Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Каримова Флида Фагимовна

Урок словесности по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Голуби". Составление речетворческой карты  к слову "голубь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golub.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Урок словесности. Речетворческая карта слова «голубь».

                      Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби».

10 класс

Урок разработан для учащихся 10 класса, изучающих литературу  по учебнику для общеобразовательных учреждений (авторы-составители В.И.Сахаров, С.А.Зинин).

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: - повторить и уточнить знания учащихся  по разделам лексики,  

                       этимологии и т.д.;  объяснить значения терминов «реалия»,

                        «концепт»;

                     - развить связную речь учащихся; формировать умение

                       анализировать свою деятельность на уроке;

                     - воспитать интерес к творчеству И.С.Тургенева; воспитать                  

                       познавательный интерес к художественному слову.  

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация по теме урока,  иллюстрации к стихотворению в прозе

Учебно-методическая литература:

  1. Богатырёва И.М. Что такое картина мира. // Русский язык и литература для школьников, 2009, №8, с.3-8.
  2. Кудряшова  С.К. Активизация познавательной деятельности учащихся и речевого осмысления слова. //Русский язык в школе, 2008, №5, с. 37-40.
  3. Куринная А.Ф. Речетворческое осмысление слова в организации  слова коммуникативно-ориентированной работы над текстом. Киев, 2007.

  1. Даль В.И. Пословицы русского народа. Москва, «ННН» «ЭКСМО», 2003.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Москва, 1982.
  3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва, 2000.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас урок словесности, интегрированный урок русского языка и литературы по теме  «Речетворческая карта слова «голубь». Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Голуби» (слайды 1,2)

- Как вы  думаете, ребята,  что нового мы должны узнать сегодня на уроке?  На какие вопросы мы будем искать ответы? (ответы учащихся)

- Да,  на уроке мы попытаемся взглянуть в глубину слова и займёмся составлением речетворческой карты знакомого вам слова, научимся находить и правильно употребить словосочетания с ним, чтобы наша речь стала выразительнее и ярче. Целью нашего урока является ознакомление с терминами «реалия», «концепт». Надеюсь, работа по тексту поможет вам и в подготовке к Единому государственному экзамену  по русскому языку.

    А обратимся мы к прозе Ивана Сергеевича Тургенева, одного из величайших мастеров русской речи. На мой взгляд, именно его произведения дают нам удивительную возможность показать чистоту, богатство, силу русского слова. И слово это - «голубь» из одноимённого стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

II. Речетворческая карта слова «голубь».

1. Ассоциации (слайд 3)

- Какие словесные ассоциации вызывает у вас это слово? Какие художественные произведения, стихотворения,  поэтические строчки вспоминаются вам? (голубь мира, мир, лад, «голубка дряхлая моя» и т.д.) (слайды 4,5)

- А вот известный лексикограф В.И.Даль в своём словаре пословиц и поговорок русского народа даёт интересное ассоциативное значение слова «голубь» наряду с названиями других птиц (слайд 6):

гусь – человек себе на уме

индюшка – дура

лебедь – красавица

петух – драчун

ворона – разиня

голубчик, голубушка, голубка – ласка.

2. Этимология (слайд 7)

- Каково же, по-вашему, происхождение данного слова? (голубь от слова «голубой» по цвету оперения) (слайд 8)

3. Лексическое значение (слайд 9)

- Какое толкование значения слова даётся в словаре С.Ожегова? (читает ученик) (слайд 10)

- А в словаре В.Даля к слову даны и родственные слова (голубь, голубина – м., голубица – ж.); и диалектные названия птицы: дутыш, воркун, бормотун; и народные приметы, связанные с этой птицей, например: Голуби прячутся в вёдро, к ненастью.

- Что значит ВЁДРО? (летняя сухая и ясная погода) Может, вы сами назовёте поговорки, приметы, фразеологизмы, в составе которых встречается слово «голубь»? ( Гонять голубей,  голубь мира (Согласно Ветхому завету, после всемирного потопа выпущенный в поисках земли голубь принёс Ною оливковую ветвь. Выражение получило широкое распространение в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира, где эмблему в виде голубки с оливковой ветвью нарисовал известный французский художник Пабло Пикассо).

4. Перцептивное значение (значение, связанное с субъективным, конкретно-чувственным восприятием того, что обозначает слово) (слайд 11)

- Наполните слово звуком, цветом, составьте словосочетания с ними (сизокрылый голубь, воркуют как голубки и т.д.) (слайд 12,13)

5. Художественное (образное) значение (слайд 14) слова определяется в художественном тексте. Внимательно послушайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева .

- Чтение текста.

- Встретились ли вам незнакомые, непонятные слова?

- Определите тип речи и стиль текста.

- Какие признаки художественного стиля характерны для данного текста? (примеры различных средств выразительности и фигур речи)

- Обратите внимание на предложение «Визжит ветер…». Из 31 знаменательного слова 10 глаголов. Для чего использует автор такое огромное количество глаголов?

