Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби". Составление речетворческой карты к слову "голубь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golub.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Урок словесности. Речетворческая карта слова «голубь».
Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби».
10 класс
Урок разработан для учащихся 10 класса, изучающих литературу по учебнику для общеобразовательных учреждений (авторы-составители В.И.Сахаров, С.А.Зинин).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: - повторить и уточнить знания учащихся по разделам лексики,
этимологии и т.д.; объяснить значения терминов «реалия»,
«концепт»;
- развить связную речь учащихся; формировать умение
анализировать свою деятельность на уроке;
- воспитать интерес к творчеству И.С.Тургенева; воспитать
познавательный интерес к художественному слову.
Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация по теме урока, иллюстрации к стихотворению в прозе
Учебно-методическая литература:
- Богатырёва И.М. Что такое картина мира. // Русский язык и литература для школьников, 2009, №8, с.3-8.
- Кудряшова С.К. Активизация познавательной деятельности учащихся и речевого осмысления слова. //Русский язык в школе, 2008, №5, с. 37-40.
- Куринная А.Ф. Речетворческое осмысление слова в организации слова коммуникативно-ориентированной работы над текстом. Киев, 2007.
- Даль В.И. Пословицы русского народа. Москва, «ННН» «ЭКСМО», 2003.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1982.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва, 2000.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас урок словесности, интегрированный урок русского языка и литературы по теме «Речетворческая карта слова «голубь». Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби» (слайды 1,2)
- Как вы думаете, ребята, что нового мы должны узнать сегодня на уроке? На какие вопросы мы будем искать ответы? (ответы учащихся)
- Да, на уроке мы попытаемся взглянуть в глубину слова и займёмся составлением речетворческой карты знакомого вам слова, научимся находить и правильно употребить словосочетания с ним, чтобы наша речь стала выразительнее и ярче. Целью нашего урока является ознакомление с терминами «реалия», «концепт». Надеюсь, работа по тексту поможет вам и в подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
А обратимся мы к прозе Ивана Сергеевича Тургенева, одного из величайших мастеров русской речи. На мой взгляд, именно его произведения дают нам удивительную возможность показать чистоту, богатство, силу русского слова. И слово это - «голубь» из одноимённого стихотворения в прозе И.С.Тургенева.
II. Речетворческая карта слова «голубь».
1. Ассоциации (слайд 3)
- Какие словесные ассоциации вызывает у вас это слово? Какие художественные произведения, стихотворения, поэтические строчки вспоминаются вам? (голубь мира, мир, лад, «голубка дряхлая моя» и т.д.) (слайды 4,5)
- А вот известный лексикограф В.И.Даль в своём словаре пословиц и поговорок русского народа даёт интересное ассоциативное значение слова «голубь» наряду с названиями других птиц (слайд 6):
гусь – человек себе на уме
индюшка – дура
лебедь – красавица
петух – драчун
ворона – разиня
голубчик, голубушка, голубка – ласка.
2. Этимология (слайд 7)
- Каково же, по-вашему, происхождение данного слова? (голубь от слова «голубой» по цвету оперения) (слайд 8)
3. Лексическое значение (слайд 9)
- Какое толкование значения слова даётся в словаре С.Ожегова? (читает ученик) (слайд 10)
- А в словаре В.Даля к слову даны и родственные слова (голубь, голубина – м., голубица – ж.); и диалектные названия птицы: дутыш, воркун, бормотун; и народные приметы, связанные с этой птицей, например: Голуби прячутся в вёдро, к ненастью.
- Что значит ВЁДРО? (летняя сухая и ясная погода) Может, вы сами назовёте поговорки, приметы, фразеологизмы, в составе которых встречается слово «голубь»? ( Гонять голубей, голубь мира (Согласно Ветхому завету, после всемирного потопа выпущенный в поисках земли голубь принёс Ною оливковую ветвь. Выражение получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира, где эмблему в виде голубки с оливковой ветвью нарисовал известный французский художник Пабло Пикассо).
4. Перцептивное значение (значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово) (слайд 11)
- Наполните слово звуком, цветом, составьте словосочетания с ними (сизокрылый голубь, воркуют как голубки и т.д.) (слайд 12,13)
5. Художественное (образное) значение (слайд 14) слова определяется в художественном тексте. Внимательно послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева .
- Чтение текста.
- Встретились ли вам незнакомые, непонятные слова?
- Определите тип речи и стиль текста.
