План-конспект урока по литературе. А.И. Солженицын "Колокольня"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Лысункина Валентина Дмитриевна

Лингвистический анализ миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня (из  цикла "Крохотки")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистический анализ текста А.И. Солженицына «Колокольня»

(из цикла «Крохотки»)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с циклом миниатюр А.И. Солженицына «Крохотки», проанализировать миниатюру «Колокольня»;

2) совершенствовать читательскую и культуроведческую компетенцию учащихся, развивать коммуникативную и речевую компетенции;

3) помочь  школьникам усвоить  национальные духовно-нравственные ценности, воспитывать бережное отношение к национальным культурным святыням.

 Задачи урока: вызвать познавательный интерес к проблеме сохранения культурного наследия страны; способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме; организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении; научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний.

Ход урока

1. Слово учителя

-О ком из русских писателей 20 века эти слова?

   Наставник, пророк, заступник, спаситель Отечества, враг народа, консерватор «омертвевших литературных традиций»,  разрушитель основ художественности,  учитель жизни…

(О Солженицыне А.И.)

 - Да, это об Александре Исаевиче Солженицыне - выдающемся русском писателе, публицисте и общественном деятеле. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы. Писатель прожил долгую, наполненную разными событиями жизнь.

-  Давайте попробуем пройтись по ее вехам (презентация биографии: слайды 2-7)

    А.И. Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.

2. Сообщение цели и задачи урока

-У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки» (слайд 8). Именно о них пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы попробуем проанализировать  одну из миниатюр этого цикла, проведем ее лингвистический анализ и ответим на вопрос, как относится писатель  к культурным ценностям (слайд 1).

3. Сообщение подготовленного учащегося (общая характеристика цикла «Крохотки»)         Само название представляет окказиальное слово (от латинского – «случайный»), «Крохотки» – это индивидуально – авторское название, такого слова в литературном языке нет. Первые «Крохотки» писались в разное время, с 1958 по 1960 год, многие созданы  под впечатлением от велосипедных поездок А.И. Солженицына по Средней России. Попытки напечатать их на Родине оказались безрезультатными, поэтому первая публикация была осуществлена за границей – в журнале «Грани» (Франкфурт, 1964, № 56). Серия «Крохоток», появившаяся в печати с 1996 по 1999 год, продолжает «Крохотки» 50- 60-х годов. Писатель признается, что, только оказавшись у себя на Родине, спустя тридцать лет, он вновь обретает способность писать их…Тематика «Крохоток» различна, в них  противопоставлены прошлое и настоящее, мир техники и мир природы, которая окружает человека

    В сборник вошли рассказы Александра Исаевича Солженицына, написанные им в разное время и при разных обстоятельствах. Объединяет их одно общее свойство, которое, на первый взгляд, и не совсем присуще  Солженицыну, а именно -  краткость.
Отсюда, видимо, и название всей серии, данное самим автором – «Крохотки». Удивительна способность Солженицына в кратком рассказе взволновать читателя, передать ему мысли и чувства, его  терзающие.

  4. Прослушивание этой  миниатюры в исполнении автора.

- Что поразило в манере чтения Солженицына?

(искренность, эмоциональность, чувствуется, что его это очень волнует)

5. Словарная работа.

- В тексте миниатюры есть слова, которые не всем, возможно, известны. Предлагаю послушать выступления  с предварительным с домашним заданием.

1) Молога(слайд 12) – город, находящийся в 32 километрах от Рыбинска. В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей необходимо было срочно переселить… Некоторые из мологжан помнят, как взрывали Богоявленский собор. Его кладка была сделана на совесть, поэтому, когда раздался взрыв, весь храм поднялся на воздух, а потом невредимым опустился на прежнее место. Пришлось «добивать» еще несколькими мощными взрывами. Некоторые коренные жители нашли здесь смерть. Заполнение продолжалось до 1947 года…На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые сёла с церквями. Долгие годы тема Мологи была запретной, зловещий заговор молчания стоял над затопленным краем. Об этом нельзя было писать. Полвека в открытой печати о Мологе не было сказано ни одного слова. Встречались земляки, стараясь не привлекать к себе внимания, почти тайно. Сейчас на месте города Мологи, плещется Рыбинское водохранилище. Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются улицы, фундаменты домов, кладбище с надгробиями.

2) Окоем (слайд13) Это - сложное существительное, образованное от слов «око» + «емкий». ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (в 1 значении). Видит око, да зуб неймет. Око за око, зуб за зуб.  В мгновение ока (во 2 значении, книжн.) — в один миг, мгновенно, сразу. «Ёмкий»- вместительный, способный много вместить чего-нибудь.

 3) Китеж (слайд 14). Существует  легенда о граде Китеже, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район, Нижегородская область) и таким образом избежавшем разорения татарами. По преданию, в тихую погоду можно услышать звон колоколов, а в глубине озера можно увидеть здания утонувшего города.

4)Атланти́да (слайд 15)- легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на дно океана в результате землетрясения и наводнения вместе со своими жителями — атлантами, произошло это 9000 лет назад.

