Конспект урока литературы в 7 классе.
план-конспект занятия по литературе (7 класс)

Окулова Наталия Алексеевна

Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба".

Урок обощения знаний.

Групповая работа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse._taras_bulba.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема урока: Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Тип урока: урок обобщения знаний

Цели урока:

Познавательные: обобщить знания о повести «Тарас Бульба», сравнить бытовой уклад казаков в произведении и реальности; выяснить, какие темы и проблемы поднимаются в этом произведении;

Развивающие: развить в учащихся творческую активность, развить умение работать в команде;

Воспитывающие: воспитание культуры связной речи, культуры ответа (логичность, последовательность, доказательность);

Оборудование: проектор, доска.

Материалы: картина И. Е. Репина «Запорожцы»; карточки с вопросами для каждой группы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Распределение на группы. Установка регламента выступления каждого учащегося (1-1,5 мин.)

Учащиеся распределяются по группам, получают карточки с вопросами. Каждый учащийся должен высказаться по своему вопросу.

  1. Распределение вопросов на каждого учащегося в группе. Подготовка к выступлению – 10 мин.
  2. Выступление каждой группы.
  3. В конце учащиеся отвечают на вопрос: «Какие темы и проблемы раскрываются в повести Тарас Бульба»»?

Группа 1. Отрывки из истории.

  1. История создания самой повести.
  2. Место действия. Прототипы.
  3. Казак – это …
  4. Сечь – это…

Группа 2. Уклад семьи Бульба.

(Анализ гл.1)

  1. Какую характеристику дает автор Бульбе?
  2. В чем смысл его жизни?
  3. Как отнеслась к решению мужа мать?
  4. Какова судьба жены, женщины того времени?
  5. На что она надеялась, что предчувствовала? Какое чувство заполняло ее душу перед расставанием?

Группа 3. Молодое поколение казаков.

  1. Как учились Остап и Андрий в Киевской академии? (гл.2)
  2. Как Андрий познакомился с панночкой? (гл.2)
  3. О чем братья думали в пути на сечь? (гл.2)
  4. В чем заключался смысл жизни казака? В чем его видел Андрий? (гл.6)
  5. Зачем автор вводит описание степи? (гл.2, «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее … по темному небу».) Почему читатель должен был запомнить этот образ?
  6. Как проявили себя на войне Остап и Андрий?

Группа 4. Жизнь запорожской сечи в реальности и у Гоголя.

(Анализ гл. 3-4)

  1. Каков уклад и законы Запорожской Сечи?
  2. Какое решение принимают казаки после известия о смерти гетмана и почему?
  3. Как казаки решили действовать, узнав об ограблении татарами? Как это характеризует их навыки тактики и ведения войны? (г.8)
  4. Сравните казаков, изображаемых Гоголем и художником И. Репиным. Что общего? Что различно?
  5. Справка (кто изображен на картине И. Репина)

Группа 5. Сравнительная характеристика Остапа, Андрия и Тараса Бульбы.

  1. Какие свойства характера проявляют в мирной жизни?
  2. На войне?
  3. Каково отношение к войне, к Родине?
  4. В чем видят счастье?
  5. Опишите обстоятельства гибели каждого из героев. Почему кто-то при этом изображается как герой, а кто-то «пропал бесславно, как подлая собака»?

Домашнее задание: подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы 10 класс

Конспект обобщающего урока после прочтения "Истории одного города" М.Е.Салтыкова -Щедрина + Проверочная работа....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...