Урок литературы в 8 классе. Литература и история.
методическая разработка по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе на тему "Литература и история".Вводный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы в 8 классе | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Вводный урок литературы в 8 классе по учебнику В Я.Коровиной.
Тема: Литература и история.
Цели: познакомить восьмиклассников с учебником литературы, дать краткую характеристику содержания курса литературы; актуализировать читательский опыт учащихся и знания, полученные в 5-7 классах; развивать монологическую речь учащихся, умение вести конструктивный диалог, выслушивать выступления одноклассников, уважительно относиться к чужому мнению при работе в группах.
Ход урока 1. Орг м. …. Я рада приветствовать вас - отдохнувших, набравшихся сил и готовых к покорению новых вершин - на первом в этом году уроке литературы. Заранее скажу, что в этом году мы превратимся в опытных исследователей. Ведь нам предстоит работать не просто с сюжетами литературных произведений, а с сюжетами, взятыми из самой жизни России, критически освещёнными писателями, болью или радостью, тревогой или восхищением откликнувшимися в сердцах многих поколений россиян.
Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.
2. Беседа (выявление читательских интересов):
- Какие произведения вы прочитали летом?
- Какие авторы вам встретились впервые? Хотите ли вы продолжить знакомство с этими писателями?
- Какие произведения вы бы с удовольствием перечитали ещё раз?
- Беседовали ли вы о вашем любимом произведении с друзьями, родственниками? Как они относятся к произведению? Сумели ли вы заинтересовать их?
- Что из прочитанного вам показалось сложным для восприятия, непонятным?
- Обращались ли вы к лирическим произведениям? Стихотворения каких поэтов вам понравились?
3. Работа с учебником. Тема нашего сегодняшнего урока: "Литература и история". Это и тема всего курса лит-ры 8 класса. Подумайте и ответьте, в чём вы видите связь лит-ры с историей? (выслушать несколько ответов учащихся, добиваться точности и ясности в выражении мыслей)
Зад 1: Прочитать оглавление учебника, названия произведений, рассмотреть иллюстрации на форзацах, полистать учебник. В ходе устного ответа доказать, что центральной темой курса литературы 8 класса действительно будет связь её с историей. (выслушать несколько ответов учащихся)
Зад 2 . "Мозговой штурм"(для выполнения задания целесообразно разделить уч-ся на три группы, дав им возможность обсуждать в составе групп ответы на предложенные вопросы). Прочитать статью Л.В.Черепнина "Русская литература и история" в учебнике (стр.3-4). В группах обсудить ответы на следующие вопросы (* группы получают распечатки с вопросами).
Задание для 1 группы
- Бегло прочитайте статью учебника "Русская литература и история".
- В курсе древнерусской литературы в 7 классе вам встречалась "Повесть временных лет". Расскажите, что представляет собой это литературное явление.
- Был ли у "Повести..." автор?
- Для чего она создавалась?
- Почему "Повесть временных лет" относят уже к литературе, а не к устному народному творчеству?
- В статье учебника написано, что история стала самостоятельной наукой лишь в 18 веке. Как вы понимаете эти слова?
Задание для 2 группы
- Прочитайте статью учебника "Русская литература и история".
- Как вы поняли слово историзм?
- Какое отношение это слово имеет к литературе?
- Назовите писателей-историков.
- Вспомните, в чём проявляется историзм повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя, поэмы "Русские женщины" Н.А.Некрасова, изученных вами в 7 классе?
Задание для 3 группы
- Прочитайте статью "Русская литература и история" в учебнике.
- Какие качества, присущие русской литературе, называет автор статьи? (народность, гражданственность, историзм)
- Как вы их понимаете?
- В чём, например, отражается народность "Песни... про купца Калашникова" М.Ю Лермонтова, изученной в 7 классе?
- Даёт ли эта "Песнь..." нам представление об истории русского народа?
* На совещание в группах отводится 5-7 минут. Учащиеся могут сами выбирать ответчиков и делить вопросы между участниками группы.
3. Работа с таблицей. Как мы уже подчеркивали, что к историческому прошлому своего народа, к вопросам развития гражданственности, любви к Родине, воспитанию граждан обращались все русские писатели-классики. Но делать это они могли по-разному. Вы уже знаете, что, в зависимости от того, каким образом действительность отражается в литературных произведениях, вся литература делится на три рода (учащиеся вспоминают о разделении литературы на три рода: эпос, лирику и драму).
Зад 3. заполнить таблицу "Роды литературы", где отражают основные особенности каждого рода.
Задание Прочитайте описание трёх родов литературы. В скобках укажите, о каком роде идёт речь. Свой ответ обоснуйте.
1) Повествовательный род литературы. Произведения отражают действительность максимально объективно. Сюжет протекает во времени, события сменяют друг друга, как и в обычной жизни. Образ автора произведения будто возвышается над всем происходящим и одновременно рисует читателю обстановку, условия действия, исторический и социальный фон событий, душевные терзания героев. Также автор иногда "выходит на первый план" и разбавляет повествование своими собственными мыслями, взглядами на жизнь, восклицаниями, риторическими вопросами. (________)
2) Род литературы, в котором действительность отражается субъективно. Событийность зачастую отсутствует, но может и присутствовать. Однако главенствующую роль здесь играет не само действие, а чувства, глубокие переживания, которые испытывает автор по отношению к нему. Могут существовать в форме прозы, но чаще оформлены в стихах. (__________)
3) Род, произведения которого написаны в форме диалога и предназначены для постановки на сцене. Автора произведения, его собственных мыслей, его позиции будто не заметно. Однако именно характер диалогов, монологов и полилогов (особенности речи, жесты, мимика, подсказанные в скобках) помогает читателям отделить правду от неправды, добро от зла, и таким образом понять позицию самого автора. (____________)
Форма таблицы: Роды литературы
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА
Также учащиеся с помощью учителя вспоминают о лиро-эпических жанрах, в которых событийность и повествовательность гармонично уживаются с образом и чувствами лирического героя (приводятся в пример изученные поэмы А.С Пушкина "Руслан и Людмила", Н.А. Некрасова "Русские женщины")
4. Подведение итогов урока: предлагается подумать над вопросом, чем для них интересен курс литературы 8 класса.
Учителем оценивается работа совещательных групп и каждого отвечающего в отдельности.
5. Д з: - Внимательное чтение статьи "Русская литература и история", ответы на вопросы в учебнике;
- Работа с рубрикой "Обогащаем свою речь". Подготовить пересказ вступительной статьи, сопроводив его примерами из прочитанных произведений. Использовать слова и словосочетания судьба страны, общество, летописные своды, публицистика, несомненные художественные достоинства, многие века, гордость русской литературы, страницы русской истории, большое историческое полотно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
тематическое планирование литература 10 класс . Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2-х частях / (О.М. Михайлов, И.О.Шайтанов и др.) под редакцией В.П. Журавлева. – М.: Просвещение, 2014.
Тематическое планирование литература 10 класс для работы в электронном журнале....
Урок литературы «Поэты о Великой Отечественной войне. А. Твардовский «Рассказ танкиста». К. Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» Учебный предмет, класс: литература, 5 класс.
Урок литературы в 5 классе направлен на воспитание уважительного отношения к историческому прошлому нашего народа....
Литература. 9 класс. Литература 18 века. Классицизм.
Тест по теме "Классицизм"....
Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"
Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)
Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...
Тест по литературе 9 класс "Литература XVIII века
Тест предназначен для учащихся 9 класса с целью выявления знаний в разделе "Литература XVIII века" по учебнику Меркина Г.С....