Урок литературного чтения в 4 кл. "Чудесный мир классики"
план-конспект урока по литературе
Урок повторения и обобщения знаний по разделу "Чудесный мир классики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesnyy_mir_klassiki.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Комкова Е.Ю., учитель нач.классов
филиала МБОУ СОШ с.Красное в с.Ищеино
Урок литературного чтения в 4 классе.
Тема урока «Повторение и обобщение знаний по разделу «Чудесный мир классики».
Цели: обобщить полученные знания по разделу; развивать творческие способности; воспитывать чувство коллективизма, ответственности за свои ответы в команде.
Планируемые результаты:
предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию;
метапредметные: регулятивные — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли,
коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения;
личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании, знание правила выбора книги.
Требования к уровню усвоения материала на конец урока:
знать изученные литературные произведения и их авторов;
знать основное содержание изученных произведений;
уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей Ершова П.П., Толстого Л.Н., Чехова А.П., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., карточки с заданиями, тесты, компьютерная презентация.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. | -Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок. Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | |
2.Актуализация знаний | На доске вы видите портреты писателей. Что их объединяет? - Давайте вспомним, что такое классика? - Другими словами к «Классике» относятся те произведения или труды авторов, которые имеют вечную ценность. - Все ли произведения этого раздела мы прочитали? Какое произведение понравилось больше всего? Чем же будем заниматься сегодня, какие же цели поставим перед собой на уроке? - Сегодня мы с вами играем в КЗУ, который посвящён разделу «Чудесный мир классики». А что такое КЗУ? (Клуб знающих учеников). Играть будем по командам. Выберите себе капитанов команд. После каждого задания вы должны провести взаимооценку работы в группе каждого ученика. У вас на столах лежат оценочные листы. Возьмите их и напишите Ф.И. учеников команды. | Раздел « Чудесный мир классики» Классика – литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе. Вспомнить писателей, чьи произведения читали в этом разделе, стихи, рассказы. Записывают Ф.И. учеников в оценочный лист. | Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, Регулятивные — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке. |
Работа по теме урока | Конкурс 1. «Собери отрывок из произведения». Из карточек соберите отрывок из произведения, прочитайте его выразительно вместе и продолжите фразу. 1.«…Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых……… (Давно, давно ты ждёшь меня)…» 2. «…Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла……………………. (Поднялась и расцвела)…» 3.«… В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить……… (И пшеницу шевелить)» 4. «Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен,… (Слёзы брызгами летят)». Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах. Конкурс 2. “Биография” Биография – жизнеописание; чей- либо путь. Прочитайте и определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста. 1) Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. 2) Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. 3) Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. 4) Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что писать для детей вообще не умеет. Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом, публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. 5) В январе 1837 г., в дни трагической гибели А.С.Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С.Пушкина в русской литературе. Это был 22-летний офицер, написавший стихотворение «Смерть Поэта» - скорбное, гневное и обличительное. Так началась всенародная слава писателя. Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах. Конкурс 3. «Узнай произведение по предмету, назови автора»
зеркальце, яблочко, собака, месяц. 2) «Конек –горбунок» - перо, сума, конь, рубль 3) «Мальчики» - ножницы, карта, чечевица. 4) «Как мужик камень убрал» - камень, рубль. Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах. Физкультминутка.
