Коллективный способ обучения
материал по литературе
Главный принцип современного урока - сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kso2.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
СТАРО – ОНОХОЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
671336, Россия, РБ, Заиграевский район, село Старый Онохой, ул. Новая, д.1, тел. (8-30136) 56-0-06
Доклад
Коллективный способ обучения
(Методсовет)
Баханова Августина Александровна,
учитель русского языка и литературы
2019г.
Целью современного урока литературы является создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, для развития литературоведческих навыков, формирования монологической речи, умения высказывать и аргументировать собственное мнение.
В любом учебно-воспитательном процессе учитель имеет дело с индивидуальностями, характеризующимися различными способностями, возможностями, мотивами, особенностями темперамента, свойствами мышления и памяти. Обучение всех детей по унифицированным программам и методикам не может обеспечивать полноценное развитие каждому ребенку. Поэтому мы считаем, что главным принципом современного урока должно стать сотрудничество – сотрудничество учителя и ученика, сотрудничество учащихся друг с другом. И коллективная работа на уроке как нельзя лучше способствует этому.
Можно выделить следующие признаки коллективной работы:
- наличие у всех ее участников единой цели;
- разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы к контролю, учету, управлению;
- налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
- осознанный общественно-полезный характер всех и каждого ученика в отдельности;
- культивация заботы всех о каждом и каждом обо всех; достижение равенства объективных условий для каждого.
Преимущества технологии коллективного обучения : 1) решается проблема перегрузки учащегося при максимальном использовании его возможностей; 2) акцентируется внимание учителя на работе с различными категориями детей; 3) достигается базовый уровень всеми учащимися; 4) учитель ориентируется на особенности субъектного опыта школьников. Снимается отрицательная направленность учащихся к образовательному процессу.
При использовании такой формы организации учебно-воспитательного процесса разработаны следующие методические рекомендации:
- При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как соглашаться, а как возражать; как помогать, а как просить о помощи – без проработки всех этих “ритуалов” взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные – свободные и творческие формы совместной работы учащихся.
- При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. Учитель вместе с одним-двумя детьми у доски показывает на одном примере весь ход работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: “Ты согласен?”, “Не возражаешь?”, “Почему ты так думаешь?”). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль;
при оценке работы группы следует подчеркивать не только ученические, но и человеческие качества : терпеливость, доброжелательность, дружелюбие. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок. - Групповая работа требует перестановки парт. Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга.
- При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:
– недопустима пара из двух “слабых” учеников;
– детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе, в этот день нельзя принуждать работать вместе (это можно предложить сделать на следующий день);
– если кто-то пожелал работать в одиночку, необходимо разрешить ему отсесть и не позволять себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в индивидуальных, ни, тем более, в публичных оценках;
– нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, разговорами в полный голос. Полезен звуковой сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (например, колокольчик);
– овладение умением учащихся работать в группе необходимо фиксировать в индивидуальных листах контроля за их совместной деятельностью.
В средних классах, когда дети только учатся работать в группе, поэтому мы предлагаем им заполнить анкету по итогам урока:
Как я сотрудничаю сегодня в группе?
Имя__________________________________________________
Я помогал своей группе:_________________________________
дополняя идеи, ответы других____________________________
поддерживая, подбадривая своих товарищей________________
обобщая различные высказывания, мнения___________________
разъясняя, объясняя своим товарищам______________________
Чем я буду заниматься в следующий раз?____________________
Научившись работать в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения в парах и группах сменного состава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Инновационная педагогическая технология "ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Пары сменного состава "
Normal style=\'text-align:justify\'>Целевые установки рассматриваемой технологии: Организация усвоения материала (обычно это усвоение правил и алгоритмов деятельности в ЧС)Развитие коммуникативн...
Коллективный способ обучения на уроках биологии.
Коллективный способ обучения – это технология коллективного, группового, парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные формы: индивидуальную, парную, групповую и ко...
Коллективный способ обучения как средство активизации позна-вательного интереса учащихся на уроках иностранного языка
В данной статье рассматривается способ повышения интереса учащихся к изучению английского языка в процессе коллективной роботы. Кроме того, приводятся п...
Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка
Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...
"Групповые формы работы и коллективный способ обучения на уроках математики"
« … развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны и сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, с...
Использование технологии «Коллективный способ обучения по Ривину – Дьяченко» на уроках русского языка
1. Введение.2. Теоретическая часть:1) концептуальные основы технологии;2) особенности содержания и сущностные характеристики КСО;3) методики технологии КСО;3. Практическая часть:1) конспект урока русс...