Рабочая программа ОУД.02 Литература
рабочая программа по литературе

Пупаева Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины разработана на основе ФГОС. Программа входит в общеобразовательный цикл образовательной программы и предназначена для студентов СПО, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_oud.02_literatura.doc670.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

« Богатовское профессиональное училище»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»

_____________ /_____________/

     (подпись)                       (Ф.И.О.)

«__» ____________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД. 02 Литература

общеобразовательного цикла

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:

38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

                                                с. Богатое, 2017 год


ОДОБРЕНА

Методической комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №   от «___» _____ 20     г.

Руководитель МК  

___________ / ______________ /

(подпись)                 (Ф.И.О.)

Протокол № от «___» ______ 20     г.

Руководитель МК  

____________ / _____________ /

          (подпись)                 (Ф.И.О.)

Протокол № от «___» ______ 20     г.

Руководитель МК  

____________ / ____________ /

          (подпись)                (Ф.И.О.)

Автор

___________ /_______________/

        (подпись)                    (Ф.И.О.)

«___» ______ 20     г.

Эксперт

_________ /_______________/

    (подпись)                    (Ф.И.О.)

___________________________

(ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана в соответствии с требованиями

федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования,

федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности или профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),

примерной программы учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (далее – ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от «21» июля 2015г., регистрационный номер рецензии № 381 от «23» июля 2015г. ФГАУ «ФИРО».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

5

1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………...

5

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы …………………….

5

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……...

6

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины .

11

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………………………….

12

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы ………….

12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………

13

2.3. Содержание профильной составляющей ………………………….

28

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………

34

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………

36

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

  1. Область применения программы учебной дисциплины

        Программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования: 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), экономического профиля профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ

        Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с экономическим профилем профессионального образования.

Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования «Филология» общей из обязательных предметных областей.

Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.

Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса «Литература»  на ступени основного общего образования.

В то же время учебная дисциплина «Литература» для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература»  имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами «История», «Философия», «Иностранный язык» и профессиональными дисциплинами.

Изучение учебной дисциплины «Литература»  завершается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачета  в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.

1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:

личностные результаты:

  • воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
  • понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
  • осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметные результаты:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
  • владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и  умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметные результаты:

  • сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
  • сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.

Виды универсальных учебных действий

(в соответствии с ФГОС СОО)

Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО)

Личностные

(обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях)

OKI. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность,

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Регулятивные:

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка

(обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности)

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,

ОКЗ. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Познавательные

(обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией)

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития,

ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникативных технологий,

ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Коммуникативные

(обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми)

ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями,

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 175 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 117 часов;

- самостоятельная работа обучающегося  58 часов.

В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ не предусмотрено

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

                

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

лабораторные занятия

практическая работа

57

контрольные работы

12

Индивидуальный проект

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:

работа над материалом учебника

творческие работы разных видов

презентации

работа над проектом

подготовка сообщений, рефератов

кроссворды, тесты

9

4

13

10

19

3

ИТОГОВАЯ   АТТЕСТАЦИЯ    В    ФОРМЕ    ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО  ЗАЧЕТА

Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»  осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям),

  1. Тематический    план   и содержание  дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа ( проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание  учебного материала

1

2

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

 Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века

    10

Тема 1.1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков

Содержание  учебного материала

1

2

Особенности русского романтизма и реализма

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 1.2.  А.С.Пушкин

Содержание  учебного материала

3

Темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник». Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

2

2

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 1. Изучение жизни и творчества А.С. Пушкина

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 1.3.  М. Ю. Лермонтов.

        

Содержание  учебного материала

4

2

Жизненный и творческий путь М. Ю. Лермонтова.

Поэтический мир М. Ю. Лермонтова

Противоречивость центрального образа  поэмы «Демон»

3

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 2. Анализ стихотворения

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 1.

Подготовить сообщение «Лермонтов на Кавказе» или «Ставропольские места в рисунках Лермонтова»

3

Тема 1.4.  Н.В.Гоголь

Содержание  учебного материала

2

2

-

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 3. Составление очерка жизни и творчества Н.В. Гоголя. Практическая работа № 4. Анализ повести «Портрет»

2

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.

