Методические рекомендации для учителей и учащихся Как готовиться к ЕГЭ и ГИА
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс) по теме
Источники информации при подготовкек ЕГЭ. Рекомендации Учителю при подготовке к итоговой аттестации. Самостоятельная активная подготовка включает: составление опорных конспектов, работа с терминами и выполнение обучающих тестов. Текущий и тематический контроль. Типичные ошибки выпускников при выполнении заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_kak_gotovitsya_k_ege.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Голубева Н.А.
учитель биологии МОУ Илешевской СОШ
Методическое пособие для учителей биологии
Как готовиться к ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ), ставший с 2009 г. главной формой выпускных и вступительных испытаний, безусловно, требует повышенного внимания к тестовым формам контроля. Но это никоим образом не означает, что подготовка к ЕГЭ должна ориентироваться только на формирование умений выполнять тесты. Только глубокие системные знания, наличие внутрипредметных связей, освоение биологических знаний всех типов и на всех уровнях (репродуктивном, алгоритмическом и творческом) – основа успеха, который будет достигнут при любых формах контроля.
«Случайных» людей среди экзаменующихся по биологии почти нет, в основном ее сдают учащиеся, собирающиеся изучать этот предмет в вузе. В МОУ Илешевской СОШ Кологривского района – это медицинские академии в г. Иваново, г. Ярославле, г. Нижнем Новгороде.
Без серьезной школьной подготовки по предмету в вузе придется сложно, даже если абитуриент сумеет туда поступить.
Как набрать нужные баллы
Из чего складывается итоговая экзаменационная оценка? За каждое верно выполненное задание из 36 заданий первой части абитуриент получает 1 балл, второй части (8 заданий) – 1–2 балла, третьей части (6 заданий) – по 2–3 балла. Максимально возможный балл – 69. Это первичный тестовый балл.
В зависимости от общих итогов всех экзаменующихся происходит перерасчет баллов, в результате которого первичный тестовый балл (69) превращается в тестовый балл (100). Но шкала пересчета первичных баллов в тестовые меняется ежегодно.
К сожалению, серьезные научные исследования, основанные на статистической обработке больших баз данных, говорят, что только средние результаты тестирования измеряются с относительно небольшой погрешностью, при увеличении или уменьшении тестового балла погрешность измерения резко возрастает. Это однозначно свидетельствует о невозможности измерения с достаточной точностью уровней подготовленности участников ЕГЭ при помощи одноразовой процедуры тестирования.
Для достижения необходимой точности на всей шкале от 0 до 100 баллов необходимо или в несколько раз увеличить длину теста (что невозможно по ряду причин), или проводить тестирование по крайней мере в два этапа:
итоговый за школу и входной в вуз – по другому тесту для наиболее сильных.
таким образом, если необходимо измерять уровень подготовленности в очень разнородной группе, то желательно предварительно разделить эту группу на подгруппы и предъявлять каждой подгруппе тест соответствующей трудности. Но в настоящий момент мы имеем одноэтапный ЕГЭ и приходится с этим смириться. Опыт абитуриентов прошлых лет показывает: сдать ЕГЭ по биологии несложно(http://www.ucheba.ru/egearticle/11378.html). так, в 2008 и 2009 гг. нужно было набрать 17 первичных тестовых баллов из 69, т.е. минимальная положительная оценка составляла всего 35 тестовых баллов.
С этой задачей успешно справились 82,3% выпускников 2008 г. и 92% –
2009 г. Другое дело – сдать так, чтобы оценки хватило для поступления в желанный вуз.
В 2008 г. средний балл по биологии составил 54,3%, в 2009 – 52,3%.
А средний проходной балл на естественнонаучные специальности (http://www.ucheba.ru/vuz-spec/11624.html) в 2009 г. – 72,4%,
на медицинские – 75,9%. Наиболее строгие требования к абитуриентам
предъявляли медицинские вузы (http://www.ucheba.ru/vuz-spec/11280.
html) и государственные университеты (http://www.ucheba.ru/vuz/).
