План-конспект урока по литературе. А.И. Солженицын "Колокольня"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Лингвистический анализ миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня (из цикла "Крохотки")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по рассказу А.И. Солженицына"Колокольня" | 31.29 КБ |
Текст миниатюры А.И. Солженицына "Колокольня" | 13.35 КБ |
Презентация к уроку по рассказу А.И. Солженицына "Колокольня" | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический анализ текста А.И. Солженицына «Колокольня»
(из цикла «Крохотки»)
Цели урока: 1) познакомить учащихся с циклом миниатюр А.И. Солженицына «Крохотки», проанализировать миниатюру «Колокольня»;
2) совершенствовать читательскую и культуроведческую компетенцию учащихся, развивать коммуникативную и речевую компетенции;
3) помочь школьникам усвоить национальные духовно-нравственные ценности, воспитывать бережное отношение к национальным культурным святыням.
Задачи урока: вызвать познавательный интерес к проблеме сохранения культурного наследия страны; способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме; организовать осознанное прослушивание миниатюры в авторском исполнении; научить извлекать необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста и делать выводы; обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний.
Ход урока
1. Слово учителя
-О ком из русских писателей 20 века эти слова?
Наставник, пророк, заступник, спаситель Отечества, враг народа, консерватор «омертвевших литературных традиций», разрушитель основ художественности, учитель жизни…
(О Солженицыне А.И.)
- Да, это об Александре Исаевиче Солженицыне - выдающемся русском писателе, публицисте и общественном деятеле. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы ХХ века, в период «хрущевской оттепели», затем исчезло на многие годы. Писатель прожил долгую, наполненную разными событиями жизнь.
- Давайте попробуем пройтись по ее вехам (презентация биографии: слайды 2-7)
А.И. Солженицын – один из самых популярных и влиятельных писателей нашего времени. Его творчество, жизненный путь, политические взгляды, мировоззрение являлись и являются предметом интереса и изучения не только в России, но и во всем мире. Это писатель, открывший деревенскую литературу для широкого круга читателей, это мастер «лагерной» прозы, это политик, озабоченный обустройством России.
2. Сообщение цели и задачи урока
-У Солженицына есть маленькие миниатюры, которые писатель назвал «Крохотки» (слайд 8). Именно о них пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы попробуем проанализировать одну из миниатюр этого цикла, проведем ее лингвистический анализ и ответим на вопрос, как относится писатель к культурным ценностям (слайд 1).
3. Сообщение подготовленного учащегося (общая характеристика цикла «Крохотки») Само название представляет окказиальное слово (от латинского – «случайный»), «Крохотки» – это индивидуально – авторское название, такого слова в литературном языке нет. Первые «Крохотки» писались в разное время, с 1958 по 1960 год, многие созданы под впечатлением от велосипедных поездок А.И. Солженицына по Средней России. Попытки напечатать их на Родине оказались безрезультатными, поэтому первая публикация была осуществлена за границей – в журнале «Грани» (Франкфурт, 1964, № 56). Серия «Крохоток», появившаяся в печати с 1996 по 1999 год, продолжает «Крохотки» 50- 60-х годов. Писатель признается, что, только оказавшись у себя на Родине, спустя тридцать лет, он вновь обретает способность писать их…Тематика «Крохоток» различна, в них противопоставлены прошлое и настоящее, мир техники и мир природы, которая окружает человека
В сборник вошли рассказы Александра Исаевича Солженицына, написанные им в разное время и при разных обстоятельствах. Объединяет их одно общее свойство, которое, на первый взгляд, и не совсем присуще Солженицыну, а именно - краткость.
Отсюда, видимо, и название всей серии, данное самим автором – «Крохотки». Удивительна способность Солженицына в кратком рассказе взволновать читателя, передать ему мысли и чувства, его терзающие.
4. Прослушивание этой миниатюры в исполнении автора.
