Методические рекомендации по литературе для учащихся
учебно-методический материал по литературе (8 класс)
Предварительный просмотр:
Анализ лирического произведения.
- Рассмотреть историю создания.
- Объяснить название (если оно есть).
- Определить тему.
- Раскрыть идею.
- Проследить развитие мысли, чувства, настроения.
- Рассмотреть композицию, определить особенности лирического сюжета.
- Раскрыть систему художественных образов и охарактеризовать их.
- Проанализировать язык:
а) изобразительно – выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение и пр.)
б) приёмы поэтического синтаксиса (инверсия, градация, многосоюзие, бессоюзие и пр.)
в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы и пр.)
г) приемы поэтической фонетики (ассонанс, аллитерация и пр.)
- Рассмотреть особенности ритма, определить размер (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий), вид строфы, способ рифмовки (перекрестная, парная, кольцевая), вид рифмы (точная, неточная), вид клаузулы мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая).
- Раскрыть жанровое своеобразие (ода, гимн, элегия, послание, баллада и пр.).
- Определить способ художественного выражения поэтической мысли, а также течение, направление, к которому был близок автор.
- Сделать обобщающий вывод об идейном содержании произведения.
Памятка
Анализ эпического произведения
План анализа художественного произведения
- История создания.
- Тематика.
- Проблематика.
- Идейная направленность и его эмоциональный пафос.
- Жанровое своеобразие.
- Система художественных образов и их внутренние связи.
- Центральные персонажи.
- Сюжет и особенности построения конфликта.
- Пейзаж, портрет, диалог, и монологи персонажей, интерьер.
- Речевой строй произведения (рассуждение, повествование, описание, отступления и т.д.).
- Общая архитектоника произведения.
- Место произведения в истории русской и мировой литературе.
Памятка
Схема анализа эпизода
- Определить границы эпизода.
- Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские размышления.
- Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые особенности, особенно композиции.
- Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти сходные темы, мотивы, размышления автора.
- Указать, какую роль играет анализируемые эпизоды в идейном пространственного произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.
Памятка
Характеристика художественного образа или персонажа
Примерный план.
- Место персонажа в системе образов произведения.
- Характеристика персонажей как определенного социального типа;
а) социальное и материальное положение;
б) внешность.
3. Своеобразие его мировосприятия и мировоззрения, круг интересов, привычек и склонностей.
3.1. Характер деятельности и основные жизненные устремления.
3.2. Влияния на окружающих.
4. Область чувств:
а) отношение к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Личные черты, которые выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) предысторией или биографией;
д) через цель поступков;
е) в речи;
ж) окружающей обстановкой;
7. Какая общественная проблема привела к созданию подобного образа?
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Конспект - более или менее развернутое, последовательное изложение содержания книги, статьи, лекции или другого источника. Он должен отражать не только основные положения, но и связки между «узлами» темы, обоснования и конкретизацию выводов и суждений.
Как написать конспект лекции
- Запишите план лекции. Если он не дан, самостоятельно выделите основные вопросы по ходу лекции. Фиксируйте их в виде краткого плана на полях слева.
- Не старайтесь записывать каждое слово учителя, т. к. при этом можно пропустить главное, потерять нить суждений.
- Особое внимание обратите на правильную запись и выделение основных выводов по каждому пункту плана.
- Не пишите на черновиках – это пустая трата времени. Оставляйте при записи лекции поля. Если что-то не успели записать, не переспрашивайте соседа, не просите учителя повторить. Оставьте свободное место или не законченную фразу, которую допишете потом.
- В тот же день, пока в памяти свежо содержание конспекта, внимательно прочитайте конспект, внесите в него необходимые исправления, восстановите пропущенное, выделите особо важные положения.
- Сформулируйте вопросы, возникшие при перечитывании конспекта и рекомендованной на лекции литературы.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ КОНСПЕКТА
Как написать конспект по параграфу учебника
- Прочитай внимательно текст параграфа, определи главную его мысль.
- Начни работу с текстом параграфа сначала устно:
- подчеркни основные понятия, термины, события, даты;
- перечитывая каждый пункт параграфа, на полях книги или в черновике отметь главную идею (возможно формулирование собственного мнения или выбор цитат, отражающих эту идею);
- составь план конспекта, для того чтобы не осталось пропущенного материала;
- выдели вывод.
3. Отработанный устно материал, можешь отразить письменно в тетради.
4. Проверь свою работу на наличие ошибок, логически правильно
выстроенного текста параграфа.
Памятка
Написания сочинения по литературному произведению
* Пишите сочинение по литературе только по прочитанному Вами произведению.
* Вдумывайтесь в название темы. Определите основную мысль, её предстоит доказать.
* Уточните дату создания произведения, исторические события, во время которых происходит действие.
* Подобрав дополнительную литературу, прочитайте об авторе и этом произведении, отметьте удачные на Ваш взгляд определения и мысли.
* Выразите личное отношение к проблеме и герою.
* Выберете, какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) будет у Вашего сочинения.
