Программа элективного курса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Голубева Марина Александровна

Настоящая программа элективного курса   «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» предназначена для подготовки  обучающихся к сдаче итоговой аттестации.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

        Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе. Важным является то, что работа над сочинением- рассуждением  вызывает у учащихся определенные сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_elektiv_11_klass_russkiy_.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Сусанинская средняя общеобразовательная школа»

«Утверждаю»

Директор

___________________М.В. Яблокова

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________________________

«____»____________20 __ г.

«Рассмотрено»

на методическом совете

________________________

Протокол № ___ от

«____»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

 элективного курса  

 «Теория и практика сочинения-рассуждения

 на основе прочитанного текста»

10 класс

 34 часов /1 час;  

Учитель Голубева М.1 кв. кат.

2018 – 2019  учебный год

Пояснительная записка

Настоящая программа элективного курса   «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» предназначена для подготовки  обучающихся к сдаче итоговой аттестации.

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

        Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 11 классе. Важным является то, что работа над сочинением- рассуждением  вызывает у учащихся определенные сложности.

                Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного  ученика.

        Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

        Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

        Материал построен таким образом. Что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом целом. С целью предотвращенияперегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требуется домашней подготовки.

            Цели данной программы:

-научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

-подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

-оказать помощь выпуску в формировании нравственной позиции;

-способствовать интеллектуальному развитию ученика;

-воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

        Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

        Теоретические:

  • освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

Развивающие:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;
  • развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

Практические:

  • совершенствование коммуникативных умений;
  • овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разработанной устной и письменной информацией;

Воспитательные:

  • воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  • воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  • воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений и различных областях жизни;
  • воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

      Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая  нравственные уроки.

        Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

        Доминирующей идеей курса «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста: теория и практика» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

        Занятия данного курса базируется на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V – IХ классах.

        Теоретической основой данного курса являются:

  • лингвистический, стилистический анализ текста;
  • система языковых понятий и функционирование;
  • различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

        Принципы, на которых базируется программа:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
  • уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • научность, связь теории и практики;
  • преемственность;
  • наглядность;
  • систематичность и последовательность;
  • прочность полученных знаний;
  • активность и сознательность обучения.

        Применяемые технологии:

  • технологии исследовательской деятельности учащихся;
  • технологии проблемного обучения.

       

Роль программы в образовательном маршруте обучающего заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

  • овладевает глубокими и систематизированными знаниями;
  • способен работать над разнообразной информацией;
  • может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;
  • способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

       

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

 Содержание курса

Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, в том числе 30 часов практических занятий.

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

        Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

        Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

        При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 2. Основные аспекты анализа текста (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Тема 3. Композиция сочинения (4 часа).

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (4 часа).

Тема текста. Проблема.  Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 5. Рецензирование творческой работы (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 6.  Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля) (4 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.

Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам (4 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 9. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста (4 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами (4 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса (2 часа).

Критерии и  нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен

иметь представление:

  • о коммуникативной функции языка;
  • о литературном языке как основе художественной литературы;
  • о языковых нормах и их признаках;

          знать:

  • смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  • стили речи и их признаки;
  • особенности жанра рассуждения;
  • признаки текста и его функционально смысловые типы;
  •  основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка;
  • основные нормы речевого этикета;

     

уметь:

  • различать стили речи;
  • проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  • вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
  • определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
  • подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  • свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  • создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  • осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
  • применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных   ситуациях общения.

Календарно-тематический план

п\п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекционных занятий

Кол-во практических часов

Формы контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

2

1

1

2

Основные аспекты анализа текста. Композиция сочинения

 

6

3

3

3

Обучающее сочинение по тексту

4

4

Творческая работа

4

Рецензирование и редактирование творческой работы

16

16

Самостоятельная работа

5

Самостоятельная работа с текстами при помощи рекомендаций учителя

3

3

Творческая работа

6

Самостоятельная работа с текстами

2

2

Творческая работа

Список литературы.

  1. «Русский  язык - типовые экзаменационные варианты» Цыбулько И.П. М. Издательство «Национальное достояние», 2015
  2. Егорова Н.В. , Дмитриева А.П. , Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. –М: ВАКО, 2004.
  3. Свидинская Н.Т. , Бугрий Е.П. ЕГЭ сдаём без проблем. – М:ЭКСМО, 2006.
  4. Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. Русский язык.Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2012
  5. http://www.fipi.ru/

Система оценки результатов освоения обучающимися учебного предмета (курса, дисциплины, модуля).

Учебно-тематический план

№п\п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц.

занятий

Кол-во практ. занятий

Формы контроля

Виды контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе

Презентация

2

1

1

Творческая работа

Тематический

2

Основные аспекты анализа текст

Презентация

2

1

1

Творческая работа

Тематический

3

Композиция сочинения.