-

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

42

Тема 2.1.  Культурно-историческое развитие России середины XIX века.

Содержание  учебного материала

1

2

Реализм  в прозе. Новые типы героев в русской литературе.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.

-

Тема 2.2.  А.Н. Островский.

Содержание  учебного материала

4

2

Подготовка к домашнему сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 5. Изучение жизни и творчества А.Н. Островского Практическая работа № 6. Анализ героев пьесы «Гроза»

Практическая работа № 7. Анализ образа Катерины.

3

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 2. Подготовить сообщение «Женские образы в пьесе Островского «Гроза»

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 3. Подготовить доклады на тему «Кто я: вещь или человек?» по пьесам Островского «Гроза» и «Бесприданница»

4

Тема 2.3.  И.А.Гончаров.

Содержание  учебного материала

4

2

И.А.Гончаров. Творческая история романа «Обломов».

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 8. Анализ характера Обломова.

Практическая работа № 9. Осмысление проблемы любви в романе.

Практическая работа № 10. Изучение оценки романа «Обломов» в критике

3

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа № 4.  Разработать тест по содержанию романа

3

Тема 2.4.  И.С.Тургенев.

Содержание  учебного материала

5

2

Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Смысл названия романа «Отцы и дети»

Базаров и Кирсановы.

2

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 11. Анализ образов Базарова и Одинцовой

1

Контрольная работа № 1. Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 2.5.  Н.Г. Чернышевский.

Содержание  учебного материала

2

2

Н.Г. Чернышевский. Особенности жанра и композиции романа «Что делать?»

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 12. Характеристика образа Рахметова. Анализ образов «новых людей»

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 2.6.  Н.С.Лесков.

Содержание  учебного материала

3

2

Н.С.Лесков. Особенности композиции и жанра повести «Очарованный странник».

Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

2

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 13. Характеристика образа Ивана Флягина.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 2.7.  М.Е.Салтыков-Щедрин.

Содержание  учебного материала

3

2

 М.Е.Салтыков-Щедрин. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок «История одного города». Образы градоначальников

2

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольная работа № 2. Тест

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа №  5. Работа над проектом

3

Тема 2.8.  Ф.М. Достоевский

Содержание  учебного материала

7

2

Ф.М. Достоевский. История жизни и творчества.

Отображение русской действительности в романе «Преступление и наказание».

Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова

3

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 14. Анализ образа Петербурга у Достоевского.

Практическая работа № 15. Анализ теории Раскольникова и позиции автора.

2

Контрольная работа № 3. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 6. Написать мини – сочинение «Тема семьи» в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 7. Подготовить кроссворд по роману Достоевского «Преступление и наказание»

4

Тема 2.9.  Л.Н.Толстой

Содержание  учебного материала

10

2

Жанровое своеобразие романа «Война и мир».

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Партизанская война в романе

Обзор творчества позднего периода. Мировое значение творчества Л. Толстого.

4

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 16. Жизненный путь и творческая биография Л.Н. Толстого

Практическая работа № 17.  Анализ «Севастопольских рассказов Л.Н. Толстого

Практическая работа № 18. Сопоставление образов Кутузова и Наполеона в романе.

Практическая работа № 19. Рассмотрение идеала семьи в авторском понимании.

4

Контрольная работа № 4. Сочинение по роману Л.Н. Толстого « Война и мир»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   №8. Анализ эпизода "Бородинское сражение" из романа Л.Толстого "Война и мир" (т.2, ч.2, гл. 19-39)

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 9. Работа над проектом

5

Тема 2.10.  А.П.Чехов.

Содержание  учебного материала

3

2

Герои рассказов Чехова.

1

Лабораторные работы.

Практическая работа № 20. Рассмотрение особенностей  изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

Практическая работа № 21. Анализ пьесы Чехова «Вишневый сад».

2

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века

9

Тема 3.1.Обзор русской поэзии второй половины XIX века.

