Разработка урока литературы
методическая разработка по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога».
Изображение действительности и внутреннего мира человека.
Цели:
- Обучающая: формировать осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом.
- Развивающая: обогащать и усложнять словарный запас учащихся;развивать навыки выразительного чтения; навыки лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями.
- Воспитывающая: создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.
Место урока в системе уроков: третий по теме, двадцать пятый в общем планировании
Тип урока: урок художественного восприятия
Форма урока: беседа
Словарь урока: тема, эпитет, метафора, аллитерация, композиция, олицетворение
Схема записи на доске:
План урока:
Этапы урока: | Методы и приёмы работы: |
I. Оргмомент | Приветствие |
II. Этап проверки домашнего задания | Выразительное чтение тихотворения |
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала | Фронтальная работа Целеполагание |
IV. Этап усвоения новых знаний | Репродуктивные: выразительное чтение Исследовательский: анализ поэтического текста, беседа, определение тропов Слово учителя Словесное рисование Заполнение таблиц ЦОР |
V. Подведение итогов | Фронтальная организация познавательной деятельности Метод незаконченного предложения |
VI. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Слово учителя |
Опережающее индивидуальное задание: 1) подготовить сообщение об истории создания стихотворения
Ход урока:
I. Организационный момент.
Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке и надеюсь, что урок сможет подарить нам хорошие эмоции.
Дежурные докладывают об отсутствующих на уроке.
II. Этап проверки домашнего задания.
Задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания; стимулировать учеников к успеху, формировать ответственность, дисциплинированность.
Конкурс на лучшее чтение стихотворения “Няне ”. Один ученик читает стихотворение, остальные внимательно слушают и оценивают ответ одноклассника. (Спрашиваю 4-5 человек).
III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задача:
1) организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;
2) научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.
1) Слово учителя
- Прочитайте внимательно тему урока. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Какие цели вы сегодня перед собою поставите? (На уроке мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Научимся выразительно его читать. Поработаем над образами стихотворения.) Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.
Откройте учебники на стр. 139. Найдите стихотворение А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Обратите внимание на название произведения. Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, который едет ночью зимой в кибитке? (Я думаю, что настроение лирического героя грустное, тоскливое).
2) Чтение стихотворения.
- Теперь послушаем стихотворение (Звучит стихотворение на диске “Литература”). Обратите внимание на мастерское чтение.
- Каким настроением проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”? Подтвердились ли ваши предположения? (Действительно, в стихотворении звучат грусть, тоска, скука).
3) Показ слайд-шоу репродукций картин русских художников живописцев-пейзажистов. Л.Л.Каменева, Г. Кондратенко, П.П.Соколова, А.К. Саврасова по теме «Зимняя дорога».
4) Слово учителя.
-На картинах русских художников очень часто русская дорога оказывается дорогой зимней. Драматические стороны зимнего состояния природы и взаимодействия с ней человека часто олицетворяют либо социальную жестокость, либо борьбу человека со стихией.
В русскую живопись вошла любовь к России, к бедным селеньям, скудной природе, к смиренной красоте, что обращается в первую очередь к сердцу, а не к глазу.
IV. Этап усвоения новых знаний.
Задача:
1) применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;
2) организовать максимальное творческое участие детей в работе;
3) проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.
1) Детальный анализ стихотворения через систему вопросов.
- Нарисуйте словесную картину, представленную в начале стихотворения. Перечитайте выразительно первую строфу.
- Какие слова помогают нарисовать пейзаж? (“Волнистые туманы”, “пробирается луна”, “печальные поляны”).
- К каким изобразительно-выразительным средствам они относятся? (Эпитеты: “волнистые” туманы, “печальные” поляны).
Вспомним что называется эпитетом.
(Эпитет-определение при слове, влияющее на его выразительность. Выражается преимущественно именем прилагательным.)
Какие ещё литературные тропы вы можете назвать? (Олицетворение: луна “льёт печально свет”.)
Что называется олицетворением?
( Олицетворение-троп, приписывание свойств и признаков одушевленных предметов неодушевленным).
Школьники записывают изобразительно-выразительные средства в тетради /в конце урока мы обратимся к записям при формулировании вывода/.
Примерная запись в тетради:
Средства выразительности, используемые автором для создания поэтического мира
Выразительные средства языка | Примеры из текста |
Эпитеты | “волнистые” туманы, “печальные” поляны |
| |
Олицетворение | луна “льёт печально свет” |
Метафора |
|
|
В ходе работы над текстом ученики обращаются к таблице и записывают примеры.
- Какие однокоренные слова встречаются в этой строфе? Для чего автор дважды употребляет их? (“Печальные”, “печально”. Они помогают понять душевное состояние путешественника.)
- А какие звуки повторяются в сочетании “печальные поляны”? (ПечаЛьНые ПоЛяНы – звуки [п], [л], [н]).
