжетов: «Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой». Чей это возглас? В позе девы нет этой радости «чудо». Восторженное удивление принадлежит не деве, а поэту. Неиссякаемый источник и неистребимое чувство для Пушкина- чудо. Чувства человека вечны, как стихи природы. И об этом приговоре будущего последняя строка: «Дева, под вечной струей вечно печальна сидит».
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
Анализ стихотворения Ахматовой.
Стихотворение Ахматовой написано в 1916 году, через сто лет после того, как Пушкин смотрел на царскосельскую статую в садах Лицея. Посвящено стихотворение Николаю Владимировичу Недоброво, который возводил свою родословную к Пушкину и в общении с которым имя Пушкина воскресало постоянно. Впрочем, оно было неотступно для Ахматовой с детства и юности. Но постепенно «еле слышимый шелест шагов» превращается для Ахматовой в неотступный голос постоянного спутника, и она напряженно разгадывает тайну Пушкина и сверяет с ним жизнь и стих.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродит по тем же тропам «таинственных долин» царскосельских парков, где «весной, при кликах лебединых» «являться муза стала» Пушкину. Но не весна, а осень или зима наполняет поэтические пейзажи Ахматовой. Пушкинский мир надежды и гармонии сменился трагическим светом Ахматовой.
В одну из прогулок с Недоброво у Ахматовой родилось стихотворение «Царскоселькая статуя».
Пленительная грация слетающих на пруд кленовых листьев очень печальна. Слетаются на лебединый пруд не лебеди – листы. Осень – рана, хоть мужественно сдерживается страдание. Статуя, как и у Пушкина кажется чудом. Эта «девушка воспетая» «ослепительно стройна», хотя все склоняется, слетает. Замирание жизни для нее не конец, ей открыты пути. В ней - воскресение духа самого Пушкина. «И с каждой осенью я расцветаю вновь… » Поэт любит «пышное природы увядание», как жизнь не умолкающую и на пороге смерти. И замирание природы рождает в человеке обратное движение: «Желания кипят - я снова счастлив, молод». «Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». Человек преодолевает природу и творит свой мир: «Я забываю мир – и в сладкой тишине // Я сладко усыплен моим воображеньем». Это не слияние с природой, а противопоставление ей. Этим даром Пушкина наделена в стихотворения Ахматовой «девушка, воспетая» поэтом.
У Пушкина «Осень»: «Унылая пора! Очей очарование»; «красою тихою, блистающий смиренно», и т.д. У Ахматовой «лучи скудеющего света» играют на плечах статуи. Почти не совместимы эпитет и действие. Как и в следующей строфе: «…ей весело грустить // Такой нарядно обнаженной».
Если у Пушкина разноречивость жизни рождает одушевление, то у Ахматовой «смутный страх».
Я чувствовала смутный страх
Перед этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной.
Сам Пушкин подарил бессмертие этой красавице:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Ахматова с женской пристрастностью вглядывается в знаменитое изваяние, пленившее когда-то поэта, и пытается доказать, что вечная грусть красавицы с обнаженными плечами давно прошла. Вот уже около столетия она втайне радуется своей завидной и безмерно счастливой женской судьбе, дарованной ей пушкинским словом и именем… Можно сказать, что Анна Ахматова пытается оспорить и сам пушкинский стих. Ведь ее собственное стихотворение озаглавлено так же, как и у Пушкина, - «Царскосельская статуя»
Это небольшое ахматовское стихотворение критики относят к одному из лучших в поэтической пушкиниане. Потому что Ахматова обратилась к нему так, как только она одна и могла обратиться, - как влюбленная женщина. Надо сказать, что эту любовь она пронесла через всю свою жизнь.
Теперь рассмотрим, что общего у Ахматовой с Пушкиным. Чертим две пересекающиеся окружности (Диаграмма Венна.)
II. читаем стихотворение Цветаевой. Каков ее Пушкин?
Когда Марина Цветаева писала об А. С. Пушкине, она твёрдой рукой стирала с него «хрестоматийный глянец». По-настоящему, в полный голос, Марина Цветаева сказала о своем А. С. Пушкине в замечательном стихотворном цикле, который был опубликован в эмигрантском парижском журнале «Современные записки» в юбилейном «пушкинском» 1937 году. Стихи, составившие этот цикл, были написаны в 1931 году, но в связи с юбилеем, как видно, дописывались - об этом свидетельствуют строчки:
К Пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесём...
