Внеклассное мероприятие "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"
методическая разработка по литературе (5 класс)
Цели:
1)способствовать повышению познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина;
2)воспитывать бережное отношение учащихся к художественному слову, уважение к творчеству А.С. Пушкина, культурному наследию страны;
3)воспитывать командный дух, сдержанность, умение слушать соперника, чувство локтя учащихся во время соревнования;
4)совершенствовать читателей-знатоков творчества Пушкина;
5)развивать творческие способности учеников, речь, память, наблюдательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.docx | 758.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА»
Цели:
1)способствовать повышению познавательного интереса к сказкам А.С.Пушкина;
2)воспитывать бережное отношение учащихся к художественному слову, уважение к творчеству А.С. Пушкина, культурному наследию страны;
3)воспитывать командный дух, сдержанность, умение слушать соперника, чувство локтя учащихся во время соревнования;
4)совершенствовать читателей-знатоков творчества Пушкина;
5)развивать творческие способности учеников, речь, память, наблюдательность.
Ход мероприятия (СЛАЙД 1)
Праздник наш доступен всем,
Пусть светлеют лица!
Ведь собрались мы затем,
Чтоб повеселиться.
Итак, друзья, начнем программу:
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите песни,
Игры, загадки и пляски,
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
-Дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на необычной встрече любителей творчества А.С. Пушкина.
-Сегодня наше литературное мероприятие посвящено сказкам. Имя этого величайшего русского поэта сопровождает нас всю жизнь. Мир пушкинских стихов, прозы и сказок разнообразен и интересен.
-Сказки в русском народном духе Александр Сергеевич писал на протяжении почти всей своей жизни. Он старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая всегда сильнее смерти. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны[3; 45].
-Но мы сегодня с вами не одни. К нам пришел в гости медвежонок.
-Из какой сказки этот герой?
-С ним приключилась беда. Он потерялся. Поможем медвежонку найти его маму?
-Хотите вместе с нами отправиться в сказочную страну?
-Тогда в путь!
-А путешествовать мы будем с вами на волшебном корабле «Странник».
-Нас ожидает много приключений и необычных встреч. (СЛАЙД 2)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Мы с вами приплыли на остров Буян.
Вам предстоит выполнить первое задание. За каждый правильный ответ получаете сказочный жетон - волшебный орешек. Чем больше у вас будет жетонов, тем быстрее поможете медвежонку добраться домой. (СЛАЙДЫ 3-12)
Просмотр презентации (ученики угадывают, из каких сказок пришли персонажи)
-Мы с вами хорошо поработали. Отправляемся дальше.(СЛАЙД 13)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Перед нами остров Лукоморье.
-Жители острова просят ответить на следующие вопросы:
- Каким фруктом отравилась царевна в сказке «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? (яблоко)
- От кого спас князь Гвидон царевну-лебедь? (коршун Чародей)
- В каких сказках есть цифра 33? («О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане…»)
- Сколько лет рыбачил старик? (30 лет и 3 года)
- Сколько раз забрасывал старик невод? (3 раза)
- Что кричал Петушок со спицы? («Царствуй лёжа на боку»)
- Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С.Пушкина? (изумруды)
- Какой титул имел Гвидон? (князь)
- Где поп встретил работника Балду? (базар)
- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец)
- За какую плату работал Балда у попа? (3 щелчка по лбу)
- Где Гвидон провёл свою юность? (бочка, море-океан)
- Где отыскал царевну герой сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? (пещера, хрустальный гроб)
- Чем отгоняла старуха собаку в сказке «О спящей царевне и о семи богатырях»? (клюка)[6; 32]
-Отправляемся дальше. (СЛАЙД 14)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
- Перед нами остров Синеморье.
-Вы дома должны были нарисовать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
-Все постарались хорошо выполнить это задание. Каждый из вас получает жетон - волшебный орешек.
- А мы отправляемся дальше. (СЛАЙД 15)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Перед нами остров Цветоморье.
-Ребята, жители острова прислали нам телеграммы, на которые необходимо ответить.
1.Да вот веревкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить… (Балда)
2.Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна… (корабельщики)
3.Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно… (царевна)
4.В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха
И завидую оне -
Государевой жене… (сестры)
5.Горе мне!
Попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! Смерть моя пришла… (Царь Дадон)
-(СЛАЙД 16) Хорошо! Молодцы! Наша остановка - остров Зеленоморье.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
-Нам необходимо отгадать, о ком эти строки, назвать из какой они сказки?
1. Ест за четверых,
Работает за семерых.
(Балда / «Сказка о попе и его работнике Балде»)
2. В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха - столбовая дворянка / «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает…
(Царевна Лебедь / «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
(Балда /«Сказка о попе и его работнике Балде»)
- За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне…
(Старуха – царица / «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(Царевна Лебедь /«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.
(Царица-мачеха / «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
8.Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Царевна Лебедь / «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)(СЛАЙД 17)
-Последняя наша остановка – остров Разнотравье. Перед вами три корзинки – три сказки А.С. Пушкина. В каждой корзинке – орех, а в каждом орешке вопрос. По очереди нужно взять один орех-вопрос и ответить на него. За правильный ответ получаете волшебный жетон. «Сказка о рыбаке и рыбке»
1.Сколько лет старик со старухой жили у синего моря?
(Они жили в ветхой землянке.
Ровно тридцать лет и три года)
2.Чем занимались старик со старухой, пока старик не поймал золотую рыбку?
(Старик ловил неводом рыбу.
Старуха пряла свою пряжу)
3.Сколько раз старик ходил к морю, чтобы просить рыбку выполнить желания старухи? (5 раз)
4.Назовите, что в третий раз попросила старуха?
(«Уж не хочет быть она крестьянкой, хочет быть столбовою дворянкой»)
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
1.Где был царь Салтан, когда царица родила дочь?
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко…
2.Кем приходились ткачиха с поварихой царице?
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
3.Как ткачиха с поварихой подменили гонцу письмо для царя Салтана?
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
4.От кого спас князь Гвидон Лебедя?
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
5.В кого превращала Лебедь князя Гвидона? (В комара, в муху, в шмеля)
«Сказка о золотом петушке»
1.Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
2.Опишите, что за страшную картину перед шатром увидел царь Дадон?
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
3.Как погиб царь Дадон?
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился... и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
4.Кому же досталась шамаханская царица?
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
-Ребята, вы помогли медвежонку преодолеть все преграды на пути к его дому. Он вас благодарит и смело отправляется к маме, так как она живет на острове Зеленоморье.(ЩЕЛЧОК 2) За это медвежонок хочет всех угостить вкусными конфетами.
-А теперь настало время подвести итог нашей игры.
-Просим жюри огласить результаты всех конкурсов и назвать победителя! СЛЛАЙД 18 Вот и всё. Последней сказки
Закрываем мы страницу!
В путешествии волшебном
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны,
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга!
Стоит в руки её взять,
И любимые герои
С вами встретятся опять![4; 12]
- Наше сказочное путешествие подошло к концу!
-До новых встреч!
Список литературы
- Бельская Л.Л. Литературные викторины – М.: Просвещение, 2005.
- Волков Г. Мир Пушкина / Г. Волков. – М., 1989.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов / Ю.М. Лотман. – М., 1988.
- Бабаев Э.Т. Творчество Пушкина / Э.Т. Бабаев. – М., 1978.
- Пушкин А.С. Стихи и сказки. Изд. Детская литература., М., 1974.
- Самарцев А. А.С. Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003.
Перечень ЭОР
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | Песня «В гостях у сказки» |
ПРИЛОЖЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”
Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...
"Что за прелесть эти сказки?" (Внеклассное занятие по сказкам А.С. Пушкина)
Внеклассное занятие содержит игровой материал по сказкам А.С. Пушкина для команд 5 классов, куда включены вопросы, задания на внимательность и эрудицию....
Сценарий внеклассного мероприятие по сказкам А.С. Пушкина "Лукоморье"
Данное мероприятие является обобщающим после изучения сказок А.С. Пушкина в пятом классе. В результате проведения сказочного вечера проявляется интерес к прочтению сказок. Мероприятие сопровождается м...
Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)
Показать учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам А.С.Пушкина...
Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина
Урок по сказкам А.С.Пушкина...