С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_s._ya._marshak._dramaticheskaya_skazka_dvenadtsat_mesyatsev.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: С. Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев»
Цель: Расширение знаний детей о творчестве С.Я.Маршака. Дать знания о театральном искусстве на примере сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Задачи урока:
образовательные:
- раскрыть стороны профессиональной деятельности С.Я.Маршака;
- дать представление о драматическом роде литературы, рассмотреть жанровые особенности произведения.
- развивать навыки осознанного выразительного чтения;
развивающие:
- учить обобщать и делать выводы,
- развивать умение рассуждать;
воспитательные:
- расширить круг нравственных представлений школьников на основе сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Методы обучения: словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации, стимулирования, использование АМО на разных этапах урока.
Средства обучения: презентация о театре, жизни С.Я.Маршака, аудиозапись сказки «Двенадцать месяцев», цикл музыкальной композиции П.И.Чайковского «Времена года», толковый словарь Ожегова.
Оборудование: мультимедийное оборудование
Ход урока
1.Организационный момент.
а) приветствие
_ Здравствуйте, ребята, садитесь!
б) Проверка готовности учащихся к уроку.
- Начинаем урок литературного чтения. Большую роль играет волшебница-речь. Речь каждого человека должна быть понятной, красивой.
-Ребята, а вам нравится урок литературного чтения? Почему?
-Действительно, на уроках чтения мы учимся красиво говорить, правильно и выразительно читать, учимся любить природу, уважать людей, быть добрыми и справедливыми, честными и вежливыми. А пропуском на наш урок будет считалочка:
2. Актуализация ранее изученного.
Проверка домашнего задания.
/выразительное чтение стихотворения М.Бородицкой/
3. Изучение нового материала.
- Послушайте, ребята.Знаете ли вы, сколько месяцев в году?
-Двенадцать.
-А как их зовут?— Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. Но люди рассказывают, будто была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. Как же это случилось?
- Ребята, из какого произведения этот отрывок?
- Какие герои встречаются нам в этой сказке? (положительные и отрицательные)
- О творчестве какого писателя мы будем говорить сегодня?
- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством С.Я.Маршака.
- Попытайтесь сами сформулировать тему нашего урок
- А какие задачи нам предстоит с вами решить на уроке? (Что нужно сделать на уроке?)
4. Введение в тему.
- С.Я.Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Четырёх лет писал стихи, а с одиннадцати лет учился в гимназии и переводил древне-римского поэта Горация. Семья переезжала из одного города в другой, устроились на постоянное жительство в Петербурге. Учился в Англии, окончил Лондонский университет. С.М. Маршак был очень старательным и любил учиться. Он писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы. В 1920году создал в г.Краснодаре один из первых детских театров, писал пьесы для театра.
- А знаете ли вы, каким человеком был Самуил Яковлевич Маршак? Люди, близко знавшие его, говорят, что Маршак, как все люди, был разным: добрым, веселым, сердитым, щедрым, строгим, взыскательным. Но все вспоминают о нем, как об очень талантливом и трудолюбивом человеке. Маршак и в своём творчестве был разным: поэтом, редактором ж урнала, переводчиком стихов, сатириком, драматургом. Невозможно на одном уроке познакомиться со всеми сторонами творчества поэта.
Сегодня мы будем говорить о нём как о драматурге, начнём знакомство с его драматической сказкой «Двенадцать месяцев».
Пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршак писал во время Великой Отечественной войны. Она была опубликована в 1943 году, после чего была поставлена в Московских театрах. Из славянского фольклора взяты человеческие образы времён года. Именно в древних сказаниях возникли человеческие образы времен года. По одной из версий — Самуил Маршак заимствовал этот сюжет у известной чешской писательницы Божены Немцовой. Известно, что западнославянская легенда подсказала только завязку пьесы, а не весь сюжетВ письме родным С.Я.Маршак писал: «Тема углублена тем, что героиня пьесы «Двенадцать месяцев» живёт в природе и в труде.
- Как вы объясняете, что в годы тяжелейших испытаний драматург взялся за светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
(Дети и во время войны остаются детьми, а сказка помогает им верить в торжество добра и справедливости).
-Дома вы прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями.
- Понравилась вам сказка?
- Чем?
- Кто желает кратко пересказать содержание сказки?
(В этой сказке рассказывается о том, как королева под Новый год издала указ, что наградит того, кто принесет ей корзину подснежников. Жадные и злые Мачеха с Дочерью посылают в лес Падчерицу. Падчерица встречает у костра 12 братьев Месяцев. Они помогают ей, дарят ей подснежники и волшебное колечко. Мачеха с родной Дочерью приносят подснежники во дворец, и Королева приказывает им показать, где они нарвали цветы. Мачеха с Дочерью рассказывают о Падчерице, и Королева со свитой, с Мачехой, Дочкой и Падчерицей едут в лес. Королева хочет казнить Падчерицу, но братья Месяцы приходят ей на помощь, превращают Мачеху и ее Дочку в собак, разгоняют придворных ).