Презентация

4

2

2

Творческая работа

Тематический

4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

4

4

Творческая работа

Тематический. текущий

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы

2

2

Самостоятельная работа

Итоговый

6

Рецензирование творческих на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля)

4

4

Самостоятельная работа

Тематический. Текущий

7

Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам

4

4

Творческая работа

Итоговый. Тематический. Текущий

8

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя

2

2

Самостоятельная творческая работа

Итоговый

9

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста

4

4

Самостоятельная работа

10

Самостоятельная творческая работа над текстами

3

3

Самостоятельная творческая работа

11

Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса

2

2

Диагностическая работа

Самостоятельная работа над текстом с рекомендациями учителя.

1. Прочитайте текст.

Массовая культура получила распространение в XX веке, в эпоху радио, телефона, кино, телевидения, бесчисленных газет и журналов, рекламы, Интернета, комиксов, поп-музыки, лозунгов. В XIX веке и ранее массовой культуры в полном смысле этого слова не было.

Для чего оказалась нужна массовая культура? Для того же, для чего нужны два полушария в человеческом мозге. Чтобы осуществлять принцип дополнительности,  когда нехватка информации в одном канале связи заменяется её избытком в другом. Массовая культура – это образ реальности, выраженный с помощью привычных знаков, в то время как фундаментальная культура – это образ глубоко вторичный, требующий осмысления, расшифровки. Массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующими культурами техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура принципиально традиционна и консервативна, ориентирована на среднюю языковую норму, на отсутствие подтекста, глубоких метафор.

Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы эта продукция имела коммерческий успех и деньги, затраченные на неё, давали прибыль. 3анимательность же задаётся жёсткими структурными условиями текста. Сюжет и стиль могут быть примитивными, но продукт не должен быть плохо сделан, – наоборот, в своей примитивности он должен быть совершенным. Для массовой литературы нужен чёткий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, отчётливое членение на жанры. Жанры чётко разграничены, и их не так много. Главные из них – детектив, триллер, комедия, мелодрама, фантастика... Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наиболее значительными финансовыми вложениями. Жанры массовой культуры должны обладать жёсткой внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, то есть в них может отсутствовать глубокий смысл. Важно, чтобы жанр мог быть опознан сразу и ожидание зрителя оправдалось.  Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Установка на повторение породила феномен телесериала: временно «умирающая» телереальностъ «воскресает» на следующий вечер. Создатели некоторых сериалов доводят эту идею до абсурда: фильм кончается только тогда, когда он надоест зрителю или когда у продюсера кончатся деньги.

По мнению социологов, массовая культура возникла в XX   веке не только благодаря развитию техники и информационных технологий, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе – в Америке с её Голливудом, символом всевластия массовой культуры. В тоталитарных же обществах массовая культура практически отсутствует. Там часто культивируется бездарная, плохая литература, но это литература, производимая по госзаказу, в ней присутствует идеология и отсутствует коммерция.

 (По В. Рудневу.)

Рекомендации для работы над текстом В. Руднева

I. Сформулировать вопросы после прочтения текста.

1. Когда получила распространение массовая культура?

2. Для чего нужна массовая культура?

3. Какое основное свойство массовой культуры?

4. Почему она получила распространение?

II. На основе составленных вопросов сформулировать проблемы.

               1. Массовая культура – порождение века развитых информационных технологий, ее цель – приносить только прибыль создателям.

                2. Массовая культура рассчитана на низкий интеллект (повторяются сюжеты, отсутствует глубокий смысл).

III. Выбрать наиболее близкую проблему, реально взвесив свои возможности (apгументы). Определить авторское отношение (с каким чувством рассуждает автор о проблемах; средства изобразительности). Автор воздерживается от оценки массовой культуры, но можно понять, что он не считает ее равноценной по значимости культуре настоящей. Примеры: «массовая культура – это образ реальности, выраженной при помощи привычных знаков», фундаментальная культура требует осмысления. Примеры: массовая культура «рассчитана на среднюю языковую норму», «в ней может отсутствовать глубокий смысл», «идею доводят до абсурда».

    IV. Определить собственное мнение по затронутым вопросам, выразив согласие или несогласие с позицией автора.

V. Сформулировать несколько аргументов. (Почему я так считаю, на основе сформулированных проблем. Почему, на мой взгляд, такая культура рассчитана на низкий интеллект? И т. д.) Выбирать следует те, которые сможете доказать. Аргументов должно быть два, остальные при проверке не засчитываются.

Примеры аргументов без иллюстраций:

1. Массовая культура призвана приносить только финансовую выгоду, создателей «шедевров» не интересует содержание.

2. Массовая культура рассчитана на низкий интеллект, поэтому она формирует примитивный вкус.