- Что поразило в манере чтения Солженицына?
(искренность, эмоциональность, чувствуется, что его это очень волнует)
5. Словарная работа.
- В тексте миниатюры есть слова, которые не всем, возможно, известны. Предлагаю послушать выступления с предварительным с домашним заданием.
1) Молога(слайд 12) – город, находящийся в 32 километрах от Рыбинска. В сентябре 1935 было принято постановление Правительства СССР о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов. Жителей необходимо было срочно переселить… Некоторые из мологжан помнят, как взрывали Богоявленский собор. Его кладка была сделана на совесть, поэтому, когда раздался взрыв, весь храм поднялся на воздух, а потом невредимым опустился на прежнее место. Пришлось «добивать» еще несколькими мощными взрывами. Некоторые коренные жители нашли здесь смерть. Заполнение продолжалось до 1947 года…На дне Рыбинского водохранилища покоятся деревни, кладбища и даже целые сёла с церквями. Долгие годы тема Мологи была запретной, зловещий заговор молчания стоял над затопленным краем. Об этом нельзя было писать. Полвека в открытой печати о Мологе не было сказано ни одного слова. Встречались земляки, стараясь не привлекать к себе внимания, почти тайно. Сейчас на месте города Мологи, плещется Рыбинское водохранилище. Уровень водохранилища колеблется, и приблизительно раз в два года Молога показывается из воды. Обнажаются улицы, фундаменты домов, кладбище с надгробиями.
2) Окоем (слайд13) Это - сложное существительное, образованное от слов «око» + «емкий». ОКО, -а, мн. очи, очей (устар. и высок.) и (стар.) очеса, очес, ср. (устар. и высок.). То же, что глаз (в 1 значении). Видит око, да зуб неймет. Око за око, зуб за зуб. В мгновение ока (во 2 значении, книжн.) — в один миг, мгновенно, сразу. «Ёмкий»- вместительный, способный много вместить чего-нибудь.
3) Китеж (слайд 14). Существует легенда о граде Китеже, будто бы погрузившемся в озеро Светлояр (ныне Воскресенский район, Нижегородская область) и таким образом избежавшем разорения татарами. По преданию, в тихую погоду можно услышать звон колоколов, а в глубине озера можно увидеть здания утонувшего города.
4)Атланти́да (слайд 15)- легендарный остров (архипелаг или даже континент), находившийся в современном Атлантическом океане и опустившийся в один день на дно океана в результате землетрясения и наводнения вместе со своими жителями — атлантами, произошло это 9000 лет назад.
– Что вы слышали о калязинской колокольне? (слайды10, 11)
5) Калязин (слайд 16)– один из старинных городов Тверской земли. Этот город вырос на Волге. Первое известное упоминание о нем относится к 12 веку. В 15 веке в этом городе был построен Троицкий монастырь, который стал украшением города, центром его экономической и духовной жизни. В разное время в Калязин, в Троицкий монастырь, приезжали царствующие особы. Надо отметить, что монастырь всегда служил государству и отечеству. При монастыре была построена колокольня в 16 веке. Высота ее более 74 метров. Это была колокольня с 12 колоколами. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства Полежаевых, жителей этого города. Много бед пережил этот город: и монголо-татарское иго, и нашествие поляков, и Гражданскую войну. В 1932 году было принято решение о строительстве глубоководного пути от Москвы до Астрахани. При возведении гидроузла уровень воды поднялся на 12 метров. Часть города Калязина, а именно главную улицу, где стоял собор, затопили. При этом собор разрушили, а колокольню оставили. Сегодня от прежнего города осталось несколько улиц, три церкви, монастырские острова да колокольня. Теперь каменная колокольня – памятник великолепной архитектуры, главная достопримечательность Калязина. И так стоит она с 1932 года в воде. Вокруг колокольни образовался естественный островок. Туда на теплоходах возят туристов, поэтому у островка построен небольшой причал.