Содержание  учебного материала

1

2

Русская поэзия второй половины XIX века.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 3.2.Ф. И. Тютчев

Содержание  учебного материала

1

2

Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

2

Тема 3.3. А.А. Фет

Содержание  учебного материала

1

2

Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А. Фета

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 10.

Подготовить презентацию «Адресаты лирики Тютчева и Фета» для визуализации устного сообщения на тему подготовленного реферата «Адресаты лирики Тютчева и Фета»

2

Тема 3.4.  А. К. Толстой

Содержание  учебного материала

1

2

А. К. Толстой. Идейно-тематические и художественные особенности лирики.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 11. Реферат «Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэта («Средь шумного бала…», «Не ветер, вея с высоты…» и др.)».

2

Тема 3.5.  Н.А. Некрасов

Содержание  учебного материала

5

2

Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Жанровое своеобразие лирики

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 22.  Изучение особенностей поэмы  «Кому на Руси жить хорошо».

Практическая работа № 23. Характеристика героев поэмы.

2

Контрольная работа № 5. Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить  хорошо»

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

9

Тема 4.1.  И.А.Бунин

Содержание  учебного материала

1

2

Тема «дворянского гнезда» в рассказе И.А.Бунина« Антоновские яблоки».

1

Лабораторные работы.

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 4.2.  А.И. Куприн.

Содержание  учебного материала

1

А. И. Куприн. Тема любви и социального неравенства в повести «Гранатовый браслет»

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 12. Подготовить сообщение: «Тема любви в произведениях Куприна и Бунина».

3

Тема 4.3. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс»

Содержание  учебного материала

1

2

-

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 24. Особенности  русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 13. Доработать конспект, дать характеристику литературным объединениям, назвать наиболее известных представителей каждого из них

2

Тема 4.4. Новокрестьянская поэзия Н.А.Клюева.

Содержание  учебного материала

1

2

Крестьянская тематика и тема родины в поэзии Н.А. Клюева.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 4.5.  М.Горький.

Содержание  учебного материала

2

2

-

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 25. Анализ пьесы «На дне» М. Горького

Практическая работа № 26. Характеристика герои пьесы «На дне»

2

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 14. Подготовить презентацию для визуализации устного доклада, сообщения, на тему подготовленного реферата «Правда – Бог свободного человека»

3

Тема 4.6  А.А. Блок.

Содержание  учебного материала

3

2

А.А. Блок. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 27. А. Блок. Поэма «Двенадцать».

1

Контрольные работа № 6. Тест

1

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 15. Подготовить презентацию для визуализации устного доклада, сообщения на тему подготовленного реферата «Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока».

3

Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов

    6

Тема 5.1.  Противоречивость развития культуры в 1920-е годы.

Содержание  учебного материала

1

2

-

Лабораторные работы.

 -

Практическая работа № 28. Изучение отражения темы революции и Гражданской войны в творчестве поэтов и писателей

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 16. Подготовить сообщения о творчестве поэта С. Клычкова, о творчестве Аркадия Аверченко («Железный поток» А.Серафимовича, «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова, «Тихий Дон» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Голый год» Б. Пильняка)

3

Тема 5.2.  В.В. Маяковский.

Содержание  учебного материала

2

2

В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Сатира Маяковского.

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа  № 29. Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся.

-

Тема 5.3.  С.А. Есенин.

Содержание  учебного материала

2

2

С.А. Есенин. Развитие темы родины как выражение любви к России.

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа №  30. Анализ поэмы «Анна Снегина»

1

Контрольные работы.

      -

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 17. Подготовить презентацию и сообщение на тему: «Путешествие по есенинским местам».

2

Тема 5.4.  А.Фадеев

Содержание  учебного материала

1

2

А.Фадеев. Гуманистическая направленность романа «Разгром».

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Раздел 6. Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов

   14

Тема 6.1. Становление новой культуры в 30-е годы

Содержание  учебного материала

2

Социалистический реализм как новый художественный метод

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 18. Используя Интернет-ресурсы подготовить доклад «Литература в период становления и развития культуры советской эпохи»

2

Тема 6.2. М. И.Цветаева.