* Составьте примерный план.
* Не бойтесь коротко пересказывать содержание текста, но выберите такие эпизоды, которые отвечают на вопросы, обозначенные Вами в данном пункте плана.
* Подбирая цитаты, помните, они не должны быть слишком длинными. Если возможно приведите высказывания критиков или известных людей об этом произведении или герое.
* Напишите черновик, прочитайте его в слух, сделайте нужные поправки.
* Проверьте грамотность. Не ленитесь обращаться к словарям. Избегайте оборотов и слов, в написании и значении которых сомневаетесь.
* Обратите внимание на оформление сочинения. Деления текста на абзацы должно быть логически оправдано.
* Перепишите. Обязательно перечитайте ещё раз, проверьте, нет ли орфографических и пунктуационных ошибок.
ПАМЯТКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ
Эссе - мини- сочинение по представленной теме. Эссе должно восприниматься как единое целое, где четко выражена и понятна идея, не содержится ничего лишнего, лишь самая необходимая информация. Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, собственные мировоззренческие идеи; содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме или позиции.
Структура ЭССЕ
1.Начало (актуализация заявленной темы эссе; составляет 20% всего объема работы).
2. Основная часть (начинается с четко сформулируемого учеником тезиса; приводится 3 аргументированных доказательства или опровержение тезиса, выражающих личную позицию ученика; используется научный подход с необходимым набором научных терминов и понятий; составляет 60% от всего объема работы).
3.Вывод (заключительное суждение, отражающее личную позицию ученика, его взгляд и отношение на заявленную проблему; составляет 20% всего объема работы).
КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ
Прежде чем приступить к написанию эссе нужно:
- Изучите заданный на дом теоретический материал.
- Уясните особенности заявленной темы.
- Продумайте, в чем заключается актуальность темы, чем это вызвано.
- Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
- Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут
вам раскрыть суть тезиса и собственные позиции.
- Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
Требования к написанию эссе:
- Эссе должно восприниматься как единое целое, идея ясна и понятна.
- Эссе содержит только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
- Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть четким по структуре.
- Каждый абзац содержит только одну основную мысль.
- Эссе показывает, что его автор знает и осмысленно использует весь теоретический материал.
- Эссе содержит убедительную аргументацию по заявленной проблеме.
- Начинаться эссе должно с эпиграфов (ученик должен наизусть знать автора и те строки, чьи строки приводятся в качестве высказывания).
При написании эссе:
- Напишите эссе в черновом варианте по представленной структуре.
- Проанализируйте содержание написанного.
- Проверьте стиль и грамотность (исправьте ошибки в собственных понятиях;
композиционное построение эссе; логичность и последовательность).
- Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Памятка
Написания изложения, близкому тексту.
1.Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2.Ответьте на вопросы. Данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднения перечитайте соответствующие части текста.
3.Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4.Определите, к какому типу речи относится текст.
5.Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
6.определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в предложении или пересказе.
7. Прочитайте текст снова, разделяя смысловые части его значительными паузами.
8.Закройте книгу; напишите первый вариант (или черновик) изложения, за тем после проверки и исправления перепишите его.
ПАМЯТКА ПО РАЗВИТИЮ УМЕНИЙ АРГУМЕНТАЦИИ
Аргумент- довод
Аргументация- доказательство
Событие- явление, повторяющееся в ходе исторического развития общества.
Факт- явление никогда неповторяющееся в ходе исторического развития общества, единичное.
Доказательство состоит из аргумента, рассуждения, вывода.
- Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.
- Определи вывод, который будешь доказывать.
- Определи источники, какими будешь пользоваться для аргументации своих выводов.
- Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод, и систематизируй их.
- Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводами.
- Выясни, все ли аргументы исчерпаны.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ
Работа в группах подразумевает групповую кратковременную (1урок) или средневременную работу (от 2 до 4 уроков) по представленной учителем, заявленной самими учащимися или предусмотренной общеобразовательной программой учебной проблемы.
Структура творческой группы:
Для более успешной работы группа должна состоять из 4-5 человек. Роли распределяются в группе следующим образом: в 5-9 классах учитель определяет сам, в 10-11 классах учащиеся самостоятельно определяют роли.
Роли в творческой группе:
- руководитель группы, обеспечивающий слаженную, продуктивную работу группы;
- секретарь, обеспечивающий своевременное фиксирование изучаемого материала;
- выступающий, выражает в краткой, лаконичной, доступной форме наработанный группой материал;
- оппонент, поддерживает или опровергает выступление как представителей своей группы, так и представителей других групп (возможны 2 человека).
Время работы группы:
- кратковременная группа работает 1 урок (40 минут);
- средневременная группа работает 2-4 урока(80-160 минут).
Оформление работы:
- работа оформляется на листах А4;
- работа оформляется на листе ватмана;
- работа оформляется как коллаж;
- работа оформляется как брошюра или проспект.
Перед началом работы учитель проговаривает, в каком виде должна быть оформлена работа.