- Ребята, что больше всего удивило вас в этой сказке?
- Какой вывод для себя вы сделали после её прочтения?
Новогодняя сказка «Двенадцать месяцев» берет свое начало из славянского фольклора.. Еще в самом начале работы над сказкой в письме к родным Маршак писал: "Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д."
5. Драма как род литературы
- Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике
- Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки , труднее - драматической)
- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?
Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.
Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил.
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные.
Ремарки — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение
Драма – литературное произведение, построенное в форме диалога и предназначенное для исполнения на сцене.
Я хочу познакомить вас с особенностями драматических произведений.
- начинается со списка действующих лиц.
- состоит из действий (актов);
- действия делятся на картины;
- имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.
При постановке пьесы в театре перед началом зрители приобретают программки, в которых перечислены главные действующие лица пьесы и исполнители. На сцене не звучат слова автора, которые поясняли бы поступки героев. Актеры произносят слова, играя каждый свою роль. Вместо описаний природы на сцене стоят декорации, играет музыка.
Некоторые ребята нашего класса занимались в кружке «Волшебный мир театра». Вы знакомились с постановкой голоса, учились владеть мимикой, жестами, участвовали в постановке небольших сценок. Это был ваш первый опыт работы на сцене. Кому было интересно этим заниматься? А кто в будущем хотел бы стать актером? Какие качества для этого нужны на ваш взгляд?
6. Физминутка
Игра «Угадай героя»
«Сначала надо думать, а потом писать….» (профессор
«Я издам новый закон природы!» (королева)
«Не спи – замерзнешь!» (белочка)
« И платочек на ней тот же самый, дырявый, и сапожонки худые, что днем на ней были» (январь)
«А чтобы и в самом деле не забыла, вот тебе колечко на память.» (апрель)
«Ну, брат Январь, конец зимней весне приходит. Бери свой посох.» (декабрь)
7. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.85
- Рассмотрим список действующих лиц к драматической сказке «12месяцев»
- Какие пояснения даны автором?
- Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?
- Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые
он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.
8.Словарная работа.
-В пьесе встретятся незнакомые нам слова. Давайте поработаем над ними. Найдите в учебнике толкование слов:
КАНЦЛЕР, ГЛАШАТАЙ, МАНТИЯ, РЕСКРИПТ…
9. Чтение первого действия (по ролям).
Проверка первичного восприятия.
- Какие слова «выдают» характер Королевы?
- Королева действительно любит цветы?
- Как можно охарактеризовать её поступок?
Королева – это человек, от которого зависит жизнь государства. Но Маршак нам показал другую Королеву – безответственную, своевольную, неблагодарную, в силу своих недостатков очень одинокую.
- Что вы можете сказать о характере Профессора?
- Когда происходят события сказки?
- Как вы думаете, найдется ли кто-то, желающий выполнить заведомо невыполнимый приказ Королевы?
- Почему?
10. Итог урока.
- С каким произведением мы начали знакомство на сегодняшнем уроке?
- Кто его автор?
- Когда Маршак начал работу над сказкой «12 месяцев»?
- Назовите отличительные особенности драматического произведения?
- Вам интересно узнать, как будут развиваться события?
- Продолжение сказки мы будем читать на следующем уроке.
11. Домашнее задание.
1. Подготовить инсценированное чтение текста « Двенадцать месяцев».
2. Сделать афишу к сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам любимой сказки «Двенадцать месяцев»
Сценарий концерта для учащихся младших классов ДШИ...
инсценировка сказки "Двенадцать месяцев" на современный лад
Выступление класса в новогодней конкурсной программе «Путешествие в сказочную страну»Инсценировка фрагмента сказки «Двенадцать месяцев» на современный лад...
Внеклассное мероприятие. Сказка «Двенадцать месяцев, или ландыши на Новый год в Париже» (Старая сказка на французский лад) в 7 классе
Внеклассное мероприятие в 7 классе. Сценарий сказки "Двенадцать месяцев, или ландыши на Новый год в Париже" (сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" 1 действие на французский лад)...
Новогодний сценарий по сказке «Двенадцать месяцев»
1. Цель: приобщение детей к традициям и обычаям современного российского общества посредством интерактивных методов, игр и сказок. Раскрыть творческие способности детей через различные виды деятельнос...
Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы
Урок литературы по теме "Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы"...
«С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои сказки», 5 класс
Открытый урок...
С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Тема: Самуил Яковлевич Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. Цель и задачи урока: образовател...
- Мне нравится (1)