Внеклассное мероприятие "Вся жизнь - один чудесный миг."
методическая разработка по литературе (10 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе "Вся жизнь - один чудесный миг."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._meropriyatie_vsya_zhizn_-_odin_chudesnyy_mig.docx | 53.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная гостиная «Вся жизнь – один чудесный миг».
Цель: развитие познавательной активности учащихся, интереса к творчеству А.С. Пушкина.
Основные задачи мероприятия
- Расширить и углубить знания о времени, в котором жил и творил А.С. Пушкин;
- Способствовать проявлению и развитию творческих способностей при инсценировке, сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
- Развивать речь, мыслительные операции и память.
- Воспитывать умение прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Мультимедийная презентация; аудио-видеозаписи; портрет А.С. Пушкина, выставка книг с произведениями Пушкина.
Участники: учащиеся 8-11 классов.
Подготовка к мероприятию:
- Перечитать произведения А.С.Пушкина.
- Подготовить инсценировки отрывков из произведений Пушкина.
Ход мероприятия.
- Видеоролик «А МНЕ ПРИСНИЛСЯ СОН…» - включить до начала мероприятия.
- Свиридов «ВАЛЬС МЕТЕЛЬ».
СЛАЙД 1.
Лежат поэты на холмах пустынных,
И непонятно, в чём же корень зла,
Что в поединке уцелел Мартынов,
И что судьба Дантеса сберегла?
Что, сколько раз ни приходилось биться,
Как ни была рука его тверда,
Не смог поэт ни разу стать убийцей,
И оставался жертвою всегда?
Неясно, почему? Не потому ли,
Что был им непривычен пистолет?
Но бил со смехом Пушкин пулю в пулю,
Туза навскидку пробивал корнет.
Причина здесь не в шансах перевеса, —
Была вперёд предрешена беда:
Когда бы Пушкин застрелил Дантеса,
Как жить ему и как писать тогда? (Александр Городницкий. Поэты.)
- Почему, почему никого из нас не было с ним в тот окаянный день его гибели? Помочь, спасти, отдать за него жизнь! О, почему мы не были рядом с ним! Мы бы сделали всё, чтобы утешить, успокоить его, расправиться с его врагами. Мы увАжили бы его суеверия и позвалибы зайцев, чтобы они пушистыми комками перебегали дорогу перед самым передком саней, увозивших его на Черную речку. На помощь к нам кинулись бы все те, кто потом, когда он умирал, трое суток день и ночь дежурили у его постели, стояли под окнами квартиры…
- Пушкин умирал. Уходили силы. Все мучительнее становились боли. А в это время совершалось чудо: у квартиры Пушкина на Мойке собирались толпы, такие же, как в тот памятный день на Сенатской площади.
Каждый день к дому Поэта приходили тысячи людей. Никогда Россия не видела такой любви к Поэту и такой ненависти к его врагам.
- нваря. 2 часа 45 минут по полудни. Пушкин скончался.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
- Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в средине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы, да и не нужно: всякое русское сердце знает всю цену этой невозвратимой потери, и всякое русское сердце будет растерзано. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть! (Владимир Одоевский)
- Вечные идеалы – правду и свободу, достоинство и честь – принес нам Пушкин, «пробуждал чувства добрые» своей лирой во всех нас. Да, пленительны стихи Пушкина. Ими невозможно начитаться. Но разве не загадочна, не таинственна личность поэта, его судьба. Сегодня мы приоткроем некоторые странички из жизни поэта. Попробуем заглянуть в детство, за двери Лицея, где учился Пушкин, где провел 6 лет, где начались годы дружбы его и других воспитанников.
3. ПУШКИНСКИЙ ВАЛЬС.
СЛАЙД 2. ДЕТСТВО И СЕМЬЯ
- Будущий писатель, ставший гордостью и славой отечества, появился на свет 6 июня 1799 года в Москве.
- На тот момент его отец, потомственный дворянин Сергей Львович вышел в отставку в звании майора. Позже он состоял в штате Военного Комиссариата, окончательно покинув службу в 1817-м в чине статского советника.
