РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА» ДЛЯ 9 КЛАССА.
рабочая программа по литературе (9 класс)

Тихонова Светлана Ханифовна

Рабочая программа по литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_9_klass.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

«Рассмотрено»                                                                                                                                                           «Утверждено»

Руководитель МО                                                                                                                                                      Директор МАОУ «СОШ № 14»

________________                                                                                                                                                     __________________                    

Т.А Морозова.                                                                                                                                                            С.А.Пеленкина

Протокол №                                                                                                                                                                Приказ  №

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

(базовый   УРОВЕНЬ)

Разработчик программы: учитель русского языка и литературы

Тихонова Светлана Ханифовна

Квалификационная категория:1

Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература  первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и тд.)

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

Цель и задачи обучения. Цель учебного предмета – обеспечение выполнения стандарта, развитие всесторонне развитой личности. Курс литературы направлен на достижение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

   воспитание  духовно  развитой  личности,  обладающей  гуманистическим  мировоззрением национальным и общероссийским гражданским  сознанием,  чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

   развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности

  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания с учётом  основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; создание собственных устных и письменных высказываний, представление своих оценок и сужений по поводу прочитанного.

   овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск и проч.),   использование опыта общения с произведениями художественной литературы  в повседневной жизни и учебной деятельности.

Предметные результаты.

Учащиеся должны (научиться) понимать:

авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны научиться:

               проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащиеся должны использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Календарно- тематическое планирование по предмету Литература  9 класс

№ урока

Наименование темы

Количество часов, отводимых на тему

Примечание

1

Литература  как искусство слова.

1

2

Древнерусская литертаруа

1

3

Художественные особенности «Слова о полку..»

1

4

Особенности языка и жанра «Слова...»

1

5

Классицизм

1

6

М.В.Ломоносов. Стихосложения

1

7

М В Ломоносов «Ода»

1

     

8

Г.Р. Державин. Пожт и гражданин

1

9

Тема поэта и поэзии в лирике Державина

1

10

А.Н. Радищев

1

11

А Н Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

12

Н  М Карамзин: писатель и историк

1

13

«Бедная Лиза»- произведение сентиментализма

1

14

Урок развития речи. Сочинение «Литература 18 века»

1

15

Общая характеристика русской и мировой литературы 18 века

1

16

В.А.Жуковский Жизнь и творчество

1

17

В А Жуковский .Баллада «Светлана»

1

18

А С Грибоедов. Личность и судьба драматурга

1

19

«Век нынешний и век минувший...» Анализ комедии

1

20

«Можно ль против всех...?»Анализ комедии

1

21

«Не образумлюсь, виноват...»Анализ комедии

1

22

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

23

Язык комедии «Горе от ума». Анализ эпизода драматического произведения.

1

24,25

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к дом. Сочинению по комедии «Горе от ума».

2

26,27

А.С.Пушкин. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина.

2

28

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву»..Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти, в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

29

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики поэта.

1

30,31

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».Обучение анализу стихотворения.

2

32

Работа по романтической лирике начала 19века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

33

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и «естественного».

1

34

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

35

Типическое и индивидуальное  в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

36

Татьяна Ларина- нравственный идеал Пушкина

1

37

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ писем.

1

38

Автор как идейно -композиционный и лирический центр романа.

1

39-40

Пушкинский роман в зеркале критики: Белинский, Писарев и др. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к дом. Сочинению по роману.

2

41

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сольери». Проблема «гения и злодейства». Нравственные позиции в сфере творчества

1

42

М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон..», «Молитва», «Парус».

1

43

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

44

Адресаты любовной лирики Лермонтова и послания к ним. «Нищий», «нет, не тебя так сильно я люблю».

1

45

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России. Характер лирического героя и его поэзии.

1

46

М.Ю.Лермонтов.»Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания.

1

47

«Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения».

1

48

Печорин  и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».

1

49

Повесть «Фаталист». И ее философско- композиционное значение.

1

50

Споры о романтизме и реализме в романе «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г.Белинского.

1

51

Критика романа «Герой нашего времени». Контрольная работа по лирике Лермонтова и его роману «Герой нашего времени».

1

52

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.                                                    

1

53

История создания поэмы «Мертвые души»

1

54

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

1

55

Образ города в романе «Мертвые души».

1

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

57,58

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора.

2

59

Поэма в оценках Белинского. Подготовка к сочинению.

1

60

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

61

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.

1

62

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи».

1

63

Черты его внутреннего мира петербургского мечтателя

1

64

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

65

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Повесть «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1

66

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19века и чеховское отношение к нему.

1

67

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1

68

Русская литература 20века: многообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. Слово о писателе.

1

69

И.А.Бунин.  «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

1

70

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

1

71

М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально – философская сатира на современное общество. Система образов повести.

1

72

Поэтика повести «Собачье сердце». Смысл названия. Фантастика, сатира, гротеск и их роль в повести.

1

73

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя.

1

74,75

Композиция рассказа «Судьба человека».

2

76

«Судьба человека». Роль пейзажа.

1

77

А.И. Солженицын. Слово о писателе «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе.

1

78

Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа – притчи.

1

79

Контрольная работа по произведениям второй половины 19 и 20 века.

1

80

Русская поэзия Серебряного века.

1

81

А.А. Блок. Слово о поэте. Высокие идеалы и предчувствие перемен, образы и ритмы поэта.

1

82

С.А. Есенин. Слово о поэте..

1

83

Тема Родины в лирике Есенина

1

84

Размышления о жизни, о любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина.

1

85

В.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций..

1

86

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой.

1

87

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой. «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

88

Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.                     Философский характер лирики.

1

89

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

90

Стихи А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

91

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.

1

92

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.

1

93

А.Т. Твардовский.. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

1

94

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20веков.

1

95

Зачетное занятие по русской литературе 20 века

1

96

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

97

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» ( фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее универсально- философский характер.

1

98

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор). Гуманизм эпохи Возрождения.

1

99

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет   как вечный образ мировой литературы.

1

100

И.-В. Гете. Слово о поэте. «Фауст»(обзор).Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Поиски справедливости и смысла жизни. .

1

101

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Планирование по литературе (Меркин) 9класс

Составить программу по литературе для 9 классов - дело сложгное. Опираясь на материалы учебника под редакцией Меркина Г.С., я составила программу изучения литертуры в выпускном классе....

Рабочая программа по литературе для 9класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса расчитана на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе

Рабочая программа по бурятской литературе в 9классе...

Рабочая программа по предмету Устная речь 9класс

Рабочая программа разработана для учащихся школы 8 вида с тяжелым нарушением интеллекта....

Рабочая программа по литературе для 9класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса (ФГОС)...

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы

РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...