Коллективный способ обучения
материал по литературе

Баханова Августина Александровна

Главный принцип современного урока  -  сотрудничество  учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kso2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

СТАРО – ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

671336, Россия, РБ, Заиграевский район, село Старый Онохой, ул. Новая, д.1, тел. (8-30136) 56-0-06

Доклад

                       Коллективный способ обучения  

                                                      (Методсовет)

Баханова Августина Александровна,

   учитель русского языка и литературы

                                                         

                                                                        2019г.

Целью современного урока литературы является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, для развития литературоведческих навыков, формирования монологической речи, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.

В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными способностями, возможностями, мотивами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти. Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Поэтому мы считаем, что главным принципом современного урока должно стать сотрудничество – сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.

Можно выделить следующие признаки коллективной работы:

  • наличие у всех ее участников единой цели;
  • разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
  • налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
  • осознанный общественно-полезный характер всех и каждого ученика в отдельности;
  • культивация заботы всех о каждом и каждом обо всех; достижение равенства объективных условий для каждого.

Преимущества технологии коллективного обучения : 1) решается проблема перегрузки учащегося при максимальном использовании его возможностей; 2) акцентируется внимание учителя на работе с различными категориями детей; 3) достигается базовый уровень всеми учащимися; 4) учитель ориентируется на особенности субъектного опыта школьников. Снимается отрицательная направленность учащихся к образовательному процессу.

При использовании такой формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:

  1. При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих “ритуалов” взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные – свободные и творческие формы совместной работы учащихся.
  2. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с одним-двумя детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль;
    при оценке работы группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие качества : терпеливость, доброжелательность, дружелюбие. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.
  3. Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
  4. При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
    – недопустима пара из двух “слабых” учеников;
    – детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, в этот день нельзя принуждать работать вместе (это можно предложить сделать на следующий день);
    – если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
    – нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. Полезен звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (например, колокольчик);
    – овладение умением учащихся работать в группе необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.

В средних классах, когда дети только учатся работать в группе, поэтому мы предлагаем им заполнить анкету по итогам урока:

Как я сотрудничаю сегодня в группе?

Имя__________________________________________________

Я помогал своей группе:_________________________________

дополняя идеи, ответы других____________________________

поддерживая, подбадривая своих товарищей________________

обобщая различные высказывания, мнения___________________

разъясняя, объясняя своим товарищам______________________

Чем я буду заниматься в следующий раз?____________________

Научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах и группах сменного состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "

Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...

Коллективный способ обучения на уроках биологии.

Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...

Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка

           В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"

« … развитие  и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,  собственными силами, с...

Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка

1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...