« Технология проблемного обучения на уроках литературы как эффективный способ развития учащихся»
методическая разработка по литературе
Сегодня актуально проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов.
Вышеупомянутый подход соответствует преподаванию русского языка и литературы, позволяет учащимся систематически получать навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах создаёт условия психологического комфорта, помогает свободно излагать свои мысли, уважая мнение других и отстаивая собственные выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass_tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа посёлка Шумовский муниципального района Большечерниговский Самарской области
« Технология проблемного обучения на уроках литературы как эффективный способ развития учащихся»
(номинация «Мастер- класс»)
Ладыгина Ольга Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы,
квалификационная категория: первая.
п. Шумовский, 2022г
Пояснительная записка
Федеральные образовательные стандарты нового поколения, установленные в Российской Федерации в соответствии с требованиями Статьи 7 «Закона об образовании» и предусматривающие построение новой методики образования деятельностного типа дают возможность учителю самосовершенствоваться, используя новые образовательные технологии, а также системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы. Результат возможен только в том случае, если обучающийся будет включён в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.
Технология направлена на самостоятельный поиск, способствующий приобретению опыта целеполагания, достижения поставленных целей, рефлексивной самоорганизации и самооценки, а также коммуникативного воздействия. А за умениями, навыками, развитием и воспитанием должно стоять действие.
Происхождение работы: модифицированная.
Сегодня актуально проблемное обучение, предусматривающее особый вид урока - урок – исследование. Он предусматривает строгую последовательность основных этапов.
Вышеупомянутый подход соответствует преподаванию русского языка и литературы, позволяет учащимся систематически получать навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах создаёт условия психологического комфорта, помогает свободно излагать свои мысли, уважая мнение других и отстаивая собственные выводы.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Е.Н. Ильин «ядром урока» считает вопрос - проблему, которую нужно поставить так, чтобы он был «жгучим» и «личностно значимым»; для того, чтобы этот вопрос был обращен не сразу ко всем сразу, а именно к конкретному человеку [6]. . Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у учеников, дать направленность их мысли.
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле; на уроках обобщения и систематизации.
Система педагогических фактов и условий, влияющих на достижение цели.
Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Цель: описание педагогического опыта, повышение мотивации педагогов к овладению технологией проблемного обучения.
Задачи:
1) продемонстрировать приемы технологии проблемного обучения для формирования положительной мотивации в обучении.
2) отработать приемы технологии проблемного обучения.
- создать условия для профессионального общения и стимулировать творческий рост педагогов.
Методы проблемного обучения на уроках литературы:
- Проблемное изложение знаний (активизирующее изложение, когда учитель в ходе сообщения новых знаний систематически создаёт проблемные ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем, побуждая учащихся к самостоятельной познавательной деятельности).
- Изложение с проблемным началом (учитель, создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом) .
- Частичнопоисковый, или эвристический метод (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение новой проблемы).
- Исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения).
Формы проблемного урока:
1. Урок- сообщение новых знаний. Виды: урок – лекция, урок - беседа, урок - рассказ, урок- решения познавательных задач, лабораторная.
2. Урок- изложение нового материала с постановкой проблемных вопросов.
3.Урок- решение познавательных задач.
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы способствует формировать следующие УУД:
-регулятивные – умение решать проблемы;
-коммуникативные – вести диалог;
- познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы; ·
- личностные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации.
I Организационный этап
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Нашу встречу я хочу начать с вопроса «Почему технология проблемного обучения?» Причина одна: мы с вами преподаем разные предметы, но сталкиваемся с одними и теми же трудностями при работе с детьми.
Уважаемые коллеги, с какими трудностями мы сталкиваемся, обучая современного ученика? (не хотят учиться, равнодушны, не читают). И моя задача как учителя-предметника – заинтересовать, вызвать эмоцию. Со своими педагогическими находками я хочу познакомить вас на сегодняшней встрече.
II . Примеры приёмов, которыми я пользуюсь на уроке литературы, для создания проблемных ситуаций.
- Постановка проблемы самим учителем.
Чем является поход Игоря против половцев — стремлением защитить свою землю от врагов или примером гордыни и тщеславия? («Слово о полку Игореве», 9 класс)
- Столкновение различных мнений по какому-либо вопросу.
