Рабочая программа 10 класс. Литература
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа по Литературе. 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_literatura_10.docx | 95.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 10-а класса разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документа.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
1.1.1. нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:
– Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9;
– Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
– Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
– Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
– Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
1.1.2. правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами общеобразовательной организации (далее – ОО):
– Уставом ОО;
– Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерная программа по предмету «Литература» (базовый и профильный уровни) – серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам. Литература. 10-11 классы - М., Просвещение, 2019 год);
- Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, М. «Русское слово», 2019.
Основная цель изучения литературы в школе:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Задачи изучения литературы в старшей школе:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;
совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 102 часа в 10 классе для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования на базовом уровне
(Всего 102 часа: 3 ч. в неделю
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для основной школы (5-11) классы. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 2019 и Примерной программы по литературе для старших классов (базовый и профильный уровни).
Учебно-методический комплект, используемый в преподавании учебного предмета
«Литература» в 10-а классе:
- Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс: В 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2019 г. (Рекомендовано Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на базовом и профильном уровнях).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы на ступени обучения среднего (полного) общего образования
Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
Содержание учебного предмета «Литература» в 10 классе
Введение. К истории русской литературы XIX века (1 ч.)
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века (13 ч.)
А.С. Пушкин
Стихотворения «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон». Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара, в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века (88 ч.)
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий , фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большов, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А.Гончаров
Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (НА. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и А.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история».
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Двабогача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать? » (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма»как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «гепйег-уоиз» и его трансформация в романе «Что делать? ».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать? ».
Н.А. Некрасов
Стихотворения «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс,и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. Фет
Стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к тебе с приветом... », «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник ».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрый пискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города », сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
А.К. Толстой
Стихотворения «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеоиа в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души »; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание ».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание » в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. Чехов
Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пиме-нова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
Тематическое планирование
№ | Разделы программы, темы уроков | Кол. час | К Д | Р Р | т |
1 | Введение. Прекрасное начало (К истории литературы 19 в.) | 1 | |||
2 | А.С.Пушкин. образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. «Вольность», «Воспоминания в Царском Селе» | 1 | |||
3 | Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях А.С.Пушкина «Погасло дневное светило..», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | |||
4 | Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. «Свободы сеятель пустынный..!, «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» | 1 | |||
5 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. Образ стихии. | 1 | |||
6 | М.Ю.Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен..» | 1 | |||
7 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова. «Валерик», «Молитва» | 1 | |||
8 | «Я не унижусь пред тобой..», «Выхожу один я на дорогу..», «Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта | 1 | |||
9 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон». Романтический колорит поэмы, образно-эмоциональная насыщенность. | 1 | |||
10 | Н.В.Гоголь. Реальное и фантастической в «Петербургских повестях». «Невский проспект», «Нос». | 1 | |||
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Трагическое и комическое в судьбе героев. | 1 | |||
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбах гоголевских героев. | 1 | |||
13 14 | Р.р. Письменная работа по творчеству Н.В. Гоголя. | 2 | |||
15 16 | Литература второй половины 19 века. Социально-политическая ситуация в России. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе между либералами и революционерами-демократами. Развитие реалистических традиций. Расцвет русского национального театра. | 2 | |||
17 | А.Н. Островский. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе. | 1 | |||
18 | Конфликт между «старшими» и «Младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии | 1 | |||
19 | Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. | 1 | |||
20 | Драма «Гроза». Изображение «затерянного» мира города Калинова в драме А.Н. Островского. Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | 1 | |||
21 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Роль второстепенных и внесценических персонажей. | 1 | |||
22 | Урок-семинар. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе «Гроза». «Гроза» в русской критике (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев) | 1 | |||
23 24 | Сочинение по творчеству А.Н. Островского. | 2 | |||
25 | И.А. Гончаров. «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова в романе. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская) | 1 | |||
26 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | 1 | |||
27 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя | 1 | |||
28 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины» | 1 | |||
29 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов народной жизни. Роман в русской критике. | 1 | |||
30 | Сочинение по творчеству И. А. Гончарова | 1 | |||