так, на биологический факультет МГУ (http://www.ucheba.ru/vuz/1153/
faculty-1732/) проходной балл был 230 из 300 возможных (за три экзамена). При этом основная масса поступивших за биологию получила не менее 85 баллов. Примерно такая же ситуация на лечебном факультете (http://www.ucheba.ru/vuz/5833/faculty-319/) Московской медицинской академии.
Чтобы добиться 80 и более тестовых баллов (в 2009 г. их получили всего 2,6% участников), необходимо было заработать не менее 62 первичных.
Для этого нужно было безошибочно решить все задания части А и В и не менее трех задач из раздела С. Другой способ – решить все задачи части С. В этом случае можно было допустить 3–5 ошибок в первом или втором разделе. Если цель выпускника – 50–60 тестовых баллов, то можно вообще не приступать к третьей части: достаточно безошибочно ответить примерно на 2/3 вопросов из первых двух разделов.
В экзаменационной работе ЕГЭ используются задания разного уровня: базового, повышенного, высокого. Задания базового уровня доступны по трудности для всех школьников, контролируют знания, полученные в основной и старшей школе, и предназначены в основном для аттестации выпускников. Задания повышенного и высокого уровня сложности рассчитаны на желающих получить высшее образование. Первая часть КИМ (А) содержит сравнительно несложные вопросы, на которые нужно выбрать единственно правильный вариант из нескольких предложенных. Тем не менее, именно ошибки в данном разделе нередко приводят к тому, что окончательный результат оказывается ниже ожидаемого. Особенно часто эта ситуация встречается у «сильных» выпускников, претендующих на самые высокие баллы. Тесты, ведь, по определению, рассчитаны на среднего ученика. К сожалению, низкие баллы у сильных учеников иногда провоцируют некорректные задания части а, которые вместо одного правильного имеют два или более верных (или частично верных) ответа. Хорошо подготовленный ученик («отличник») считает верным иной ответ, чем ориентировавшийся на среднего ученика автор.
Пример 1.
Правильны два ответа: 1 и 4, частично правилен ответ 3.
Эффективность действия естественного отбора в природе повышается при
1) усилении мутационного процесса
2) ослаблении внутривидовой борьбы
3) снижении численности популяции
4) увеличении числа гомозиготных особей
(Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009:
Биология / авт.-сост. Е.а. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: Астрель, 2009. – С. 119.)
Еще одной бедой «отличника» являются слишком простые задания части а ЕГЭ: ученик, углубленно изучавший предмет, не может поверить, что задают такие примитивные вопросы, ищет в задании подвох и отвечает с ложной глубокомысленностью. Вторая часть КИМ (В) проверяет не только фактическое знание курса, но и умение школьников сопоставлять факты и систематизировать информацию. На первое место выходит умение сосредоточиться на задании, способность делать выводы, не упускать главное и тщательно следовать правилам оформления ответа. Особенно это касается закрытых тестовых заданий множественного выбора нескольких правильных ответов и открытых заданий на установление соответствия и последовательности. Именно в этих заданиях максимальна вероятность механических ошибок.
Последняя часть КИМ (С) является, как правило, открытыми тестовыми
заданиями свободного изложения. Абитуриентам предлагается дать развернутый ответ на теоретический вопрос или решить задачу (например, по генетике). Хотя официально считается, что задания ЕГЭ (http://www. ucheba.ru/ege/) не выходят за рамки школьной программы, далеко не все российские старшеклассники на уроках биологии сталкиваются с использованными в них формулировками. Нужно особое видение предмета,
полученное, например, в спецшколе или профильном классе, в школе юных
биологов, во время участия в олимпиадах.