Конкурс 4. «Поэтический» Расскажите понравившееся стихотворение из раздела «Чудесный мир классики». Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах. Конкурс 5. «Разгадай кроссворд» Разгадайте кроссворд, данный в учебнике на стр.135-136. Задание 3, ответить на последний вопрос к нему. Объяснить, как вы понимаете слово-отгадку из кроссворда. (Прозаическая – нестихотворная литература, в отличие от поэзии). Назовите автора и произведения, которые относятся к прозаической литературе из изученных в разделе «Чудесный мир классики» ( М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»; Л.Н.Толстой «Детство», «Как мужик камень убрал»; А.П.Чехов «Мальчики». Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах. | Дети составляют из карточек стихотворение. Дети оценивают свою работу в группе Дети читают на экране (Петр Павлович Ершов) (Александр Сергеевич Пушкин) (Лев Николаевич Толстой) (Антон Павлович Чехов) (Михаил Юрьевич Лермонтов) Дети оценивают свою работу в группе. Уч-ся вытаскивают из мешочка предмет, определяют произведение и его автора. Дети оценивают свою работу в группе. Дети выполняют упражнения под музыку. Уч-ся рассказывают стихи. Дети оценивают свою работу в группе. Уч-ся разгадывают кроссворд. Дети оценивают свою работу в группе. | Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, Регулятивные —оценивание своей работы на уроке, Коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения. Регулятивные —оценивание своей работы на уроке, Познавательные — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, Регулятивные —оценивание своей работы на уроке.
Личностные: формирование системы нравственных ценностей. Регулятивные —оценивание своей работы на уроке. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Регулятивные —оценивание своей работы на уроке. |
Итог. Рефлексия | Сегодня на уроке мы проделали большую работу. Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли их? А теперь подведем итоги урока. Капитаны, оцените работу вашей группы. В оценочных листах посчитайте, сколько у каждого члена команды плюсиков, столько поставьте баллов. Подсчитайте общее количество баллов. Какая же команда стала победительницей? Скажите, а что помогло вам выйти в победители? Предлагаю поздравить друг друга бурными аплодисментами. На каждом уроке необходимо оценить знания учеников, проверить самих себя – как хорошо усвоен материал урока. Я предлагаю написать каждому из вас небольшой тест по изученным произведениям. Проверка теста. Выставление оценок. | Вспомнили писателей и их произведения, читали наизусть стихи. Взаимопонимание, дружба, помощь. Уч-ся выполняют тест (Приложение №1) | Регулятивные —оценивание своей работы на уроке. Коммукативные —обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения. Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности, понимания; формирование уважительного отношения к товарищам; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Рефлексия. Д.З. | Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным для меня сегодня было … . Сегодня на уроке я почувствовал….. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению из раздела «Чудесный мир классики». | Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности, понимания. |
Приложение №1
ТЕСТ
- Соедини стрелочками фамилию автора и название произведения.
«Сказка о мёртвой царевне…» П.П.Ершов
«Конёк – Горбунок» М.Ю.Лермонтов
«Ашик – Кериб» А.С.Пушкин
«Мальчики» Л.Н.Толстой
«Детство» А.П.Чехов
- Соедини имя отчество и фамилию автора.
Чехов Александр Сергеевич
Ершов Антон Павлович
Пушкин Михаил Юрьевич
Лермонтов Пётр Павлович
- Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?
А) белого Б) чёрного В) серого
- Какой волшебный предмет был у царицы в «Сказке о мёртвой царевне…»?
А) кольцо Б) зеркало В) венец
- Как звали собаку семи богатырей?
А) Сокол Б) Соколко В) Соколик
- На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб?
А) балалайка Б) гармонь В) гусли
- В какую страну собирались сбежать мальчики?
А) в Африку Б) в Индию В) в Америку
- Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого?
А) инженер Б) мужик В) мэр города
Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.
Этап урока |
| |||
1.«Собери отрывок из произведения» | ||||
2. «Биография» | ||||
3. «Узнай произведение по предмету» | ||||
4. «Поэтический» | ||||
5. «Разгадай кроссворд» |
Обсудите в группе и оцените свою работу в оценочных листах.
Этап урока |
| |||
1.«Собери отрывок из произведения» | ||||
2. «Биография» | ||||
3. «Узнай произведение по предмету» | ||||
4. «Поэтический» | ||||
5. «Разгадай кроссворд» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"
Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...
Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"
Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.
Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Презентация к уроку литературного чтения "Чудесный мир классики"
Интерактивная презентация...
Технологическая карта урока литературного чтения "Чудесный мир классики"
Представлена технологическая карта урока...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....