Урок литературного чтения в 4 кл. "Чудесный мир классики"
план-конспект урока по литературе

Комкова Елена Юрьевна

Урок повторения и обобщения знаний по разделу "Чудесный мир классики". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudesnyy_mir_klassiki.docx39.26 КБ

Предварительный просмотр:

        Комкова Е.Ю., учитель нач.классов

филиала МБОУ СОШ с.Красное в с.Ищеино

Урок литературного чтения в 4 классе.

 Тема урока «Повторение и обобщение знаний по разделу «Чудесный мир классики».

Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.

Планируемые результаты:

 предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;

метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,

коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;

личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.

Требования к уровню усвоения материала на конец урока:

знать изученные литературные произведения и их авторов;
знать основное содержание изученных произведений;

уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей Ершова П.П., Толстого Л.Н., Чехова А.П., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., карточки с заданиями, тесты, компьютерная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действия смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

2.Актуализация знаний

На доске вы видите портреты писателей.

Что их объединяет?

- Давайте вспомним, что такое классика?

- Другими словами к  «Классике»  относятся те произведения или труды авторов, которые имеют вечную ценность.

- Все ли произведения этого раздела мы прочитали?

Какое произведение понравилось больше всего?

Чем же будем заниматься сегодня, какие же цели поставим перед собой на уроке?

- Сегодня мы с вами играем в КЗУ, который посвящён разделу «Чудесный мир классики». А что такое КЗУ? (Клуб знающих учеников).

Играть будем по командам. Выберите себе капитанов команд.

После каждого задания вы должны провести взаимооценку работы  в группе каждого ученика. У вас на столах лежат оценочные листы.  Возьмите их  и  напишите Ф.И. учеников команды.

 Раздел « Чудесный мир классики»

Классика – литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе.

Вспомнить писателей, чьи произведения читали в этом разделе, стихи, рассказы.

Записывают Ф.И. учеников в  оценочный лист.

Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,

Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Работа по теме урока

Конкурс 1. «Собери отрывок из произведения».

Из карточек соберите отрывок из произведения, прочитайте  его выразительно вместе  и продолжите фразу.

1.«…Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых………

(Давно, давно ты ждёшь меня)…»

2.

«…Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла…………………….

(Поднялась и расцвела)…»

3.«… В долгом времени аль вскоре

Приключилося им горе:

Кто-то в поле стал ходить………

 (И пшеницу шевелить)»

4. «Терек воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,…

(Слёзы брызгами летят)».

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Конкурс 2. “Биография”

Биография – жизнеописание; чей- либо путь.

Прочитайте и определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

1) Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.

2) Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.

3) Родился  он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.

4) Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что писать для детей  вообще не умеет. Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте.

5) В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С.Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С.Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное. Так началась всенародная слава писателя.

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Конкурс 3. «Узнай произведение по предмету, назови автора»

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» -

зеркальце, яблочко, собака, месяц.

2) «Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль

3) «Мальчики» - ножницы, карта, чечевица.

4) «Как мужик камень убрал» - камень, рубль.

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Физкультминутка.

        

Конкурс 4. «Поэтический»

Расскажите понравившееся стихотворение из раздела «Чудесный мир классики».

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Конкурс 5. «Разгадай кроссворд»

Разгадайте кроссворд, данный в учебнике на стр.135-136.

Задание 3, ответить на последний вопрос к нему. Объяснить, как вы понимаете слово-отгадку из кроссворда.

(Прозаическая – нестихотворная литература, в отличие от поэзии).

Назовите автора и  произведения, которые относятся к прозаической литературе из изученных  в разделе «Чудесный мир классики» ( М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал»; А.П.Чехов «Мальчики».

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Дети составляют из карточек стихотворение.

Дети оценивают свою работу в группе

Дети читают на экране

(Петр Павлович  Ершов)

(Александр Сергеевич Пушкин)

(Лев Николаевич Толстой)

(Антон Павлович Чехов)

(Михаил Юрьевич Лермонтов)

Дети оценивают свою работу в группе.

Уч-ся вытаскивают из мешочка предмет, определяют произведение и его автора.

Дети оценивают свою работу в группе.

Дети выполняют упражнения под музыку.

Уч-ся рассказывают стихи.

Дети оценивают свою работу в группе.

Уч-ся разгадывают кроссворд.

Дети оценивают свою работу в группе.

Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке,

Коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке,

Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке.

        

Личностные: формирование системы нравственных ценностей.

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке.

Итог. Рефлексия

Сегодня на уроке мы проделали большую работу.

Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли их?

А теперь подведем итоги урока.  Капитаны, оцените работу вашей группы. В оценочных листах посчитайте, сколько у каждого члена команды плюсиков, столько поставьте баллов.

Подсчитайте общее количество баллов.

Какая же команда стала победительницей?

Скажите, а что помогло вам выйти в победители?

Предлагаю поздравить друг друга бурными аплодисментами.

На каждом уроке необходимо оценить знания учеников, проверить самих себя – как хорошо усвоен материал урока. Я предлагаю написать каждому из вас небольшой тест по изученным произведениям.

Проверка теста.

Выставление оценок.

Вспомнили писателей и их произведения, читали наизусть стихи.

Взаимопонимание, дружба,  помощь.

Уч-ся выполняют тест (Приложение №1)

Регулятивные —оценивание своей работы на уроке.

Коммукативные —обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения.

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности, понимания; формирование уважительного отношения к товарищам;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Рефлексия.

Д.З.

Самым интересным сегодня на уроке было…

Самым сложным для меня сегодня было … .

Сегодня на уроке я почувствовал…..

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению из раздела «Чудесный мир классики».

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности, понимания.

        

                

                                Приложение №1

                                                                     ТЕСТ

  1. Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.

«Сказка о мёртвой царевне…»               П.П.Ершов

«Конёк – Горбунок»                                М.Ю.Лермонтов

«Ашик – Кериб»                                       А.С.Пушкин

«Мальчики»                                              Л.Н.Толстой

«Детство»                                                  А.П.Чехов

 

  1. Соедини имя отчество и фамилию автора.

Чехов                       Александр Сергеевич

Ершов                      Антон Павлович

Пушкин                   Михаил Юрьевич

Лермонтов               Пётр Павлович

        

  1. Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

А) белого                Б) чёрного            В) серого

  1. Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?

А) кольцо                Б) зеркало            В) венец

  1. Как звали собаку семи богатырей?

А) Сокол                  Б) Соколко              В) Соколик

  1. На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?

А) балалайка           Б) гармонь              В) гусли

  1. В какую страну собирались сбежать мальчики?

А) в Африку            Б) в Индию            В) в Америку

  1. Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?

А) инженер                  Б) мужик           В) мэр города

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Этап урока

            

1.«Собери отрывок из произведения»

2. «Биография»

3. «Узнай произведение по предмету»

4. «Поэтический»

5. «Разгадай кроссворд»


        

Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.

Этап урока

            

1.«Собери отрывок из произведения»

2. «Биография»

3. «Узнай произведение по предмету»

4. «Поэтический»

5. «Разгадай кроссворд»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....