6. Исследовательская работа
(задание всему классу: проанализировать «Колокольню» по плану (слайд 17):
класс, предварительно разделившийся на 4 учебные группы, приступает к работе, затем группы представляют итог своих исследований текста)
- Тема, идея, проблематика»
(тема: изображение калязинской колокольни; идея: чудом сохранившаяся после затопления города колокольня является символом надежды воскрешения Руси; проблема: 1) безответственное отношение власти к тому, что она призвана защитить; 2) уничтожение русских городов, русской старины).
2. Каков предмет речи и какова авторская интерпретация?
( 2 группа отмечает, что авторская позиция сразу же проявляется в первом абзаце, которое представляет риторическое обращение к современникам: писатель адресует свое послание именно нам: «Кто хочет увидеть нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитет «недотопленную» относится не только к колокольне, но и ко всем старинным культурным ценностям. Во втором предложении говорится о колокольне: художественное пространство подчеркивается рядом уточняющих членов предложения: «при соборе», «в гуще…», «вблиз Гостиного двора, и на площадь к ней…». Третье предложение раскрывает трагедию затопленного города, который «невежественной волей самодурных властителей ушел под воду». В следующем предложении город сравнивается с легендарным Китежем и Атлантидой. Третья часть миниатюры повествует о колокольне, которая выглядит прекрасно, потому что раньше умели строить на века
(«… добротной кладки…»). Восьмое предложение передает личностный, эмоциональный характер восприятия описанного автором, это подчеркивается риторическими вопросами: «каким чудом? – крест уцелел!». В произведении передается особое восприятие автора, когда он описывает улочки, набережные города и сам город, это отношение подчеркивается эпитетами: «израненные, грустные улочки», «покошенные домишки», «фальшивая набережная», «полузамерзший, переломленный, недобитый город». По жанру «Колокольня» – это стихотворение в прозе, потому что на первый план выходит чувства, переживания автора, его оценка, его индивидуальное видение, его размышления).
3. Каков образ автора – адресанта? Определите особенности авторского стиля.
(3 группа в анализе отмечает, что это произведение построено как стихотворение в прозе: в тексте авторский свободный поток речи, она глубоко индивидуальная, это устное размышление автора об увиденном. Речь автора эмоциональна, она с элементами разговорного стиля, в ней содержится оценка событий и, как было отмечено, эта оценочность передана эпитетами. Встречаются в тексте окказиальные слова: «окоем», «затопленцы» (напоминает слово «беженцы»), «запусти», которые также выражают субъективность авторского повествования. Эмоциональность, субъективность авторского отношения к предмету речи четко выражается в последнем абзаце: повторы: «жить; и жить здесь», «диво-колокольня», «наша надежда», «наша молитва». Именно последнее предложение наполнено верой, надеждой, что православная Русь воскреснет).
4. Какие изобразительно – выразительные средства языка он использует для выражения авторской идеи?
( 4 группа дополняет ответы своих одноклассников, отмечая, что этот текст – размышление, адресант – автор обращается к своим современникам, напоминая им о национальных духовных ценностях, которые имеют тысячелетнюю историю, это подчеркивается словами «всю Русь». По жанру этот текст – размышление, в очерке присутствует строгая документальность, достоверность, информативность. У Солженицына в миниатюре содержится не только рассказ о колокольне, текст наполнен авторским пафосом. Описание полузатопленной колокольни вырастает до философского обобщения: писатель ставит вопросы об исторической памяти, о национальных ценностях. Кроме философского обобщения в произведении присутствует лирическое начало, которое подчеркнуто тропами и стилистическими фигурами).
7. Результат деятельности: составление синквейна по теме урока (слайд 18 )
8. Рефлексия
В классе проходит самоанализ собственной деятельности, ученики отмечают, что нового они узнали на уроке, выделяют интересные моменты в выступлениях своих одноклассников.
