Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Акиньшина Анна Геннадьевна

М.Ю. Лермонтов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_26_literatura.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова  «Тучи»

Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием.

Д.С.Мережковский

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация знаний

С/р по творчеству А.С. Пушкина

  1. Работа по новой теме
  1. Слово учителя о Лермонтове М. Ю..

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и  Марии Михайловны. Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой и разлукой с отцом. Детские годы поэт провёл в имении бабушки Е.А.Арсеньевой в с. Тарханы (Пензенская губерния). Бабушка очень сильно любила своего внука, всю жизнь посвятила заботе о нём, дала ему хорошее образование. С детства он свободно владеет языками. В 1827 г.  Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи. В 1832 г.  Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах. Кумиром Лермонтова был Пушкин А. С., да и жизнь Лермонтова М. Ю. такая же трагическая. Переломным становится 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней  (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ. Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Очень много работ посвящено Кавказу, Пятигорску,  посмотрите на репродукцию картин Лермонтова. В детстве он чувствует себя одиноким из-за смерти матери и разлуки с отцом, чувствует себя одиноким и во взрослой жизни, его не понимают, считают опальным поэтом, он не любил лукавить, говорил правду, резко, метко, за что и поплатился.

 15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . 
В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
 В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых.

  1. Работа с эпиграфом

Д.С.Мережковский сказал: «Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием».  Как вы понимаете эти слова? Почему Мережковский сравнивает двух писателей?

3) Прослушивание   и анализ стихотворения

- Как вы понимаете слова «степью лазурною»? В прямом или переносном значении употреблено слово?

Посмотрим в словарь: лазурь – светло-синий цвет, синева (слайд 22).

Значит, «степь лазурная» - простор неба.

- В прямом или переносном значении употреблено это выражение? (в переносном, так как между обозначаемыми понятиями есть сходство, в данном случае – бескрайность простора неба и степи).

- Как называются такие выражения? Запишите определение в тетрадь.

Метафора – троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.   (слайд 22)

- Есть ли ещё примеры метафоры?  ( «…цепью жемчужною» - представляются небольшие светлые, матово светящиеся изнутри облака, тучки, вереницей, напоминающей нитку жемчуга, плывущие по лазурному небу)

Прочтите первую строфу, какая картина перед вами предстаёт? (почти идеальная) (работают с текстом учебника) (слайд 24)

- А что нарушает эту идиллию?  Какое слово? (изгнанники)

- С чем сопоставляется судьба поэта? С чьей судьбой? (с судьбой тучек)

- А каких туч?  Прочтите эпитет  (вечных странников)

Этот эпитет говорит не о случайности, а о судьбе скитальцев.

Ещё раз вернёмся к тексту, прочтите вторую строфу. (работают с текстом в учебнике) (попутно демонстрируется слайд 25)

- В чём особенность второй строфы? Какие предложения преобладают К кому обращается поэт?  (Она состоит из вопросительных предложений.  Поэт обращается к тучам, а на самом деле к себе)

- Как называются такие вопросы? (риторические, то есть, не требующие ответа).

- Для чего нужны риторические вопросы? (для заострения темы, для привлечения внимания).(слайд 26)

- Какой образ второй строфы привлекает внимание? Какие слова выделяются?(«друзей клевета ядовитая..»). Поразмышляйте над этими строчками, какие выводы можете сделать?

- А теперь обратимся к третьей строфе (слайд 27 ).

- Как разрешается стихотворение? Обратите внимание на строки «Нет, вам наскучили нивы бесплодные..» (это прямое отрицание), «чужды вам страсти и чужды страдания». О чём нам хочет сказать автор? Судьба поэта и судьба тучек одинакова?

- Изменилось ли отношение автора к тучам в конце стихотворения?

Вспомните первое сравнение «будто, как я же,  изгнанники». И второе сравнение третьей строфы « Нет, вам наскучили нивы бесплодные…». ( Прямое отрицание , тучи никто не гонит, они свободны от всего, в том числе и от людских страданий, страстей. Они – «вечно холодные».

  1. Подведение итогов. Рефлексия

В целом здесь противопоставляются два мировосприятия, два отношения к жизни. Та свобода, которая освобождает человека от всяких привязанностей, от теплоты дружбы ни от участия в судьбе других, не нужна поэту. Он страдает, он гоним, он не свободен, но у него есть высшая ценность на земле- чувство родины. И как бы ни была сильна его тоска теперь, он не променяет судьбу изгнанника на свою печаль на холодное равнодушие тех, для кого нет изгнания потому, что нет родины.

  1. Д/з  выучить стихотворение наизусть, составить синквейн

Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина

1 вариант

  1. Что такое ритм?
  2. Что такое хорей?
  3. Дайте определение понятию «авантюра».
  4. Объясните понятие «Болдинская осень».
  5. Кому из героев «состояние позволяло держать только двух гончих и одну свору борзых»? («Дубровский»)
  6. Кого «излишества всякого рода изнурили и положили на нём свою неизгладимую печать»? («Дубровский»)
  7. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги. («Дубровский»)
  8. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он, топнув ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал. («Дубровский»)
  9. Каким изображает автор Дубровского во время боя?
  10.  Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку? («Дубровский»)
  11. Какое имя выбрала для себя Лиза, переодевшись крестьянкой? («Барышня-крестьянка»)
  12. Что было изображено на перстне Алексея? («Барышня-крестьянка»)

Проверочная работа по творчеству А.С. Пушкина

  1. вариант
  1. Дайте определение понятию «антитеза»?
  2. Что такое ямб?
  3. Что такое рифма? 
  4. Дайте определение понятию «роман».
  5. Назовите родовое имение Дубровских («Дубровский»)
  6. У кого из героев повести «не было поверенного в делах»? («Дубровский»)
  7. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер был навеселе. («Дубровский»)
  8. Ему было около 50-и лет, но он казался гораздо старее. («Дубровский»)
  9. Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками?
  10. Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?
  11. Во что играл Алексей Берестов с крестьянками? («Барышня-крестьянка»)
  12. Как звали гувернантку Лизы? («Барышня-крестьянка»)
  13. Что было изображено на перстне Алексея? («Барышня-крестьянка»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Нет у вас родины, нет вам изгнания…» Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Эта презентация предназначена к уроку по литературе в 6 классе татарской школы....

Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Тучи"

Цель  урока: развитие умения анализировать стихотворение,   применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие  творческих способностей учащихся. Освоение литератур...

М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Образовательные цели урока: ·        познакомить учеников с личностью поэта; помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;·...

Тема одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Тучи"

Цели урока:- создать условия для понимания учащимися содержания и идейно-художественных особенностей стихотворения;- развивать умения анализировать стихотворение, сопоставлять, обобщать, делать в...

М.Ю. Лермонтов. Чувство одиночества и тоски в стихотворении «Тучи»

Конспект урока литературы в 6 классе. Проблемный урок на основе работы групп (группы постоянного состава создаются перед первым уроком по изучению творчества М.Ю. Лермонтова и работают на протяжение 4...

Урок литературы: М.Ю. Лермонтов. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им родине.

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока: комбинированный.Форма урока: фронтальная...