Стихотворение М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ».
методическая разработка по литературе (6 класс)

Ахроменко Елена Борисовна

Стихотворение  М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ». 

Конспект урока.

Литература 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stihotvorenie_vylozhit.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворение  М.Ю. Лермонтова «ТУЧИ»

Цели: познакомить учеников с личностью поэта, почувствовать настроение стихотворения «Тучи», осознать символическое значение образов в этом стихотворении.

Планируемые результаты:

Предметные:

владеть знаниями о жизни и творчестве поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства языка; делать устный и письменный анализ стихотворения; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений.

Личностные:

Осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах интернета.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; формулировать и отстаивать своё мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова, портрет гусара времён Бородина , доска, учебник, презентация, картина с изображением туч, аудиозапись стихотворения «Тучи»

Учебник: 

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний 

Ход урока:

1.     Орг. Момент

2.     Мотивация учебной деятельности

Повторение

Портрет гусара времён Бородина

Беседа:

- кто изображён?

- С чем ассоциируется у вас это изображение?

- Как вы думаете, в каком знаменитом сражении принимал участие этот род войск?

- Кто описал это сражение словами бывалого солдата и сказал: «Да, были люди в наше время. Не то, что  нынешнее племя: Богатыри – не вы…»?

- Что вы знаете об этом поэте?

3. А) «Узнаём больше»

Учитель: 

 Лермонтов родился в 1814 году. Ранняя смерть матери в 1835 году, ссора отца  бабушкой  - Е.А. Арсеньевой – тяжело отразилась на формировании личности будущего поэта. Михаила  Юрьевича воспитывала бабушка. Это была очень властная, твёрдая, умная женщина.

Детство прошло в имении Тарханы Пензенской губернии. Лермонтов получил превосходное домашнее образование: с детства владел свободно французским и немецким языками, рано начал учиться рисовать и владеть музыкальными инструментами. Учил английский язык.

Б)«Это интересно»

Родоначальник рода Лермонтовых, ротмистр Георг Лермонт, был шотландец, в 1613 году он перешёл на русскую службу.

Лермонтов прекрасно играл на скрипке и серьёзно занимался музыкой. Известны многие его картины: «Автопортрет в бурке», «Морской вид с парусной лодкой» (1828 – 1831)

4.     Работа с учебником

5.     Стихотворение «Тучи» как отражение настроений поэта – изгнанника

- Слушание аудиозаписи

- Закройте глаза и представьте картину, которую описывает поэт

- Что вы увидели?

- Какими были тучки: грозными, клочковатыми, лёгкими или тяжёлыми?

- Над чем они пролетали? Где?

6. Анализ стихотворения

- Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать его? Почему?

- Где стоит делать паузы? Для чего?

- Нужно ли где-то повысить голос? Почему?

7. Теория литературы

- Вы знаете, что такое сравнение? (запись в тетрадь)

Сравнение – это образное выражение, в котором одно явление или понятие проясняется путём сопоставления его с другим явлением. При этом используются слова  будто, точно, словно, подобно, как бы, как будто.

- Как вы думаете, может ли сравнение быть не в одной фразе, а содержаться во всём стихотворении?

Такой приём называется развёрнутым сравнением

- Давайте ещё раз прочитаем стихотворение и подумаем: что с чем в нём сравнивается?

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися

9. Анализ стихотворения (продолжение)

- Где в этом стихотворении прямое сравнение?

- Что с чем сравнивают? (мчитесь вы, будто как я же , изгнанники, с милого севера…)

- В каких строках можно наблюдать дальнейшее сравнение? Почему вы так думаете? ( Во второй строфе изображены человеческие чувства, в 3-ей – рассуждение о тучах, что у них отсутствует родина)

- Есть ли Родина у лирического героя стихотворения? Почему вы так думаете? (Он ощущает себя изгнанником, значит, есть место, откуда его изгнали, кто-то гонит)

- Где же она в его понимании может быть?

- Докажите, что герой переживает.

- Каким настроением наполнено стихотворение?

(Для полного и целостного понимания стихотворения предлагается вместе с учащимися заполнить таблицу:

Тучи                                                                                      Герой (автор)

вечные странники

вечно холодные

вечно свободные

чужды страсти и страдания

изгнанник

душа переполнена чувствами, страдает от разлуки с родиной)

10. запись в тетради

В стихотворении использован приём развёрнутого сравнения.

11. «Творческая лаборатория»

- Мы сегодня попробовали «попасть» в картину стихотворения Лермонтова. Представить то, что он изобразил, почувствовать его атмосферу.

Попробуйте, понимая дух стихотворения, создать своё произведение:

Рисунок или сочинение описание

- Передайте словами или при помощи рисунка, какие тучки представлял себе поэт.

12. Рефлексия

Что вы сегодня почувствовали, читая это стихотворение?

Какие чувства к поэту вы испытали?

- Получилось ли у вас передать эти чувства в ваших произведениях?

12. Домашнее задание : выучить стихотворение «Тучи» наизусть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Историческая правда и художественный вымысел в стихотворении М.Лермонтова "Бородино"

Разработка урока по литературе в 6 классе  по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино" с использованием презентации....

Презентация к стихотворению М. Лермонтова "Бородино"

Словарь терминов к стихотворению Лермонтова "Бородино"...

Презентация «Нет у вас родины, нет вам изгнания…» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Эта презентация предназначена к уроку по литературе в 6 классе татарской школы....

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"

Цель  урока: развитие умения анализировать стихотворение,   применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие  творческих способностей учащихся. Освоение литератур...

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...

Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"

В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...