- Мама, Надежда Осиповна, внучка крестника Петра I - Абрама (Ибрагима) Ганнибала и внучатая племянница собственного мужа была хорошо образована, умна и начитана, свободно владела французским языком. В светском обществе ее называли «прекрасной креолкой».
- Из восьмерых детей семейной пары выжили трое – старшая дочь Ольга (1797 года рождения), Александр и младший сын Лев, появившийся на свет в 1805-м.
- Рос Саша в поэтической атмосфере. В их доме бывали многие корифеи словесности, включая Карамзина, Батюшкова, Фонвизина, Вяземского. Его отец, как и дядя, поэт Василий Львович, был всеобщим любимцем, остроумным собеседником и первоклассным шутником. Своим детям он часто читал вслух Мольера и Вольтера.
СЛАЙД 3.
- Воспитание мальчика ряд историков считает безалаберным, он часто был предоставлен сам себе. Им занимались сменявшиеся французы-гувернеры, бабушка со стороны матери, у которой он летом гостил в имении, знаменитая няня Арина Родионовна, пленявшая его чудесными сказками.
- Начальное образование Саша получал дома под руководством случайных учителей. Но с 7 лет он уже взахлеб читал книги из отцовской библиотеки на французском языке, писал стихи и эпиграммы. Ему нравилось также разыгрывать перед домашними маленькие занимательные комедии. Но увы, любимым ребенком в семействе был не он, а младший на 6 лет сын Левушка.
- Бабушка Мария Ганнибал волновалась за своего внука:
«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины.» |
СЛАЙД 4. ЛИЦЕЙ
- В 1811 году Александра отправили в открывшийся императорский Царскосельский лицей. В стенах заведения, созданного для наилучшего образования дворянских детей, он провел 6 лет, обретая новые знания, совершенствуя поэтическое дарование и регулярно публикуя свои стихи в лицейских журналах.
- Александр Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Но днем рождения великого поэта можно назвать и дату 19 октября, потому что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский Лицей, и это день духовного рождения личности поэта.
Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...
- Среди лицейских преподавателей Пушкина был профессор нравственных и политических наук А. П. Куницын, учившийся в Гетингенском университете и бывший близким со многими будущими декабристами. Пушкин на всю жизнь сохранил признательность Куницыну. Он — единственный из лицейских учителей, к которому Пушкин неоднократно обращался в стихах:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
- Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке.
- Лицеист Сергей Комовский вспоминал, что из-за любви к этому языку Пушкина «называли… в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром».
- Пушкину нравилось это прозвище.
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...
—Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив.
- В Лицее тринадцатилетний Александр начал писать стихи.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни, в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: Муза в ней
Открыла пир младых затей...("Евгений Онегин", глава 8, I)
СЛАЙД 5.
- Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году. Был торжественный экзамен в Лицее, на который съехались гости, родные. Приехал из Петербурга и старый, уважаемый всеми поэт – Гавриил Романович Державин. Усталый, в мундире и теплых сапогах, сидел он за экзаменационным столом, рассеянно слушал мальчиков, выходивших на середину залы и читавших стихи.
- Но вдруг Державин встрепенулся, он услышал Пушкина, читавшего свое стихотворение “Воспоминания в Царском селе”.
ИГРА НА ФОРТЕПЬЯНО - АНДРЕЕВА Л. Н.
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.
С холмов кремнистых водопады
Стекают бисерной рекой,
Там в тихом озере плескаются наяды
Его ленивою волной;
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не се ль Минервы росской храм?
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощный
На лоне мира и отрад?
Промчались навсегда те времена златые,
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия,
Цветя под кровом тишины!
ИГРА НА ФОРТЕПЬЯНО - АНДРЕЕВА Л. Н.
- Это были не просто рифмованные строки, это была поэзия. Растроганно обнял маститый поэт Александра, который тут же убежал.
- Спустя годы Пушкин напишет об этой встрече:
- “Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Экзамен наш очень его утомил… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь… Не помню, как я окончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…”
4. Глинка «ВАЛЬС ФАНТАЗИЯ».