Содержание  учебного материала

1

2

Идейно-тематические особенности поэзии М. И. Цветаевой

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 6.3. О.Э. Мандельштам.

Содержание  учебного материала

1

2

Противостояние поэта «веку-волкодаву».

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 6.4. М.А. Булгаков.

Содержание  учебного материала

3

2

Ершалаимские главы. Москва 30-х годов.

Любовь и судьба Мастера.

2

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 31. Изучение биографии и творчества М.А. Булгакова

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 6.5. А.Н.Толстой.

Содержание  учебного материала

2

2

А.Н.Толстой. Роман« Петр  Первый» - художественная история России 18 века.

1

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 32. Характеристика образа  Петра.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 6.6. М.А. Шолохов.

Содержание  учебного материала

6

2

«Тихий Дон» - роман о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.

1

Лабораторные работы.

Практическая работа № 33. Изучение биографии М.А. Шолохова. Трагический пафос «Донских рассказов»

Практическая работа № 34. Характеристика образа Григория Мелехова.

Практическая работа №  35.  Рассмотрение изображения женских судеб в романе

3

Контрольная работа № 7. Сочинение по роману М. А Шолохова « Тихий Дон».        

2

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 19. Разработать кроссворд по произведениям М.Шолохова.

2

Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных                                                           лет

   3

Тема 7.1. А.А. Ахматова

Содержание  учебного материала

1

А.А.Ахматова. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 7.2. Б.Л. Пастернак

Содержание  учебного материала

1

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Образ Юрия Живаго.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 7.3. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.

Содержание  учебного материала

1

2

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Бергольц,  Ю. Друнина, К.Симонов, А. Сурков)

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

 Раздел 8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

13

Тема 8.1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века.

Содержание  учебного материала

1

2

Развитие литературы 1950—1980-х годов

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 8.2.Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

Содержание  учебного материала

5

2

Изображение жизни советской деревни.

Историческая тема в советской литературе

Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов

Развитие жанра фантастики

4

Лабораторные работы.

-

Практическая работа № 52. Рассмотрение отражения  проблемы человека на войне в литературе.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 20. Подготовить рефераты по творчеству писателей – фронтовиков (Бондарев, Богомолов, Кондратьев, Быков и др.).

2

 Тема 8.3.Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

Содержание  учебного материала

3

Лирика поэтов-фронтовиков

Тема родины в лирике Н.М. Рубцова и Р. Гамзатова

2

Лабораторные работы.

Практическая работа № 37. Изучение развития  жанра авторской песни.

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   №  21. Подготовить рефераты и презентации о жизни и творчестве поэтов – фронтовиков.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 22. Подготовить презентацию и сообщение по творчеству Николая Рубцова на тему «Тихая моя Родина»

6

Тема 8.4.Драматургия 1950—1980-х годов

Содержание  учебного материала

1

2

Социально-психологические пьесы В. Розова

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 8.5.А. Т. Твардовский

Содержание  учебного материала

1

2

А. Т. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 8.6.А.И.Солженицын.

Содержание  учебного материала

2

2

А.И. Солженицын. Отражение конфликтов истории в судьбе  героини рассказа «Матренин двор»

«Один день Ивана Денисовича».Особенности отражения авторской позиции

2

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Тема 8.7.А.В. Вампилов.

Содержание  учебного материала

1

2

Драма «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя.

1

Лабораторные работы.

-

Практические занятия.

-

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

-

Раздел 9.Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

1

Тема 9.1.Русское литературное зарубежье

1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Содержание  учебного материала

1

2

-

Лабораторные работы.

Практическая работа № 38. Изучение особенностей литературы русского зарубежья В.Набоков «Машенька»

1

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   обучающихся.

Раздел 10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

8

Тема 10.1.Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Содержание  учебного материала

8

2

Проза В.Маканина. Рассказ «Лес»

1

Лабораторные работы

-

Практическая работа №  39. Изучение основных направлений развития современной литературы.

Практическая работа №  40. Изучение прозы  В.А. Астафьева Роман «Прокляты и убиты»

Практическая работа №  41. Изучение прозы  В. Распутна «Прощание с Матерой»

Практическая работа №  42. Изучение развития разных направлений в поэзии

Практическая работа №  43. Изучение Драматургии постперестроечного времени

5

Контрольные работы.

