Развитие универсальных учебных действий на уроках литературы
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
На примере работы с рассказом В.П.Астафьева "Васюткино озеро" показан процесс формирования УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_universalnyh_uchebnyh_deystviy_na_urokah_literatury.ppt1_.ppt | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
"Мета " -(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
«Васюткино озеро» Математика ОБЖ Экология География Биология Русский язык
1. Познакомьтесь с 3 текстами. 2. Сравните тексты. Найдите общие и отличительные черты. 3. В.П.Астафьев написал книгу «Затеси», в которую вошли короткие рассказы, миниатюры, зарисовки. Поразмышляйте над названием данного сборника. Подберите контекстуальные синонимы к слову «затеси».
Морфологические и синтаксические свойства падеж ед. ч.мн. ч. Им. за́тесьза́теси Р. за́тесиза́тесей Д. за́тесиза́тесям В. за́тесьза́теси Тв. за́тесьюза́тесями Пр. за́тесиза́тесях за́-тесь Существительное , неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. Зализняка ). Приставка: за- ; корень: -тес- . МФА : ед. ч. [], мн. ч. [] рег. то же, что затёс ; стёс , сделанный на дереве топором или другим острым предметом ◆ Затесь была старая, совсем посеревшая. Стал парень прослеживать затесь и увидел, что она показывает чей-то путь, идя в одном направлении, правильно и на близком расстоянии друг от друга. // «Живая старина», 1908 затёс , затёска (прост.), зарубка
Затесь — сама по себе вещь древняя и всем ведомая — это стёс, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Делали его первопроходцы и таежники для того, чтобы белеющая на стволе дерева мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце ее возникало зимовье, заимка, затем село и город. В разных концах России название мет варьируется: «зарубы», «затесины», «затески», «затесы», по-сибирски — «затеси». В обжитых и еще не тронутых наших лесах метами подобного рода пользуются и теперь лесоустроители, охотники, геологи и просто шатучие люди, искатели приключений, угрюмые браконьеры и резвящиеся дикие туристы.
«… всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут…»
4. Подберите материал по теме: «Тайга» и « Енисей », используя научную, публицистическую и художественную литературу. 5. Создайте собственные тексты.
тайга 1) Полоса диких, труднопроходимых хвойных лесов умеренного пояса, преимущественно состоящих из ели, пихты , лиственницы (иногда с примесью немногочисленных лиственных пород), занимающая громадное пространство на севере Европы, Азии и Северной Америки. 2) разг. Любой непроходимый лес. Тайга́ — биом , характеризующийся преобладанием хвойных лесов ( бореальных видов ели , пихты , лиственницы , сосны , в том числе кедровой ). Впервые подробный анализ понятия «тайга» дал П. Н. Крылов (1898), который определил тайгу как темнохвойный бореальный сомкнутый лес и противопоставил её сосновому бору, лиственничным, сосновым и мелколиственным лесам [1] . Тайга располагается в северной субарктической влажной географической зоне. Хвойные деревья составляют основу растительной жизни. Для этой зоны также характерны болота , которые покрывают материковую часть Канады и северную Сибирь . Тайга — самая большая по площади ландшафтная зона России . Её ширина в Европейской части достигает 800 километров, а в Западной и Восточной Сибири — 2150 километров. Таёжные зоны России стали формироваться ещё до наступления ледников . "Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!" Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным тёмным морем. Небо не обрывалось сразу, как это бывает в горах, а тянулось далеко-далеко, всё ближе прижимаясь к вершинам леса
Енисе́й ( эвенк. Ионесcи «большая вода», хак. Ким , тув. Улуг-Хем «великая река», кет. Хук , селькуп. Пӱӱл Тяас-қолд , нен. Енся’ ям’ ) — река в Сибири , одна из величайших рек мира и России . Впадает в Карское море Северного Ледовитого океана. Название происходит от эвенкийского «Ионесcи» — большая вода [1] . Сибиряки нередко называют реку эпитетом Енисей- батюшка
Сибирь Река Енисей – то туман, то дожди, И лес – то седой, то рыжий… Река Енисей, ты ко мне приходи, Закрою глаза – увижу. Вот это навек, так сказать навсегда Зеленой сосной по сердцу, Как пахнет река, как стучат в неводах Луны золотые серпы. И вроде бы я видел страны в красе, Скитаясь всю жизнь по свету, Но в сны мне стучит та река Енисей, Красивей которой нету. Река Енисей – то туман, то дожди, И лес – то седой, то рыжий… Река Енисей, ты ко мне приходи, Закрою глаза – увижу. 1969 Ю.Визбор
«Тонкие» и «толстые» вопросы Бортовой журнал Кластер «Природа и Человек» Синквейн Карта «Путешествие Васютки» Словарь профессиональной лексики Словарь «Растительный и животный мир тайги» Паматка-инструкция «Как вести себя, если…»
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
Как вы думаете, почему? Напоминает ли это произведение стихотворение? Ответ обоснуйте. Какие изобразительно-выразитель- ные средства использует автор? Какие ассоциации возникают, когда вы читаете « Мелодию»? Расскажите о них или нарисуйте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка
В данной статье рассматриваются виды универсальных учебных действий и способы их формирования и развития на уроке английского языка...
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности
В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования
Данный материал представлен в виде доклада с презентацией, который знакомит педагогов с основными приемами работы на уроке, способствующими формированию УУД у школьников....
Итоговая работа на курсах повышения квалификации по теме "Пути развития универсальных учебных действий на уроках физики"
Преподавание физики в условия обновления содержания образования...
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках английского языка (УМК "Английский в фокусе")
В статье описываются УУД.Приводятся примеры заданий, через которые формируютяс рзличные УУД.Есть ссылка на презентацию к статье....
Формирование универсальных учебных действий на уроке литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина.
Тест по рассказу А. Платонова «Никита» Урок литературы в 5 классе с использованием УМК Г.С.Меркина. Тема: А.П. Платонов: детство, начало литературной деятельности. Рассказ «Никита»....
Комментарии
ФГОС второго поколения
ФГОС второго поколения предполагают развитие УУД, которые способствуют формированию активной познавательной и коммуникативной компетенций учащихся.