Нельзя не учитывать особых обстоятельств, при которых были написаны «Стихи к Пушкину» - атмосферы юбилея, устроенного А. С. Пушкину белой эмиграцией. Именно белоэмигрантская литература с большим рвением стремилась к тому, чтобы превратить А. С. Пушкина в икону, трактовала его как «идеального поэта» в духе понятий, против которых так яростно восстала в своих стихах Марина Цветаева: А. С. Пушкин - монумент, мавзолей, гувернёр, лексикон, мера, грань, золотая середина.
Цикл Цветаевой «Стихи к А. С. Пушкину» наполнен явными и скрытыми реминисценциями из самых различных литературных произведений - и из текстов XIX века, и из текстов современников Цветаевой.
Отношение Марины Цветаевой к Пушкину совершенно особое - абсолютно свободное. Отношение к собрату по перу, единомышленнику. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского ремесла - каждая его скобка, каждая описка; она знает цену каждой его остроты, каждого произнесённого или записанного слова.
Самым важным и дорогим Цветаева считала пушкинскую безмерность ("безмерность моих слов - только слабая тень безмерности моих чувств"). (4)
В лирике А.С.Пушкина Марина Цветаева находит отражение своих мыслей о бунтарской личности, о свободе творчества. Пушкинские традиции отразились ярче всего в юношеской лирике М.Цветаевой.
Пушкин — вечный спутник русской литературы. На протяжении почти двух столетий он был советчиком, другом, современником для многих русских поэтов от Тютчева до Вознесенского. И для Марины Цветаевой Пушкин был первой и неизменной поэтической любовью. Она говорила о Пушкине и в стихах, и в прозе.
Цветаева любила живого, а не «хрестоматийного» Пушкина. В своих ранних полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» она говорит о своем романтическом родстве с поэтом — веселым «курчавым магом», который вполне мог бы быть спутником ее счастливых коктебельских лет. Она отстаивает «своего» Пушкина, свое право на понимание поэта. Цветаева ревниво охраняет его — даже от его реальной, сложной и противоречивой судьбы. В 1916 году появляется стихотворение «Счастье или грусть...», где Натали Гончарова, холодная красавица, небрежно теребит в прелестных ручках сердце гения и не слышит «стиха литого».
Но по-настоящему, в полный голос, Цветаева сказала о поэте в замечательном стихотворном цикле «Стихи к Пушкину», опубликованном в юбилейном 1937 году. Они разрушают саму атмосферу и обстановку юбилея, попытки превратить образ гения в икону. Ее Пушкин — бешеный бунтарь, выходящий из мер и границ:
Уши лопнули от вопля:
«Перед Пушкиным во фрунт!»
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский? уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкинъянца?
(«Бич жандармов, Бог студентов...»)
Критики часто упрекали Цветаеву в излишней усложненности стиха, ставя в пример классическую, в том числе и пушкинскую, поэзию. Но она считала, что великий новатор Пушкин — ее союзник в деле обновления поэтического языка:
Пушкиным — не бейте!
Ибо бью вас — им!
(«Станок»)
Сравните ахматовского и цветаевского Пушкина: круги.
Что общего? В чем различие в отношении к Пушкину той и другой?
В конце урока: синквейн «Мой Пушкин»
- Ключевое слово
- 2 – 2 прилагат.
- 3- 3 глагола
- 4 – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение
- 5 – резюме: существительное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий учебного межпредметного метапредметного занятия - размышления (на основе анализа стихотворений А.А.Ахматовой «Родная земля» и М.И. Цветаевой «Тоска по Родине…»)
Метапредметное занятие - размышление создаёт условия для осознания нравственной ответственнности личности за то, какой образ Родины создаёт каждое поколение на основе аналитического размышления ...
Презентация "А.Ахматова. М. Цветаева"
Данный материал - попытка сравнить два поэтических мира Анны Ахматовой и Марины Цветаевой...
Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"
Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...
Урок литературы "Тема любви в творчестве А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой"
Поэты не рождаются случайно,Они летят на землю с высоты,Их жизнь окружена глубокой тайной,Хотя они открыты и просты... Давайте попробуем остановить время и повернуть его вспять... Хотя бы сегодня...
Стихи, рожденные войной (По творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой")
Урок по литературе в 8 классе с неродным русским языком обучения...
Ахматова и Цветаева: сопоставление художественных миров
В статье раскрывается возможность постижения художественных миров поэтов через сопоставление художественных текстов разных авторов...