31 | И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» | 1 | |||
32 | Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла «Записки охотника» | 1 | |||
33 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования | 1 | |||
34 | Нигилизм Базарова, ее социальные и нравственно-философские истоки | 1 | |||
35 | Базаров и аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых | 1 | |||
36 | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое. | 1 | |||
37 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве И.С. Тургенева. («Порог», «Два богача») | 1 | |||
38 39 | Р.р. Сочинение по творчеству И.С Тургенева. | 2 | |||
40 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||
41 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России | 1 | |||
42 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие романа «Что делать?» | 1 | |||
43 | Н.А. Некрасов. «муза мести и печали»как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. | 1 | |||
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни | 1 | |||
45 | Представители помещичьей Руси в поэме. К.р. по итогам полугодия | 1 | |||
46 | Стихия народной жизни и ее яркие представители | 1 | |||
47 | Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны в поэме | 1 | |||
48 | Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании | 1 | |||
49 | Проблема счастья и ее решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | 1 | |||
50 51 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | 2 | |||
52 | Ф.И. Тютчев. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики поэта | 1 | |||
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике | 1 | |||
54 | Тема трагического противостояния человеческого «Я» и стихийных сил природы. Тема величия России | 1 | |||
55 | А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта.»Культ мгновения» в лирике А.Фета | 1 | |||
56 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.Фета | 1 | |||
57 | Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике А.Фета | 1 | |||
58 59 | Р.р.Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева | 2 | |||
60 | Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести | 1 | |||
61 | «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам | 1 | |||
62 | Стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника» | 1 | |||
63 | Р.р.Сочинение по прозе Н.С.Лескова | 1 | |||
64 | М.Е Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика | 1 | |||
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | |||
66 | Приемы сатирического воссоздания действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | |||
67 | Соотношение авторского идеала и действительности в сатире писателя | 1 | |||
68 | «Жил-дрожал, и умирал-дрожал..» Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь» | 1 | |||
69 | Рр.Письменная работа по прозе Щедрина | 1 | |||
70 | А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. Толстого | 1 | |||
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «Пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А. Толстого | 1 | |||
72 | Письменная работа по лирике А.Толстого | 1 | |||
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе | 1 | |||
75 | Критическое изображение высшего света в романе. «Диалектика души» любимых героев автора | 1 | |||
76 | Этапы духовного самосовершенствования А. Болконского, П. Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев | 1 | |||
77 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе | 1 | |||
78 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | 1 | |||
79 | Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса | 1 | |||
80 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории | 1 | |||
81 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе | 1 | |||
82 | Тихон Щербатый, Платон Каратаев как два типа народнопатриотического сознания: русская картина мира | 1 | |||
83 84 | Значение романа – эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы | 2 | |||
85 86 | Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 2 | |||
87 | Ф.М. Достоевский. Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе | 1 | |||
88 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума | 1 | |||
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека». Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя | 1 | |||
90 | Раскольников и «вечная» Сонечка как нравственный идеал автора. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия | 1 | |||
91 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе | 1 | |||
92 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа | 1 | |||
93 94 | Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 2 | |||
95 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова | 1 | |||
96 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости | 1 | |||
97 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад» | 1 | |||
98 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-недотеп и символический образ сада в комедии | 1 | |||
99 | Функции ремарок, звука, цвета в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении | 1 | |||
100 101 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова | 2 | |||
102 | Обобщение по курсу литературы второй половины 19 века. К.р. тестовая работа | 1 | |||
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата План.Факт. | Разделы программы, темы уроков | Кол. час | Вид контроля | |||||
1 | Введение. Прекрасное начало (К истории литературы 19 в.) | 1 | Р Р | Т | |||||
2 | А.С.Пушкин. образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. «Вольность», «Воспоминания в Царском Селе» | 1 | |||||||
3 | Обращение к вечным вопросам бытия в стихотворениях А.С.Пушкина «Погасло дневное светило..», «Разговор книгопродавца с поэтом» | 1 | |||||||
4 | Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. «Свободы сеятель пустынный..!, «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» | 1 | |||||||
5 | Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства. Образ стихии. | 1 | |||||||
6 | М.Ю.Лермонтов. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. «Как часто пестрою толпою окружен..» | 1 | |||||||
7 | Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в поэзии Лермонтова. «Валерик», «Молитва» | 1 | |||||||
8 | «Я не унижусь пред тобой..», «Выхожу один я на дорогу..», «Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта | 1 | |||||||
9 | Особенности богоборческой темы в поэме «Демон». Романтический колорит поэмы, образно-эмоциональная насыщенность. | 1 | |||||||
10 | Н.В.Гоголь. реальное и фантастической в «Петербургских повестях». «Невский проспект», «Нос». | 1 | |||||||
11 | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Трагическое и комическое в судьбе героев. | 1 | |||||||
12 | Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбах гоголевских героев. | 1 | |||||||
13 14 | Р.р. Письменная работа по творчеству Н.В. Гоголя. | 2 | |||||||
15 16 | Литература второй половины 19 века. Социально-политическая ситуация в России. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе между либералами и революционерами-демократами. Развитие реалистических традиций. Расцвет русского национального театра. | 2 | |||||||
17 | А.Н. Островский. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе. | 1 | |||||||
18 | Конфликт между «старшими» и «Младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии | 1 | |||||||
