«Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)
план-конспект урока по литературе (10 класс)
«Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turgenev._urok.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Урок лирического монолога».
(«Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)
Иванникова Нина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Новомичуринская СОШ №2» Пронского района Рязанской области.
Разделы: Литература
Класс: 10
УМК: Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни. В 2-х частях.М.: «Просвещение»,2012г.
Тип урока: практический, исследовательский.
Цель: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе Ивана Сергеевича Тургенева.
Задачи:
- рассмотреть место стихотворений в прозе в творчестве писателя;
- прикоснуться к душевным глубинам писателя через чтение «Стихотворений в прозе»;
- воспитание эстетического вкуса.
Доска: портрет Тургенева, тема, эпиграф.
На столах памятки:
- схема анализа стихотворения;
- сборники стихотворений в прозе Тургенева;
- словарь литературоведческих терминов
ХОД УРОКА:
Стихотворения в прозе объединяет лаконичность,
иносказательность, а главное: бездна мысли.
И.А.Бунин
Звучит мелодия «Любовь» С. Сахарова
I. Объявление темы урока. Вступительное слово учителя
Учитель.
Очень многое в жизни зависит от человека. Чтобы не упасть в грязь лицом, не опуститься, не уронить своего человеческого достоинства, человек должен многое знать и уметь, должен учиться. Художественная литература – великое искусство о человеке, о его жизни, сама жизнь, положенная чудесными словами писателя на бумагу, словами Правды, Добра, Красоты. Тема нашего урока - «Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»). Сегодня мы познакомимся с этими удивительными произведениями. Это и есть цель нашего урока. Стихотворения в прозе, как отмечал И.А. Бунин, объединяет лаконичность, иносказательность, а главное: бездна мысли. Именно эти слова Ивана Алексеевича Бунина я предлагаю взять эпиграфом к нашему уроку.
Слово-цепочка учителя.
И снова сегодня встреча с русским писателем. Его Словом. Ещё один лирический монолог о русском человеке. Мы прикоснёмся к душевным глубинам Ивана Сергеевича Тургенева.
II. По следам домашнего задания.
Ребята, дома вы должны были в своих «Дневниках размышлений» поделиться своими мыслями об И.С. Тургеневе. Так пусть оживут страницы ваших «Дневников…»
Ученик.
Он был человеком земным, русским. Чувство достоинства заставило его однажды отказаться от помощи матери – жестокого деспота, многие годы скрывать окаянную нужду и остаться честным человеком.
Ученик.
Иван Сергеевич Тургенев – это душевная сила и благородство. Больше всех людей на свете любил молодой Тургенев свою мать. Но когда понял, что не будет между ними настоящего взаимопонимания, ушёл он из дома. Ушёл навсегда. И до смерти не простил собственной матери её жестоких преступлений. А как хотелось ему надеяться на чистоту человеческой души! Найти в человеке человека!
Ученик.
Вот человек. Его бьют плетьми. И ты знаешь, что это приказала сделать твоя мать, которая сейчас спокойно с удовольствием пьёт кофе. Это про Тургенева. Можно, конечно, не видеть этого. Сделать вид, что не видишь. Убедить себя, что не знаешь. И не мучиться, и не писать свой рассказ «Муму», как Тургенев. Но рассказ будет написан, потому что беспокойная совесть позовёт в дорогу… И состоится русский писатель Иван Сергеевич Тургенев!
Ученик.
Мне всегда интересен человек, с которым знакомлюсь. Читаю: «Росту он был почти огромного, широкоплечий; глаза задумчивые, тёмно-серые; волосы тёмные, густые, несколько курчавые, с проседью; улыбка обворожительная. Руки красивые, большие мужские руки…». Зовут этого человека Иван Сергеевич Тургенев.
III. Слово- цепочка учителя.
Прекрасным продолжение разговора о писателе будет стихотворение Владимира Черепкова о Тургеневе.
Закрыта книга…Белые страницы,
Сомкнувшись накрепко, не шелестят,
Но мысли, как встревоженные птицы,
Куда-то вдаль без устали летят.
Свое волнение в душе не скрою,
Вновь образы из памяти зову,
И светлый мир тургеневских героев
Встает передо мною наяву.
Так любящий свою страну Инсаров,
Не сдавшийся у жизни на краю,
Все в мире отрицающий Базаров
И Санин, предавший любовь свою.
Тургеневские девушки…Как нежны,
Решительны порою и мудры.
Их не страшит удел судьбы мятежной,
В любви они так искренни, добры.
Героев радости и огорченья,
Боль отреченья и любви слова.
Здесь в каждой строчке есть свое значенье,
Рождает мысли каждая глава.
Жизнь тороплива, не стоит на месте,
Мир переменчив каждый день и час,
Но вечные вопросы долга, чести,
Любви, добра всегда тревожат нас.
И я страницу открываю снова,
Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.
И в светлый мир тургеневского слова
Погружена опять моя душа…
Учитель.