- Данный текст относится к жанру «стихотворение в прозе». Как вы думаете, почему?

- Определите тему и основную мысль текста.

- В каких предложениях наиболее чётко выражена и тема, и основная мысль, и настроение лирического героя?

- А в этих иллюстрациях смогла ли ученица показать тему и главную мысль произведения? ( работа по иллюстрациям)

- Каким настроением проникнуто произведение? Хорошо ли лирическому герою? Автору? Вспомните, когда и где были написаны стихотворения в прозе Тургеневым? (май, 1879 год, первоначальное название цикла – «Старческое», а в черновиках вообще «Посмертное», вдали от Родины)

- Докажите, что ему одиноко. Найдите по тексту ключевые слова.

- Какие художественные детали выражают тоску автора по родине, а именно по России? Выпишите эти слова.

РОЖЬ

ВОРОБЬИ

ЛОПУХ
ПОЛЫНЬ
ПЛАТОЧЕК
СНЕЖНЫЙ КОМОК
ГОЛУБЬ

- Эти слова называются словами-реалиями русской культуры.

Реалии – слова и словосочетания, называющие объекты, характерные для жизни одного народа и чуждые другому (слайд 15)

Концепты – ключевые слова, являющиеся наименованиями наиболее значимых для культуры народов понятий.

- Как вы думаете, почему названные  слова-реалии характерны именно русской культуре? ( Обратите внимание: слово «рожь» очень значимо для русского человека, так как русские издревле, например, в отличие от башкир, занимались земледелием. Слово «снег» больше понятно российскому человеку, нежели азиату. А платок является символом трудолюбивой русской женщины, которая носила платок потому. Что он защищает от зноя и не мешает во время работы на поле).

-  Для чего автор употребляет их в тексте? ( Автор использует эти слова-реалии для того, чтобы показать свою огромную любовь к России, к русской природе).

- А теперь вернёмся к слову «голубь». У И.С.Тургенева в стихотворениях в прозе очень часто встречаются образы птиц, и они превращаются в образы-символы: ястреб – символ опасности, тревоги, воробей – символ мужества. Что же символизирует голубь в этом произведении? (мир, согласие, семья, взаимопонимание)

- Как вы думаете, совпадают ли символические значения словообраза «голубь» у русского и башкирского народов?

6. Индивидуально-авторское употребление (слайд 16) данного слова является последним пунктом нашей речетворческой карты.  Выберите одно из заданий и выполните дома:

1)  опираясь на стихотворение в прозе «Голуби», напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Как нужна человеку родная семья, дом с теплом бескорыстным и светом», так как мы пришли к выводу, что ключевое слово «голубь» символизирует лад, согласие, взаимопонимание, что и составляет основу счастливой семьи (слайд 17);

2)  составьте синквейн на тему «Семья» (слайд 18).

III. Обобщение. Оценивание учащихся.

 IV.Рефлексия (слайды 19. 20)

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

- Итак, мы попытались прочувствовать силу слова, его проникновения в духовную жизнь человека. Дорогие друзья, будьте внимательны к слову!

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

- Извини меня!

Это значит:

-Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Своё первородство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня!

Это значит:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.    (С.Островой. Первородство)

- Хочется закончить урок словами самого писателя И.С.Тургенева : «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. Этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» (слайд 21)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Республиканский профессиональный конкурс

учителей образовательных учреждений Республики Башкортостан

« Урок русского языка/литературы в свете требований ФГОС»

  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА СЛОВЕСНОСТИ

                          Тема урока: Речетворческая карта слова « голубь».  

Работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева « Голуби».

                          Класс: 10

Участник конкурса:

Каримова Флида Фагимовна,

 учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей №4 г.Баймак муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

 Домашний адрес: 453360, г.Баймак, ул. Зулькарнаева, д.6

Телефоны:

сотовый – 8-927-300-48-10

домашний – 8 (34751) 3-22-65

служебный – 8 (43751) 3-17-51

e-mail: flidakarimova@mail.ru

Уфа - 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс

Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан...

Презентация к уроку внеклассного чтения по теме "Стихотворения в прозе"

Презентация даёт общее представление о жанре стихотворений в прозе, знакомит с основоположниками этого жанра...

УРОК ПО КНИГЕ И.С.ТУРГЕНЕВА «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»

Методическая разработка урока по книге И.С.Тургенева "Стихотворения в прозе"  предназначена для учеников 7 класса национальной школы. Для раскрытия темы урока используется технология учебного диа...

конспект урока литературы по стихотворениям в прозе И.С. Тургенева. 7 класс.

Конспект открытого урока  литературы в 7 классе. Тема "Сокровенные мысли И.С. Тургенева в стихотворениях в прозе"...

«Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)

laquo;Урок лирического монолога» («Стихотворения в прозе И.С. Тургенева»)...