СЛАЙД 6.
- В годы учебы в Лицее многие лицеисты крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь. (На сцену весёлой гурьбой выбегают несколько мальчишек)
Пушкин:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Дельвиг:
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Кюхельбеккер:
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Иван Пущин:
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
- Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
СЛАЙД 7.
- "Отличительною чертою Пушкина была память сердца; он любил старых знакомых и был благодарен за оказанную ему дружбу - особенно тем, которые любили в нем его личность, а не его знаменитость…" (С.А. Соболевский. Из воспоминаний о Пушкине).
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
- Несомненно, одной из причин создания ярких, живых стихов была глубокая эмоциональность поэта, способность переживать пылкие, сильные чувства. Он увлекался и увлекал, очаровывая людей, которые к нему приближались. Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.
5. ТАНЕЦ Ф. Шопен «ПОЛОНЕЗ».
6. ГРИБОЕДОВ ВАЛЬС.
СЛАЙД 8. ЛЮБОВЬ
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой; Я слезы лью; мне слезы утешенье;
И я молчу; не слышен ропот мой,
Моя душа, объятая тоской,
В ней горькое находит наслажденье.
О жизни час! Лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье,
Пускай умру, но пусть умру любя!
- Пушкин был счастливым человеком. Он умел любить. Он любил страстно и безнадежно, «искренне и нежно». Он так же, как и все влюблённые, страдал, мучился, ревновал, восхищался возлюбленной, преклонялся перед нею. Сегодня в нашей литературной гостиной - необычные гости. К нам пришли те, кого любил поэт, кому он посвящал свои стихи. Они, возлюбленные Пушкина, приоткроют самые волнующие, самые светлые страницы жизни поэта. И первая наша встреча – с Марией Раевской
- 1820 год. Новый этап в жизни Пушкина. Он едет на юг, в ссылку, навстречу стихам, любви, надеждам. Ему должен исполниться 21 год .Направляясь на кавказские минеральные воды, он совершает путешествие по Крыму и Кавказу с семьей генерала Раевского. Он очарован молоденькой дочерью генерала, Марией, ставшей впоследствии женой декабриста Волконского и поехавшей за ним в Сибирь.
СЛАЙД 9.
Мария Раевская. Во время этого путешествия недалеко от Таганрога я ехала в карете с сестрой, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она настигала меня, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что эта картинка была очень грациозной и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи:
Пушкин.
Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
СЛАЙД 10.
- В январе 1834г. Пушкин получил письмо. Такие конверты приходили 10 лет тому назад, осенью 1824 года из Одессы. Эти письма всегда волновали поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки.
Потом сжигал ее письма…
Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
- И снова послание от неё спустя 10 лет после первой встречи. Пушкин читает написанные знакомой рукой строки, и перед ним встаёт её образ – Елизавета Ксаверьевна Воронцова.
Елизавета Воронцова. С Пушкиным я познакомилась в сентябре 1823 года. Он только что приехал тогда из Кишенёва в Одессу. Тогда я была молода, очаровательна, многие влюблялись в меня без памяти. Я поняла, что и Пушкин с первой же встречи был очарован мною. Не скрою, я произвела на него сильное впечатление. Я не могла ответить поэту полной взаимностью, но в благодарность за его любовь, на память о себе сделала ему подарок.
Пушкину предстоял отъезд в ссылку, в Михайловское, и вот в «грозный час разлуки» я подарила ему свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем. Это кольцо Пушкин бережно хранил.
Пушкин.
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан
СЛАЙД 11.
- Каждая встреча с ней приводила Пушкина в восхищение. Её молодость, красота, талант вдохновляли поэта. Ей он посвятил своё самое знаменитое стихотворение о любви. Анна Петровна Керн…
Анна Керн. Мы встретились с ним в Петербурге, в доме Оленина. Мне было тогда 19 лет, Пушкину – 20. Увидев меня, юную жену 52-летнего генерала, он воскликнул: «Позволительно ли быть до того прелестною!»