-

Внеаудиторная (самостоятельная) работа   № 23. Подготовить сообщения о творчестве С.Довлатова, И.Бродского, Л.Петрушевской и др.

3

Дифференцированный зачет.

2

Всего                                                                                                                                                                                                                    

117

2.3. Содержание профильной составляющей

Для специальности   35.02.05 Агрономия профильной составляющей дисциплины «Литература» для раздела 1  «Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века» являются следующие дидактические единицы:

  1. Историко – культурный процесс рубежа XVIII – XIX веков

Художественная литература как вид искусства, периодизация русской литературы, основные тенденции развития литературы, романтизм, романтический герой, особенности русского романтизма, реализм, становление реализма в русской литературе

  1. А.С. Пушкин

Жизненный и творческий путь поэта, лирический герой и лирический сюжет, понятие элегии, поэмы, трагедии, конфликта произведения, проблематика произведения, психологическая глубина изображения героев, роль Пушкина в становлении русского литературного языка, понятие ритма, размера стиха, знание изобразительно-выразительных средств языка

  1. М.Ю. Лермонтов

Личность и жизненный путь поэта, петербургский и кавказский период творчества, понятие темы и идеи произведения, понятие романтизма, антитезы, композиции, лирического героя, анализ лирического произведения

  1. Н.В. Гоголь

Жизненный и творческий путь писателя, проблематика и художественное своеобразие произведения, понятие сатиры, гиперболы, гротеска, юмора

для раздела 2  «Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века» являются следующие дидактические единицы:

2.1.  Культурно-историческое развитие России середины XIX века

Либералы и разночинцы, отмена крепостного права, реализм в искусстве, полемика о «лишних людях» и «новом человеке»

2.2. А.Н. Островский

Жизненный и творческий путь драматурга, понятие драмы, ее особенности, социальные и нравственные проблемы произведения, конфликт в произведении, оценка героев в критике, роль персонажей второго плана

2.3. И.А. Гончаров

Жизненная и творческая биография писателя, творческая история романа, проблема русского национального характера, типичность образов, антитеза, «лишние люди» в литературе, социально-психологический роман

2.4. И.С. Тургенев

Жизненная и творческая биография писателя, психологизм творчества Тургенева, конфликт «отцов» и «детей», социально-психологический роман, нигилизм в романе, пародия, полемика вокруг романа

2.5. Н. Г. Чернышевский

Очерк жизни и творчества писателя,  образы «новых людей», теория «разумного эгоизма», социальная утопия, антиутопия, женский вопрос в романе

2.6. Н.С. Лесков

Биография писателя, художественный мир писателя, традиции житийной литературы, тема трагической судьбы талантливого русского человека, национальный характер

2.7. М.Е. Салтыков - Щедрин

Жизненный и творческий путь писателя, иносказательность образов, своеобразие фантастики, понятие об условности в искусстве, гротеск, эзопов язык, художественное иносказание

2.8. Ф.М. Достоевский

Жизненный путь писателя, социальная и нравственно-философская проблематика романа, проблема «сильной  личности»  и «толпы», драматичность характеров, тайны внутреннего мира, символические образы в романе, библейские мотивы в произведении, полифонизм романа

2.9. Л.Н. Толстой

Жизненный и творческий путь писателя, духовные искания писателя, война и сила духа русского народа в представлении писателя, утверждение духовного начала в человеке, художественные принципы писателя, проблема русского национального характера, образы героев, духовные искания героев, идея «наполеонизма», патриотизм в понимании писателя, понятие о романе-эпопее, мировое значение творчества писателя

2.10. А.П. Чехов

Биография писателя, художественное своеобразие рассказов, юмористические рассказы, изображение «маленького человека», развитие понятия «драматургия»,  лиризм и юмор в пьесе, особенности символов, Чехов и театр, роль Чехова в мировой драматургии

для раздела 3  «Поэзия  второй половины XIX века» являются следующие дидактические единицы:

