Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шарова Елена Геннадьевна

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (урок - исследование)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motiv_odinochestva_v_lirike_lermontova.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова».

Тип урока: обучающий.

Тип взаимодействия: сотрудничество.

Цели:

  1. Развитие умений анализировать текст.
  2. Формирование представлений об особенностях лирического произведения, о его языковых средствах, об особенностях реализации авторского замысла в лирическом произведении.
  3. Подготовка учащихся к написанию сочинения-миниатюры.

Задачи:

  1. Закрепить навык анализа лирического произведения.
  2. Закрепить умение находить в тексте изобразительно-выразительные средства.
  3. Научить писать сочинения-миниатюру.
  4. Обобщить знания учащихся об особенностях лирики М.Ю. Лермонтова.
  5. Научить понимать силу поэтического слова.
  6. Повышать культуру речи учащихся и образное мышление.

         Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

 Средства обучения: мультимедийное оборудование: компьютер, проектор; презентации, тексты, схема анализа поэтического текста, портрет М.Ю. Лермонтова.

Методы обучения: эвристический, наблюдений, анализ, исследование, беседа.

Приемы обучения: работа с текстом, работа с презентациями, редактирование записей в тетрадях.

Прогнозируемый результат: формирование коммуникативных умений и навыков, формирование эстетического восприятия лирического произведения, развитие исследовательских, самооценочных и рефлексивных умений и навыков, умение систематизировать и анализировать текст в устной и письменной речи.

Ход урока:

1.Оргмомент.

     2. Мотивация учебной деятельности.

-Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать поэтический текст М.Ю. Лермонтова, проведем исследовательскую деятельность и попытаемся увидеть индивидуальные особенности лирики поэта.

Мы с вами проведем небольшой экскурс по лирическим произведениям М.Ю. Лермонтова: научимся понимать силу поэтического слова и находить в тексте изобразительно-выразительные средства. На уроке мы узнаем, что особенно волновало поэта, как через картины природы он передает свои чувства, в чем заключается общечеловеческий смысл его стихов.

3.Актуализация прежних знаний.

Фронтальная беседа

1) Как вы понимаете «мотив произведений» поэта? Назовите основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова.

2) Какие мотивы, на ваш взгляд, наиболее часто встречаются в лирических текстах поэта?

3) В чем особенность построения этих стихов?

4)  Что значит построено на антитезе?

5) Дайте определение литературоведческому термину «антитеза».

 Часто ли в своих произведениях поэт противопоставляет один мир другому?

         6)Назовите произведения, построенные на антитезе.

4.Восприятие текста (выразительное чтение текста учителем).

Ночевала тучка золотая

На груди утес-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит. Задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

  1. Анализ текста ( в недостаточно подготовленном классе провожу сначала анализ в форме беседы по вопросам учителя).

Задаю вопросы учащимся:

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какое слово-образ встает перед вами?
  3. Назовите два главных действующих лица.
  4. Докажите, что тучка и утес-разные природные стихии..
  5. Можно ли считать эти два образа противоположными  полюсами?

     Действительно, в данном тексте тучка и утес антонимичны, хотя в реальности они не противостоят друг другу. Но здесь они противопоставляется не конкретным значением, а теми ассоциациями и эмоциями, которые вызывают у нас.

  1. Демонстрация на экране  таблицы (лексические цепочки полюсов).

 Проведем исследовательскую работу: заполним  лексические цепочки и ассоциативные ряды в найденных нами образах

ТУЧКА

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Тучка ( уменьш-ласк суф.)

Утром умчалась (олицетворение)

Лазурь

Весело(эпитет) играя (олицетворение)

Легкая, подвижная, легкомысленная, светлая

Яркое солнечное небо

Молодость, беззаботность, радость бытия

УТЕС

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Утес-великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Морщина (олиц.)

Старый (эпитет)

Одиноко(эпитет)

Задумался (олиц.)

Плачет (олиц.)

Тяжелый, темный, неподвижный

Старость

Разлука, одиночество, слезы.

  1. Обсуждение заполненной таблицы:

-Какое впечатление на вас произвела тучка? (она производит чувство радости, молодости, что-то яркого и светлого).

-Как автору удается достичь такового чувства? (используя определенные художественные средства, через светлую цветовую гамму).

-Вызывает ли утес у нас отрицательные чувства ? ( да . во второй строфе утес предстает перед нами старым и очень одиноким).

- Возникает у нас чувство жалости к утесу? (Да. Мы понимаем, что где старость, там одиночество-горе).

-На чьей стороне ваши симпатии: тучки или утеса? (на стороне утеса. Он одинок и его жаль).

Теперь прослушает другое стихотворение «На севере диком…»

  1. Восприятие текста (выразительное чтение текста учителем).

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

 И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

  1. Анализ текста

1. Что общего у этого стихотворения с предыдущим?

2. Какие однокоренные слова звучат в стихотворении «На севере диком…»?

3. Какие два противоположные полюса встают перед нами?

4. Сколько картин можно нарисовать при чтении этого стихотворения?

5. Какое ключевое слово объединяет два противоположных образа?

Проведем исследовательскую работу и самостоятельно заполним лексические цепочки и ассоциативные ряды.

СОСНА

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Север дикий (эпитет)

Одиноко

Голая вершина (мет.)

Дремлет (олиц.)

Снегом сыпучим (эпитет)

Одета (олиц.)

Холод

Грусть

Страх

скука

ПАЛЬМА

Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств

Ассоциации

Снится (олиц.)

Пустыня далекая (эпит)

Солнца восход

Одна и грустна ( олиц.)

Утес горючий (мет.)

Прекрасная пальма (эпит.)

мечта

разлука

утро

печаль

жара

красота.

  1. Редактирование черновых записей  по анализу текста.

Во время анализа текста ученики записывают краткие ответы в тетрадях. При работе с изобразительными средствами выполняют краткие записи в тетради: выписывают метафоры, олицетворения, сравнения, эпитеты. В результате проделанной работы получается черновик, над которым ребята продолжат работу дома.

  1. Актуализация прежних знаний:

-В чем своеобразие лирики М. Лермонтова?

-Какой мотив звучит в стихотворениях М.Ю. Лермонтова?

-Какое ключевое слово объединяет эти два произведения?

12. Подведение итогов урока.

13.Домашнее задание (на выбор):

- напишите сочинение-миниатюру о том, каким вы представляете будущее утеса-великана (сосны).

- нарисуйте  картину к строчке «Одна и грустна на утесе горючем прекрасная пальма растет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Мотивы одиночества в лирике поэта.Стихотворение "Парус"

Данная разработка урока включает в себя биографию М.Ю Лермонтова, историю создания  и анализ стихотворения "Парус"....

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова ("Утёс", "На севере диком", "Парус")

Конспект урока литературы в 6классе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова"...

Конспект урока по литературе по теме : «Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова»

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова - резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕ Тема урока: «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 6 КЛАССЕТема урока:  «Мотивы одиночества в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Три пальмы», «Утес».Тип урока: изучение нового матери...

Совместная презентация "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"

Презентация создана учащимися 6 класса к уроку литературы "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова"...

Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Презентация к уроку-анализу стихотворения-завещания М.Ю. Лермонтова "Выхожу один я на дорогу", завершающего тему "Мотивы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова". В ход урока включены...