* Оценивание работы группы:
- оцениваются все участники группы одинаковой отметкой;
- оценивается только выступающий;
- оцениваются толь те участники, которые активно работали в группе.
Перед началом работы учитель проговаривает систему оценивания, чтобы не возникло недоразумения при оценивании в конце работы группы.
Памятка
Написания сжатого изложения.
При написании сжатого изложения текст излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. В тексте отбирается основное и существенное. ,исключается второстепенный материал и обобщение . При сжатии любого текста опускаются диалоги, описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста. Чтобы сжать текст нужно вычленить главную информацию, важно отобрать те действия. которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. Возможно преобразование стиля текста и его типа, так как художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность .При сжатии рассуждения необходимо сохранить все аргументы, сократив подробности .
Последовательность операций при сжатии текста.
1.Определить стиль исходного текста;
2.Уточнить тему и основную мысль ;при этом особое внимание обратить на заглавие и на подтекст;
3.Определить тип речи;
4.Проанализировать содержание текста (выявить микротемы., составить план.,
уточнить центральную часть )
5.Выполнить черновой вариант;
6.Проверить собственный текст на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.
7.Дважды прочитать собственный текст и отредактировать.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ТЕКСТОВ
Работа начинается с фонетического анализа. Предлагаются следующие задания:
Выписать из текстов слова, в которых встречается звук (р ), что достигается повторением этого звука? Сделайте вывод о роли звуковых средств, использованных авторами для создания художественных образов.
Выпишите слова, передающие цвет и запах того, что изображается. Сделайте вывод об отборе лексических средств, которые используют авторы для передачи восприятия природного явления.
Выпишите из текстов глаголы. Определите их вид. Сделайте вывод о типе речи текста. Затем можно рассмотреть роль причастий и деепричастий в текстах. Какие типы предложений встречаются в текстах, какова роль односоставных предложений?
Чтобы приблизиться к пониманию этого замысла, надо выполнить следующие действия:
1. Переписать тексты стихотворений.
2. Определить лексическое значение непонятных или ключевых слов, их стилистическую окраску.
3. Найти слова и словосочетания, употребляемые в переносном значении, объяснить их.
4. Объяснить, почему автор выбрал те или иные синонимы, антонимы и т.д.
5. Обратить внимание на композицию стихотворений.
6. Определить типы предложений, сказуемых, чем они выражены.
7. Какими синтаксическими конструкциями осложнены предложения?
8. В чем заключается звуковое своеобразие стихотворных строк?
9. Определить общую тему и основную мысль предложенных текстов.
Для успешного выполнения подобного задания ученикам можно предложить следующие речевые модели :
Памятка противопоставления:
- наоборот, напротив…
- однако, а, но…
- если – то….
- но бывает и по-другому…
- иное, чем…
- и в то же время…
- в отличие от...
- как не похоже на…
- как по-разному звучат…
- между тем…
Памятка сопоставления:
- как и у …., в стихотворении (тексте……) тоже есть…
- с одной стороны,…..с другой….
- подобно
- …..тоже играет важную роль, но – другую
- и в том и в другом тексте…
- в синтаксическом строе двух текстов мы можем увидеть и сходство и различие…
- вместе с тем…
- не только ( в поэтическом тексте), но и ( в прозаическом).
Предлагаемые задания:
- Определите тему. Какова роль первого предложения: оно указывает на тему или идею текста?
- Подчеркните грамматические основы предложений. Определите вид связи (параллельная или цепная) предложений в тексте
Выделите синонимы, антонимы. Какова их роль в тексте?
- Определите значения многозначных слов, подберите к ним синонимы.
- Определите роль повторяющихся слов.
- Найдите речевые модели сопоставления и противопоставления.
- Объясните роль средств выразительности.
- Прочитайте текст еще раз. Подумайте, как связаны первое и последнее предложения текста. Озаглавьте текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.
Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....
Методические рекомендации для работы с учащимися «Комплекс упражнений психогимнастики для тренинговой работы с группой».
Разработка данного комплекса базировалась на результатах научных исследований Захарова В. П., Хрящева Н. Ю., Матюшкина А. М., Ярошевского М. Г.. В данном комплексе даются конкретные упражнения, к...
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Методические рекомендации для учителей и учащихся Как готовиться к ЕГЭ и ГИА
Источники информации при подготовкек ЕГЭ. Рекомендации Учителю при подготовке к итоговой аттестации. Самостоятельная активная подготовка включает: составление опорных конспектов, работа с терминами и ...
Методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - развивающего обучения
Даны методические рекомендации по оцениванию знаний учащихся в классах коррекционно - разввающего обучения...
Методические рекомендации "Учебно-исследовательские работы учащихся на уроках русского языка и литературы"
В рекомендациях даны основные формы и методы организации проектного обучения. В качестве приложения представлен дидактический инструментарий...
Методические рекомендации «Развитие коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы»
В представленных методических рекомендациях рассмотрена актуальная проблема развития коммуникативных компетенций учащихся с точки зрения современного подхода к преподаванию русского языка и литературы...