- Какие признаки художественного стиля характерны для данного текста? (примеры различных средств выразительности и фигур речи)
- Обратите внимание на предложение «Визжит ветер…». Из 31 знаменательного слова 10 глаголов. Для чего использует автор такое огромное количество глаголов?
- Данный текст относится к жанру «стихотворение в прозе». Как вы думаете, почему?
- Определите тему и основную мысль текста.
- В каких предложениях наиболее чётко выражена и тема, и основная мысль, и настроение лирического героя?
- А в этих иллюстрациях смогла ли ученица показать тему и главную мысль произведения? ( работа по иллюстрациям)
- Каким настроением проникнуто произведение? Хорошо ли лирическому герою? Автору? Вспомните, когда и где были написаны стихотворения в прозе Тургеневым? (май, 1879 год, первоначальное название цикла – «Старческое», а в черновиках вообще «Посмертное», вдали от Родины)
- Докажите, что ему одиноко. Найдите по тексту ключевые слова.
- Какие художественные детали выражают тоску автора по родине, а именно по России? Выпишите эти слова.
РОЖЬ
ВОРОБЬИ
ЛОПУХ
ПОЛЫНЬ
ПЛАТОЧЕК
СНЕЖНЫЙ КОМОК
ГОЛУБЬ
- Эти слова называются словами-реалиями русской культуры.
Реалии – слова и словосочетания, называющие объекты, характерные для жизни одного народа и чуждые другому (слайд 15)
Концепты – ключевые слова, являющиеся наименованиями наиболее значимых для культуры народов понятий.
- Как вы думаете, почему названные слова-реалии характерны именно русской культуре? ( Обратите внимание: слово «рожь» очень значимо для русского человека, так как русские издревле, например, в отличие от башкир, занимались земледелием. Слово «снег» больше понятно российскому человеку, нежели азиату. А платок является символом трудолюбивой русской женщины, которая носила платок потому. Что он защищает от зноя и не мешает во время работы на поле).
- Для чего автор употребляет их в тексте? ( Автор использует эти слова-реалии для того, чтобы показать свою огромную любовь к России, к русской природе).
- А теперь вернёмся к слову «голубь». У И.С.Тургенева в стихотворениях в прозе очень часто встречаются образы птиц, и они превращаются в образы-символы: ястреб – символ опасности, тревоги, воробей – символ мужества. Что же символизирует голубь в этом произведении? (мир, согласие, семья, взаимопонимание)
- Как вы думаете, совпадают ли символические значения словообраза «голубь» у русского и башкирского народов?
6. Индивидуально-авторское употребление (слайд 16) данного слова является последним пунктом нашей речетворческой карты. Выберите одно из заданий и выполните дома:
1) опираясь на стихотворение в прозе «Голуби», напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Как нужна человеку родная семья, дом с теплом бескорыстным и светом», так как мы пришли к выводу, что ключевое слово «голубь» символизирует лад, согласие, взаимопонимание, что и составляет основу счастливой семьи (слайд 17);
2) составьте синквейн на тему «Семья» (слайд 18).
III. Обобщение. Оценивание учащихся.
IV.Рефлексия (слайды 19. 20)
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
- Итак, мы попытались прочувствовать силу слова, его проникновения в духовную жизнь человека. Дорогие друзья, будьте внимательны к слову!
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
- Извини меня!
Это значит:
-Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Своё первородство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Обереги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня!
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро. (С.Островой. Первородство)
- Хочется закончить урок словами самого писателя И.С.Тургенева : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 21)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Республиканский профессиональный конкурс
учителей образовательных учреждений Республики Башкортостан
« Урок русского языка/литературы в свете требований ФГОС»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА СЛОВЕСНОСТИ
Тема урока: Речетворческая карта слова « голубь».
Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева « Голуби».
Класс: 10
Участник конкурса:
Каримова Флида Фагимовна,
учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №4 г.Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан
Домашний адрес: 453360, г.Баймак, ул. Зулькарнаева, д.6
Телефоны:
сотовый – 8-927-300-48-10
домашний – 8 (34751) 3-22-65
служебный – 8 (43751) 3-17-51
e-mail: flidakarimova@mail.ru
Уфа - 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...
Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"
Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...
УРОК ПО КНИГЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»
Методическая разработка урока по книге И.С.Тургенева "Стихотворения в прозе" предназначена для учеников 7 класса национальной школы. Для раскрытия темы урока используется технология учебного диа...
Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".
На уроке учащиеся обучались комплексному анализу текста...
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Воробей»
Задание для самостоятельной работы...
конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.
Конспект открытого урока литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...
«Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)
laquo;Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)...