Урок развития речи " Сила духа"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект урока содержит материал для подготовки к написанию сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ 6 главы "Евгения Онегина" | 19.82 КБ |
Подготовка к сочинению 9.3 | 22.45 КБ |
Урок-размышление | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Дуэль Онегина и Ленского. Кто виноват?
Цели: выяснить причины дуэли и оправдать или обвинить Евгения Онегина;
развивать навыки анализа текста, монологическую речь учащихся;
воспитывать бережное отношение к друзьям.
Ход урока.
1. Слайд 1- Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому”.
- Как вы думаете, откуда эти слова?
- Тогда я вам покажу предметы. Что символизируют платочек и перчатка? (Честь женщины и вызов на дуэль)
- Как будет называться наш сегодняшний урок? (Дуэль Онегина и Ленского)
- Правильно, молодцы! Кем являются друг к другу Онегин и Ленский? (Друзьями)
- На чем основывается дружба, на каких чувствах? (На доверии, понимании, терпении).
- Мы выяснили, что Онегин и Ленский являются друзьями, но между ними состоялась дуэль. Если вы дома прочитали главу, знаете, как закончилась дуэль. (Смертью Ленского)
- Сразу встает вопрос: Кто виноват?
- Так кто виноват, что состоялась эта дуэль, что погиб Ленский?
- Кто из вас считает Евгения Онегина злодеем, бездушным человеком, который убивает на дуэли своего молодого 18-летнего друга Ленского?
- А кто считает, что были обстоятельства, смягчающие вину Онегина?
- Давайте сегодня на уроке будем анализировать мысли, чувства и поступки наших героев, определим, что послужило причиной дуэли, к чему приведет недопонимание между друзьями.
- Прежде чем приступить к работе, давайте прочитаем, что такое дуэль. Познакомимся со значением слов причина и повод, которые являются основными для состояния дуэли.
Слайд 3- что такое дуэль, причина и повод для дуэли. Просмотр видео .
- Я прошу вас во время просмотра видеофрагмента сделать в тетрадях запись «Правила дуэли».
- Наша задача: определить причины состояния дуэли. Для этого поработаем в группах.
Слайд 4- Групповая работа.
1 группа.
Онегин перед дуэлью.
2 группа.
Ленский перед дуэлью.
3 группа.
Нарушения правил дуэли.
4 группа.
Общественное мнение и его роль.
Вывод: причиной дуэли и смерти Ленского явилось ярость Онегина, горячность Ленского, нарушение правил дуэли, зависимость Онегина от общественного мнения.
Вывод о дружбе и друзьях: друзья не должны так поступать друг с другом.
- В начале урока наши мнения разделились. Теперь, когда мы поработали, мы определили причины для состояния дуэли, сделали вывод. Теперь ответьте, пожалуйста, ребята, можно ли считать Онегина виновным в смерти Ленского? Можем ли считать его негодяем, бездушным человеком? Или можем ли мы оправдать Онегина?
- И Онегин, и Ленский … Какое определение мы можем дать нашим героям, какое словосочетание наиболее подходит для ответа на вопрос: кто виноват? (Невольники чести)
- Я дала им такое определение «Невольники чести». Почему?
- Ленский потому, что с наивной мыслью защитить честь любимой женщины, вызывает Онегина на дуэль.
- Онегин из-за боязни общественного осуждения, не желая зла своему другу, убивает его.
- Так кто же виноват в том, что состоялась дуэль, что умер Ленский? Вывод сформулируйте.
Вывод:
Онегин не собирался убивать Ленского!
В ссоре всегда виноваты обе стороны.
Это судьба!
Это приговор общества!
Это приговор Пушкина!
Правила дуэли.
Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно: требование извинений, письменный вызов либо визит секундантов.
- В поединке могли принимать участие лишь равные по положению противники.
- Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.
- Секунданты являются судьями противников и должны быть равного с ними происхождения.
- Родственники одного из противников не могут быть секундантами.
- Секунданты перед началом дуэли должны приложить усилия для примирения противников.
Предварительный просмотр:
Моя «она»
(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (30) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная.
(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8)Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!
