Стихотворение М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ».
методическая разработка по литературе (6 класс)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ».
Конспект урока.
Литература 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stihotvorenie_vylozhit.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ»
Цели: познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Тучи», осознать символическое значение образов в этом стихотворении.
Планируемые результаты:
Предметные:
владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.
Личностные:
Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, портрет гусара времён Бородина , доска, учебник, презентация, картина с изображением туч, аудиозапись стихотворения «Тучи»
Учебник:
Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний
Ход урока:
1. Орг. Момент
2. Мотивация учебной деятельности
Повторение
Портрет гусара времён Бородина
Беседа:
- кто изображён?
- С чем ассоциируется у вас это изображение?
- Как вы думаете, в каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?
- Кто описал это сражение словами бывалого солдата и сказал: «Да, были люди в наше время. Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?
- Что вы знаете об этом поэте?
3. А) «Узнаём больше»
Учитель:
Лермонтов родился в 1814 году. Ранняя смерть матери в 1835 году, ссора отца бабушкой - Е.А. Арсеньевой – тяжело отразилась на формировании личности будущего поэта. Михаила Юрьевича воспитывала бабушка. Это была очень властная, твёрдая, умная женщина.
Детство прошло в имении Тарханы Пензенской губернии. Лермонтов получил превосходное домашнее образование: с детства владел свободно французским и немецким языками, рано начал учиться рисовать и владеть музыкальными инструментами. Учил английский язык.
Б)«Это интересно»
Родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году он перешёл на русскую службу.
Лермонтов прекрасно играл на скрипке и серьёзно занимался музыкой. Известны многие его картины: «Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой» (1828 – 1831)
4. Работа с учебником
5. Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника
- Слушание аудиозаписи
- Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт
- Что вы увидели?
- Какими были тучки: грозными, клочковатыми, лёгкими или тяжёлыми?
- Над чем они пролетали? Где?
6. Анализ стихотворения
- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать его? Почему?
- Где стоит делать паузы? Для чего?
- Нужно ли где-то повысить голос? Почему?
7. Теория литературы
- Вы знаете, что такое сравнение? (запись в тетрадь)
Сравнение – это образное выражение, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова будто, точно, словно, подобно, как бы, как будто.
- Как вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём стихотворении?
Такой приём называется развёрнутым сравнением
- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и подумаем: что с чем в нём сравнивается?
8. Выразительное чтение стихотворения учащимися
9. Анализ стихотворения (продолжение)
- Где в этом стихотворении прямое сравнение?
- Что с чем сравнивают? (мчитесь вы, будто как я же , изгнанники, с милого севера…)
- В каких строках можно наблюдать дальнейшее сравнение? Почему вы так думаете? ( Во второй строфе изображены человеческие чувства, в 3-ей – рассуждение о тучах, что у них отсутствует родина)
- Есть ли Родина у лирического героя стихотворения? Почему вы так думаете? (Он ощущает себя изгнанником, значит, есть место, откуда его изгнали, кто-то гонит)
- Где же она в его понимании может быть?
- Докажите, что герой переживает.
- Каким настроением наполнено стихотворение?
(Для полного и целостного понимания стихотворения предлагается вместе с учащимися заполнить таблицу:
Тучи Герой (автор)
вечные странники
вечно холодные
вечно свободные
чужды страсти и страдания
изгнанник
душа переполнена чувствами, страдает от разлуки с родиной)
10. запись в тетради
В стихотворении использован приём развёрнутого сравнения.
11. «Творческая лаборатория»
- Мы сегодня попробовали «попасть» в картину стихотворения Лермонтова. Представить то, что он изобразил, почувствовать его атмосферу.
Попробуйте, понимая дух стихотворения, создать своё произведение:
Рисунок или сочинение описание
- Передайте словами или при помощи рисунка, какие тучки представлял себе поэт.
12. Рефлексия
Что вы сегодня почувствовали, читая это стихотворение?
Какие чувства к поэту вы испытали?
- Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?
12. Домашнее задание : выучить стихотворение «Тучи» наизусть
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"
Разработка урока по литературе в 6 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....
Презентация к стихотворению М. Лермонтова "Бородино"
Словарь терминов к стихотворению Лермонтова "Бородино"...
Презентация «Нет у вас родины, нет вам изгнания…» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Эта презентация предназначена к уроку по литературе в 6 классе татарской школы....
Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"
Цель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие творческих способностей учащихся. Освоение литератур...
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
М.Ю. Лермонтов...
Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...
Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"
В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...