– Что вы слышали о калязинской колокольне? (слайды10, 11)

5) Калязин  (слайд 16)– один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий монастырь, который стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы. Надо отметить, что монастырь всегда служил государству и отечеству. При монастыре была построена колокольня в 16 веке. Высота ее более 74 метров. Это была колокольня с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства Полежаевых, жителей этого города. Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и Гражданскую войну. В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязина, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили. Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня. Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. И так стоит она с 1932 года в воде. Вокруг колокольни образовался естественный островок. Туда на теплоходах возят туристов, поэтому у островка построен небольшой причал.

6. Исследовательская работа

(задание всему классу: проанализировать «Колокольню» по плану (слайд 17):

класс, предварительно разделившийся на 4 учебные группы, приступает к работе, затем группы представляют итог своих исследований текста)

  1. Тема, идея, проблематика»

(тема: изображение калязинской колокольни; идея: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси; проблема: 1) безответственное отношение власти к тому, что она призвана защитить; 2) уничтожение русских городов, русской старины).

2.  Каков предмет речи и какова авторская интерпретация?

   ( 2 группа отмечает, что авторская позиция сразу же проявляется в первом абзаце, которое представляет риторическое обращение к современникам: писатель адресует свое послание именно нам: «Кто хочет увидеть нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне, но и ко всем старинным культурным ценностям. Во втором предложении говорится о колокольне: художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…». Третье предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». В следующем предложении город сравнивается с легендарным Китежем и Атлантидой. Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века

(«… добротной кладки…»). Восьмое предложение передает личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!». В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город». По жанру «Колокольня» – это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления).

 3.  Каков образ автора – адресанта? Определите особенности авторского стиля.

   (3 группа в анализе отмечает, что это произведение построено как стихотворение в прозе: в тексте авторский свободный поток речи, она глубоко индивидуальная, это устное размышление автора об увиденном. Речь автора эмоциональна, она с элементами разговорного стиля, в ней содержится оценка событий и, как было отмечено, эта оценочность передана эпитетами. Встречаются в тексте окказиальные слова: «окоем», «затопленцы» (напоминает слово «беженцы»), «запусти», которые также выражают субъективность авторского повествования. Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце: повторы: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Именно последнее предложение наполнено верой, надеждой, что православная Русь воскреснет).

4.  Какие изобразительно – выразительные средства языка он использует для выражения авторской идеи?

( 4 группа  дополняет ответы своих одноклассников, отмечая, что этот текст – размышление, адресант – автор обращается к своим современникам, напоминая им о национальных духовных ценностях, которые имеют тысячелетнюю историю, это подчеркивается словами «всю Русь». По жанру этот текст – размышление, в очерке присутствует строгая документальность, достоверность, информативность. У Солженицына в миниатюре содержится не только рассказ о колокольне, текст наполнен авторским пафосом. Описание полузатопленной колокольни вырастает до философского обобщения: писатель ставит вопросы об исторической памяти, о национальных ценностях. Кроме философского обобщения в произведении присутствует лирическое начало, которое  подчеркнуто тропами и стилистическими фигурами).

 7. Результат деятельности: составление синквейна по теме урока (слайд 18 )

 8. Рефлексия 

В классе проходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников.

На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у них, когда они услышали текст в авторском исполнении.

 Задание на дом (слайд19): написать свой рассказ –миниатюру в стиле А.И. Солженицына

 

 



Предварительный просмотр:

Рассказ-миниатюра «Колокольня» 

    Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лингвистический анализ текста А.И. Солженицына «Колокольня» (из цикла «Крохотки»)

Слайд 2

Александр Исаевич Солженицын (11.12.1918 - 3.08.2008)

Слайд 4

Нобелевская премия

Слайд 5

Ценности А.И.Солженицына

Слайд 7

«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова Крохи -1 . То же, что крошки . В доме нет ни крохи хлеба 2. Перен. Ничтожные доли, обрывки чего-нибудь . Крохи мыслей

Слайд 8

ОКОЕМ Это сложное существительное, образованное от слов ОКО и ЕМКИЙ ОКО – зуб ЕМКИЙ - вместительный

Слайд 9

К алязинский собор до затопления

Слайд 10

Калязинская колокольня сегодня

Слайд 11

МОЛОГА

Слайд 12

Град Китеж

Слайд 13

АТЛАНТИДА

Слайд 14

Окрестности Калязина

Слайд 15

СИНКВЕЙН (происходит от французского слова «пять») Это стихотворение, состоящее из 5 строк: п ервая строка- тема, выраженная одним словом-существительным; в торая- описание темы двумя словами-признаками; т ретья- описание действия в рамках темы тремя глаголами; ч етвертая- предложение из 4 слов, выражающее отношение автора к данной теме; п ятая строка- одно слово-синоним к первому, повторяющий суть темы

Слайд 16

Домашнее задание Написать свой рассказ-миниатюру в стиле А.И. Солженицына


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"

Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....

План-конспект открытого урока по литературе

"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...

План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"

Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...