План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рассказ В.В. Набокова «Пильграм» в аспекте русской и английской литературы
Цель урока: показать, насколько меняется произведение при переводе с одного языка на другой; продемонстрировать, удалось ли переводчику сохранить особенности композиционного рисунка, стиль автора и концепцию оригинала.
Задача: сопоставить английский и русский тексты рассказа В.В. Набокова «Пильграм», обсудить приемы создания образа главного героя, показать принцип изображения автора; совершенствовать навык работы с художественным текстом.
Оборудование: текст рассказа В.В. Набокова «Пильграм» на русском и английском языках, презентация по биографии автора, цитаты на русском языке, разрезанный на части текст рассказа на английском языке.
Ход урока
1. Слово учителя
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы видите, что на уроке присутствует еще учитель английского языка. Мы проведем урок вместе, думаю, что он вам запомнится и работать будет интересно.
-Как вы думаете, приобретает или теряет произведение при переводе с одного языка на другой? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сопоставим русский и английский варианты текста рассказа В.В. Набокова «Пильграм».
2. Презентация по биографии В.В. Набокова (слайды 1-9)
- Начало 20 века ознаменовалось сложными историческими событиями. Это было время глобальных изменений. Русская литература переживала трагедию, так как значительная часть поэтов, писателей покинуло родину. Среди них был и В.В. Набоков, впоследствии ставший ярким представителем русского Зарубежья. Так как, ребята, это имя для вас новое, предлагаю небольшой информационный материал (просмотр презентации).
3. Беседа по биографии В.В. Набокова на английском языке.
4. Выступление учащегося по индивидуальному домашнему заданию (представление рассказа В.В. Набокова «Пильграм»)
- Рассказ «Пильграм» был написан в 1930 году, впервые его напечатали в парижском журнале «Современные записки». Позже этот рассказ вошел во второй сборник «Соглядатай», выпущенный в 1938 году. Пильграм — это имя главного героя, оно созвучно со словом «пилигримм», что означает странник.
О чем этот рассказ? О человеке, который всю свою сознательную жизнь вынашивал, лелеял одну мечту- поехать в экзотическую страну и поймать там редкую бабочку. Герой небогат, у него магазин диковинных вещей. К концу жизни ему удается наконец-то накопить нужную для поездки сумму. Но перед самым отъездом он неожиданно умирает.
5. Беседа с учащимися на английском языке о смысле названия рассказа.
6. Работа с русским текстом.
- Давайте обратимся к тексту рассказа и найдем портрет главного героя.
(«грузный розовый человек с седоватыми усами, неровно подстриженными...и равнодушными, слезящимися глазами, из которых правый был открыт чуть пошире левого»; в сером костюме, с прихрамывающей походкой, неуклюжий,- неразговорчивый и угрюмый, ему 45 лет)).
- Примечателен ли герой наш?
(Нет, внешность самая заурядная).
- Каков его образ жизни?
(жил по заведенному порядку, «всю жизнь прожил на родине», иногда, летом, уезжал «в скучные окрестности Берлина»; по воскресеньям поздно вставал, гулял с женой. По субботам ходил в трактир, сидел уединенно, курил трубку, отпускал «грубые и несмешные» шутки. А в полночь уходил домой. В будние дни работал в своем магазинчике).
- А такой ли неинтересный наш герой внутренне?
7. Групповая работа (перед учащимися разрезанные и перемешанные цитаты, которые нужно отобрать в соответствии с заданием своей группы: 1 группы выбирает цитаты, имеющие отношение к реальности, а 2 группа- к мечте, внутреннему миру)
Реальность
«Квартира была маленькая, тусклая, с невеселыми окнами», «...хозяин называл его профессор»,»...вяло выкладывал на прилавок открытую картонку, после чего безучастно глядел перед собой», «Он женился, сильно рассчитывая на приданое, но тесть через неделю помер, оставив наследство из одних долгов», «...благополучно невежественный во всем, что не касалось его страсти», «...подумал, что ему скоро пятьдесят, что он должен всем соседям».
Мечта
«На самом деле этот сорокапятилетний...человек...видел необыкновенные сны», «...бабочек любил с тех пор, как существует», «Счастье заключалось в том, чтобы самому ловить редчайших бабочек далеких стран, собственными глазами видеть их полет», «...это была сгущенная возможность счастья», «Всякая страна представлялась ему...как родина той или иной бабочки», «Мир он знал совершенно по-другому», «...эти места, славные своей фауной, Пильграм видел столь же ясно, словно сам туда съездил», «Энтомолог он был превосходный, венец Ребель назвал его именем одну редкую бабочку, да и сам он кое-что открыл, описал».
- Что для героя было более важным в жизни?
