Таблица основных технологий,применяемых на уроках русского языка и литературы
учебно-методическое пособие по русскому языку (8, 9, 10, 11 класс)
В данной таблице представлены основные педагогические технологии с описанием приемов,используемых на различных этапах урока.Возможно будут интересны рекомендации по формированию УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_tehnologiy.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблица технологий
Название технологии | Название приема | Описание приема | Этап урока, когда надо применять | Пример применения | УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1 | Кейс-технология |
| Обыденные и повсеместные явления, события, предметы могут стать странными, если на них посмотреть с другой точки зрения. Поэтому учитель удивляет, чтобы вызвать познавательный интерес | Организационный момент, объявление темы урока | Урок географии. Учитель задает вопросы ученикам: 1.Как изменился бы климат России, если бы Уральские горы «выросли» на один километр? 2. Как изменилась бы территория России, если бы уровень Мирового океана повысился на 100 метров? | Определять аспект анализа и синтеза, то есть устанавливать точку зрения, с которой будут определяться существенные признаки изучаемого объекта | Алгоритм наблюдения: | Учитель предлагает группе учеников выполнить эксперимент, используя знания климатических особенностей Уральских гор и влияние высоты гор на изменение климата | Ученики в группе выполняют эксперимент: анализируют информацию, которая известна, устанавливают существенные признаки объекта и делают вывод |
2 | Кейс-технология | Философы | Ученики лучше подготовят реферат или запомнят любой материал, если его разложить на семь единиц. Этими единицами могут быть философские категории: | Работа с текстом | Урок литературы в 11-м классе Тема «Художественные особенности творчества М. Цветаевой и А. Ахматовой». Учитель предлагает ученикам сопоставить стихи Цветаевой и Ахматовой по 7 категориям. Стихи на анализ: | Составлять реферат по определенной форме | Инструкция: | Учитель предлагает ученикам за определенное время прочитать текст и разложить весь материал по названным категориям, создав своеобразную таблицу-конспект | Ученики читают текст, составляют таблицу-конспект и пересказывают прочитанное, пользуясь ею |
3 |
| Создай диктант | Аналогично приему «Создай тест» учитель предлагает школьникам создать диктант. При этом диктанты могут быть двух видов: | Самостоятельное творческое использование сформированных компетенций | Урок русского языка. | . Осуществлять пометки, выписки, цитирование письменного текста | Правила, чтобы составить диктант: | Учитель дает задание составить диктант, озвучивает правила его составления, анализирует работы учеников | Ученики составляют диктант, следуя инструкциям учителя |
4 |
|
| Ученики читают текст. Каждый по очереди должен составить вопрос к тексту. И одновременно ответить одним словом на заданный ему вопрос. Выигрывает тот, кто предложит интересный ему вопрос и даст удачный ответ. Первый вопрос ставит учитель. Затем первый ученик отвечает на вопрос и предлагает вопрос другому ученику и т. д. | Работа с текстом | Урок литературы. | Взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: планировать совместные действия, обсуждать процесс и результаты деятельности, интервью, дискуссии и полемики | Инструкция: | Учитель предлагает прочитать текст и составить к нему по одному вопросу, первым задает свой вопрос одному из учеников | Ученики читают текст, составляют вопросы и отвечают на них по цепочке |
5 | Технология модерации | Одной строкой | Учитель предлагает внимательно прослушать одну фразу или цитату и на ее основе предположить, как она связано с темой урока | Актуализация знаний в начале урока или в процессе его по мере необходимости | Любой учебный предмет. | 3.3.1. Осуществлять индуктивное обобщение (от единичного достоверного к общему вероятностному), то есть определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения | Индуктивное обобщение осуществляется по следующему алгоритму: | Учитель предлагает внимательно прослушать высказывание и на его основе предположить, как оно может быть связано с темой сегодняшнего урока | Ученики слушают учителя, обсуждают в парах прослушанное высказывание, выдвигают предположения о тематике урока |
6 | Технология формирующего оценивания | Пометки на полях | Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: | Рефлексия учебного содержания | Урок русского языка. | 1.12. Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму | Инструкция: | Учитель инструктирует учеников по работе с изученным материалом | Ученики следуют инструкции учителя и делают соответствующие отметки на полях |
7 | Технология формирующего оценивания | Речевые образцы | Учитель периодически дает ученикам речевые образцы (выражения, подсказки), чтобы строить ответ. Речевой образец педагог предъявляет в письменной или устной форме. Ответ ученика – в устной форме. С помощью речевых образцов педагог анализирует уровень, на котором ученики понимают основные идеи, принципы, логику выполнения задания | Оценка (рефлексия) в ходе урока | Урок литературы. | 1.21. Самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами | Инструкция: | Учитель анализирует понимание учениками основных идей, принципов и логики построения монологического высказывания на заданную тему | Ученики учатся делать монологические высказывания на заданную тему, обосновывать высказанное мнение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в выработке основных компетенций школьников на уроках русского языка и литературы
В этой работе я постаралась обобщить свой опыт по применению компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы; рассмотреть, какие компетенции при этом вырабатываются у учащихся....
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....
Технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы.
Технология "Уровневая дифференциация"1. Конспект урока "Союз как часть речи", 7 класс.2. Фрагменты уроков литературы по теме "М.Пришвин "Кладовая солнца".6 кла...
Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы
-Ассоциативные образы в преподавании литературы, основанные на идеях академика Н.В.Масловой.- Коллективный способ обучения по В.К.Дьяченко.- Использование информационно-коммуникативных технологий- тех...
Образовательные технологии, применяемые на уроках русского языка и литературы
образовательные технологии...
Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы
Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знания...