Чацкий считает Молчалина глупцом. По словам Гончарова о Молчалине из "Мильон терзаний": "Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота - все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию. " Кто прав? Какое у вас мнение на этот счет? («Горе от ума», 9 класс)
- Сравнение произведений, близких по теме, но различных по истолкованию и оценке.
Сопоставьте «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и сказку «Спящая царевна В.А. Жуковского. Что общего и в чём различие данных произведений? (5 класс).
- Исследовательское наблюдение за языком произведения, за повторами развития действия с целью более глубокого восприятия картин и характеров, созданных автором.
“Живая” душа Чичиков или “мёртвая”? (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)
- Исследовательское познание произведения через нравственную оценку героев, выяснения авторского отношения к ним и нашего отношения к отношению автора.
Проблема неразделенной любви в повести А. И Куприна «Гранатовый браслет». Что поняла Вера Николаевна в сцене прощания с Желтковым? В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее.
- «Яркое пятно» (интригующий материала - фрагмент произведения художественной литературы)
Дуэль между Петром Гринёвым и Швабриным (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»). Скажите, за кого вы переживали в этой сцене? На чьей стороне вы были?
7. Внимание на ключевые слова, несущие смысловую нагрузку текста.
Читаем главу из рассказа В.Г. Короленко « В дурном обществе» «Я и мой отец». Какие, на ваш взгляд, слова в данном случае являются ключевыми? Какую проблему они затрагивают?
8. Прием сравнения, выраженный через ключевой вопрос урока
Кем легче быть: Онегиным или Ленским? Почему?»
9. Столкновение жизненного факта и художественного материала
В чём заключается счастье Печорина? (в сравнении с М.Ю. Лермонтовым)
10.Использование «отрицательной» цитаты
«Не умел я притворяться
На святого походить ….»
«Не собой блистал я – богом…»
(В.Г.Державин)
III. Фрагмент урока В.Г. Короленко «В дурном обществе» (6 класс)
1.Мотивационный этап.
Учитель:
-Что вы знаете о проблемах, которые появляются в жизни каждого человека?
-Можно ли решить эти проблемы и как?
- Вы уже сталкивались с жизненными проблемами и как их решали?
- Кто вам в этом помогал?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель:
- Представьте, что вы наблюдаете со стороны за героями повести «В дурном обществе» В.Г. Короленко.
- На какие проблемы вы обратили бы внимание?
- Какая главная проблема не может оставаться без нашего внимания?
2. Работа с текстом.
Учитель: найдите в тексте ответы на вопросы:
-- Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице?
- Какая проблема появилась в семье Васи?
-Почему получилось так, что они с отцом не понимали друг друга?
- Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»?
-О чем задумался Вася, когда Валек рассказал об отношении Тыбурция к нему и Марусе?
-Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?
-Как Валек и Тыбурций помогали Васе понять отца?
-О чем заставил задуматься Васю разговор с Валеком?
-Что изменилось в отношениях Васи с отцом после истории с куклой?
- Можно ли Васину ситуацию считать актуальной в настоящее время? Да, отвечают дети, можно. (Дети отвечают: «Сейчас много детей, которые убегают из дома, потому что им там плохо живется, потому что они никому не нужны»).
3.Исследование
Самостоятельная работа. Поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация.
-Почему Вася считал себя «негодным мальчишкой»?
-Как он изменился после встречи с «детьми подземелья»?
-Как вы думаете, почему подружились Вася, валек и Маруся? Что привлекло детей друг к другу?
-Чем похожи Вася и Валек? Чему мальчики учат друг друга?
- В чем причина отчужденности, возникшей между Васей и его отцом?
-Кто из них обладал большим даром понимания?
-Как Вася открывал новое в своем отце, а отец – в своем сыне?
-Какая сцена между Васей и его отцом представляется вам наиболее драматичной? Почему?
-Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?
-Почему Тыбурций решился объясниться с отцом Васи?
-Почему после объяснения с Тыбурцием судья называет сына «мальчик», а не по имени?
-Согласны ли вы с утверждением Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу»?
-Можно ли предположить, как теперь будут развиваться отношения Васи с отцом?
Принятие решения. Дискуссия. Обсуждают варианты причин возникновения и решения проблемы в группах.
-Что вы теперь думаете о Васе? Как оцениваете его поступки? Можно ли сказать, что он ведет себя как порядочный человек по отношению к людям? А по отношению к своему отцу?