Я думаю, страницы ваших «Дневников размышлений» можно назвать своеобразным «венком», художественным памятником И.С.Тургеневу. Жизнь каждого из нас наполняется чистым и благородным светом, когда медленно листаются страницы тургеневских произведений: повестей, рассказов, романов, стихотворений в прозе.
В течение всей жизни И.С. Тургенев собирал удачные выражения, случайные наблюдения, письма. Всё это богатство складывал в особый «архив», из которого после возник сборник, получивший название «Стихотворения в прозе». Стихотворения в прозе – это совершенное по форме, небольшое прозаическое произведение лирического характера. Для него характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением размера и рифмы.
«Стихотворения в прозе» - последние произведения И.С. Тургенева, словно прощание писателя со своей жизнью.
IV. Звучание удивительных по красоте стихотворений в прозе
(между чтением произведений – музыкальные ноты из классической музыки). Подготовленные ученики читают наизусть стихотворения в прозе «Порог», «Мы ещё повоюем!», «Враг и друг», Голуби», «Памяти Ю.П. Вревской».
V. Проникновение в художественную мысль и духовную глубину «Стихотворений в прозе»
Учитель.
Вы убедились, что стихотворения в прозе говорят о чувствах автора, его мыслях и переживаниях, передают самые различные состояния, настроения, события. Какие герои стихотворений в прозе привлекли вас? Почему? (Обратитесь к вопросам – схемам)
Вопросы - схемы
«Порог»
- Как вы понимаете название этого стихотворения?
- Почему героиня стихотворения не имеет имени?
- Что вас поражает в поведении героини?
- Кому, по вашему мнению, принадлежат слова «дура» и «святая»?
«Мы ещё повоюем!»
- Как вы поняли самую первую фразу этого стихотворения?
- Почему рассказчик вдруг почувствовал отвагу, удаль, охоту к жизни?
- Что вызвало такую перемену его настроения? Понимаете ли вы такую резкую перемену его настроения?
«Враг и друг», «Голуби»
- В каком стихотворении идёт речь о подлинной дружбе?
- Кого бы вы назвали врагом в стихотворении «Враг и друг»?
- Как вы относитесь к той помощи, которую видите в каждом из этих стихотворений? Как объяснить поступок того, кого автор называет лучшим другом беглеца?
- Почему «лучший друг» так быстро утешился в своём горе?
- Как объяснить слова «Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…»?
- Какое чувство хочет передать автор этими фразами?
VI. Работа над стихотворениями по вопросам - схемам
«Порог»
«Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью - угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог, - знаешь ли ты, что тебя ожидает?
- Знаю, - отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо. Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову...
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
- Знаешь ли ты, - заговорил он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура! - проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ».
Май, 1878 г.
Ученик.
Стихотворение в прозе названо «Порог». Я думаю, что порог – это препятствие, преграда, которые надо преодолеть. А также это испытание, выбор жизненного пути.
Ученик.
Мне кажется, героиня стихотворения не безымянная. Благодарные люди зовут её Любовью к людям, Самоотверженностью, Мужеством.
Ученик.
Героиня стихотворения готова идти на любые жертвы во имя счастья и свободы. Благородная цель! Для меня эта девушка – Человек с большой буквы, великодушная, умеющая сострадать, чувствовать чужую боль.
Ученик.
Людям, не умеющим сострадать, не понять, почему, почему девушка выбирает сострадание, лишения, борьбу, потому что собственное благополучие для них важнее всего. Вот почему они говорят: «Дура!» А люди благородные, умеющие ценить духовный порыв, говорят: «Святая!»
Учитель.
Это стихотворение о любви к людям. Во имя этой любви идёт «за порог» тургеневская героиня.
«Мы ещё повоюем!»
«Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. Я поднял голову... Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель – и полно! А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся - и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб...
— Мы еще повоюем, чёрт возьми!»
Ноябрь, 1879 г.
Ученик.
Меня привлекает стихотворение «Мы ещё повоюем!» Оно начинается строкой: «Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека». У героя стихотворения нелегко на душе. Мрачные мысли одолевают, и, кажется, никогда не будет ясным день.
Ученик.
И вдруг… Маленький воробей, бойкий, готовый к схватке с ястребом, привлёк внимание человека. И какая-то маленькая птаха стала чудодейственным лекарством для человека: напористость, дерзость воробья вернули ему отвагу, удаль, охоту жить и бороться: «Мы ещё повоюем, чёрт возьми!»
Учитель.
Как бы ни была страшна смерть, но склоняться перед ней преждевременно не следует. Так сказал бы серый воробей, если бы умел говорить. Надо бороться до конца!
