Использование социальной сети Instagram
статья

Ершова Полина Владимировна

Как использовать Instagram в учебных ситуациях? Ответ можно найти в статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sotsialnoy_seti_instagram.docx371.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование социальной сети Instagram в образовательной коммуникации: создание современного урока иностранного языка

        

        Урок иностранного языка и коммуникация немыслимы друг без друга: второе всегда является целью первого. О развитии коммуникативных навыков учащихся задумывается каждый учитель, но методы и инструменты создания коммуникативной среды могут сильно разниться. Тем не менее, какие бы методы не выбрал учитель, они не будут действовать, если тема, обсуждаемая на уроке, не входит в круг интересов учащихся. Данный факт, с одной стороны, усложняет процесс подготовки учителя к урокам, а с другой ─ является стимулом для поиска новых идей и решений.

        Современные школьники среднего и старшего звена отличаются особой вовлеченностью в события и происшествия как страны, так и мира в целом. То, что горячо обсуждается взрослыми, находит отклик и среди подрастающего поколения. Для уроков иностранного языка эта особенность может служить основанием для создания яркой и интересной коммуникативной ситуации.

        Для меня, как учителя французского и английского языков, привычный мир социальной сети Instagram стал безграничным источником актуального материала, который с легкостью можно использовать на уроках любых иностранных языков. Главным таким материалом для построения коммуникации стали видеоролики, публикуемые в аккаунтах иностранных СМИ, теле- и радиопередач. Помимо видеороликов, особый интерес представляют фотографии с подписями и текстовые материалы под фотографиями.

         Принцип поиска материалов в Instagram для решения образовательных задач прост: учитель ищет аккаунты по названию иностранных СМИ, телеканалов, радиостанций, теле- и радиопередач в разделе «Поиск по аккаунтам» и, изучив наиболее интересные порталы, выбирает подходящий для урока материал. Например, для уроков французского языка я использую следующие аккаунты:

  1. thevoice_tf1 ─ французское телевизионное шоу известное в России как «Голос»C:\Users\8600\Desktop\Статья\изображения\Screenshot_2020-03-29-15-43-19-295_com.instagram.android.jpg
  2. simonemediafr ─ французское информационное агентство для женской аудитории
  3. m6officiel ─ французский телеканал
  4. ina.fr ─ французское информационное агентство, публикующее архивные теле- и радио материалы
  5. brutofficiel ─ французское информационное интернет агентство
  6. topito_com ─ французский развлекательный сайт

        Для уроков английского языка:

  1. cnn ─ американское информационное агентство
  2. karniilo ─ личный аккаунт по мотивации и успеху
  3. skyrocketsuccess ─ бизнес аккаунт по личностному росту
  4. cycasmotivation ─ аккаунт по повышению мотивации

        Какими преимуществами обладает материал, взятый из Instagram? Во-первых, этот материал полностью соотносится с реалиями современного мира: в СМИ обсуждаются только насущные темы, волнующие мировое сообщество. Например, одной из таких тем в 2019 году стал пожар в соборе Парижской Богоматери. По понятным причинам ни в одном учебнике нет материала по данной теме, а поиск в интернете приводит лишь к новостным статьям текстового формата. Отсюда вытекает второе преимущество ─ видеоролик в Instagram не только нагляден, но и информативен: все из перечисленных выше порталов прикрепляют субтитры к видео, делая последнее максимально доступным. Наличие субтитров особенно актуально при изучении языка на начальном и среднем этапах.

        В-третьих, по законам сети Instagram видеоролики имеют ограничение по времени (не более минуты). Практика показывает, что данной продолжительности более чем достаточно, особенно если соотношение потенциально новых и уже известных лексических единиц для учащихся равно, хотя в идеале последние должны превышать первых.

        В-четвертых, помимо своей актуальности, доступности и небольшой продолжительности видеоматериалы, взятые из Instagram, демонстрируют живую речь, к которой стремится любой изучающий иностранный язык. Так, особый интерес представляют видео репортажи и интервью.

        В-пятых, материалы, публикуемые в Instagram, бесплатны и доступны каждому. Чтобы скачать интересующий видеоролик достаточно иметь мобильное приложение, например, InstaTake Downloader.