(13)Я ненавижу ее, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развелся до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей пока у нас нет…
(16)Не хотите знать ее имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
(19)Ее зовут – Лень.
(По А.П.Чехову)
Моя «она»
(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. (30) Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее, - связь, стало быть, крепкая, прочная.
(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не дает мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8)Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12) Все, все пожирает она, ненасытная!
(13)Я ненавижу ее, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развелся до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей пока у нас нет…
(16)Не хотите знать ее имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…
(19)Ее зовут – Лень.
(По А.П.Чехову)
Урок развития речи по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему «Что такое сила духа?».
Цели.
Обучающие: развитие коммуникативной компетенции учащихся, совершенствование способов анализа текста, обучение определению позиции автора в художественном тексте.
Развивающие: развитие мыслительно - речевой деятельности учащихся, развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательная: формирование активного отношения к собственной жизни.
Ход урока
- Оргмомент.
- Беседа.
- Какие фигуры вы видите перед собой? Назовите их.
- Что можно составить из этих фигур?
- Мы видим перед собой человека. А что должен делать человек в своей жизни? Для чего созданы наши руки? (Трудиться)
- А голова? Ноги? (Мыслить и двигаться)
- А куда должен двигаться человек? (Вперед)
- Давайте посмотрим, действительно ли все так делают люди? Сейчас мы прочитаем рассказ А.П.Чехова « Моя «Она»
- Вы все знаете, кто такой Антон Павлович Чехов. Какие рассказы Чехова мы читали?
-Назовите литературный прием, который использует писатель?
3. Чтение текста.
- Про что вы прочитали?
- Какими словами изображается лень?
- Какие чувства испытывает герой к лени? (« я ненавижу ее, презираю», именно «моя «она» причина всех несчастий)
- Пытается ли герой противостоять этому пороку?
- А почему ему не удается противостоять лени?
- Как вы думаете, ради чего он все это написал? Что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания?
Автор считает, что с ленью можно и нужно бороться.
- История героя – прекрасный пример того, что может сделать с человеком лень. Вернемся к нашей фигуре. Мы сказали, что человек должен мыслить, трудиться, идти вперед. А герой рассказа не такой человек. Дайте, пожалуйста, совет герою.
4. Советы учащихся герою.
5. Просмотр поучительного мультфильма «Лень учиться».
- Кто главный герой?
- Почему с ней случилась такая история?
- Расскажите, ленитесь ли вы иногда, как эта девочка? (Каждый из нас время от времени ленится, когда устает или просто идет на поводу у своих желаний).
- Как вы преодолеваете свою лень?
- Какой вывод вы сделали после прочтения текста и просмотра мультфильма?
Вывод: лень – одна из важнейших проблем современного мира. Люди все чаще перекладывают ответственность на других, откладывают дела, упускают свои возможности и даже мечты из – за лени. Важно вовремя остановить лень, иначе жизнь потеряет смысл, возможности пройдут мимо и кто –то другой воспользуется ими.
- Какие качества нужны, чтобы расстаться с ленью? (Целеустремленность, сила духа, стойкость)
- Дайте определение этим понятиям.
5. Групповая работа.
1 группа. Что такое целеустремленность?
2 группа. Что такое сила духа?
3 группа. Что такое стойкость?
6. Беседа
- Вы дали определение к понятиям. И что вы должны добавить к определению? (Комментирование к определению)
- Это первый абзац сочинения по ОГЭ. Что мы должны написать во 2 абзаце?
- Какие слова мы можем использовать, чтобы привести примеры? (Автор обращает внимание на…, приводит пример из свой жизни, описывает, что…, предлагает поразмыслить…, рассуждает о…, подчеркивает важность…, предлагает…)
- Как мы будем начинать последний абзац, заключение?
В заключение хочу подчеркнуть…
Итак…
Следовательно…
Таким образом…
Потому (поэтому)…
- Мы повторили структуру сочинения по ОГЭ. Дома вы должны написать сочинение «Что такое сила духа?»
Рефлексия.
- О чем мы поговорили на сегодняшнем уроке?
- Что мы повторили на уроке?