«Враг и друг»
«Осужденный на вечное заточенье узник вырвался из тюрьмы и стремглав пустился бежать... За ним по пятам мчалась погоня. Он бежал изо всех сил... Преследователи начинали отставать. Но вот перед ним река с крутыми берегами, узкая, но глубокая река... А он не умеет плавать! С одного берега на другой перекинута тонкая гнилая доска. Беглец уже занес на нее ногу... Но случилось так, что тут же возле реки стояли: лучший его друг и самый жестокий его враг. Враг ничего не сказал и только скрестил руки; зато друг закричал во всё горло:
— Помилуй! Что ты делаешь? Опомнись, безумец! Разве ты не видишь, что доска совсем сгнила? Она сломится под твоею тяжестью — и ты неизбежно погибнешь!
— Но ведь другой переправы нет... а погоню слышишь? — отчаянно простонал несчастный и ступил на доску.
— Не допущу!.. Нет, не допущу, чтобы ты погибнул! — возопил ревностный друг и выхватил из-под ног беглеца доску. Тот мгновенно бухнул в бурные волны — и утонул. Враг засмеялся самодовольно — и пошел прочь; а друг присел на бережку и начал горько плакать о своем бедном... бедном друге! Обвинять самого себя в его гибели он, однако, не подумал... ни на миг.
— Не послушался меня! Не послушался! — шептал он уныло.
— А впрочем! — промолвил он наконец. — Ведь он всю жизнь свою должен был томиться в ужасной тюрьме! По крайней мере он теперь не страдает! Теперь ему легче! Знать, уж такая ему выпала доля!
— А все-таки жалко, по человечеству! И добрая душа продолжала неутешно рыдать о своем злополучном друге».
Декабрь, 1878 г.
Ученик.
Стихотворение «Враг и друг» о жестокости не врага, а друга. Именно его я назвал бы врагом. Он достоин презрения.
Ученик.
Не протянуть руку помощи тому, чьим другом ты называешься, - предать его. Это стихотворение заставило меня по-другому взглянуть на друзей и врагов.
«Голуби»
«Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.
Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два
платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белы
х голубя.
И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.
Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда».
Май, 1879 г.
Учитель.
Много времени прошло с той поры, когда чувства и мысли автора напряжённо бились при создании «Стихотворений в прозе». Сменилось не одно поколение, но остались неизменными красота человеческой души, доброта, милосердие. И это особенно важно сейчас, когда много говорят и спорят о человеке, о том, что ему нужно. А нужна ему духовность.
VII. Слово – цепочка учителя.
У И.С. Тургенева есть особенное стихотворение в прозе – «Памяти Ю.П. Вревской».
Юлия Петровна Вревская была дочерью генерала, шестнадцати лет ее выдали замуж за генерала Вревского. Он погиб через два года после свадьбы на Кавказе. Юлия Петровна добровольно стала сестрой милосердия во время русско-турецкой войны в Болгарии. Она умерла от тифа, ухаживая за ранеными солдатами в необычайно трудных условиях. По выражению Тургенева, стихотворение "Памяти Ю.П.Вревской" было цветком, который он возложил на ее могилу.
VIII. Исполняется стихотворение в прозе «Памяти Ю.П. Вревской». (Музыкальное сопровождение – «Жалоба» Гречанинова)
"Памяти Ю.П.Вревской"
«На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа.
Он была в беспамятстве - и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.
Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней не волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.
Нежное кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала - и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась - и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.
Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда - а теперь, конечно, не узнает.
Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.
Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу - хоть она сама и стыдилась, и чуждалась всякого спасибо.
Пусть же не оскорбится ее милая тень поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»
Сентябрь, 1878г.
Учитель.
Прочитаны произведения, а с нами остаётся вера писателя в лучшее в человеке. С нами остаются его нравственные уроки.
IX. Рефлексия.
Учитель.
В чём убеждает нас Иван Сергеевич Тургенев?
Ученик.
То, что я сегодня услышал, убедило меня: можно и нужно любить поэтическое слово, слушать его музыку. Сколько глубокого волнения доставило моему сердцу общение с замечательным русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым!
Ученик.
Читая тургеневские строки, невозможно равнодушно относиться к литературе. Я не знаю, что нужно человеку для счастья, но уверен, что счастье человеку доставляет литература, настоящая, большая, чистая и светлая, как у И.С. Тургенева.
X. Итог урока
Учитель.
«Живите и любите людей так, как я их любил…». Это завещание русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева из далёкого 19 века. А мне вспоминаются строки из стихотворения Расула Гамзатова:
С тех пор протекло много дней, много лет,
Но такое не может поблекнуть с годами,
И в музее хранится всё тот же портрет,
Даже в зимнее время увитый цветами…
Я зажигаю свечу, рядом кладу алые розы и низко кланяюсь Ивану Сергеевичу Тургеневу.
XI. Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение в прозе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы...», «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н...
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т...
Урок по теме "Подготовка к изложению по тексту стихотворения в прозе И. С. Тургенева "Деревня"
Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах....
Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".
На уроке учащиеся обучались комплексному анализу текста...
Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби"
Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби". Составление речетворческой карты к слову "голубь"...
конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
Конспект открытого урока литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...