Практическая работа по определению стихотворных жанров
тренажёр по литературе (10 класс)
Работа содержит несколько отрывков из литературных произведений и Приложение с определением самых распростаненных стихотворных жанров. Обучающийся должен найти соответствия примеров и определений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskoe_zanyatie_po_opredeleniyu_stihotvornyh_zhanrov.docx | 25.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по предмету «Литература»
__________________________________________________________
Определение стихотворного жанра.
Задание: Прочитать стихотворное произведение и выбрать из предложенных в приложении определений соответствующий жанр.
1. Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье
Но, как вино - печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море. /А.С.Пушкин/
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трёх лицах Божества!
Дух всюду сущий и единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто всё Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы называем: Бог.
…………………………………..
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей… /Г.Р.Державин/
―――――――――――――――――――――――――――――――――――― ――――――――――――――――――――――――――――――――――――
3. По-над Доном сад цветет, Во саду дорожка; На нее б я всё глядел, Сидя, из окошка... Там с кувшином за водой Маша проходила, Томный взор потупив свой, Со мной говорила. «Маша, Маша!-молвил я. Будь моей сестрою! Я люблю... любим ли я, Милая, тобою?» | Не забыть мне никогда, Как она глядела! Как с улыбкою любви Весело краснела! Не забыть мне, как она Сладко отвечала, Из кувшина, в забытьи, Воду проливала... /А.В.Кольцов/ |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".
........................................................................
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал. /И.Гёте/
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный!
Боже, Царя храни!
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
6. Бездушному дельцу:
Здесь Джон покоится в тиши,
Конечно, только тело...
Но говорят, оно души
И прежде не имело!
……………………………..
Вильяму Грэхему, эсквайру:
Склонясь у гробового входа,
-О смерть! - воскликнула природа, -
Когда удастся мне опять
Такого олуха создать!.. /Роберт Бёрнс/
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
7. Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
А. С. Пушкин. На М. С. Воронцова.
* * *
Воспитанный под барабаном,,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел —
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел! А. С. Пушкин. На царя Александра I.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
Варианты ответов:
Эпигра́мма (др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.
О́да (от греческого ode-песнь)- жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра.
Эпита́фия (греч. ἐπιτάφιος «надгробный») — изречение (часто стихотворное), сочиняемое на случай чьей-либо смерти и используемое в качестве надгробной надписи.
Песня или песнь — в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения.
Балла́да (от balar танцевать, плясать) — многозначный литературоведческий и музыковедческий термин. Поэтический и музыкальный жанр в XVIII и XIX вв., популярный у романтиков и их позднейших эпигонов. Основное значение: стихотворение с повествовательным сюжетом.
Гимн (др.-греч. ὕμνος) — песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо (первоначально — божество).
Элегия — лирический жанр, содержащий в стихотворной форме эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни; грустное стихотворение, зачастую с сетованиями на жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"
Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...
Приложение к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ Братышевой Дианы
Приложения к научно - практической работе. Братышева Диана...
Презентация к научно - практической работе Близнецы. Определение зиготности близнецов. Характеристика близнецов разных типов на примере близнецов МКОУ Верх – Чикская СОШ.
Презентация к работе...
Население Южной Америки. Практическая работа № 7 «Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки». География, 7 класс
Цели и задачи урока: Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки, народах материка.Оборудование: Политическая карта Южной Америки, контуры стран Южной Америки, разд...
Практическая работа "Обособление определений и приложений"
Практическая работа "Обособление определений и приложений" 8 класс...
Практическая работа № 1. Определение по карте протяженности Воронежской области и в градусной мере и километрах. Определение координат различных точек местности.
Определите по карте географические координаты крайних точек Воронежской области.Подпишите, с какими соседними областями и государством граничит Воронежская область....
Практическая работа №4: «Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам».
Данная практическая работа №4 отличается от аналогичных разработок наличием:- карточки задания №1 - где учащиеся в качестве "стартового спринта" работают по завершению формирования представлений о пар...