Прошло 6 лет. Пушкин был в Михайловском, а я гостила в Тригорском у своей тётки Осиповой Прасковьи Михайловны. Однажды мы сидели за обедом и смеялись. Вдруг вошёл Пушкин, поклонился, но не сказал ни слова: робость была видна во всех его движениях.
Однажды он явился в Тригорском с большой чёрною книгою. Вскоре мы уселись вкруг него, и он прочитал нам «Цыган». Никогда не забуду того восторга, который охватил мою душу. А потом мы слушали романс «Жаворонок».
7. РОМАНС Глинки «ЖАВОРОНОК».
- Затем мы отправились в Михайловское. Никогда я не видела Пушкина столь добродушно весёлым и любезным. Мы гуляли по Михайловским рощам, много говорили. Пушкин был счастлив.
- На другой день я уезжала. Утром Пушкин пришёл в Тригорское и на прощание подарил мне отпечатанную главу «Евгения Онегина». В неразрезанных страницах лежал вчетверо сложенный листок почтовой бумаги со стихами.
Мохан Н. - «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ» - на фоно
Андреева Л.Н.
Анна Керн. Я уехала. Со мною был этот драгоценный поэтический подарок.
СЛАЙД 12.
- Пушкин познал, что такое неразделённая любовь. Ещё одно нешуточное увлечение, пережитое поэтом – Анна Алексеевна Оленина.
Анна Оленина. Пушкин влюбился в меня в мае 1827 года. Особенно часто мы виделись весной и летом 1828 года. Пушкин настойчиво за мной ухаживал, но я не отвечала взаимностью. А он думал обо мне, страдал и не оставлял надежды. Поэт был настолько увлечен мыслью о женитьбе на мне, что рисовал мой портрет на полях своих рукописей, примерял моё имя к своей фамилии: AnnetePouchkine (Анета Пушкина). Как-то в разговоре я ошиблась, сказав Пушкину «ты» вместо почтительного «вы», и уже в следующее воскресенье он привёз мне стихи.
Пустое в ы сердечным т ы
Она обмолвясь заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как в ы милы!
И мыслю: как тебя люблю
Пушкин сделал мне предложение и услыхал от моей матушки Елизаветы Марковны решительный отказ. Причины? Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат. Я его недостаточно любила. После отказа на его предложение Пушкин перестал у нас бывать, а позже написал такие строки.
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
- Глинка Ноктюрн «РАЗЛУКА»
Да, только Пушкин мог быть столь благородным, душевно щедрым даже в неразделённой любви. И я рада, что он стал счастлив с другой.
СЛАЙД 13.
- Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы жизни Пушкина, связанные с именем Натальи Николаевны Гончаровой.
Наталья Гончарова. В конце апреля 1829 года Пушкин сделал мне предложение. Ответ моей матери был неопределённым, ведь я тогда была слишком молода.
Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ, только в конце сентября 1830 года возвратился в Москву, затем в Петербург.
Он делает вторичное предложение, и на этот раз оно было принято.
18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, мы были обвенчаны.
Я видела, как счастлив был Александр Сергеевич, как трепетно и нежно любил меня.
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
- Танец М. Глинка «ВАЛЬС»
Наталья Гончарова Шесть лет мы были вместе.
СЛАЙД 14. ДУЭЛЬ
- Впоследствии в письме к своему другу Петру Александровичу Плетневу от 24 февраля 1831 года Пушкин напишет:«Я женат — и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось — лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». - Но, к сожалению, семейное счастье было недолгим
4 ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где унижали его честь и достоинство, а также жены. Пушкин узнал авторов этого письма и вызвал на дуэль Дантеса.
- ВИДЕО - «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ» - читает Мохан Н.
Всё было кончено. Противников поставили, подали им пистолеты и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться.
Пушкин первый подошёл к барьеру и, остановясь, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая, сказал:
- Je crois que j̕ ai la cuisse fracassee. (Кажется, у меня бедро раздроблено; франц.)