- Какой вывод для себя мы сделали? (Быть целеустремленным, сильным духом. Важно воспитывать в себе любовь к труду и искоренять лень. Необходимо учиться, стремиться овладевать новыми знаниями и умениями, развивать свой разум и свою душу, заставлять их работать)
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Урок-размышление «Смысл жизни» по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Дума»
Цели: познакомиться со стихотворением «Дума» М.Ю.Лермонтова.
Задачи: определение связи темы стихотворения с событиями жизни;
развитие навыков анализа лирического произведения;
воспитание чувства ответственности перед собой и своим будущим.
Ход урока.
- Оргмомент. Психологический настрой.
- Мотивация.
– Ребята, чем мы начинаем заниматься, когда начинаем что-то делать?
- Тогда подберите родственные слова к слову ДУМАТЬ. (Дума, вдумчиво, подумать, обдумывать, призадуматься).
- Раз у нас урок литературы, значит, чем мы будем на уроке заниматься? Обратите внимание на названные вами слова.
- Значит, сегодня у нас будет необычный урок. Это урок- размышление, размышление о самом главном. Вы все стоите сейчас пред выбором. Выбором учебного заведения, будущей профессии, но всё это лишь часть вашей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас остановились и задумались. Задумались над тем, что всегда волнует человека. Какой вопрос волнует человечество на протяжении его существования? (Смысл жизни).
- Сегодня наш урок называется «Смысл жизни». Мы познакомимся со стихотворением М.Лермонтова «Дума».
3. Целеполагание.
- Какое событие произошло в 1825 году? Чем закончилось это восстание?
Лермонтов на Кавказе встретился с бывшим декабристом. Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, ни во что не верящего. И в результате родилось великолепно сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости стихотворение.
4. Выразительное чтение стихотворения.
5. Вопросы к анализу стихотворения
1. Что значат слова «Печально я гляжу…» Что печалит лирического героя?
2. Как живет это поколение? ( в бездействии)
3. Почему жизнь их томит? (богаты, не надо думать о работе, живут без цели)
4. Что значит к добру и злу постыдно равнодушны? Причина равнодушия (Воспитание. Так воспитаны)
5. Как они ведут себя перед опасностью, властью?
6. Почему их ум иссушился?
7. Выражают ли они свои мысли и мечты открыто?
8. Почему они не могут испытывать радость?
9. Что же не смогли сберечь?
10. Почему ни поэзия, ни создания искусства не могут их ум шевелить? ( Потому что они скупы и ценят ненужное, бесполезное)
11. На какие чувства способна их душа? ( ненависть, подобие любви, холод души)
12. Что значит « И предков скучны нам забавы»? ( не ценят прошлое, не задумываются о будущем)
14. – К гробу мы спешим без счастья и без славы? ( Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение”)
15. Над миром мы пройдем без шума и следа..( Ничего удивительного не сделают, ничего важного не оставят)
16. Какими вспомнят их потомки, по- мнению лирического героя? (С насмешкой за то, что ничего ценного не оставили)
ВЫВОД: их ум и сердце очерствели, ничто не способно затронуть ни сознание, ни душу этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он не просто живет, а существует. Такие люди исчезнут с лица земли незаметно и бессмысленно.
6. Физминутка.
7. Групповая работа.
1 группа.
- Композиция стихотворения. (Из скольких строф состоит стихотворение, как эти части связаны между собой?)
- Определить размер стихотворения.
2. группа.
1. Определить тему и основную мысль стихотворения.
2. Жанр стихотворения
3 группа.
Выписать эпитеты, метафоры и сравнения
4. Группа.
Написать советы молодёжи 19 века.
8. Беседа.
- Вернемся опять к названию темы нашего урока.
- Смысл жизни. В чём же смысл человеческой жизни?
- Произошло ли развитие России, которое так тревожило поэта? В каких областях мы можем наблюдать развитие? Назовите людей, прославивших Россию.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание
1) Перевод понравившегося отрывка стихотворения «Дума» Лермонтова.
2) Мини-сочинение « Какой вклад я внесу в развитие своей страны?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.
Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)
Жанр урока - урок - исследование. На уроке основным приёмом работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...
Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.
Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках разви...
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»
Доклад на тему: «Развитие ритмико-интонационной стороны речи на уроках развития речи»...