Несмотря на то, что ЕГЭ по биологии решено ориентировать на профильный уровень образовательных стандартов, пока учащиеся профильных классов хуже выполняют ЕГЭ именно в силу его ориентации на среднего ученика. Тут действует известный «феномен отличника». При ответах на открытые задания свободного изложения (часть С) наблюдается несовпадение мнений авторов теста и «отличников»: последние предлагают более полные, общие, глубокие, научно обоснованные ответы, выделяющие более существенные признаки, чем предписанный составителем эталон, и соответственно получают низкие баллы.
Пример 2
Назовите основные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.
Приведите не менее 4 особенностей. (Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология / авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.:Астрель, 2009. – С. 64 и 153.) Эталон ответа, предложенный составителями КИМ ответ, предложенный «отличником»
Эталон ответа, предложенный составителями КИМ | Ответ, предложенный «отличником» |
1) бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов | 1) бактерии – доядерные организмы, не имеющие оформленного ядра и многих органоидов |
2) по способу питания бактерии – автотрофы и гетеротрофы | 2) имеют одну кольцевую хромосому – нуклеоид |
3) высокая скорость размножения путем деления | 3) размножаются путем прямого (простого) деления пополам |
4) анаэробы и аэробы | 4) 70S-рибосомы |
5) неблагоприятные условия переживают в состоянии спор | 5) многие способны к фиксации азота |
Источники информации при подготовке к ЕГЭ
Выполнение тестовых заданий любых форм требует глубоких и разносторонних знаний. Можно выделить четыре группы источников этих знаний для выпускника и абитуриента.
Во-первых, это учебники для средней школы, поскольку основные элементы содержания ЕГЭ соответствуют главным темам, изучаемым в школе. К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещен на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе Федеральный перечень учебников для общего образования. По биологии сейчас существует 5 линий, которые в определенной мере соответствуют обязательному минимуму и требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы. Стоит воспользоваться для подготовки знакомыми учебниками, по которым велась работа в школе. Однако если есть возможность, желательно также использовать учебники для школ с углубленным изучением биологии.
Второй источник – пособия для поступающих в вузы – позволяют абитуриенту получать более глубокие и системные общебиологические знания.
Пособия, дающие ответы на отдельные вопросы экзаменационных билетов конкретных вузов, использовать нежелательно, т.к. вопрос может быть поставлен иным образом; необходимо применять только те пособия, где рассматривается весь объем биологического материала с эволюционной и экологической точек зрения.
Третий источник – это, безусловно, знания, полученные от преподавателя на уроке и/или подготовительных курсах (у репетитора). Проверка эффективности работы должна быть произведена с использованием четвертого типа материалов для подготовки выпускника к
тестированию – сборника тестовых заданий или вариантов тестов. Можно применять любые тематические сборники тестовых заданий, в которых задания сгруппированы по разделам и подразделам курса биологии.
Эти сборники удобны для работы, но большинство имеет существенный недостаток – формы приводимых тестовых заданий не всегда соответствуют применяемым в ЕГЭ.
Этого недостатка лишены сборники издательства ФИПИ, в которых даны варианты итоговых тестов. Кроме печатной продукции с тестовыми материалами можно воспользоваться CD-дисками или ресурсами Интернета, прежде всего сайта www. fipi.ru – официального сайта ЕГЭ по биологии. Главное, что тестовые материалы ФИПИ имеют
Кодификатор предмета – своеобразную программу, отражающую основные содержательные линии ЕГЭ.
Итак, при систематическом освоении биологии при подготовке к тестированию учащийся должен:
- наметить тему занятия, воспользовавшись Кодификатором ЕГЭ,
- изучить эту тему, используя школьный учебник, конспект занятий и пособие для поступающих в вуз,
- затем проверить себя решением тестовых заданий на эту тему.
Рекомендации учителю при подготовке к ЕГЭ
1. При подготовке к ЕГЭ прежде всего необходимо добиться освоения
учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных стандартом биологического образования.
2. Организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из программы основной школы: о классификации органического мира, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы и вопросов экологии.
3. При повторении использовать задания, направленные на выявление умений школьников обосновывать сущность биологических процессов и явлений, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе. Устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды, формулировать выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей, решать биологические задачи.
4. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся использовать задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ: с выбором одного или нескольких верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы.
5. В учебном процессе целесообразно сделать акцент на формировании у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами. Работа с текстом обучает учащихся находить необходимую информацию и использовать ее для ответа на поставленный вопрос, учащиеся должны уметь соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии. Анализ результатов ЕГЭ 2012, 2013 г. показал, что наиболее сложными заданиями для всех групп учащихся оказались задания линии С2, предусматривающие работу с биологическим текстом или рисунком.
Учащиеся затрудняются в установлении биологических объектов по рисунку, не умеют описать их строение и объяснить функции. У них слабо сформировано умение анализировать биологическую информацию, определять ошибочные суждения и исправлять их
6. Следует обратить внимание на формирование у учащихся умения
оперировать приемами статистической обработки биологической информации и умения строить вариационный ряд и график изменчивости исследуемого признака.
7. Особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса излагать свое мнение устно и письменно (Фросин О.Н.).
8. Интенсифицировать активную самостоятельную подготовку учащихся к тестированию.
9. Регулярно проводить работу над типичными ошибками.
Активная подготовка к тестированию
На мой взгляд, активная самостоятельная подготовка включает в себя:
- Составление опорных конспектов,
- Работу с терминами,
- Выполнение обучающих тестов.
- Большинство людей не обладают фотографической памятью, поэтому разобраться, понять и запечатлеть в памяти основные положения изучаемой темы учащемуся поможет составление опорного конспекта темы. Он может иметь любую форму: развернутый план с пояснением терминов, итоговая или частная таблица, схема, рисунок или их комбинация. Однако далеко не любой материал можно представить в виде таблиц, а только тот, что легко структурируется. Остальная информация может быть отражена в самостоятельно сделанных рисунках с подписями: строение трубчатой кости, позвонка, сустава, скелетной мышцы, рефлекторной дуги, нефрона, кругов кровообращения, сердца, кожи, глазного яблока, слухового анализатора, улитки, зародыша в матке и т.д., причем качество рисунков не имеет значения.
В целом, опорный конспект является модификацией листа опорных сигналов В.Ф. Шаталова, отличие состоит лишь в том, что его делает каждый ученик для себя лично. Проверка учителем опорного конспекта желательна, но отнюдь не обязательна.
Главное, во-первых, делать опорный конспект самостоятельно, а не переписывать готовые таблицы или схемы из учебника.
Во-вторых, при составлении опорного конспекта желательно использовать по крайней мере два источника: школьный учебник (базовые знания) и пособие для поступающих в вузы (более глубокие, системные знания), дополняя, сопоставляя, сравнивая полученные сведения.
В - третьих, опорный конспект должен быть кратким, нести только самую нужную информацию – «сухой остаток», «выжимки», ни одного лишнего слова. Таблицы и конспекты не должны быть слишком длинными – желательно не превышать по объему страницу. Каждую таблицу или схему нужно размещать на отдельном листе бумаги так, чтобы можно было охватить ее взглядом.
При выполнении этих трех условий успех обеспечен – активная работа мобилизует все виды памяти – зрительную, моторную, ассоциативную, эмоциональную, что делает запоминание более глубоким и прочным, при необходимости «всплывает» не только результат, но и процесс работы, лучше вспоминаются логические связи и подробности.
Кроме того, такие краткие и информационно емкие опорные конспекты – неоценимый материал для повторения перед испытанием – тестированием или экзаменом. Для активизации памяти желательно использовать подчеркивание, выделение ключевых слов разными цветами, смешные рисунки и т.д.
Опорный конспект должен быть индивидуальным, подходящим в основном для своего создателя.
- Кроме составления опорного конспекта при подготовке к тестированию необходима систематическая работа с биологическими терминами. Биология как любая наука имеет свой язык, которым необходимо владеть.