  1. Обзор русской поэзии  второй половины XIX века

Фольклор, фольклорные образы в поэзии, «чистое» искусство и гражданская литература

  1. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет

Жизненный и творческий путь поэта, основные мотивы и художественные особенности лирики, жанры лирики, анализ лирического произведения

  1. А.К. Толстой

Жизненный и творческий путь поэта, многожанровость произведений, сатирическое мастерство автора

  1. Н.А. Некрасов

Жизненный и творческий путь автора, гражданская позиция поэта, своеобразие тем, мотивов и образов, понятие народности литературы, стилизация, нравственная проблематика произведения, сатирические портреты

для раздела 4  «Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века» являются следующие дидактические единицы:

4.1. Русская литература на рубеже веков

Биография автора, поэтический мир Бунина, особенности поэтики, особенности прозы, изображение русского национального характера, традиции романтизма в творчестве Куприна, тема «естественного» человека в произведениях, трагизм любви в творчестве, понятие повести, автобиографического романа

4.2. Серебряный век русской поэзии

Проблема традиций и новаторства в литературе, литературные течения поэзии, символизм, акмеизм, футуризм, романтизм, реализм, крестьянская тематика, развитие понятие о драме

для раздела 5  «Особенности развития литературы 1920-х годов» являются следующие дидактические единицы:

5.1.  Противоречивость развития культуры в 1920-е годы

Разнообразие идейно-художественных позиций, единство и многообразие русской литературы

5.2.  В.В. Маяковский

Биография поэта, традиции и новаторство в литературе, новая система стихосложения, тоническое стихосложение, гиперболичность, контрастность, противоречивость произведений

5.3. С.А. Есенин

Биография поэта, поэтизация русской деревни, поэтические средства художественной выразительности, народно-песенная основа стихов, понятие поэмы, лирическое и эпическое в поэме

5.4. А. А. Фадеев

Биография писателя, гуманистическая направленность произведения, революционная романтика, проблема положительного героя в литературе

для раздела 6  «Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов» являются следующие дидактические единицы:

6.1. М.И. Цветаева

Биография поэта, конфликт быта и бытия, времени и вечности, фольклорные и литературные образы и мотивы в поэзии, понятие о средствах поэтической выразительности

6.2. О.Э. Мандельштам

Биография поэта, поиски духовных опор в искусстве, теория поэтического слова, понятие о средствах поэтической выразительности

6.3. М.А. Булгаков

Обзор жизни и творчества писателя, многоплановость романа, традиции русской литературы в творчестве, фантастика и реальность, сатира, разнообразие типов романов в советской литературе

6.4. А.Н. Толстой

Биография писателя, тема русской истории в творчестве, единство исторического материала и художественного вымысла, понятие исторического романа

6.5. М.А. Шолохов

Жизненный и творческий путь писателя, глубина реалистических обобщение в рассказах, поэтика раннего творчества, мастерство психологического анализа, образы и судьбы героев, патриотизм и гуманизм романа, трагедия человека из народа, многоплановость повествования, понятие о стиле писателя

для раздела 7  «Особенности развития литературы периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет» являются следующие дидактические единицы:

7.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Жизненный и творческий путь поэта, лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков, проблема традиций и новаторства в поэзии, тема любви к родной земле, Родине в творчестве, исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием», тема интеллигенции и революции в романе, система образов романа, символика романа, понятие стиля писателя, лирик, лирического цикла

для раздела 8  «Особенности развития литературы 1950 –1980-х годов» являются следующие дидактические единицы:

8.1. Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века

Развитие литературы в контексте культуры, кризис эстетики соцреализма, модернистские и авангардные течения в литературе, многонациональность советской литературы, понятие художественного метода и художественного направления

8.2. Творчество писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы

Понятие литературной традиции и новаторства, тематика и проблематика литературного произведения, понятие романа, повести, новеллы, рассказа, изображение жизни советской деревни, новое осмысление проблемы человека на войне, историческая тема в литературе, автобиографическая литература, публицистическая направленность произведений, развитие жанра фантастики

