Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Тест по рассказу А. Платонова «Никита»
Урок литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_5_kl.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
г. Новошахтинск
2012г.
Урок литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита».
Предкоммуникативный этап урока.
Цели:
1) Обучающие:
а) познакомить с личностью А.П. Платонова и творчеством писателя
б) продолжить работу над литературными понятиями
2) Развивающие:
а) развитие компетенций учащихся, связанных с образным мышлением
б) развитие навыков комментированного чтения
3) Воспитывающие:
а) воспитывать доброту и любовь к ближнему.
Задачи: 1) Развивать познавательный интерес к творчеству писателя
2) Освоить понятие заглавный герой
3) Научить кратко излагать свои мысли в устной форме.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный
эврестический
Приемы: повторение вопросов теории литературы, слово учителя, комментирование текста, постановка вопросов и ответы на них, толкование слов.
Формы обучения: общеклассная
Групповая
Оборудование урока: портрет А.П. Платонова, издания сказок писателя, рассказов для детей, презентация.
План урока: 1) Слово о А. Платонове (сообщение учащегося) – 5 мин.
2) Чтение учителем текста рассказа -15 мин.
3) Подробный разбор прочитанного учителем текста. Ответы на вопросы. Обучение комментированию эпизода – 20 мин.
4) Итоговая беседа. Тест – 5мин.
Ход урока.
- Рассказ о А. Платонове.
Сообщение учащихся по вступительной статье учебника с.66-69 и дополнительному материалу, предложенному учителем.
Слово учителя о сказках А. Платонова (познавательные УУД).
А какие сказки вы знаете? Читали произведения А. Платонова ?
( «Две крошки», «Финист – Ясный Сокол», «Волшебное кольцо», литературное переложение башкирских народных сказок).
Помимо сказок А. Платонов писал еще и рассказы.
- Выразительное чтение рассказа учителем
Подробный разбор прочитанного учителем текста.
После чтения обязательно расспросим детей о том впечатлении, которое произвел на них рассказ.
Коммуникативный этап урока.
Вопросы для вступительной беседы к рассказу:
— Какие чувства у вас вызвал рассказ?
— Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? (регулятивные УУД – саморегуляция)
1.Почему рассказ называется «Никита»? Кто является главным героем рассказа? ( Рассказ назван по имени главного героя).
Герой, чьим именем названо произведение, называется заглавным героем (записывают определение в тетрадь).
2.О каком времени говорится в рассказе? (Военное время, окончание ВОВ.)
3.Каким был Никита, когда отец ушел на войну? ( «Грудничком еще был»)
4.А теперь ему сколько лет? ( «Пять лет от роду»)
5.Значение каких слов в тексте вам было непонятно?
( горница, сени, плетень, трудодень, век вековать). (Приложение 1)
Обсуждение значения этих слов ( после обсуждения на экране появляются слова с правильным лексическим значением).
Поможем детям выделить три основные части рассказа:
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов: «...и его облако закроет».)
2. Никита «живет» один. (От слов: «Оставшись один...» — до слов: «...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору».)
3. Возвращение отца. (От слов: «Дома Никита увидел мать» — до конца рассказа.)
Вопросы для работы по частям текста:
- Почему Никита оставался один?
- Чему научила мальчика мама?
- Почему мальчик пошел во двор?
- Как мальчик воспринимал старую бочку?
- Почему он представлял себе существо, живущее в бочке, злым?
- Как вспоминал Никита о дедушке?
- Почему его напугал колодец?
- Что еще придумал Никита, общаясь с внешним миром?
- Как фантазия мальчика представила ему баню и чужого петуха?
- Почему все силы вокруг него представлялись Никите враждебными?
- Почему Никита решил идти к маме?
- Какие слова произнес отец при встрече с сыном?
- Почему, по мнению Никиты, замолчали все злые голоса?
- Как изменилось отношение Никиты к миру?
15.Понял ли отец фантазии мальчика?
- Обучение комментированному чтению
Для этого сложного вида работы возьмем эпизод встречи с отцом (с.75)
- Выразительное чтение эпизода.
- Выделение идейных центров эпизода:
- Мать и старый солдат
- Никита на руках отца
- Разговор Никиты с отцом
- Никита и внешний мир
3. Комментирование идейных центров
- Как мать отнеслась к возвращению мужа? О чем это говорит? (Ученики скажут, что она плакала, не отводила глаз, значит ей было тяжело, она любила его и ждала возвращения).
- Что почувствовал Никита на руках отца? ( Запах, идущий от отца, умиротворил Никиту, успокоил, что говорит о глубокой внутренней связи отца и сына).
- Какой вопрос задал Никита и почему? (Мальчик привык быть один, ему трудно было поверить в свое счастье).
- Какую фразу в ответе отца и почему выделил Никита? (Он выделил фразу: «Теперь уж век буду с тобой вековать…». Теперь он поверил, что отец больше не уйдет).
- Какую роль играет эта сцена в рассказе? (Возвращение отца совершенно изменило жизнь Никиты: мир перестал казаться враждебным, мальчик обрел покой. Сцена рассказывает о роли мужского начала в жизни ребенка, об изменении мировоззрения мальчика: от созерцательности к активному действию).
- Как вы понимаете концовку рассказа?
(ответ на вопрос учебника на с.77).
Посткоммуникативный этап урока
- Итоговая беседа.
Сегодня мы подробно познакомились с рассказом А. Платонова «Никита». Давайте посмотрим, все ли у нас получилось (беседа, обсуждение целей, задач).
Предлагается тест (Приложение 2) по знанию содержания рассказа (выполнение учащимися заданий теста)
Взаимопроверка выполненных тестов.
Домашнее задание (дифференцированное):
- Для всего класса:
нарисовать рисунок - иллюстрацию понравившегося эпизода и уметь объяснить устно или письменно свой выбор.
- Индивидуальное задание:
привести примеры фантастики в фольклорных, мифологических произведениях и произведениях писателей.
Приложение 1
Из толкового словаря С.И. Ожегова
Горница – чистая половина крестьянской избы
Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах: помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Плетень – изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
Трудодень – единица учета труда колхозников.
Век вековать – (устар.) проводить всю жизнь.
Приложение 2
Тест по рассказу А. Платонова «Никита»
Вариант №1.
А1. По мнению Никиты в колодце жил:
а) черт
б) домовой
в) кикимора
г) великан
В1. Что хотел узнать Никита, оставшись один дома?
____________________________________________________________
В2. Где теперь жил дедушка по мнению Никиты?
____________________________________________________________
Тест по рассказу А. Платонова «Никита»
Вариант №2.
А1. Сколько лет было Никите?
а) 3
б) 5
в) 6
г) 4
В1. Кем стала бабушка?
____________________________________________________________
В2. Что сказал Никита всем, кто жил во дворе, когда наутро, после возвращения отца, он вышел во двор?
Ответы
Вариант №1.
А1. г) великан
В1. – то, чего он не знал
В2. - на солнце
Вариант №2.
А1. б) 5
В1. – банькой
В2. – к нам отец пришел. Он век будет с нами вековать.
Литература:
- Меркин Г.С. Литература 5. –М.: Русское слово, 2006г.
- Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. Программа 5-11 класс;
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Планирование и материалы к учебнику 5 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности
В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....
Развитие универсальных учебных действий на уроках литературы
На примере работы с рассказом В.П.Астафьева "Васюткино озеро" показан процесс формирования УУД....
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования
Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....
Презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина".
УУД на уроке литературы....
Стратегии смыслового чтения и формирование универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предме...
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе
Формирование личностных УУД на уроках литературы в 5 классе при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....
Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"
Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...