Абитуриенту нужно понять и запомнить около тысячи биологических понятий и определений. Для облегчения этого процесса можно рекомендовать составление словариков или метод карточек.
Биологический словарик составляет для себя каждый учащийся самостоятельно: просто записывает на первой странице тетради все термины с их расшифровкой на букву «А», на второй – на букву «Б» и так далее. В тетради необходимо предусмотреть поля для внесения корректив и дополнений, почерпнутых из других источников информации. Не нужно загромождать словарик, переписывая в него хорошо известные термины.
Активная работа со словарем – поиск, расшифровка, запись термина, его дополнение, регулярное просматривание накопленного словарного материала – помогает учащемуся овладеть биологической терминологией.
Биологические карточки – тот же словарик, только разрозненный: на одной стороне небольших карточек учащийся пишет термин, на другой стороне – его расшифровку. Карточки желательно носить с собой все время и просматривать их при любом удобном случае (ожидая транспорт, на перемене, во время рекламы по телевизору). При этом нужно вытащить карточку из пачки наугад, попытаться вспомнить термин и лишь потом перевернуть ее и прочитать правильное определение. Очень полезно работать с карточками вдвоем или компанией, устраивая своеобразную викторину.
Систематическая работа с использованием этих приемов поможет успешно освоить все разделы биологии и сформировать внутрипредметные связи.
- Основой для создания обучающих тестов была идея сплошного тестирования (термин предложен В.М. Кадневским). Под сплошным тестированием подразумевается подход, при котором все содержание предмета, поддающееся формализации, представляется в виде тестовых заданий. Задания по биологии компонуются в тематические сборники: «Ботаника (биология растений, грибов, бактерий) », «Зоология (биология животных)»,
«анатомия, физиология и гигиена человека (биология человека)», «общая биология», где каждая глава представляет собой группу заданий в тестовой форме, объединенных принципом соответствия последовательности изложения повествовательного материала учебника. Такие сборники разного уровня, в зависимости от профессионализма составителя, достаточно распространены. При этом сборники в основном
служат для самоподготовки и самоконтроля учащихся, что приводит к улучшению освоения учебного материала. Учащимся рекомендуется сразу же после изучения какого-либо раздела на занятии или самостоятельно закреплять пройденный материал, выполняя тестовые задания по данной теме. При этом инструкция советует: «При работе с тестами сначала попытайтесь ответить на вопросы какого-либо раздела самостоятельно. Если вам это не удается или какие-либо термины вам не знакомы, воспользуйтесь учебником или другой литературой. И лишь затем проверьте правильность ваших ответов».
Сильным ученикам можно рекомендовать самостоятельно выполнять
тренировочные итоговые тесты: можно пройти пробный ЕГЭ (http://www.ucheba.ru/ege/ – демонстрационный вариант текущего года), а также тесты, которые использовались в прошлые годы. Желательно пройти не один тест, а минимум 3: такая «мера предосторожности» позволит составить наиболее полную картину. Необходимо проанализировать полученные результаты вместе с учителем и определить, в каком именно разделе теста допущено наибольшее количество ошибок.
Тестовый контроль биологических знаний
Текущий и тематический тестовый контроль – важнейший способ приучить учеников к тестам. Желательно при этом использовать задания, контролирующие не только фактуальные, но и сравнительные, алгоритмические, причинно-следственные, системные, классификационные биологические знания и на высоких уровнях усвоения (алгоритмическом и творческом). Такие задания реализуют компетентностный подход в обучении – умение и желание оперировать полученными знаниями, применять их для решения учебных, методических и практических задач.
Ту же цель преследует использование принципа обратимости при создании заданий – «выворачивание наизнанку» сведений из учебника формирует свободу обращения ученика с информацией, взгляд на нее с другой точки зрения. Если подобных заданий преподаватель не находит в предлагаемых готовых тестовых материалах, его задача – составить их самостоятельно, используя знания биологии и тестологии.
