Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.
Д.С.Мережковский
- О.Н.У.
- Проверка д/з
- Актуализация знаний
С/р по творчеству А.С. Пушкина
- Работа по новой теме
- Слово учителя о Лермонтове М. Ю..
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г. Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску, посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" .
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке. В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.
- Работа с эпиграфом
Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский сравнивает двух писателей?
3) Прослушивание и анализ стихотворения
- Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?
Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).
Значит, «степь лазурная» - простор неба.
- В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).
- Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.
Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. (слайд 22)
- Есть ли ещё примеры метафоры? ( «…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)
Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)
- А что нарушает эту идиллию? Какое слово? (изгнанники)
- С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)
- А каких туч? Прочтите эпитет (вечных странников)
Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.
Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)
- В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт? (Она состоит из вопросительных предложений. Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)
- Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).
- Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)
- Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются?(«друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?
- А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).
- Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?
- Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?
Вспомните первое сравнение «будто, как я же, изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».
- Подведение итогов. Рефлексия
В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.
- Д/з выучить стихотворение наизусть, составить синквейн
Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина
1 вариант
- Что такое ритм?
- Что такое хорей?
- Дайте определение понятию «авантюра».
- Объясните понятие «Болдинская осень».
- Кому из героев «состояние позволяло держать только двух гончих и одну свору борзых»? («Дубровский»)
- Кого «излишества всякого рода изнурили и положили на нём свою неизгладимую печать»? («Дубровский»)
- Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. («Дубровский»)
- Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он, топнув ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал. («Дубровский»)
- Каким изображает автор Дубровского во время боя?
- Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? («Дубровский»)
- Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? («Барышня-крестьянка»)
- Что было изображено на перстне Алексея? («Барышня-крестьянка»)
Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина
- вариант
- Дайте определение понятию «антитеза»?
- Что такое ямб?
- Что такое рифма?
- Дайте определение понятию «роман».
- Назовите родовое имение Дубровских («Дубровский»)
- У кого из героев повести «не было поверенного в делах»? («Дубровский»)
- Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. («Дубровский»)
- Ему было около 50-и лет, но он казался гораздо старее. («Дубровский»)
- Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками?
- Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
- Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? («Барышня-крестьянка»)
- Как звали гувернантку Лизы? («Барышня-крестьянка»)
- Что было изображено на перстне Алексея? («Барышня-крестьянка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Нет у вас родины, нет вам изгнания…» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Эта презентация предназначена к уроку по литературе в 6 классе татарской школы....
Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"
Цель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие творческих способностей учащихся. Освоение литератур...
М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Образовательные цели урока: · познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...
Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «М. Ю. Лермонтов. Личность поэта. Чувство одиночества и тоски в стихотворении М. Ю. Лермонтова
Урок "открытия" нового знания....
Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"
Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...
М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»
Конспект урока литературы в 6 классе. Проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4...
Урок литературы: М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.
Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Форма урока: фронтальная...