Открытый урок - диспут "А завтра была война"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Шматко Ирина Алексеевна

Открытый урок -диспут "А завтра была война! прошел в нашей школе.Ребята готовили инсценировку из произведения Б.Васильева" А завтра была война".Мы посмотрели спектакль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disput_po_spektaklyu_i_povesti_zavtra_byla_voyna.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Диспут «Мой первый другмой друг бесценный!»

по спектаклю «Завтра была война».

(девочки  и мальчики в школьной форме, в конце мероприятия фотография с учителем и гостями)

Мой первый другмой друг бесценный!

 И я судьбу благословил…

А.С.Пушкин

Ход мероприятия.

Учитель:

« Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил…» - это строки из стихотворения А.С.Пушкина, обращенные к другу юности поэта Ивану Пущину.

У вас есть  настоящие друзья? 

(если ДА, то – это очень хорошо; если НЕТ, то - много друзей не бывает.)

Наша беседа о таких же молодых и юных ребятах, которые учились и общались, дружили и любили, но  которых завтра ждала война.

В рамках внеурочной деятельности « Азбука театрального искусства» мы посмотрели спектакль «Завтра была война» по произведению Бориса Васильева и сегодня будем говорим о том, что довелось им пережить  в столь юном возрасте.

Автор повести «Завтра была война» Борис Львович  Васильев родился в Смоленске 21 мая 1924 года. Прямо из школы в 17 лет 8 июля 1941 года добровольцем ушел на фронт. В 1943 году был контужен в бою под Вязьмой. После того как выписался из госпиталя, поступил в Военно- техническую академию бронетанковых войск. Работал инженером - испытателем на Урале.

Сложны жизненные экзамены на человечность и мужество, которые пришлось выдержать девятиклассникам. Давайте, поговорим о них.

– Кто из героев понравился больше всего и? ЧЕМ?

–Чем они похожи на вас? (дружат, любят)

– Вы умеете дружить?

– Какая дружба у ребят 9 класса?

– Кто научил ребят дружбе, взаимовыручке? (семья, учителя)

 –Как складывались отношения в семьях  (Искра, Вика, Зиночка, Артема?)дать задание

- Почему ее зовут Искра? (она оправдывала свое имя)

Учитель: вы убедились, что воспитывают не нотациями, а личным примером. Как вы думаете, герои спектакля чем-то похожи на своих родителей? Как это отражено в характере Вики Люберецкой, в поступках Искры Поляковой?...

 Что бы вы взяли для себя, когда у вас будет семья?

Учитель: давайте вспомним встречу девочек и отца Вики у них дома, за чашечкой чая. Каким он был радушным, гостеприимным. Ему было интересно познакомится с подругами дочери. А спустя какое- то время его называют  «врагом народа».

–  Как отнеслись ребята к аресту отца  Вики Люберецкой?

– Они  поверили в предательство?

– Вас когда – нибудь предавали? Что вы чувствовали?

– Почему Сашка Стамескин не пришел с ребятами к Люберецкому, а потом еще и предупреждал Вику об их неправильном  визите?

– Можно ли назвать эту ситуацию предательством?

– Почему Искра не смогла простить Стамескину такого предательства? А что значит уметь прощать?

- Как изменила Вика ребят? (при жизни, смерть)

Учитель: Давайте еще раз обратимся  к ее последнему письму (инсценировка    № 31).

– Как актеры выразили переживания героев?

– Почему Искра выбрала стихотворение Есенина «До свиданья, друг мой, до свиданья»? (настоящие друзья, проводили, можно позавидовать)

– Что еще доказывает, что они дружны? (Горе их сплотило, объединило)

Учитель: В подтверждение этому посмотрим еще одну сцену. ( предлагаю вашему вниманию сцену № 32)

 -Каков был  личный пример Валентины Андроновны? Способна ли она понять и поддержать ребят?

- Кто  из взрослых искренне переживает горе детей? (директор школы, родители) .

- Чему научил ребят директор школы Николай Григорьевич? (сочувствовать, сопереживать, быть отзывчивыми)

– К чему призывал ребят Николай Григорьевич? (быть внимательными, чуткими и достойными дружбы)

 Учитель: Вспоминается мне строчка из стихотворения Беллы Ахмадулиной «Друзей моих прекрасные черты». Какими бы вы хотели видеть своих друзей?  Дружбу надо завоёвывать или принимать друзей такими, какие они  есть?

 Если бы не было войны, как бы сложилась жизнь этих героев?

- Кем могла стать Искра в наше  время?

– Как на их судьбы повлияла война?

– Как вы считаете, почему Б. Васильев не рассказывает читателям о том, как воевали его герои?

– Можно ли сказать, что этот спектакль  изменил ваше отношение к произведению?

 Почему автор сделал героями  повести своих  первых друзей через 40 лет? ( он пережил войну, но хотел, чтобы связь поколений не прервалась. Мы должны знать и уважать свое прошлое, каким бы оно ни было, гордиться своими героями и помнить о том, что они для нас завоевали мир)

- К этому нас призывает  замечательный поэт  Роберт Рождественский, чье детство совпало с войной:

Вспомним всех поименно

Горем вспомним своим.

Это нужно -  не мёртвым.

Это надо  - живым!

Почему это нужно живым?

Может быть, прежде всего, чтобы оставаться людьми порядочными, честными, способными на поступок; уметь отстаивать свою точку зрения.  Ведь именно такими оказались те, о ком мы сегодня говорили. Вы никогда не можете знать, как ваше слово отзовется. Мы видим, что резкое слово, оскорбительное суждение, может иметь роковые последствия, так это случилось с Викой Люберецкой. Борис Львович Васильев  призывает: «На всю жизнь запомните, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок — убивает дурное слово и скверное дело, убивает равнодушие и казенщина, убивает трусость и подлость».

Мы начали диспут со слов А.Пушкина «Мой первый друг! Мой друг бесценный!……». Хочется пожелать вам иметь на вашем жизненном пути как можно больше настоящих и верных друзей!  Берегите своих первых  друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по повести Б.Л.Васильева «Завтра была война»

Этот урок мы посвятили живым и павшим участникам Великой Отечественной войны. А какое оно было, поколение, которое приняло удар войны на себя? Об этом повесть Б.Васильева "Завтра была война"...

Внеклассное мероприятие "Завтра была война..."

Внеклассное  мероприятие, посвященное празднику  Победы и  выпускникам -фроновикам   школы №19 города Уфы. Многие из  них   ушли на  фронт Великой Отечественной войн...

Читательская конференция по повести Бориса Васильева "Завтра была война".

Конференция по книге,призванная показать нравственные идеалы писателя, поможет воспитанию чувств патриотизма и гордости за свою страну, свой народ, поможет формировать неравнодушное отношение к п...

"Нравственные уроки романа Б.Васильева "Завтра была война"

Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "Завтра была война"...

Нравственные уроки романа Б.Васильевам "Завтра была война" презентация

Презентация к уроку внеклассного чтения "Завтра была война"...

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"

К уроку внеклассного чтения по повести Бориса Васильева "Завтра была война"...

Сценарий урока по книге Б. Васильева «Завтра была война»

Методическая разработка сценария урока на Международный конкурс «Уроки Победы»2019–2020 – победитель Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы» ...