Рубежный контроль учитель проводит на занятиях, используя тесты, скомпонованные из тестовых заданий, контролирующих несколько (5–10) пройденных тем, и реализуя методическую функцию педагогического контроля. Это «закрепляющими» тесты.
Опыт показывает, что систематическое использование текущего, тематического и рубежного тестового контроля знаний при изучении биологии в профильных классах и на подготовительных курсах в вузы обуславливает более высокие тестовые баллы выпускников и абитуриентов.
Это может объясняться, по крайней мере, двумя причинами: во-первых, за счет повышения качества знаний в результате проработки программного материала в двухвариантном изложении: традиционном и тестовом; во-вторых, за счет «тестовой искушенности» учащихся – умения работать с тестовыми заданиями и тестами. При этом вторая причина менее вероятна и значима, поскольку, по данным Совета по вступительным экзаменам в колледжи США, интенсивное натаскивание в выполнении заданий, сходных с заданиями вступительного теста, не приводит к значимому приросту тестовых показателей. Тем не менее, для формирования умения работать с тестовыми заданиями необходимо знакомство со всеми их формами, особенно с теми, что используются в ЕГЭ. При тренировочной работе с итоговыми контрольными тестами главная задача – помочь ученику максимально трезво оценить качество собственных знаний, т.к. слишком уж часто у школьников преобладает настроение «море по колено», «все знаю».
Желательно, чтобы каждое тестирование преподаватель проводил по одним и тем же правилам. Перед тестированием участникам зачитывается инструкция о проведении (педагогического) тестирования – свод правил, устанавливающий порядок и способ проведения педагогического тестирования. На любом тестировании участнику предоставляется достаточное для выполнения теста время, дается черновик, который не проверяется. На нем можно писать, чертить схемы и рисунки, решать задачи. Делать это не обязательно, но при выполнении сложных заданий вдумчивое пользование черновиком способствует успеху.
При выполнении теста рекомендуется выполнять задания по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, нужно перейти к следующему и лишь в конце, если осталось время, вернуться к пропущенным заданиям.
При бланковом предъявлении желательно использовать для ответов сетку, в которую учащийся ставит крестик напротив выбранного номера ответа при выполнении закрытых тестовых заданий или заносит слова (цифры, символы) при выполнении открытых
ТЗ. Проверку таких бланков удобно проводить путем наложения матрицы правильных ответов на кальке и подсчета совпадений. При компьютерном тестировании участник отмечает правильный ответ «мышью», а обработка результатов, как правило, проводится автоматически.
Тем учащимся, которым не хватает школьной подготовки и самоподготовки, могут помочь подготовительные курсы, в том числе дистанционные, которые есть во многих специализированных центрах, при школах и подготовительных отделах вузов.
Основная задача двух-трехмесячных программ – сориентировать абитуриентов, научить их не бояться ЕГЭ, плюс разобрать дополнительно наиболее сложные темы из основных разделов биологии (ботаника, зоология, анатомия, общая биология).
Изучению биологии растений, бактерий, грибов, лишайников и животных
абитуриент должен уделить повышенное внимание, т.к. в школе эти систематические группы изучались давно и порядком подзабыты, да и школьный учебник рассчитан на ребенка, а тестирование – на взрослого человека. Человек как биологический объект изучается в 8-м классе средней школы, причем глубина знаний, предлагаемых школьными учебниками, почти достаточна для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в вуз.
Общая биология – наиболее сложный раздел школьной биологии, требующий и понимания сложных закономерностей, и умения решать по определенному алгоритму генетические и экологические задачи, и банального заучивания фактов. Но просто «вызубрить» общую биологию невозможно. Эта дисциплина требует от абитуриента внутрипредметных и межпредметных связей: ботаника, зоология, анатомия и физиоло-
гия человека снабжают ученика примерами, обеспечивают ему необходимую эрудицию, а химия, физика, математика, география делают его знания более научными.
Основная сложность, с которой сталкивается абитуриент, – огромный объем требуемых фактуальных знаний: терминов, понятий, цифрового материала.
