РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ 9 КЛАССА.
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_9_klass.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
«Рассмотрено» «Утверждено»
Руководитель МО Директор МАОУ «СОШ № 14»
________________ __________________
Т.А Морозова. С.А.Пеленкина
Протокол № Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»
НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
(базовый УРОВЕНЬ)
Разработчик программы: учитель русского языка и литературы
Тихонова Светлана Ханифовна
Квалификационная категория:1
Пояснительная записка
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.
Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и тд.)
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.
Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:
воспитание духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.), использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
Предметные результаты.
Учащиеся должны (научиться) понимать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны научиться:
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Календарно- тематическое планирование по предмету Литература 9 класс
№ урока | Наименование темы | Количество часов, отводимых на тему | Примечание |
1 | Литература как искусство слова. | 1 | |
2 | Древнерусская литертаруа | 1 | |
3 | Художественные особенности «Слова о полку..» | 1 | |
4 | Особенности языка и жанра «Слова...» | 1 | |
5 | Классицизм | 1 | |
6 | М.В.Ломоносов. Стихосложения | 1 | |
7 | М В Ломоносов «Ода» | 1 |
|
8 | Г.Р. Державин. Пожт и гражданин | 1 | |
9 | Тема поэта и поэзии в лирике Державина | 1 | |
10 | А.Н. Радищев | 1 | |
11 | А Н Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» | 1 | |
12 | Н М Карамзин: писатель и историк | 1 | |
13 | «Бедная Лиза»- произведение сентиментализма | 1 | |
14 | Урок развития речи. Сочинение «Литература 18 века» | 1 | |
15 | Общая характеристика русской и мировой литературы 18 века | 1 | |
16 | В.А.Жуковский Жизнь и творчество | 1 | |
17 | В А Жуковский .Баллада «Светлана» | 1 | |
18 | А С Грибоедов. Личность и судьба драматурга | 1 | |
19 | «Век нынешний и век минувший...» Анализ комедии | 1 | |
20 | «Можно ль против всех...?»Анализ комедии | 1 | |
21 | «Не образумлюсь, виноват...»Анализ комедии | 1 | |
22 | Общечеловеческое звучание образов персонажей. | 1 | |
23 | Язык комедии «Горе от ума». Анализ эпизода драматического произведения. | 1 | |
24,25 | И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к дом. Сочинению по комедии «Горе от ума». | 2 | |
26,27 | А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. | 2 | |
28 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву»..Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти, в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар». | 1 | |
29 | Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта. | 1 | |
30,31 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».Обучение анализу стихотворения. | 2 | |
32 | Работа по романтической лирике начала 19века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | 1 | |
33 | А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и «естественного». | 1 | |
34 | Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | |
35 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | |
36 | Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина | 1 | |
37 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ писем. | 1 | |
38 | Автор как идейно -композиционный и лирический центр романа. | 1 | |
39-40 | Пушкинский роман в зеркале критики: Белинский, Писарев и др. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к дом. Сочинению по роману. | 2 | |
41 | А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Нравственные позиции в сфере творчества | 1 | |
42 | М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон..», «Молитва», «Парус». | 1 | |
43 | Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | 1 | |
44 | Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нищий», «нет, не тебя так сильно я люблю». | 1 | |
45 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России. Характер лирического героя и его поэзии. | 1 | |
46 | М.Ю.Лермонтов.»Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. | 1 | |
47 | «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». | 1 | |
48 | Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». | 1 | |
49 | Повесть «Фаталист». И ее философско- композиционное значение. | 1 | |
50 | Споры о романтизме и реализме в романе «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского. | 1 | |
51 | Критика романа «Герой нашего времени». Контрольная работа по лирике Лермонтова и его роману «Герой нашего времени». | 1 | |
52 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы. | 1 | |
53 | История создания поэмы «Мертвые души» | 1 | |
54 | Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | |
55 | Образ города в романе «Мертвые души». | 1 | |
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. | 1 | |
57,58 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. | 2 | |
59 | Поэма в оценках Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | |
60 | А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. | 1 | |
61 | Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии. | 1 | |
62 | Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». | 1 | |
63 | Черты его внутреннего мира петербургского мечтателя | 1 | |
64 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести. | 1 | |
65 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Повесть «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя. | 1 | |
66 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19века и чеховское отношение к нему. | 1 | |
67 | А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа. | 1 | |
68 | Русская литература 20века: многообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. Слово о писателе. | 1 | |
69 | И.А.Бунин. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | 1 | |
70 | Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования. | 1 | |
71 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов повести. | 1 | |
72 | Поэтика повести «Собачье сердце». Смысл названия. Фантастика, сатира, гротеск и их роль в повести. | 1 | |
73 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. | 1 | |
74,75 | Композиция рассказа «Судьба человека». | 2 | |
76 | «Судьба человека». Роль пейзажа. | 1 | |
77 | А.И. Солженицын. Слово о писателе «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе. | 1 | |
78 | Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа – притчи. | 1 | |
79 | Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века. | 1 | |
80 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | |
81 | А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен, образы и ритмы поэта. | 1 | |
82 | С.А. Есенин. Слово о поэте.. | 1 | |
83 | Тема Родины в лирике Есенина | 1 | |
84 | Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | 1 | |
85 | В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.. | 1 | |
86 | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой. | 1 | |
87 | «Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. | 1 | |
88 | Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики. | 1 | |
89 | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | 1 | |
90 | Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики. | 1 | |
91 | Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | 1 | |
92 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. | 1 | |
93 | А.Т. Твардовский.. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне. | 1 | |
94 | Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20веков. | 1 | |
95 | Зачетное занятие по русской литературе 20 века | 1 | |
96 | Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии. | 1 | |
97 | Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» ( фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально- философский характер. | 1 | |
98 | У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор). Гуманизм эпохи Возрождения. | 1 | |
99 | Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | |
100 | И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст»(обзор).Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Поиски справедливости и смысла жизни. . | 1 | |
101 | Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 1 | |
102 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.
Бинарный обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить представления о мире сказок;- пока...
Планирование по литературе (Меркин) 9класс
Составить программу по литературе для 9 классов - дело сложгное. Опираясь на материалы учебника под редакцией Меркина Г.С., я составила программу изучения литертуры в выпускном классе....
Рабочая программа по литературе для 9класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса расчитана на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе
Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе...
Рабочая программа по предмету Устная речь 9класс
Рабочая программа разработана для учащихся школы 8 вида с тяжелым нарушением интеллекта....
Рабочая программа по литературе для 9класса
Рабочая программа по литературе для 9 класса (ФГОС)...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...