        Примерами создания учебно-коммуникативных ситуаций с помощью материалов из Instagram могут служить следующие:C:\Users\8600\Desktop\Статья\изображения\Screenshot_2020-03-29-15-52-37-826_com.instagram.android.jpg

        1) Для урока закрепления знаний по английскому языку по теме «Внешность» (5 класс) был найден видеоролик в аккаунте karniilo, который представляет собой фрагмент из телесериала «The Munsters». В нем звучит нравоучительный монолог отца семейства о том, что не важно, какими внешними данными ты обладаешь, главное это «размер твоего сердца и сила твоего характера». Так, в данном монологе используются прилагательные, которые изучались в течение нескольких уроков («толстый», «худой», «высокий», «низкий» и др.). Учащимся были выданы карточки с текстом данного монолога, в тексте же были сделаны пропуски на месте наиболее актуальной лексики. После прочтения данной карточки, учащимся было предложено прослушать данный монолог 2 раза, а затем поделиться результатами. В завершении был представлен сам видеоролик для полного понимания коммуникативной ситуации. О том, что подобранный материал вызвал большой интерес у учащихся, говорит тот факт, что текст, используемый в видеоролике, легко запомнился наиболее одаренными детьми, так что они могли его воспроизвести самостоятельно, а главное ─ по собственному желанию.

        2) Для урока закрепления знаний по французскому языку по теме «Рождество» (9-10 классы) учащимся был представлен видеоролик, взятый из аккаунта ina.fr (французское информационное агентство, публикующее архивные теле- и радио материалы). В данном фрагменте 1963 года французские дети дошкольного возраста отвечают на вопросы касательно Рождества: «Видел ли ты Деда Мороза?», «Откуда Дед Мороз берет игрушки?», «Как выглядит Дед Мороз?» и др. Сам видеоролик представляет собой интересный исторический материал, а также обладает культурной ценностью. При просмотре видео и его обсуждении сразу отмечается разница представлений о Деде Морозе тогда и сейчас: кому-то из французских детей он виделся с тремя глазами, при этом говорящим допущена грамматическая ошибка, на которую обращают внимание учащиеся (формы единственного и множественного числа слова «глаз» во французском языке разные, а ребенок употребляет единственное число в качестве множественного). Кому-то из опрошенных в видео детей Дед Мороз представлялся прилетающим на вертолете, метле или облаке и т.д. Так, учащиеся после разбора видеоролика с лексической точки зрения могли провести сравнительный анализ представлений о Деде Морозе тогда и сейчас.C:\Users\8600\Desktop\Статья\изображения\Screenshot_2020-03-30-12-27-36-706_com.instagram.android.jpg

3) Для урока закрепления знаний по французскому языку по теме «Одежда» (9 класс) учащимся был представлен видеоролик, взятый из аккаунта m6officiel (французский телеканал). До просмотра фрагмента учащиеся уже имели в словарном запасе более 35 лексических единиц по теме «Одежда». Теперь же им предлагалось посмотреть рубрику телепередачи о моде, в которой ведущая делит предметы одежды на «красивые» и «некрасивые», иначе говоря, модные и немодные. Тренды в моде ─ это то, что особенно волнует подрастающее поколение, а материал, подобранный для анализа на уроке, однозначно стимулирует данный интерес. Так, после просмотра и разбора видеоролика учащиеся смогли пополнить свой лексический запас по данной теме, например, таким словами как «шлепки», «леггинсы», «домашние тапки с мехом внутри», «барсетка», «джинсы с дырками на коленях», «леопардовый принт», «неоновый цвет», «колготки», «джинсы с заниженной талией», «перчатки», «бижутерия» и др. C:\Users\8600\Desktop\Статья\изображения\Screenshot_2020-03-29-15-49-05-347_com.instagram.android.jpg

        Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что материалы, взятые из социальной сети Instagram, для построения эффективной коммуникативной ситуации на уроках иностранного языка а) повышают вовлеченность и мотивацию учащихся, б) способствуют динамичности урока, в) придают уроку уникальность и актуальность как с языковой, так и с общеобразовательной точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

Современные образовательные технологии. Использование социальных сетей при обучении английскому языку

В данной статье рассматриваются преимущества использования социальных сетей при изучении английского языка. Интеграция социальных сетей в преподавание иностранных языков сегодня позволяет оптимизирова...

Использование социальной сети ВКонтакте на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга.

В статье описывается опыт использования социальной сети ВКонтакте через создание школьной группы. Именно через нее учащиеся знакомятся с новыми интересными работами своих товарищей, получают задания о...

Мы в социальных сетях: Instagram

В статье говорится о социальной сети «Instagram» как о дополнительной платформе для знакомства с музеем Дворца «На Ленской» Рассказывается о возможностях социальной сети «...

Использование социальных сетей в обучении биологии. Страничка в Instagram.

В статье я описываю свой опыт ведения страницы в Instagram для обучения биологии....

Использование социальных сетей для формирования и развития читательской грамотности. Проект "Читаем в INSTAGRAM"

Вы узнаете, как использовать Instagram на уроках русского языка и литературы для развития читательской грамотности, как создавать интересный контент....