- Вы уже обратили внимание, что в повести автор использует прием сопоставления. А для чего дается сопоставление Васи и Валека, отца Васи и Тыбурция?
-Что объединяет двух персонажей - отца Васи и пана Тыбурция? Чем они отличаются?
-Как меняется отношение Васи к пану Тыбурцию и почему?
-Какие жизненные уроки могут извлечь дети и взрослые из этой повести?
- Какие люди и события оказали особенно большое влияние на формирование характера главного героя, его личности?
-Какие поступки отца Васи вызывают у вас уважение и почему? Объясните.
-Какую роль в развитии характера Васи сыграла история с куклой?
- Чем интересен Вася и его отец?
-Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?
-Какова будущая дорога жизни у Васи?
- Почему у такой грустной повести оптимистичный финал?
Дискуссия.
Перед началом дискуссии создается группа «Эксперты» (по одному представителю от каждой группы) для оценки выступлений участников дискуссии.
Члены группы «Эксперты» получают оценочные листы, в которых отражены критерии и показатели оценки.
Вопросы для дискуссии:
-Какие проблемы вы увидели в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»?
- Как решают эти проблемы герои повести?
-Какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси? И почему с ними рядом теперь был отец?
-Как эти проблемы решили бы вы? Почему именно так?
Составьте кластер по теме урока у себя в тетрадях.
4.Проблемы и их причины.
Допишите способы решения проблем.
Непонимание. Тяжелая утрата разрушила отношения отца и сына.
Барьер между отцом и сыном. Бродяжничество Васи как реакция на равнодушие отца.
Толерантность и милосердие. Знакомство с дурным обществом помогло Васе по-иному взглянуть на отца.
Я и другие. Случай с куклой окончательно уничтожил барьер, существовавший между Васей и отцом.
Любовь к людям. «Долго сдерживаемая любовь к отцу хлынула целым потоком в сердце Васи».
Заключение
Из опыта работы можно сделать вывод, что в ходе систематического применения технологии проблемного обучения учащиеся могут следующее:
• учащиеся лучше ориентируются не только в содержании отдельного урока, но и в целом по всему изучаемому разделу;
• могут самостоятельно сформулировать тему и выделить главное в ней;
• найти источники получения нужной информации, построить свой ответ в соответствии с темой: начав с утверждений, делать предположения, основываясь на теории, утверждении;
• умеют спланировать свою деятельность для проверки выдвинутой гипотезы;
• разрешить проблему;
• сделать вывод, сравнив свои утверждения с теоретическим материалом.
Список используемой литературы
- Жукова О.А. Проблемы детского чтения [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://nsportal.ru/zhukova-olga-alexandrovna (дата обращения: 10.02.2016) .
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника. Книга для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
- Ильницкая И.А. Проблемная ситуация и пути их создания на уроке. "Новое в психологии и педагогике", №1. - 1985 г.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.:Знание, 1993г. 89с.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками. М.: АПК и ПРО, 2012. 168с.
- Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. – 168 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Просвещение, 1977. – 240 с.
- Новаторство как явление в отечественной дидактике конца XX века [Электронный ресурс]// [Текст]. - http://www.studfiles.ru/preview/2490999/.
- Педагогика Е.Н.Ильина [Электронный ресурс]// [Текст]. -http://ps.1september.ru/article.php?ID=200005501 (дата обращения: 03.02.2016) .
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации] / Г. К. Селевко. – М. : Нар. образование, 1998. – 256 с.
- Фогельсон И.А. Литература учит. Учебное пособие для старшеклассников. - М.: Просвещение, 2001г. – 302 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ . Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
Описание педагогического опыта "Технология проблемного обучения на уроках русского языка и литературыкак эффективный способ развития учащихся"...
Технология проблемного обучения на уроках английского языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности
к краткой статье опубликован подробный урок в 3 классе "Моя комната"...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках литературы
Из опыта работы...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности обучающихся
Концепция модернизации российского образования ставит новые цели и задачи перед общим образованием на современном этапе, подчеркивая необходимость "ориентации образования не только на усвоение обучающ...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся.
В статье даётся не только общая информация по технологии проблемного обучения, но и представляется опыт работы по данной технологии на уроках русского языка и литературы, приводятся пример...