Секунданты бросились к нему, и когда Дантес намеревался сделать то же, Пушкин удержал его словами:
- Attendez! Je me sensassez de force pour tirermon coup. (Подождите, у меня ещё есть силы, чтобы сделать свой выстрел; франц.)
Дантес остановился у барьера и ждал, прикрыв грудь правою рукою.
При падении Пушкина пистолет его попал в снег, и потом Данзас подал ему другой. Приподнявшись несколько и опершись на левую руку, Пушкин выстрелил.
Дантес упал.
На вопрос Пушкина у Дантеса: куда он ранен, Дантес отвечал:
- Je crois que j̕ ai la balledans la poitrine. (Кажется, я ранен в грудь; франц.)
- Браво! – воскликнул Пушкин и бросил пистолет в сторону.
Но Дантес ошибся, он стоял боком, и пуля, только контузив ему грудь, попала в руку.
Пушкин был ранен в правую сторону живота, пуля, раздробив кость верхней части ноги у соединения с тазом, глубоко вошла в живот и там остановилась.
- Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. Все люди, даже безграмотные, считали своим долгом поклониться телу поэта. Университетская и литературная молодёжь решила нести гроб с телом Пушкина на руках до церкви. Похоронили Пушкина тайно в Святогорском монастыре. Стихи М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» переписывались в десятках тысяч экземпляров.
Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И прежний сняв венок - они венец терновый,,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - все молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
«ВАЛЬС» – Феоктистова Ю. (игра на гитаре)
- Глинка Ноктюрн ФА-МИНОР
СЛАЙД 15. Заключение
...И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад...
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край...
...Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит - упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые, скользкие зрачки...
2
И мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?
Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронес,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчетно,
И вольный пламень в сердце закипал
И в свисте пуль за песней пулеметной
Я вдохновенно Пушкина читал!
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв...
...Цветет весна - и Пушкин отомщенный
Все так же сладостно-вольнолюбив. (Э. Багрицкий)
Прошло 182 года с того рокового дня. Но вечно жив в душе народной образ великого поэта. Поэта – Гражданина, Поэта – гуманиста. Пушкин с нами. Пушкин в каждом из нас.
СЛАЙД 16.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Из толкового словаря В.И. Даля: «Бессмертие – непричастность смерти, свойство, качество неумирающего, вечно сущего, живущего, жизнь духовная, бесконечная. Всегдашняя память о человеке на земле, по заслугам или по делам его. Незабвенный, вечнопамятный».
СЛАЙД 17.
В 16 лет поэт написал:
Великим быть желаю,
Люблю России честь.
Я много обещаю.
Исполню ли? Бог весть!
Мы, его потомки, ведаем – исполнил. Потому Пушкин для России – незабвенный, бессмертный, вечнопамятный.
Забвенья нет, как нет
Старенья, угасанья, Есть жизнь,
И камня тоже нет, есть свет земной,
и бронзы тоже нет, - И есть для нас ПОЭТ.
В невольной смене лет
Есть времени дыханье, (А.Краснов).
- Видеоролик «ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПУШКИН».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина "Вся жизнь - один чудесный миг"
Разработка уроков литературы в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина...
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”
Сценарий вечера, посвященного творчеству А.С.Пушкина “Вся жизнь – один чудесный миг”...
Конкурс чтецов “Вся жизнь – один чудесный миг”,посвященный творчеству А.С.Пушкина
Конкурс чтецов “Вся жизнь – один чудесный миг”,посвященный творчеству А.С.ПушкинаВед. Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы собрались в этом уютном залеНеумолимо время мчитьсяНа бысторой тройк...
Внеклассное мероприятие "Жизнь даётся один раз"
Сценарий к недели ЗОЖ....
Внеклассное мероприятие "Жизнь в море"
Внеклассное мероприятие"Жизнь в море и океане.Охрана морей."...
урок изучения биографии А.С. Пушкина в 9 классе "Вся жизнь - один чудесный миг"
Знакомство с биографией поэта и писателя А.С.Пушкина в 9 классе проходит в форме устного журнала, со страниц которого узнаём подробности из жизни поэта. (Информацию о каждой ст...