Такой стилистический приём называется аллитерация (повторение одинаковых или однокоренных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность).
Что хочет показать поэт с его помощью? (Если ребята затрудняются ответить, учитель объясняет, что с помощью этих звуков поэт изображает поэтический образ художественного пространства.)
Эти примеры дети также записывают в тетради.
Примерная запись в тетради:
Стилистическое средство | Примеры из текста | Цель употребления |
Аллитерация | печальные поляны | создать образ пространства |
- Прочитайте вторую и третью строфы. Как изменяется панорама изображения? (Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика.)
- Какие звуки вы слышите, читая стихотворение? (Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика.)
- Какие эпитеты выбирает поэт, характеризуя звуки? (“Однозвучный колокольчик утомительно гремит”, песня ямщика долгая). Запись в тетради.
- Как вы понимаете значение слова “долгая”? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)
- А какое действие она оказывает на седока? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас? (И читателю невесело.)
- Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.
2) Словарная работа.
Подберите однокоренные слова к слову “родное”. (Родина. Родня. Народ. Природа. Родник.)
А что для героя родное? (Я думаю, родное – это русское.)
- Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Запишите и эти примеры в тетради.
Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Обратитесь ещё раз к теме урока. К какой её части мы приблизились? (Изображение действительности и внутреннего мира человека.)
Обращение к статье учебника « В мире пушкинских стихотворений о природе»,
стр. 141(самостоятельное чтение).
3)Беседа.
-Какие задачи выполняет описание природы в художественной литературе?
-С кем поэт сопоставляет состояние природы?
-Уместно ли уподобление образа лирического героя образу автора?
-Что изображает Пушкин, рисуя картины природы?
Вывод: действительно, рисуя природу, А. С. Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.
- Прочитайте четвёртую и пятую строфы. Какой знак препинания обращает на себя внимание? (Пушкин использует многоточие).
- Как вы думаете, почему на небольшом отрезке текста поэт использует этот знак четыре раза? (Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.)
- Верно. Как мы сформулируем запись в тетради? (Синтаксическое средство – многоточие – поэт использует для того, чтобы передать грустное настроение седока).
Ваши мысли доказывает ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит.
- Какое значение имеет эпитет “чёрная”? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.)
Запишите в тетради этот эпитет.
- Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)
4) Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения.
- Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.
5) Слово учителя.
- Кто такая Нина, имя которой упоминает лирический герой, осталось неизвестным. Видимо, это любимая женщина. Поэт очень точно и достоверно изображает свидание с нею.
- Прочитайте шестую строфу.
-Где происходит свидание? (у камина).
-Какой звук повторяется в данной строфе? (Звук [ч]).
–Зачем поэт использует аллитерацию в этой строфе? ( мы слышим звук горящих дров, появляется огонь и от картины веет теплом и уютом).
- Верно, с его помощью автор придаёт изображённой картине реалистичность. Свидание проходит у камина. Наконец-то в стихотворении появляется “огонь”, и от картинки веет теплом и уютом. Запишите обобщение сказанного в тетради.
Но это лишь временное утешение героя. Какое состояние героя передаётся в последней строфе? (Ему снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик.)
- К какой панораме вновь нас обращает поэт? Какое средство для этого использует? (Мы снова видим небо, изображённое с помощью метафоры “Отуманен лунный лик”).
Что называется метафорой?
Метафора- слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Метафору запишите в таблицу.
Обратите внимание на начало и конец произведения. Сравните.
- Когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, что и начинается, оно имеет кольцевую композицию.
- Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Я думаю, что стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)
- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя? (Разлука с любимой женщиной.) Вспомните, в какой период жизни самого Пушкина было написано стихотворение. (Ссылка.)
- Одним словом, с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
О каком жизненном пути героя свидетельствует данное стихотворение? (Конечно, о нелёгком, полном трудностей, неприятностей.) Эту метафору запишите в тетради.
- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека.
Проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина? (Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.)
- Значит, возвращаясь к теме урока, мы можем сделать вывод: что эпитет, метафора и олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии.
Вывод дети записывают в тетради.
- Какие стихотворения А. С. Пушкина о зиме вы можете назвать? (“Зимнее утро”. “Зимний Вечер”. “Няне”. “Бесы”.)
- Скажите, все ли они такие грустные, как то, с которым мы сегодня работали? (Нет. Например, стихотворение “Зимнее утро” передаёт радостное настроение лирического героя. А стихотворение “Бесы” полно таинственного.)
- Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)
- Значит, гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.
Просмотр клипа «Зимняя дорога», музыка Г.Свиридова, исполняет И.Архипова.
V. Подведение итогов урока.
Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.
1) Фронтальная беседа.
- Что особенно запомнилось на уроке?
- Что понравилось?
- Каких целей я достиг?
Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....