Типичные ошибки выпускников при выполнении заданий ЕГЭ
Установлена следующая типология ошибок, характерных для заданий
всех трех частей экзаменационной работы:
– ошибки, основанные на бытовом уровне знаний;
– ошибки, связанные с неточным усвоением биологических понятий;
– ошибки, связанные с трудностями запоминания фактологического материала;
– ошибки, основанные на подмене понятий;
– логические ошибки, возникающие при нарушении хода рассуждений,
доказательств, в результате чего выбираются ложные позиции;
– ошибки, связанные с технологией экзамена.
Кроме того, при выполнении заданий части С школьники допускают специфические ошибки:
– констатация фактов и перечисление позиций, хотя задание предусматривает их объяснение;
– неконкретность, многословность ответов, в которых, наряду с существенными признаками, большое место уделяется несущественным;
– отрывочность знаний, отсутствие связей между ними;
– ответ не по существу задания (ответ не на вопрос).
А также можно выделить ещё одну группу ошибок – ошибки, связанные с некорректностью заданий. Они могут быть устранены только при совершенствовании системы ЕГЭ. А ошибки, отмеченные Г.С. Калиновой и Е.А. Никишовой, указывают основные направления работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ, а главное – по обеспечению их прочными, глубокими знаниями по биологии.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.Какова типология основных ошибок, допускаемых учениками при сдаче ЕГЭ по биологии?
2.Какие приемы активной работы учеников можно использовать при подготовке к ЕГЭ по биологии?
3. Какую форму может иметь опорный тематический конспект по биологии.
4. В чем заключается «феномен отличника» при сдаче ЕГЭ?
5. Какова основная задача учителя при проведении тренировочных итоговых тестов?
Литература
1. Батуев А.С. Готовимся к экзамену по биологии. Адаптация школьного курса к требованиям ЕГЭ. – М.: айрис-пресс, 2006. – 448 с.
2. Богданов Н.А. ЕГЭ. Биология. Реальные тесты 2010: Методика выполнения. Типовые тесты. Ответы. Бланки ответов. – М.: Экзамен, 2010. – 120 с.
3. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. В.Б. Захаров, А. Ю. Цибулевский, Н.И. Сонин, Я.В. Скворцова. – М.: Дрофа, 2009. – 283 с.
4. Дятлова К.Д. Подготовка к Централизованному тестированию и
Единому государственному экзамену по биологии. Методическое пособие
для выпускников средних школ и абитуриентов. – М.: Центр тестирования
Минобразования России, 2004. – 116 с.
5. Жеребцова Е.Л.ЕГЭ: Биология: Раздаточный материал тренировочных тестов: Готовимся к практическому экзамену: основные варианты тестовых заданий, ответы, подробный разбор всех заданий частей А, В, С; новые тесты, критерии оценок. – М.: Тригон, 2009. – 120 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к ЕГЭ
Для успешной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению подготовки учащихся к ЕГЭ. Это могут быть методические рекомен...
"Методические рекомендации для учителей физики по преодолению неуспеваемости учащихся",
В этой статье я рассказываю , как работаю со слабоуспевающими детьми....
Портфолио для учителя( методические рекомендации для учителей)
Здесь дается образец заполнения портфолио для учителя в форме краткой записи по годам....
Методические рекомендации для учителей физики «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по физике»
Физика является одним из ведущих среди других предметов, где можно использовать элементы исследования. Чтобы включить познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы ...
Методические рекомендации для учителя по формированию исследова-тельских навыков школьников через интегрированную проектную дея-тельность по английскому языку и предметам естественно - научного цик-ла на примере исследовательской работы учащихся «Reduce!
Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно - научного цикла на...
Методические рекомендации для учителей, учащихся и родителей: как одеваться на урок физической культуры
В данных методических рекомендациях рассмотрены основные вопросы, возникающие при выборе спортивной формы и обуви для занятий физической культурой и спортом. Методические рекомендации составлены...
Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...