На этапе рефлексии школьники рассказывают о своих впечатлениях, которые возникли у них, когда они услышали текст в авторском исполнении.
Задание на дом (слайд19): написать свой рассказ –миниатюру в стиле А.И. Солженицына
Предварительный просмотр:
Рассказ-миниатюра «Колокольня»
Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню. Она стояла при соборе, в гуще изобильного торгового города, близ Гостиного двора, и на площадь к ней спускались улицы двухэтажных купеческих особняков. И никакой же провидец не предсказал тогда, что древний этот город, переживший разорения жестокие и от татар, и от поляков, на своём восьмом веку будет, невежественной волей самодурных властителей, утоплен на две трети в Волге: всё бы спасла вторая плотина, да поскупились большевики на неё. (Да что! — Молога и вся на дне.) И сегодня, стань на прибрежной грани, — даже воображению твоему уже не подъять из хляби этот изневольный Китеж, или Атлантиду, ушедшую на дюжину саженей глубины. Но осталась от утопленного города — высокостройная колокольня. Собор взорвали или растащили на кирпичи ради нашего будущего — а колокольню почему-то не доспели свалить, даже вовсе не тронули, как заповедную бы. И — вот, стоит из воды, добротнейшей кладки, белого кирпича, в шести ярусах сужаясь кверху (полтора яруса залито), в последние годы уж и отместку присыпали к ней для сохранности низа, — стоит, нисколько не покосясь, не искривясь, пятью просквоженными пролётами, а дальше луковкой и шпилем — в небо! Да ещё на шпиле — каким чудом? — крест уцелел. От крупных волжских теплоходов, не добирающих высотой, как издали глянуть, и на пол-яруса, — шлёпают волны по белым стенам, и с палуб уже пятьдесят лет глазеют советские пассажиры. Как по израненным, бродишь по грустным уцелевшим улочкам, где и с покошенными уже домишками тех поспешно переселённых затопленцев. На фальшивой набережной калязинские бабы, сохраняя старую приверженность к исконной мягкости и чистоте волжской воды, тщатся выполаскивать бельё. Полузамерший, переломленный, недобитый город, с малым остатком прежних отменных зданий. Но и в этой запусти у покинутых тут, обманутых людей нет другого выбора, как жить. И жить — здесь. И для них тут, и для всех, кто однажды увидел это диво: ведь стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва: нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр Исаевич Солженицын (11.12.1918 - 3.08.2008)
Нобелевская премия
Ценности А.И.Солженицына
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова Крохи -1 . То же, что крошки . В доме нет ни крохи хлеба 2. Перен. Ничтожные доли, обрывки чего-нибудь . Крохи мыслей
ОКОЕМ Это сложное существительное, образованное от слов ОКО и ЕМКИЙ ОКО – зуб ЕМКИЙ - вместительный
К алязинский собор до затопления
Калязинская колокольня сегодня
МОЛОГА
Град Китеж
АТЛАНТИДА
Окрестности Калязина
СИНКВЕЙН (происходит от французского слова «пять») Это стихотворение, состоящее из 5 строк: п ервая строка- тема, выраженная одним словом-существительным; в торая- описание темы двумя словами-признаками; т ретья- описание действия в рамках темы тремя глаголами; ч етвертая- предложение из 4 слов, выражающее отношение автора к данной теме; п ятая строка- одно слово-синоним к первому, повторяющий суть темы
Домашнее задание Написать свой рассказ-миниатюру в стиле А.И. Солженицына
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
План-конспект открытого урока по литературе
"Скорблю и плачу" К 180-летию со дня гибели А.С. Пушкина .Урок-воспоминание...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
План-конспект открытого урока литературы по теме: «Серебряного века силуэт» (по поэзии Серебряного века).Цели урока:образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по ...
План-конспект межпредметного урока по литературе. В.В. Набоков "Пильграм"
Межпредметный урок "Рассказ В.В. Набокова "Пильграм" в аспекте русской и английской литературы"...