И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа "Отцы и дети".
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: И.С.Тургенев – создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети» Цель: ознакомить учащихся с историей создания романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»; рассмотреть художественное своеобразие романа и определить, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; формировать культуру читательского восприятия, способность видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста; прививать интерес к истории и литературе родной страны. Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают об истории создания и художественном своеобразии, композиции романа «Отцы и дети»; определяют, в чём заключалось новаторство И. С. Тургенева; составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе.
ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа Кратко охарактеризуйте основные темы, принципы и художественные особенности прозы И. С. Тургенева. Укажите книгу, которая принесла И. С. Тургеневу известность. Почему она стала событием не только в литературной, но и общественной жизни России? Как складывались отношения писателя отечественной публикой и литературной критикой?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя — Духовный облик людей культурного слоя общества в эпоху И. С. Тургенева изменялся очень быстро. Это вносило драматизм в романы писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожидан- ный спад, как правило, с трагическим финалом. Они захватывают небольшой отрезок времени, поэтому точная хронология играет в них существенную роль. Дар Тургенева заключался в его способности легко и непринуждённо сочетать современную ему действительность с общечеловеческими обобщениями самого широкого, порядка и придавать им совершенную форму художественного произведения. Но философская основа его произведений и по сей день остаётся нераскрытой и неизвестной даже для исследователей его творчества. Личность И. С. Тургенева на протяжении почти целого века окружали непримиримые споры в России и за рубежом. Уже его современники осознавали громадное общественное значение созданных им произведений, не всегда соглашаясь с его оценкой событий и деятелей русской жизни, нередко отрицая в самой резкой форме правомерность его писательской позиции, его концепцию социально-исторического развития России. Произведения И. С. Тургенева требуют глубоко и всестороннего анализа. Сделаем и мы с вами попытку глубоко и точно прочитать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», чтобы понять художественный мир писателя.
IV. Работа над темой урока 1. Вступительное слово учителя — 19 февраля 1861 г. царь подписал манифест об освобождении крестьян, обнародованный 5 марта того же года, а вступивший в силу в 1862-м. С этого момента Россия вступила в новый — пореформенный — период своего исторического развития. Начало его было отмечено новой волной крестьянских восстаний. Истинно грабительская сущность царских реформ вскоре стала ясна и многим представителям прогрессивной русской интеллигенции. Стала она ясна и Тургеневу. Однако прошло немало времени, прежде чем он окончательно освободился от иллюзий, связанных с его прежними надеждами на Александра II. Очень сложным и противоречивым был этот период эволюции его мировоззрения. Всё чаще покидает Тургенева уверенность в том, что его надежды сбудутся. Сколько боли было в его письмах этого периода, сколько беспокойства за судьбу родной страны! Именно в это тёмное и тяжёлое время Тургенев приходит к ещё более полному пониманию того огромного значения, какое имела для будущего России деятельность революционеров. Тогда же всё более критическим становится его отношение к либералам. В феврале 1862 г. был опубликован четвёртый роман Тургенева «Отцы и дети», в котором наиболее полно отразились общественно-политические взгляды писателя того времени, отразилось его отношение ко всему происходящему в России.
Тема двух поколений, предопределившая сюжет романа «Отцы и дети», под- сказала И. С. Тургеневу ожесточённая идеологическая борьба между либерала- ми и демократами, развернувшаяся в период подготовки крестьянской рефор - мы. 2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд» Какие персонажи (в обобщённом значении) в романе «Отцы и дети»? Какие отношения между ними? Впишите свои ассоциации в таблицу.