(Конечно же, мечта. Она была смыслом его жизни. Мир фантазии оказался более ярким, живым и многоцветным. В нем герой чувствует себя счастливым. Он в этом мире молод, полон сил.)
- Здесь с особой силой проявляется мастерство В.В. Набокова, он использует принцип зеркальности: жизнь-мечта и реальная жизнь переплетаются удивительным образом и помогают увидеть героя объемно.
8. Дискуссия на тему «Что для вас важнее: реальность или мечта?» на английском языке.
9. Задание в формате ЕГЭ. «Истинно или ложно?» на английском языке.
10. Самостоятельная работа (расположить разрезанные части текста рассказа на английском языке в нужной последовательности).
11. Аналитическая работа по финалу рассказа (слайды 10-11)
- Обратимся к стилю писателя. Он очень самобытен. «Стилистическая ажурная проза» Набокова восхитительна. Вся ткань повествования построена на тончайшей системе образов.
Для того чтобы доказать это, давайте обратимся к финалу рассказа.
( Чтение финала рассказа сначала на русском языке, затем на английском).
- Какой образ возникает в конце рассказа?
(Образ смерти)
- Чем отличается русский вариант этого образа от английского?
(Русский вариант более конкретен, чем английский. В последнем предложении английского текста выражение «печать смерти»-это метафора).
12. Итог урока.
- Как вы ответите на вопрос, заданный в начале урока?
(Для полноты восприятия произведения важно ознакомиться с оригиналом. В целом перевод совпадает с исходным текстом. Переводчику удалось найти способы и средства передачи мыслей и чувств героя, сохранив при этом особенности стиля автора и композиционный рисунок произведения.)
Домашнее задание: написать отзыв о рассказе В.В. Набокова «Пильграм» на английском и русском языках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом Государственной думы. Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей. Биография Детство писателя
Елена Рукавишникова – мать Набокова Владимир Дмитриевич Набоков с сыном
Владимир Набоков с братьями и сёстрами
Фамильный герб Набоковых Юношеские годы В 1919 году семья эмигрировала. Из Крыма Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его о кончил.
Владимир Набоков во время работы над романом «Дар». Жизнь в Берлине После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль». Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь. В 1922 году был убит его отец, он закрыл собой видного деятеля белоэмиграции Милюкова. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.
Начало творческой карьеры В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин. Поселившись в США, Владимир Набоков перешел как писатель на английский язык.
Творчество Лирика Войдя в русскую литературу на излете Серебряного века, Набоков показал себя в стихах приверженцем классической традиции, заслужив у критиков прозвище 'поэтического старовера'. Коллекции бабочек, собранные писателем, сейчас хранятся в нескольких музеях мира.
Творчество Лирика Что нужно сердцу моему, чтоб быть счастливым? Так немного... Люблю зверей, деревья, Бога, и в полдень луч, и в полночь тьму. И на краю небытия скажу: где были огорченья? Я пел, а если плакал я - так лишь слезами восхищенья ...
Писатель о себе «Зачем я пишу? Чтобы получить удовольствие, чтобы преодолевать трудности. Я не преследую при этом никаких социальных целей, не внушаю никаких моральных уроков. Я просто люблю сочинять загадки и сопровождать их изящными решениями»,- писал В. В. Набоков о себе как о художнике
Особенности стиля В.В.Набокова 1. В конце произведения у писателя всегда трагедия, недоразумение. 2. Писатель не рассказывает о жизни и не рассуждает по поводу нее, а воссоздает ее в слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви». (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ "ВОСТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ)
План-конспект проведения интегрированного урока. Предмет: история и обществознание 8 класс. Тема урока: «Подвиг бескорыстной любви» Продолжительность урока: 40 мин.Урок:интегрированнный,по хара...
Межпредметный урок (история + литература, 2 часа) Тема: « Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
Урок в 8 классе рассчитан на 2часа.Цели урока:· учащиеся должны понять причины движения декабристов, рассмотреть основные события восстания на Сенатской...
"Межпредметный урок по литературе и истории по теме:"Человек на изломе эпохи 50 - 60 годов XlX века в творчестве Н. А. Некрасова.
Дать понять учащимся, чем взгляд художника отличается от взгляда историка путем интегрированного изучения материала на совместном уроке литературы и истории...
Мультимедийная разработка цикла уроков "Световые явления"(презентация,план-конспект, карта заданий уроков)
Источники света. Распространение света.Отражение света. Законы отражения света.Плоское зеркало.Преломление света.Планкарты заданий к темам....
План-конспект открытого комбинированного урока по физике в 9 классе. Тема урока "Динамика свободных колебаний».
Разработка комбинированного урока, по освоению новых знаний. Урок проводился в рамках школьного семинара "Современные педагогические технологии как условия формирования социальных и коммуникативн...