3. Массовая культура становится основной, то есть последующее поколение по своему умственному развитию будет отставать от предыдущего.

4. Со временем произойдет полное отторжение от культуры истинной.

5. Не удастся сохранить культурное наследство для последующих поколений.

6. При воздействии такой культуры люди будут перенимать модель поведения героев, так как искусство  влияет на воспитание, формирование взглядов молодежи.

VI. Подумайте, какой тип вступления и заключения вы выберете.

Примеры вступлений

Почему на экранах телевизоров бесконечно показывают бессмысленные «мыльные оперы»? Почему особой популярностью читателей пользуются детективы и романы о любви? Кому выгодно формировать в человеке низкий интеллект? Эти вопросы возникли у меня после прочтения текста В. Руднева.

Любовные страсти бразильских героев, неразрешимые личные проблемы миллионеров, успешные расследования преступлений случайными свидетелями, грязные истории из жизни известных людей... Можно бесконечно перечислять то, что приносит в нашу жизнь массовая культура. Но нужно ли это? Какая от этого польза?

Мне немного жаль становится последующее поколение, когда размышляю о культуре будущего. Занимательность массовой культуры, которая активно внедряется с развитием информационных систем, призвана выравнить интеллект до среднего уровня. А в настоящее время именно такая культура является основной.

С каждым годом скуднее становится наша речь, ведь читаем не классику, а «шедевры» занимательных жанров. Исчезли с экранов телевизоров фильмы о войне, об общечеловеческих проблемах. Они, наделенные глубоким смыслом, учили жить. Кажется, что все, что призвано заполнить наш досуг сейчас, не развивает интеллект, обедняет человека. Такие размышления возникают после прочтения текста.

Примеры заключений

 К сожалению, проблемы, поднимаемые в  этом тексте, серьезные. Но хочется верить, что изменятся люди: научатся отделять главное от второстепенного, досуг будут проводить с пользой, познают цену истинного искусства, а жизнь от этого станет интереснее.

Можно бесконечно размышлять над этими проблемами, но главное – пусть каждый сделает свой выбор, путь к которому ему укажет сердце. Я надеюсь, что этот выбор будет не в пользу массовой культуры.

VII. Приступая к написанию работы, не стоит увлекаться эмоциями. Все должно быть точным,  четко должны прозвучать проблемы, при этом стоит уходить от частных проблем в тексте к общим (не вопросы текста, а вопросы общества, государства, человечества в целом). То, что эти проблемы присутствуют в тексте,  доказывайте, обращаясь к содержанию. Не должно быть общих фраз, ведь проверяется то, насколько вы умеете работать с текстом. Точно должно выражаться авторское отношение, пользуйтесь примерами текста. Аргументируйте свою позицию доказательно и уверенно. Большего количества баллов заслуживает работа, в которой чувствуется ваша личная озабоченность проблемами (как меня касаются эти проблемы, задумывался ли я раньше об этом, стоит ли поменять отношение мне лично). Представьте, что текст – это ступеньки лестницы, мысли должны излагаться плавно, последовательно; от одного переходите к другому. Не забудьте об абзацном членении.

YIII. При проверке задумывайтесь над каждым лексическим значением слова, не экспериментируйте с незнакомыми словами. Исправьте неоправданные повторы, если они есть в вашем тексте.

Поурочные планы.

урока

Тема урока

Основные понятия

Форма контроля

Дата проведения

Кор-ка

По плану

По факту

1-2

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса

Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Творческая работа

1-2 неделя

3-4

Тема 2. Основные аспекты анализа текста (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция Аргументы.

Творческая работа

3-4 неделя

5-8

Тема 3. Композиция сочинения (4 часа).

Композиция сочинения. Вступление и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Композиция сочинения. Вступление и его виды

Творческая работа

5-8 неделя

9-12

Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (4 часа).

Тема текста. Проблема.  Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема текста. Проблема.  Авторская позиция

Творческая работа

9-12 неделя

13-14

Тема 5. Рецензирование творческой работы (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок.

Самостоятельная работа

13-14 неделя

15-18

Тема 6.  Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля) (4 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме.

Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.

Самостоятельная работа

15-18 неделя

19-22

Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам (4 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме.

Аргументы. Оформление работы.

Творческая работа

19-22 неделя

23-24

Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя (2 часа).

Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция.

Самостоятельная творческая работа

23-24 неделя

25-28

Тема 9. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста (4 часа).

Исправление недочётов.

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок.

Самостоятельная работа

25-28 неделя

29-31

Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами (3 часа).

Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема текста. Проблема. Авторская позиция.

Самостоятельная творческая работа

29-31 неделя

32-33,34

Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса (2 часа).

Критерии и  нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочётов.

Критерии и  нормативы оценки задания. Типы ошибок.

32-33 неделя

33 часа

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...