Литературное чтение 3 класс И.С Соколов-Микитов "Листопадничек"
методическая разработка по литературе
Методическая разработка + презентация+кластер+синквейн. 3 класс. Литературное чтение. УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy.docx | 11.63 КБ |
sinkvey1.docx | 10.61 КБ |
klaster1.docx | 12.26 КБ |
listopadnichek.pptx | 2.29 МБ |
urok_po_lit.cht_._3_klass.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Много спать – дела не знать.
В гостях хорошо, а дома лучше!
Всякий кулик своё болото хвалит.
Много спать – дела не знать.
Вернуться в родные пенаты.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Много спать – дела не знать.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Много спать – дела не знать.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Хорошо тому, кто в своем дому.
Предварительный просмотр:
Кластер
Кластер
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Хатка бобров
С инквейн 1. - Зайчик 2. – 2 прилагательных; 3. – 3 глагола; 4. – ключевое предложение из текста ; 5. - своё отношение
В гостях хорошо, а дома лучше! Пословицы Вернуться в родные пенаты. Хорошо тому, кто в своём дому. Нет друга лучше, чем родная матушка.
Дом, в котором мы живем, Самый лучший в мире дом! Память добрую о нем Мы всю жизнь в сердцах несем. Пусть тепло и добрый свет Будут в нем на тысячу лет!
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема: «И. С. Соколов-Микитов Листопадничек. Закрепление»
Цели деятельности учителя:
- закрепить знания учащихся о творчестве И.С. Соколова-Микитова;
- развивать навыки выразительного, беглого чтения, развивать внимание, память, воображение.
Планируемые результаты:
предметные: закреплять знания прочитанного рассказа «Листопадничек»; развивать устную речь; совершенствовать умение давать характеристику герою;
личностные: формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте; анализировать и синтезировать прочитанное.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу!
2.Постановка учебных задач и её решение
- Ребята, чтобы вспомнить, какое произведение мы с вами изучали на прошлом уроке, ответьте на вопрос «Кто как готовится к зиме?»
1. Белка, бобр;
(животные, которые запасают себе на зиму корм)
2. Медведь, ёж;
(животные ложатся в спячку)
3. Лиса, заяц.
(животные не запасают корм, не ложатся в спячку)
- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (Учащиеся высказывают мнения).
- Как называют зайцев, родившихся осенью?
- Итак, с каким произведением мы познакомились? («Листопадничек»).
- Верно, кто является автором этого произведения? (И.С. Соколов-Микитов).
- Ребята, сегодня мы продолжаем работу с произведением И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек».
- Какие цели мы можем поставить к сегодняшнему уроку? (закрепить знания по произведению «Листопадничек»)
Решение частных задач:
- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка).
- Докажите. А к какому виду она относится? (Сказка – произведение волшебного характера, основанного на вымысле. В сказке «Листопадничек» животные разговаривают, события нереальные.)
- Какая эта сказка и почему? (литературная)
- Давайте вспомним, кто главный герой произведения? (заяц – листопадничек)
-Это осенних зайчиков так называют. А как же называют зайчиков, рожденных в другое время? Хотите узнать? (сообщение ученика)
Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст (наст на снегу - заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели), летние зайчата – «колосовики» или «травники», а осенние – «листопадники».
3. Проверка домашнего задания.
Выборочное чтение (чтение-поиск):
-Давайте вспомним, какая мечта была у маленького зайчика?
-Почему она появилась?
- Кого встретил зайчонок во время путешествия?
- Найдите и прочитайте отрывок описания хатки бобров. (с.62 «Прыгнул листопадничек в хатку…»)
-Понравилась ли зайчику хатка бобров?
- Если зайчонку не понравилось у бобров, почему он не убежал? (боялся холодной воды, не умел плавать и нырять).
-Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать за Листопадничка.
А, знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назовите тех, которые встретились в произведении.
Физминутка. Игра «Верю, не верю» (верю - хлопать, не верю - топать)
Верные и неверные утверждения: Верите ли вы, что:
- это сказка о животных!
- листопаднички - это зайцы, рождённые осенью!
- зайцы живут под водой!
- гуляя в лесу не надо соблюдать никаких правил!
- можно брать домой маленьких зайчат!
- зайчонок побежал за журавлями в теплые страны!
- бобры строили плотину!
- "Листопадничек" - это сказка!
4. Закрепление материала.
1) Характеристика героев. (Работа в группах)
1 группа составляют кластер - о Листопадничке
- Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.
- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);
- любознательный (задаёт вопросы бобрам);
- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);
- добрый (помогал нянчить бобрят);
- заботливый (кормит бобрят);
- смелый (научился плавать);
- любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).
2 группа составляют кластер. – о бобрах, дайте характеристику бобрам.
- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу);
- запасливые (готовят корм на зиму);
- гостеприимные (приютили зайца);
- заботливые (волнуются за бобрят);
- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении);
- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок).
3 группа составляет синквейн о зайчике
(На слайд выносится план работы с синквейном).
1) – существительное;
2) – 2 прилагательных;
3) – 3 глагола;
4) – ключевое предложение из текста;
5) (своё отношение)
Зайчик
Любознательный, трусливый
Заботится, боится, ныряет
Листопадничек познакомился с бобрами .
Листопадничек.
2) Работа с пословицами (работа в парах)
-Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара получит пословицы, из них выберите ту, которая больше всего, по вашему мнению, подходит к произведению Соколова-Микитова «Листопадничек».
-Объясните свой выбор.
- Много спать – дела не знать.
- Всякий кулик своё болото хвалит.
- В гостях хорошо, а дома лучше!
Это и есть главный смысл сказки.-
- Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас. Дом – это там, где живут самые родные и близкие нам люди.
3) Графический диктант
1.Произведение «Листопадничек написал Александр Куприн.
2.Листопадничек – это имя бобра.
3.Бобры строили хатку.
4.Листопадничек побежал за журавлями в тёплые страны.
5.Бобр выгнал из кладовой разбойницу – лисицу.
6.Старый бобр научил зайчонка плавать и нырять.
7.Бобрята питались ивовой корой.
5. Итог урока.
- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя?
- О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они - главная опора в жизни.)
А закончить урок я хочу замечательными строчками:
Дом, в котором мы живем,
Самый лучший в мире дом!
Память добрую о нем
Мы всю жизнь в сердцах несем.
Пусть тепло и добрый свет
Будут в нем на тысячу лет!
6. Рефлексия. (Написание синквейна)
- Попробуем с вами написать синквейн. (Это пятистишье)
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Подберите два прилагательных, относящихся к теме урока.
- Подберите три глагола.
- Что запомнили, узнали? Попробуйте сказать одним предложением.
- Теперь выскажите свое отношение (одним словом)
- Вам было сложно, легко? (интересно)
7.Домашнее задание, выставление оценок.
1. Подготовить пересказ сказки от лица Листопадничка или Бобра (по своему желанию).
2. Проиллюстрируйте понравившийся эпизод сказки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Тест к обобщающему уроку по теме "Литературные сказки". Литературное чтение 4 класс УМК "Школа России".
В тесте содержатся задания по произведениям раздела "Литературные сказки", а так же ключ к тестовым заданиям....
Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"
Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Календарно – тематическое планирование рабочей общеобразовательной программе для обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Чтение (литературное чтение)» 6 класса
Календарно-тематическое планирование учитывает особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей, направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному ра...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Контрольная работа по произведениям 20 века 9 класс "Чтение и литературное чтение"
Итоговый контроль знаний по изученным произведениям 20 века в 9 классе...