Отцы Дети Взаимоотношения Отцы и дети Пожилые люди Молодые люди Любовь Разные поколения Старики Юнцы Враждебность Не понимающие друг друга Родители Легкомыслие Равнодушие Противоборствующие Умудренные опытом Безрассудные Наивность Вечно спорящие Учителя Нуждающиеся в помощи Уважение Двигатели прогресса Консерваторы Прогрессивные Доверие Символ жизни
3.Сообщение об истории создания романа «Отцы и дети» самостоятельная работа (в парах, с раздаточным материалом) Карточка В одном из диалогов в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов называет Базарова «нигилистом». Что же означает слово «нигилизм» и кто такие «нигилисты»? «Нигилизм» (в переводе с лат.— ничто, ничего) — мировоззренческая по зиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. Это слово ввёл в употребление немецкий писатель и философ, друг Лессинга и Гёте Фридрих Генрих Якоби (1743–1819). Понятие «нигилизм» в своих учениях использовали многие философы — такие,как С. Кьеркегор, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хайдеггер и др. В России этот термин появился в 1829 г. в одной из статей литературного критика Николая Надеждина, а благодаря роману И. С. Тургенева слово «нигилист» стало популярным и нарицательным для человека, отрицающего общепринятые ценности. В русской культуре второй половины XIX в. нигилистами называли пред- ставителей русской разночинной интеллигенции, отрицательно относившихся к устоям дворянского общества и крепостному праву. Для нигилизма этой эпохи было также характерно отрицание авторитетов, критическое отношение к общепринятым экономическим, политическим и социальным устоям, вера в общественный прогресс, отстаивание прав свободы личности, культ разума и труда, увлечение естественными науками.
5. Объяснение учителя ( Учащиеся составляют тезисы основных положений.) — В романе «Отцы и дети» отражён исторический процесс смены поколений. 40-е гг. XIX в. в России были временем либерально настроенных дворян. Они с уважением относились к науке и искусству, сочувствовали русскому народу и верили в естественный прогресс. Позже их стали называть «идеалистами»,«романтиками». В 50–60-е гг. на общественной арене появились разночинцы. Это были образованные люди недворянского происхождения, которые не признавали сословных различий и своим трудом пробивали дорогу в жизнь. Они категорически не принимали всего того, что было связано с дворянским аристократизмом.
Композиция романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Моноцентрическая: в центре находится главный герой, а все «формальные» элементы произведения направлены на раскрытие его характера. Во время своих «странствий» Базаров дважды посещает одни и те же места: Марьино , Никольское, родительский дом Базарова. Таким образом, мы сначала знакомимся с героем, а затем становимся свидетелем того, как под влиянием обстоятельств (дуэль с Павлом Петровичем Кирсановым , ссора с Аркадием, лю - бовь к Анне Сергеевне Одинцовой и т. п.) меняются его взгляды и убеждения
Композиция романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Марьино (усадьба Кирсановых ) Никольское Имение Одинцовой Родители Базарова Небольшой домик мелкопоместных дворян
Композиция Конфликт в романе двуплановый : внешний и внутренний. Внешний конфликт обнаруживается на уровне отношений героев: между его нигилистиче - скими убеждениями (теорией) и требованиями натуры (жизнью). В жанровом отношении «Отцы и дети» — роман многоплановый. Наличие семейно-бытовой темы позволяет назвать его семейным, использование в качестве замысла общественно-исторического конфликта — социальным, глубокое исследование человеческих характеров — психологическим, а освещение философских про- лем — философским. Чаще всего, учитывая степень разработанности указанных аспектов, жанр романа «Отцы и дети» определяют как социально-психологический .
V. Рефлексия. Подведение итогов урока Мини-дискуссия «Учимся дискутировать» Интересно ли для вас, современных читателей, произведение с названием «Отцы и дети»? Согласны ли вы с тем, что рассматриваемый в романе конфликт отцов и детей является вечным? VI. Домашнее задание Подобрать цитатный материал к характеристике образа Базарова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе. История создания.
Конспект урока по литературе для 9-го класса...
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ на тему: «История создания, жанровое и композиционное своеобразие, система образов романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...
Русская матрёшка - история создания
Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства, во внеурочной деятельности....
Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.
Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....
РОМАН А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН». ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ РОМАНА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. ЗАМЫСЕЛ И КОМПОЗИЦИЯ. «ОНЕГИНСКАЯ» СТРОФА
Цели: дать общую характеристику романа, объяснить понятие «онегинская» строфа; познакомить с мнениями критиков о романе....
Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"
Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы....
А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.
Анализ драмы А.Н. Островского "Гроза"....