8.3. Творчество поэтов в 1950-1980-е годы

Развитие традиций русской классики  поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии, развитие авторской песни, своеобразие лирического героя, прием параллелизма

8.4. Драматургия 1950-1980-х годов

Развитие жанра драматургии, социально-психологические пьесы, тематика и проблематика  драматургии, понятие драмы, жанра

8.5. А. Т. Твардовский

Биография поэта, особенности поэтического мира, понятие лирического цикла, поэмы, лиро-эпики, драматизм поэмы, композиция произведения

8.6. А. И. Солженицын

Обзор жизни и творчества, отражение конфликта истории в судьбах героев, характеры героев как выражение авторской позиции, литературные традиции в изображении человека из народа, понятие эпоса, романа, повести, рассказа, публицистики

8.7. А.В. Вампилов

Обзор жизни и творчества, понятие анекдота, драмы, конфликта, нравственная проблематика пьес, система персонажей пьесы

для раздела 9  «Русское литературное зарубежье 1920-1990 г. (три волны эмиграции)» являются следующие дидактические единицы:

9.1. Русское литературное зарубежье 1920-1990 г. (три волны эмиграции)

Понятие эпоса, лирики, характерные черты литературы русского зарубежья, первая волна эмиграции, вторая волна русской эмиграции, третья волна русской эмиграции, осмыслений сталинских репрессий и войны в литературе, диссидентское движение

для раздела 10  «Особенности развития литературы конца 1980-2000 годов» являются следующие дидактические единицы:

10.1. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов

Общественно-культурная ситуация в стране, всплеск антитотолетарных настроений, «задержанная» и «возвращенная» литература, понятие литературного направления, художественного метода, понятие постмодернизма

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа учебной дисциплины «Литература»  реализуется в  учебном кабинете «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству учащихся,
  • многофункциональный комплекс преподавателя,
  • наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.),
  • библиотечный фонд.

Технические средства обучения:

  • мультимедийное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

Обернихина Г.А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Русский язык и литература. Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования: в 2 ч.; под ред. Г.А. Обернихиной, М.: Изд.центр «Академия», 2016

Дополнительные источники:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

Обернихина Г.А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: практикум: учебное пособие для студ. учреждений  сред. проф. образования; под ред. Г.А. Обернихиной, М.: Изд.центр « Академия», 2015

Обернихина Г.А., Мацыяка Е. В.(базовый и профильный уровни): книга для преподавателя: метод. пособие для учреждений  сред. проф. образования; под ред. Г.А. Обернихиной, М.: Изд.центр « Академия», 2014

Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2011.

Сухих И. Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2011.

Интернет – источники:

www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»).

www.uchportal.ru  (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).

www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).

www.posobie.ru (Пособия).

  www.gramota.ru (Справочная служба).

www.gramma.ru/EXM  (Экзамены. Нормативные документы).

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также в результате выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные умения, направленные на приобретение общих компетенций.

Результаты обучения (предметные)

на уровне учебных действий

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • применять нормы русского языка на практике;
  • представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
  •  воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
  • учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • участия в диалоге или дискуссии;
  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

устный опрос

анализ стихотворений

 

анализ эпизодов произведений

самостоятельная работа с текстом

сочинение

тестирование

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Активные и интерактивные формы и методы обучения

формируемые универсальные учебные действия

А. Блок. Тема Родины, тревоги за судьбу России в лирике поэта

1

Презентация

Познавательные

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ

В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии", 5 класс

Рабочая программа потока по литературе "Литература как повод для дискуссии" и тематическое планирование для 5-го класса...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  5 - 9 класс базовый уровень,   МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 10-11 класс. Разработана МО учителей русского языка и литературы...

Рабочая программа по предмету "Литература" по курсу "Русская литература XIX-XX веков" В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского

Рабочая программа по предмету «Литература» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1089  от 05.03.2004 г.), ...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса Составитель: методист МО словесников, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга Быкарева Лариса Николаевна

Рабочая программа по литературе для обучающихся 10 класса создана на основе- Федерального государственного стандарта общего образования-  Примерной учебной  программы основного общего образо...