19 | Большов, Подхалюзин и Тишка – три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция. | 1 | |||||||
20 | Драма «Гроза». Изображение «затерянного» мира города Калинова в драме А.Н. Островского. Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. | 1 | |||||||
21 | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Роль второстепенных и внесценических персонажей. | 1 | |||||||
22 | Урок-семинар. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе «Гроза». «Гроза» в русской критике (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев) | 1 | |||||||
23 24 | Сочинение по творчеству А.Н. Островского. | 2 | |||||||
25 | И.А. Гончаров. «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова в романе. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская) | 1 | |||||||
26 | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. | 1 | |||||||
27 | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя | 1 | |||||||
28 | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины» | 1 | |||||||
29 | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов народной жизни. Роман в русской критике. | 1 | |||||||
30 | Сочинение по творчеству И. А. Гончарова | 1 | |||||||
31 | И.С. Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» | 1 | |||||||
32 | Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла «Записки охотника» | 1 | |||||||
33 | «Отцы и дети». Отражение в романе проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования | 1 | |||||||
34 | Нигилизм Базарова, ее социальные и нравственно-философские истоки | 1 | |||||||
35 | Базаров и аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых | 1 | |||||||
36 | Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое. | 1 | |||||||
37 | Стихотворения в прозе и их место в творчестве И.С. Тургенева. («Порог», «Два богача») | 1 | |||||||
38 39 | Р.р. Сочинение по творчеству И.С Тургенева. | 2 | |||||||
40 | Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» | 1 | |||||||
41 | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России | 1 | |||||||
42 | Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие романа «Что делать?» | 1 | |||||||
43 | Н.А. Некрасов. «муза мести и печали»как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. | 1 | |||||||
44 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни | 1 | |||||||
45 | Представители помещичьей Руси в поэме. К.р. по итогам полугодия | 1 | |||||||
46 | Стихия народной жизни и ее яркие представители | 1 | |||||||
47 | Тема женской доли и образ Матрены Тимофеевны в поэме | 1 | |||||||
48 | Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании | 1 | |||||||
49 | Проблема счастья и ее решение в поэме. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание | 1 | |||||||
50 51 | Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова | 2 | |||||||
52 | Ф.И. Тютчев. «Мыслящая поэзия», ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики поэта | 1 | |||||||
53 | Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике | 1 | |||||||
54 | Тема трагического противостояния человеческого «Я» и стихийных сил природы. Тема величия России | 1 | |||||||
55 | А.А. Фет. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики поэта.»Культ мгновения» в лирике А.Фета | 1 | |||||||
56 | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.Фета | 1 | |||||||
57 | Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике А.Фета | 1 | |||||||
58 59 | Р.р.Письменная работа по лирике Ф.И. Тютчева | 2 | |||||||
60 | Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести | 1 | |||||||
61 | «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам | 1 | |||||||
62 | Стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника» | 1 | |||||||
63 | Р.р.Сочинение по прозе Н.С.Лескова | 1 | |||||||
64 | М.Е Салтыков-Щедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика | 1 | |||||||
65 | Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | |||||||
66 | Приемы сатирического воссоздания действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина | 1 | |||||||
67 | Соотношение авторского идеала и действительности в сатире писателя | 1 | |||||||
68 | «Жил-дрожал, и умирал-дрожал..» Образ обывателя в сказке «Премудрый пискарь» | 1 | |||||||
69 | Рр.Письменная работа по прозе Щедрина | 1 | |||||||
70 | А.К.Толстой. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А. Толстого | 1 | |||||||
71 | Радость слияния человека с природой как основной мотив «Пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А. Толстого | 1 | |||||||
72 | Письменная работа по лирике А.Толстого | 1 | |||||||
74 | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе | 1 | |||||||
75 | Критическое изображение высшего света в романе. «Диалектика души» любимых героев автора | 1 | |||||||
76 | Этапы духовного самосовершенствования А. Болконского, П. Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев | 1 | |||||||
77 | «Мысль семейная» и ее развитие в романе | 1 | |||||||
78 | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | 1 | |||||||
79 | Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса | 1 | |||||||
80 | Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории | 1 | |||||||
81 | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе | 1 | |||||||
82 | Тихон Щербатый, Платон Каратаев как два типа народнопатриотического сознания: русская картина мира | 1 | |||||||
83 84 | Значение романа – эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы | 2 | |||||||
85 86 | Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого | 2 | |||||||
87 | Ф.М. Достоевский. Эпоха кризиса в зеркале идеологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе | 1 | |||||||
88 | Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума | 1 | |||||||
89 | Образ Раскольникова и тема «гордого человека». Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя | 1 | |||||||
90 | Раскольников и «вечная» Сонечка как нравственный идеал автора. Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия | 1 | |||||||
91 | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе | 1 | |||||||
92 | Принцип полифонии в решении философской проблематики романа | 1 | |||||||
93 94 | Р.р. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского | 2 | |||||||
95 | А.П. Чехов. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова | 1 | |||||||
96 | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости | 1 | |||||||
97 | Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад» | 1 | |||||||
98 | Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-недотеп и символический образ сада в комедии | 1 | |||||||
99 | Функции ремарок, звука, цвета в пьесе. Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении | 1 | |||||||
100 101 | Р.р. Сочинение по творчеству А.П. Чехова | 2 | |||||||
102 | Обобщение по курсу литературы второй половины 19 века. К.р. тестовая работа | 1 | |||||||
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированностьэкологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоения программы по литературе являются:
- в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклоров других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведениях элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней.
- в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
- в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...